Закрыть тему «царских останков»

Часто приходится сталкиваться с плохим знанием фактов

Анатолий Степанов 
Екатеринбургские останки 
0
11.11.2021 3631
Фото: Из личного архива автора

Наш читатель Владимир Гаврин прислал в редакцию письмо, в котором предлагает «закрыть» тему «царских останков», поскольку, по его мнению, она является «спецоперацией по внесению раскола в православие и русский мир».

Читатель пишет: «С моей точки зрения, вся тема так называемых "царских останков" представляет собой одну из стратегических успешно ведущихся спецопераций Запада по внесению раскола в русский мир и православие.

Навязав государству занятие этой темой, Запад решает, в том числе, следующие задачи: православный мир никогда не поверит в "царские останки" пока они, если действительно остались, не будут чудесным образом явлены Божией силой, поскольку Царь с семьей являются прославленными святыми. Государство, признавая лишь результаты следствия, не только тем самым оказывает неуважение православной традиции, но и неизбежно оказывает давление на иерархов, вынуждая признать приоритет результатов следствия над Божественным подтверждением святости. Таким образом, вбивается клин в православный мир, в православную церковь и между православными и государством.

Правильной позицией РНЛ было бы заявить, что тема является провокационной и вредной и предложить РПЦ и государству от православной общественности эту тему закрыть.

Буду благодарен за Ваше сообщение о принятом решении по моему предложению».

Такое вот оригинальное предложение, в котором причудливо соединяются как реальные проблемы, так и довольно фантастические предположения, основанные, увы, на плохом знании фактов. С этим – плохим знанием фактов в обсуждении темы «екатеринбургских останков» часто приходится сталкиваться, поэтому я решил ответить автору письма публично.

Давайте вспомним хронологию событий. Спокойно и беспристрастно.

Летом 1979 года группа энтузиастов в составе московского писателя Гелия Рябова с супругой, уральского геолога Александра Авдонина с супругой и молодого коллеги последнего Геннадия Васильева нашли могилу в Поросёнковом логу. Они использовали в своих поисках так называемую «записку Юровского» и карты местности. Поисковиков «прикрывал» всесильный тогда министр внутренних дел СССР, друг советского вождя Л.И. Брежнева Н.А. Щёлоков, внештатным помощником которого был киносценарист Г.Т. Рябов, создатель популярного советского сериала «Рождённая революцией». До сих пор до конца непонятны мотивы Щёлокова. С чем был связан его интерес к Царской теме? Мы лишь знаем, что в это время в советских верхах шла ожесточённая борьба двух советских силовых министров Щёлокова и председателя КГБ Ю.В. Андропова, завершившаяся в итоге победой Андропова и самоубийством лишённого всех постов и наград Щёлокова. Мы также знаем, что именно Андропов инициировал снос «Дома Ипатьева». Весьма вероятно, что борьба двух советских министров каким-то образом включала и Царскую тему. Но делать выводы затруднительно, прямых доказательств нет, только косвенные факты.

В любом случае, в истории обнаружения могилы трудно увидеть «след Запада», скорее уж борьбу кланов во власти на излёте советской державы.

О своей находке Рябов и Авдонин долго молчали, тем паче вскоре умер Брежнев, к власти пришёл Андропов, а Щёлоков оказался в опале, которая закончилась трагедией самоубийства. Но вот весной 1989 года, когда СССР уже затрещал по швам, Рябов дал интервью газете «Московские новости», а затем опубликовал в журнале «Родина» свой очерк «Принуждены вас расстрелять», в котором рассказал о своём участии в обнаружении «царской могилы».

