В понедельник, 6 декабря, папа Римский Франциск в ходе пресс-конференции на борту самолета по возвращении из своей апостольской поездки в Грецию и на Кипр заявил, что «строить стены означает утрачивать собственную историю», сообщает ТАСС.
По его словам, многие забыли, что сами были мигрантами.
«Если [миграционным] потоком нельзя управлять, то нужно вести диалог с другими странами. ЕС важен для этого, поскольку [у него] есть возможность координировать правительства в вопросе распределения мигрантов. Но не хватает общей гармонии», - констатировал понтифик.
Франциск отметил важность интеграции, которая необходима для того, чтобы мигранты не оказались в гетто и не становились угрозой для общества. По его словам, будущее многих стран именно за мигрантами. «На кону стоит человечество», - резюмировал понтифик.
Миграционная проблема стояла в центре апостольской поездки Франциска на Кипр и в Грецию, где он побывал на острове Лесбос и встретился с беженцами.
Заявление понтифика проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» д.ф.н., профессор Сергей Викторович Лебедев:
Папа Франциск родом из Аргентины – страны мигрантов. Его предки по фамилии Бергольо, итальянские мигранты, перебравшиеся в Южную Америку. Поэтому, когда папа Римский говорит о мигрантах, то невольно, может быть, имеет в виду, в том числе и себя.
Все нации, в том числе нации западного полушария, в значительной степени состоят из мигрантов. Люди на планете Земля постоянно перемещаются. Но можно отметить интересную особенность — нынешняя миграция в основном идёт в Европу, в которой нации не были переселенческими в отличие от тех же аргентинцев. И в Европу перемещаются мигранты совершенно иной культуры – с Ближнего Востока.
С одной стороны, европейские католики по-христиански должны помогать и сочувствовать мигрантам, но папа Франциск, мне кажется, занял не очень правильную позицию, видимо, надеясь, что под влиянием предоставленных комфортных условий многие мигранты станут хорошими христианами.
Исторический опыт показывает, что, скорее всего, наоборот. Радушный прием мигранты примут за признак слабости и будут навязывать местным жителям свои предпочтения.
Мне кажется, что понтифик в данном случае, мягко говоря, ошибается. Его личный опыт как аргентинца итальянского происхождения, его христианские чувства (кои нельзя ставить под сомнение) и стремление помогать мигрантам – искренние. Действительно, многие люди вынуждены бежать. Иракцы или курды рванули в Европу именно от войны, а не только за пособием, хотя от него они и не станут отказываться.
Это очередная ошибка католицизма, которая не приведёт к спокойствию внутри самой Католической церкви. Хотя католицизм всегда отличается жёсткой дисциплиной, которой могут позавидовать все армии мира. Однако латиноамериканский, американский, западноевропейский, восточноевропейский католицизм – совершенно разный. Естественно, что появления единого католического подхода ко многим вопросам можно и не ожидать.
Допустим, филиппинцы будут приветствовать папу Римского, потому что переселяются в США. Они занимают второе место после мексиканцев по числу мигрантов в Америке.
Аналогичным образом мексиканцы будут надеяться, что папа Римский говорил про них. В данном случае сказывается латиноамериканское происхождение понтифика.
Но в Европе, постхристианском континенте, значительная часть людей являются лишь формальными христианами, которые в церкви бывает три раза в жизни — во время крещения, венчания и отпевания.
Поэтому европейцы – люди совсем иной, не католической религии. В США в основном католики переселяются из Латинской Америки и Филиппин, а в Европу — с Ближнего Востока, а там христиан вообще надо защищать. Их мало, а самое главное, они количественно не выделяются среди мигрантов.
В Европе приток мигрантов ведёт только к новым конфликтам и обострениям. Миграция имеет такую особенность — приезжают вначале одни, а потом выписывают всех своих друзей, родственников, знакомых и не успокоятся, пока весь свой кишлак или племя не перетащат в Европу.
В Европе мигранты создают своё общество – с клановостью, правлением вождей, господством своих традиционных религий, даже не шариата, а ещё более архаичных племенно-кодексных, типа «закона гор». У арабов это называется «асабийя» — закон пустыни, законы кровной мести, похищение невесты, многожёнство. Самое главное, что Европе от этого совсем ничего не перепадёт.
В результате возникает этническая экономика, когда производитель, рекламщик и потребитель относятся к одному этносу, который не является коренным для этой страны. В Европе это может вызвать, мягко говоря, недоумение, разочарование католиков, которые пытаются защитить свою страну от вторжения.
Во Франции лихо поднялся такой политический деятель, как Земмур. Бедную Марин Ле Пен он заслонил, поскольку пока Ле Пен несколько лет пыталась договориться с истеблишментом, а он грубо, по-мужицки сказал, что он за реконкисту – за освобождение Франции от мусульман. Земмур мог себе это позволить, он сам родом из Алжира и еврей по происхождению. Марин Ле Пен этого бы не простили.
Добрые католики, особенно фундаменталистского направления, последователи кардинала Лефевра , которого можно сравнить с протопопом Аввакумом, ещё больше отойдут от Рима. В Европе Католическую церковь, которая и так потеряла значительную часть своего влияния, ждут очень большие неприятности.
Именно католическая Польша сейчас показала всему миру своё отношение к мигрантам, когда их морозят и закапывают на границе с Белоруссией. Не будем касаться темы, хорошо или плохо поступил батька Лукашенко, но, мягко говоря, «добрые» польские католики под руководством католической партии выступают против абортов и многих тонкостей современных европейских ценностей, ведут себя так агрессивно по отношению к мигрантам. Поэтому можно ожидать разочарование польских католиков в папе Римском.
В другой католической стране, Ирландии, большинство населения проголосовало за легализацию однополых «браков». И этот факт означает, что католичество в этой стране потеряло авторитет еще до наплыва мигрантов.
Мы все помним Ольстерский кризис, который являлся как раз противостоянием католиков и протестантов. Тут специфика чисто ирландская. Когда англичане завоевали этот зелёный остров, ирландцы потеряли всё: независимость, землю и язык. Поскольку они в большинстве своим говорят по-английски, как назло, все великие английские писатели были ирландцами, и единственное, что у них оставалось — основа их идентичности, — это католичество. Так что католиками они были ревностными.
Теперь и Ирландия уже не католическая страна. Если папа Римский, как говорится, выступает за мигрантов, а Польша ведёт себя совсем не так, у неё тоже будут определенные разочарования.
Что касается мигрантов из католических стран, то нужно учитывать специфику того, куда они переселяются. В основном в США. Напомню, что основателями США были протестанты, католиков там было очень мало. В момент провозглашения Независимости католики составляли лишь 1% населения, и только один из 77 подписантов Декларации независимости был католиком. Знаменитый «Ку-клукс-клан», который был не только против негров, выступал еще и против католической миграции.
Сейчас католики в США стали самой крупной конфессией. Но это не католицизм европейского плана, это латиноамериканский, а конкретно — мексиканский католицизм. Так что здесь не всё так однозначно.
Резюмируя всё вышесказанное, хочу сказать, что папа Франциск, несомненно, человек благородный, все знают его позицию: во время военной диктатуры в Аргентине он защищал людей. Все знают, что он поклонник теологии освобождения, то есть – за социальную справедливость. В данном случае, какими бы мотивами он ни руководствовался, все сделанные им высказывания приведут к дальнейшему углублению раскола среди католиков разных стран и усилению тянущегося уже многие десятилетия кризиса Католической церкви.