Закон о наличии одного Президента в России всё же будет принят
Сколько уже было всякого рода выходок властей Республики Татарстан? И не перечесть. В республике до сих пор не всё ладно с пресечением татарского национализма и сепаратизма. Сколько копий было поломано с попытками обязательного обучения татарскому языку в школах республики абсолютно всех учеников (и русских детей) в ущерб изучению русского языка.
Со времен Ельцина между федеральным центром и Республикой Татарстан заключались договоры о «разграничении предметов ведения и полномочий». Разумеется, подобные договоры не заключались с краями и областями России. В республике в 2017 году предпринимались соответствующие попытки навязать Москве заключение очередного договора «о разграничении». Но в 2017 году федеральный центр не заключил с республикой новый федеративный договор. Хотя власти Татарстана пытались тогда в очередной раз его навязать. Таким образом, практика «парада суверенитетов» 90-х годов для Татарстана во многом закончилась. Но с тех пор власти Татарстана не успокоились. Не мытьем, так катаньем хотят сохранить «государство в государстве».
29 августа прошлого года в столице Татарстана состоялось «Милли джиены» («Национальное собрание») Всемирного конгресса татар с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, вице-премьера России Марата Хуснуллина и всей «элиты республики». На мероприятии была принята «Стратегия развития татарского народа», что, как мы понимаем, не работает на общегосударственную, русскую культурную идентичность. Дурной пример заразителен, после этого, в 2020 году появилась еще и стратегия развития башкирского народа. Почему федеральная власть в условиях отсутствия государственного документа о национальной идее России (государственной идеологии) позволяет принимать «стратегии» в национальных республиках, таящих в себе потенциал для нагнетания национальных самостийностей и сепаратистских настроений, – непонятно.
В 2010 году в России, в целях приведения законодательства к единому знаменателю, был принят закон, запрещающий региональным руководителям называться президентами. Безусловно, в России должен быть только один Президент! Единственной национальной республикой, несмотря на это, в которой сохраняется на практике название главы региона «президент» остаётся Татарстан. 13 сентября 2020 года Рустам Минниханов вновь переизбран на пост «президента» РТ.
А 27 сентября 2021 в Государственную Думу России внесён законопроект, согласно которому «закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта». Главу региона назвать «губернатором» можно, но «президентом» – нет. Никаких «президентов» для руководителей регионов!
Но в Татарстане принялись по старой для них привычной и безнаказанной практикой всячески протестовать, выказывать свое недовольство, подспудно пытаясь осуществить давление на федеральный центр, в очередной раз «пробивая» себе преференции. Так, 25 октября 2021 года депутаты Госсовета Татарстана проголосовали против проекта федерального закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах Федерации, который в том числе вводит одинаковые наименования для высших должностных лиц регионов. В СМИ стали писать, что Татарстан отказал Кремлю в просьбе отставить в стране всего одного президента и единогласно принял решение не менять название должности главы Татарстана, фактически это означает, что Казань игнорирует установки федерального центра.
Правда, в Москве в конце октября заявили, что достаточно «дискуссий». Мнение Татарстана будет учтено, но не более того. Так что, властям РТ придется приводить свои законы, в том числе и по вопросу наименования руководителя региона, к федеральным требованиям.
Как сообщалось 2 ноября, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что законопроект о региональной власти, запрещающий главам российских регионов именоваться «президентами», не будет корректироваться из-за критической позиции РТ. Он также отметил, что в Думу уже поступило более 80 заключений на законопроект и единственным отрицательным отзывом является документ из Татарстана. Принятие законопроекта в первом чтении состоится уже в ближайшие дни, а принять его в окончательном чтении Госдума может в декабре.
Ради чего была затеяна властями Татарстана вся эта история? Чтобы выказать свой норов, еще раз показать своё несогласие в вопросах укреплении вертикали власти? Сколько федеральный центр это будет терпеть? И вообще, остаётся загадкой, почему федеральная власть раз и навсегда единым махом не наведёт порядок в РТ со всеми взбрыкиваниями региональной власти в сторону сепаратизма и татарского национализма?
И стоит ли в РТ заниматься подобного рода выходками? Лучше бы забрали обратно в Татарстан на какую-нибудь очень ответственную должность Марата Хуснуллина. А то на должности заместителя председателя Правительства России он развил уж шибко активную деятельность по привлечению масс мигрантов под видом необходимости дополнительной рабочей силы на стройки и по «территориальному развитию» всей страны с приоритетами на мегаполисы и укрупнение регионов в ущерб развитию русской глубинки, средних и малых городов России. Пусть бы занимался вопросами укрупнения и привлечения мигрантов исключительно в пространствах республики, но не в масштабах всей страны.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html
1.