Публикации Г.Т. Рябова были замечены не только в нашей стране, но и в эмиграции. И в том же 1989 году в США представителями Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ) была создана Российская зарубежная экспертная комиссия в составе: П.Н. Колтыпин-Валловский (председатель), князь А.П. Щербатов (вице-председатель), профессор Е.Л. Магеровский (секретарь) и два члена: граф Н.Д. Толстой-Милославский и известный историк, профессор П.Н. Пагануцци. С той поры три члена Комиссии уже отошли в мир иной – Павел Пагануцци умер в 1991 году, не приняв активного участия в её деятельности. Князь Алексей Щербатов умер в 2003 году, а в 2009 году умер самый активный участник Комиссии Евгений Магеровский. Зарубежная комиссия была активным участником дискуссий 90-х годов, её члены были решительными противниками подлинности останков и во многом повлияли на позицию Священноначалия Русской Православной Церкви, особенно учитывая тот факт, что в то время начались переговоры о воссоединении Русской Церкви, и всякие подозрения в «совковости» РПЦ вредили переговорам.

Вот тут можно увидеть влияние Запада, о чём пишет наш читатель, особенно учитывая тот факт, что секретарь Комиссии Е.Л. Магеровский служил в разведывательных службах США и был крупным советологом. Однако видеть в позиции Зарубежной Комиссии «происки Запада», во-первых, явное упрощение проблемы, а во-вторых, и это главное, выходит полная бессмыслица: Запад, получается, был заинтересован в непризнании останков.

Гелий Рябов, по всей видимости, не согласовал свою инициативу по оглашению результатов их раскопок с другим участником «экспедиции» 1979 года геологом Александром Авдониным (впоследствии каждый из них стремился подчеркнуть свою определяющую роль в нахождении могилы), и тот решил также действовать самостоятельно. Он обратился к председателю Свердловского Облсовета Эдуарду Росселю с заявлением, что ему известно место «царской могилы».

С 11 по 13 июля 1991 года по инициативе руководства региона прокуратурой Свердловской области были проведены раскопки могилы. Э.Э. Россель решил не тянуть с раскопками, они были проведены в спешке, под дождём, без соблюдения нужных научных правил, солдатами, а не археологами. Ходили разговоры, что Россель хотел поскорее достать из земли и сохранить в Свердловске найденные реликвии, чтобы превратить их и могилу в туристический объект. В августе 1991 года кости были переданы на хранение в городское бюро судебно‑медицинской экспертизы Екатеринбурга.

В могиле были обнаружены останки 9 человек, что усугубило сомнения в принадлежности останков Царской Семье и их слугам, поскольку в подвале Ипатьевского дома расстреляны были 11 человек.

Первоначально следственные действия и экспертизы велись местными властями. Россель даже пригласил группу американских учёных во главе с судебным антропологом Уильямом Мейплзом, поскольку не доверял советским антропологам, которые тоже участвовали в идентификации (группа В.Л. Попова). 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой было открыто уголовное дело № 16-123666 об убийстве Царской Семьи. Следствие возглавил следователь-криминалист Владимир Соловьёв, который на тот момент уже наблюдал от Генпрокуратуры за ходом местного следствия. Номер следственного дела вызвал большое смущение в православной среде из-за того, что в нём оказалось три шестёрки, это добавило ещё больше недоверия к следствию со стороны православных. Многие посчитали это вызовом православным, а то и прямым указанием на инфернальные силы.

23 октября 1993 года по распоряжению Правительства РФ была создана Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи. До декабря 1997 года её председателем был вице-премьер Правительства Юрий Яров, затем – вице-премьер Борис Немцов. На это стоит обратить внимание. Часто говорят, что комиссией руководил человек совсем непатриотических взглядов и чуждый Церкви – Немцов, однако на деле комиссию возглавлял 4 года Яров, и только последние полгода ею руководил Немцов. Русскую Православную Церковь в Правительственной комиссии представлял митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий (Поярков).

В рамках работы Правительственной комиссии были проведены разные экспертизы, определяющими из них стали генетические экспертизы: в Олдермастонском центре криминалистических исследований в Англии (1993), в Военно-медицинском институте Минобороны США (1995), в Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы Минздрава России (1997). 30 января 1998 года Комиссия завершила свою работу и сделала вывод: «Останки, обнаруженные в Екатеринбурге, являются останками Николая II, членов его семьи и приближенных людей».

Русская Православная Церковь не согласилась с таким однозначным выводом Комиссии, Священный Синод поставил ряд вопросов перед членами Комиссии и предложил продолжить исследования, поскольку на эти вопросы не получил убедительных ответов. Однако Правительственная комиссия проигнорировала тревоги Священноначалия и решила начать подготовку к захоронению.

17 июля 1998 года, в 80-летнюю годовщину убийства Царской Семьи, состоялось захоронение «екатеринбургских останков» в Екатерининском приделе Петропавловского собора Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали президент России Борис Ельцин, губернатор Петербурга Владимир Яковлев, представители Ассоциации князей Романовых и российской общественности. Патриарх Алексий II на церемонию не приехал, не было и никого из архиереев. Участие Русской Православной Церкви было сведено к отпеванию 9 человек как останков неизвестных мучеников («Ты бо, Господи, веси имена их»). По решению Священного Синода отпевали пять священников Санкт-Петербургской епархии.

Следственное дело было закрыто. Дальнейшие розыски продолжали энтузиасты.

29 июля 2007 года неподалёку от могилы было найдено кострище, в котором были обнаружены остатки костей двух человек, как потом определили эксперты – девушки и ребёнка. 21 августа 2007 года Генеральной прокуратурой РФ было принято решение о возобновлении следствия по уголовному делу, которое вновь возглавил следователь В.Н. Соловьёв.

15 января 2009 года следственное дело было окончательно закрыто. Однако оставалось непонятным, что делать с найденными в кострище останками. Следователь В.Н. Соловьёв пытался добиться изменения позиции Церкви и торжественного отпевания в Петропавловском соборе. Они писал письма на имя Святейшего патриарха и членов Священного Синода. Однако ввиду того, что Соловьёв не пользовался доверием в церковной среде, письма следователя игнорировались. Обгоревшие останки оставались без погребения, сначала они находились в сейфе следователя, затем в ГАРФе, потом были переданы в Новоспасский монастырь в Москве. Неопределённость сохранялась, и надо было что-то делать.

И вот в сентябре 2015 года было найдено взаимопонимание между Следственным комитетом России и Священноначалием Русской Православной Церкви. СКР возобновил расследование по факту гибели Царской Семьи в тесном взаимодействии с РПЦ. По просьбе Священноначалия был отстранён не вызывавший доверия следователь В.Н. Соловьёв, руководить следствием стала старший следователь по особо важным делам М.В. Молодцова. Также СКР удовлетворил просьбу об открытии нового следственного дела с другим номером. От участия в работе был также отстранён директор ГАРФ доктор исторических наук С.В. Мироненко, также не вызывавший доверия у Патриархии из-за своего откровенного атеизма. Словом, все пожелания Священноначалия были выполнены.

Одновременно была образована специальная Церковная комиссию во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым), который тогда был управляющим делами Московской Патриархии. Его заместителем стал председатель Синодального отдела по связям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин. Однако он был вскоре снят с поста руководителя Синодального отдела и лишился других церковных должностей. В результате заместителем председателя и фактическим руководителем всей работы стал епископ Егорьевский (ныне митрополит Псковский и Порховский) Тихон (Шевкунов).

Были проведены новые экспертизы, в том числе генетические. Для чего даже открывали могилу отца святого Царя Николая – императора Александра III. Были привлечены как не вызывавшие аллергии у Патриархии старые эксперты, так и новые.

И вот следственная бригада завершила работу. Итоги работы следствия опубликованы в книге «Преступление века. Материалы следствия» в трех томах, которые размещены на сайте Следственного комитета России.

Таким образом, трудно увидеть в истории с обнаружением «царской могилы» и расследованием дела какое-то «влияние Запада», чтобы агенты влияния Запада подбросили эту тему Русской Церкви и Российскому Государству. Также очевидно, что государственная власть в лице руководства Следственного комитета России ничего Церкви не навязывает. Следователи добросовестно выполнили свою работу, предоставили Церкви и обществу её итоги. А принимать окончательное решение, поскольку речь идёт о прославленных Церковью святых, будет Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который, как ожидается, состоится в мае 2022 года.

Вместе с тем, нельзя не признать, что вопрос об отношении к «екатеринбургским останкам» разделяет церковное сообщество. Недоверие к выводам современного следствия и доверие к выводам белогвардейского следствия сохраняется, как в среде духовенства, так и в среде активных мирян. Недоверие это сформировалось десятилетиями.

Однако вопрос признания или непризнания останков в качестве Святых мощей не заканчивается на научной и следственной экспертизе. В дополнение к экспертизам, проведённым следствием, нужна «духовная экспертиза», которая и должна поставить точку в этом деле. Мне уже доводилось об этом писать в статьях «А если это Царские мощи? Как решить проблему "екатеринбургских останков?» и «Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов? К возобновившимся спорам о "екатеринбургских останках"».

«Закрыть» тему «царских останков», как предлагает читатель, невозможно. Если это Святые мощи, они должны стать местом поклонения верующих. Если есть в этом сомнения, то вопрос нужно отложить. Так что будем дожидаться Архиерейского Собора и уповать на то, что он примет такое решение, которое будет полезно для Церкви.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

98. Ответ на 96, В.Р.:

Завершая длинный офф


Красиво излагаете, Вам бы книги писать, или хотя бы статьи)) Согласна на завершение нашей беседы, косвенно, на мой взгляд, все же касающейся темы. Просто мы с Вами о разном говорим.))
Наталия 2016 / 17.11.2021 19:01

97. Ответ на 94, Наталия 2016:

(окончание)

В средние века, когда жили отцы церкви, представления о былой эллинской науке сохранились и ей даже учили в византийской школе немного, но уровень техники не привел к качественному изменению представлений, поэтому богословы провели дихотомию физического и нефизического там, где в то время это было наиболее очевидно на практике. Но не противореча их представлению принципиально, возможна более адекватная современной практике картина. Что будет, если реальность игнорировать? Православие сведется к набору представлений вроде таковых у о.Рафаила, бывш. о.Сергия, а то и хуже - старообрядчества с его безумием. Миллионы православных, желающих жить, останутся без окормления, адекватного эпохе, и в массе постепенно оставят религию, где богословы пасуют перед элементарными вещами (как будто в православии не было светских ученых среди богословов). Вообще-то все необходимое имеется в православном религиозном образовании, и нет таких проблем вообще. Их кое-кто выискивает на ровном месте, цепляясь к ИННам, 5G итп. Совершенно не будучи в рядах выискивающих эти липовые проблемы, Вы, ув.Наталья, проводите упомянутую абстрактную дихотомию именно так, что из этого можно извлечь опору для безбашенных радикалов. Ведь суть их демагогии - застолбить свое право на все "горнее", объявив любое неугодное "дольним" (и по-тихому эксплуатируя это дольнее в своих целях для получения дохода, лечения и чего угодно). По идее, от этого предостерегают в массе иерархи Церкви, но в нестабильное время этого предостережения оказывается недостаточно. Покуда лазейка с буквальной средневековой дихотомией горнего и дольнего открыта, в нее будут лезть и лезть с целью поработить души.
В.Р. / 17.11.2021 16:18

96. Ответ на 94, Наталия 2016:

мнения святых отцов



Завершая длинный офф (и принося ув.Автору извинения за захламление темы), хочу заметить, что этот офф перекликается с другими темами, например о роли Петра I и образования в России (и совсем косвенно с темой Останков наверное тоже). Если бы мы сидели буквально в круге идей Византии, то нас бы просто уже не было как отдельной сущности: были бы славяноязычными автономиями Финляндии, Польши, а может еще какой Тартарии с востока. Потому что каждая эпоха дает и свои возможности, и свою интепретацию вечному, новое толкование не всегда гладко вписывается в прежнее. Касательно спора о нематериальном. Мы тут в сети имеем возможность общаться благодаря физико-техническим открытиям. Непосредственным предметом их явлется эмпирический мир. Но средства физики - идеальны, она эксплуатирует трансцендентные математические объекты, как нефинитные абстракции для финитного мира. Способность человека видеть общность явлений (в математической обертке) и Истину - нефинитная способность. Машина не умеет работать физиком или инженером. С религиозной точки зрения, наука эксплуатирует трансцендентные способности души человека. Ученый использует эти интеллектуальные дарования свыше по полной, а допустим шофер или домохозяйка - не по полной, но у них те же самые дарования. Вот Вам повседневный и достаточно массовый пример горнего в дольнем. (см далее)
В.Р. / 17.11.2021 16:17

95. Ответ на 94, Наталия 2016:

Я сказала две: мир материальный и мир (мiр) духовный. Ни Вы, ни О.Е. не привели мнения святых отцов, опровергающих это



Ув. Наталья, вступая с разговор, Вы изначально знали, что собеседники, разных взглядов, но одинаково не принадлежат миру святыхъ отѣць. Да, мне интересен разговор о силе бесплотных ангелов, но силой сочту не возможность даже самого маленького из них перевернуть крылом землю (это и люди смогут термоядом), а скорее готов вопрошать, на какой ступени арифметической иерархии лежат возможности этого ангела - что недоступное людям он может сосчитать. И это - действительно разговор о бесплотном, лишенном всякого налета физики. Ибо каждая эпоха вправе вносить свои уточнения, адекватные ее знанию. Не разрушая никак догмы, заметьте. Со времени жизни отцов церкви появились знания, которые строго не вписываются в указанную ими дихотомию. И дальше число таких знаний может еще расти. У меня нет желания Вас "переспорить", просто наглядно показываю, что принципиальное Ваше рассуждение оставляет за бортом.
В.Р. / 17.11.2021 14:59

94. Ответ на 92, В.Р.:

Изначально, речь была о количестве реальностей. Я сказала две: мир материальный и мир (мiр) духовный. Ни Вы, ни О.Е. не привели мнения святых отцов, опровергающих это. Следовательно, мое утверждение, что не стоит путать социализм и христианство, заставляя их жить по одинаковым законам, это разные миры и разные реальности, остается в силе. Ср. "Царство мое не от мира сего".
Наталия 2016 / 17.11.2021 12:52

93. Ответ на 89, Наталия 2016:

реальность духовного мира не может быть объективной



Мог бы с Вами полностью согласиться, если изменить формулировку. Не может быть "объективным" только субъект. Не только Бог, а любой субъект, в христианстве создавать субъекты (души) может только Бог, хотя трансцендентны все души. Что здесь важно для обсуждения нашего разногласия? Помыслить трансцендентный объект вполне можно, когда детям говорят "множество натуральных чисел бесконечно", это уже первый шаг на пути. Можно получать очень нетривиальные истины о трансцендентных объектах, совсем недетские. Но таким объектом нельзя "владеть". Вы не можете получить истину тупым перебором, тк не можете перебрать нечто бесконечное число раз (вся эмпирическая вселенная конечна, и модельная тоже). Люди - конечные существа. Могут понимать трансцендентное только через конечные логические формулировки. Фраза "такое-то множество бесконечно" может быть формализована в конечном языке и выведена из некой системы аксиом (но при этом свойство "быть теоремой данной системы" трансцендентно, т.е. немашинно: люди не "владеют" даже ими же созданной математикой, ибо это знание о трансцендентном). Но таки, худо-бедно, людям доступны отдельные свойства трансцендентных сущностей. Совершенно иное дело - субъекты, души. Субъект нельзя "изучать". С ним можно общаться, узнавать его мнение, чувства итд. Но он принципиально не может быть объектом, когда мы говорим "вот Вася" - мы в этой модели упускаем субъектность Васи. Тем более понятно, что принципиально не может быть объектом Бог: неизмеримо гигантскими являются, без верхней границы мощности и вычислительной сложности являются объекты, которые Он может создавать и которыми "владеет", и абсолютно апофатична степень Его субъектности. В "малом" (как великое в малом) то же самое можно видеть уже в примере с обучением ребенка трансцендентным объектам математики, и в понятии "личность" применительно даже к самому малому человеку. Но этого ракурса в Вашем обсуждении я не видел, мне так показалось, оно было больше посвящено природе "реальности". Возможно. я просто не понял Вашего языка из-за своей склонности лишь к конструкциям, имеющим явные аналогии в математике, и напротив, явному выделению того, с чем (и только с чем!) она принципиально не может работать (субъекты).
В.Р. / 17.11.2021 11:45

92. Ответ на 89, Наталия 2016:

целое не может быть внутренне противоречиво



Ув.Наталья, здесь таки следует заметить, что противоречие - свойство исключительно систем знания, когда система содержит некое утверждение и его отрицание (пусть даже выведенные из каких-то аксиом). Ни физический, ни мыслимый мир мир, если только не указано прямо, что понимать под языком, выражением, утверждением - не может быть противоречивым или непротиворечивым. Просто нет определения такого. У марксистов под влиянием гегельянства был такой язык, да, применительно к чему угодно, но полагаю, это уже даже далекое прошлое марксизма, тк диалектика померла с концами.
В.Р. / 16.11.2021 23:42

91. Ответ на 89, Наталия 2016:

надо было провести плановую уборку курятника



Ну а я как раз это время латал крышу )) Три нед. назад под Мск был ураган и кусок соседской черепицы умудрился прилететь мне на крышу и натворить делов.


Не знаю, откуда Вы почерпнули это утверждение о единстве объективной реальности



Не о "единстве". Всякое слово должно нести нагрузку. Непонятно, что такое единство. Я вот про что: где бы Вы ни находились со своим внутренним миром, то на границе себя обнаруживаете иной мир (других людей и предметы). Мир - актуален, то есть не вымышлен Вами.

реальность духовного мира не может быть объективной в полном объеме



что есть тут "духовный мир"? В христианстве человеческое бытие делят на душу, дух и тело. Свойства человеческих мыслей совершенно нематериальны, неэмпиричны. Это не только особенность души, но и всего ментального. Если Богом создано и эмпирическое, и ментальное, и трансцендентное, что могут воспринимать люди - то для человека оно существует в одной реальности, просто степень "доступности" разная, различны ее планы. Обычно человек имеет дело с чувствами и моделями в башке, в эту канву облекается все: эмпирическая привычность, самое тонкое рацио, (сильно рационализированная) мораль, и даже представления о трансцендентном. Если под "реальностью" Вы разумеете только то, что физики умеют описывать - тогда Бог не находится в реальности. Если же допускаете актуальное бытие трансцендентного - то что запрещает применять слово "реальность"? Более того, есть достаточно известные способы "подружить" миры. По кр. мере, привычные для людей, совмещающих религиозную веру с профессиональным использованием математики. Эмпирически доступный мир мыслится конечной машиной, описываемой физическими законами и отклоняющейся от детерминизма благодаря встроенным функциям двух типов: случайным генераторам и оракулам. Оракулы - совершенно трансцендентны, грубо говоря, это нечто, что за конечное время проходит бесконечное число шагов. Например, могут подсказывать человеку решения задач, которые не были б решаемыми, будь люди финитными машинами. (Только пальцем не крутите, это вполне термин, заимствованный в свое время в философию из теории степеней неразрешимости, т.е. объект абстрактный, как и почти все в математике) Трансцендентность души человека в строгих терминах тоже можно понимать именно так. И ничего особо страшного с помещением всего и вся в "одну" реальность никто не видит. Ведь "одна", "не одна" - это словоблудие, и физически-то мир чуток сложней чем просто набор из "нескольких" частей ))

В.Р. / 16.11.2021 23:41

90. Ответ на 85, Ирина337:

Противники Царских мощей действительно вносят раскол в наше церковное общество: пишут открытые письма, угрожают, без благословения священноначалия собирают конференции "во исполнение решений соборов", хотя кто их на это уполномочил, совсем непонятно..



Противники прославления «Екатеринбургских останков» без их Божественного подтверждения выступают за стояние в истине, а не за сомнительные решения властей в вопросах православной веры и не за объединение против истины. Внес в православие раскол тот, кто эту тему успешно навязал и руками самих же православных завёл довольно далеко. Так что назад повернуть начальникам нашим уже и думать стыдно - выставить себя на посмешище. Но правда упрямая вещь, и чем дальше от неё, тем глубже должно быть покаяние. Мы за возврат заблудших братьев наших к истине, и не будем смеяться над ними, а будем радоваться, что они пропадали и нашлись…
Неужели это не понятно и не очевидно?
Владимир+ / 16.11.2021 19:54

89. Ответ на 81, E.O. и В.Р.

Миров два: видимый и невидимый - горний, духовный.Все правильно. Реальность (она же - объективная реальность)- это все, что существует независимо от человеческого сознания. Она одна, но согласно христианскому вероучению, включает в себя указанные два мира. То, что это несмотря на такое деление - это единая реальность вытекает из того, что происшедшее в одном из миров является свершившимся фактом и для другого мира тоже, могущим иметь для него последствия. Извините за эту ремарку. Не смог удержаться.


Прошу прощения за промедление с ответом, надо было провести плановую уборку курятника. Итак, отвечу тут заодно и для В.Р. Я хорошенько подумала над Вашим замечанием. Не знаю, откуда Вы почерпнули это утверждение о единстве объективной реальности. Если у святых отцов - это одно, а если у философов, это другое. Для меня веским является только мнение первых. Я не встречала у них подобных утверждений (возможно не полностью изучила все святоотеческое наследие), и думаю, что - нет, реальность духовного мира не может быть объективной в полном объеме. 1) это противоречит элементарному закону логики (целое не может быть внутренне противоречиво). 2) законы функционирования для мира духовного и для мира материального не корреспондируют друг с другом. 3) реальность духовного мира доступна для объективации исключительно тем, кто к ней причастен, а именно людям, ведущим духовную жизнь. Тут выполняется постулат о свободе воли. Если бы мир духовный был объективен для мира материального, это было бы насилием над свободой выбора человека. Вот такие мои рассуждения на тему двух реальностей (миров).
Наталия 2016 / 16.11.2021 12:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Степанов
Пора реабилитировать Императора Петра Великого
Он был православным русским государем, преемником царской Руси и Византийской имперской традиции
12.11.2021
Международная научная конференция
«От Империи к Содружеству: пути России»
12.11.2021
Закрыть тему «царских останков»
Часто приходится сталкиваться с плохим знанием фактов
11.11.2021
Памяти Валерия Новоскольцева
Отошёл ко Господу поэт, публицист и общественный деятель
05.11.2021
Хорошая компания: Петровский, Кураев, Ахилла (Плужников)
Но они никто против столпов духа старца Наума, Патриарха Алексия, митрополита Илии
01.11.2021
Все статьи Анатолий Степанов
Екатеринбургские останки
Еще раз приглашаем экспертов следствия принять участие в конференции
Главному редактору Русской Народной Линии Степанову Анатолию Дмитриевичу
24.11.2021
Критика ради критики
Замечания по поводу статьи М.А. Князева
23.11.2021
Не можем участвовать в подобного рода сомнительных мероприятиях
Эксперты по делу о гибели Царской Семьи не примут участия в конференции 28 ноября
17.11.2021
Закрыть тему «царских останков»
Часто приходится сталкиваться с плохим знанием фактов
11.11.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Я смерти не боюсь и делать прививку не буду
Новый комментарий от Наблюдатель
24.11.2021 15:25
«Что сейчас происходит с COVID-19 на самом деле?»
Новый комментарий от Hyuga
24.11.2021 15:24
«Тема борьбы с вирусом - не только медицинская»
Новый комментарий от Апографъ
24.11.2021 15:04
Нам не нужна такая цифровизация
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
24.11.2021 14:46
В США – белые, в России – русские
Новый комментарий от Hyuga
24.11.2021 12:48