Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в парламенте Анголы в рамках своего визита в эту страну, заявил, что судьба человечества не должна быть оставлена на милость «горстке» стран, одержавших победу во Второй мировой войне. Говоря о неравенствах, сохраняющихся в глобальной системе, он подчеркнул, что «мир больше пяти», имея в виду пять стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН, вошедших в его состав на правах победителей войны.
Первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров в интервью ТАСС сообщил, что заявление Реджепа Тайипа Эрдогана опасно, ибо может расшатать систему мировой безопасности.
«Я думаю, что господин Эрдоган величится. <...>. Он пытается сейчас, в мирное время, переделать систему мировой безопасности. А кто будет определять, какая страна имеет право на особые полномочия в Совете Безопасности ООН, а какая нет? Я думаю, это очень сложный вопрос, вот так расшатывать систему мировой безопасности - дело очень опасное», - сказал сенатор.
Он напомнил, что страны Совета Безопасности ООН принесли миру спасение от фашизма, они победили нацизм и имели полное право создать новую систему мировой безопасности. «И Совбез в его нынешнем формате прекрасно отвечает тем задачам, которые были возложены на него с самого начала. Что касается господина Эрдогана, я, честно говоря, не очень припоминаю те действия, в том числе Турции и других стран, которые привели бы к миру в последние десятилетия», - отметил Джабаров, напомнив о конфликтах на территории Сирии и другие проблемы в регионе.
«Ломать - это проще простого, а вот создать что-то новое будет очень сложно. Прежде чем говорить о сломке нынешней системы безопасности, нужно подумать, как это перестроить, чтобы не навредить всей системе мира», - добавил первый зампред международного комитета СФ.
Он также обратил внимание на то, что предложение Президента России Владимира Путина о необходимости встречи пяти стран - основателей ООН до сих пор не было реализовано. «Сказали "да", но такой встречи пока не было», - констатировал парламентарий.
Заявление Эрдогана проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, востоковед, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, генеральный директор аналитического центра Катехон Михаил Ильич Якушев:
Меня не удивило заявление Эрдогана. Мы видим, как в последние годы развивается Турция и как её лидер пытается усилить своё влияние на международные процессы. Выбор времени по нанесению шлепка христианскому миру, когда Эрдоган принял решение о преобразовании святой Софии из музея опять в мечеть — сигнал, который говорит о том, что он прекрасно просчитывал, какова будет реакция со стороны Запада и христианского мира в условиях наметившегося раскола Православия.
Теперь Эрдоган вышел на более широкий международный глобальный уровень и своим заявлением показывает, что он хорошо заметил те процессы, которые происходят в европейских странах, то влияние, которое оказывают европейские страны на те или иные международные события. Тем самым он даёт пощечину Соединенным Штатам Америки в связи со спешным покиданием Афганистана.
Эрдоган проанализировал всё, что происходит в мире. Он учёл и то, что позиция Российской Федерации в отношении Турции довольно ровная и не очень резкая в ответ на его попытки прощупать нашу реакцию и на его не совсем дружеские шаги по отношению к России. Поэтому при подготовке заявления Эрдоган всё это учитывал.
Вспомним, как оказалась Франция в Совете безопасности. Она оказалась там благодаря большому давлению и влиянию Советского Союза по итогам Второй мировой войны. Вспомним также, что представляла собой Франция, которая больше поддерживала нацистов и Германию в борьбе против России, но оказалась в сонме стран-победительниц благодаря позиции Москвы и лично Иосифа Виссарионовича Сталина.
Здесь есть внутриполитический аспект, который предполагает показать общественному мнению Турции, что их лидер достаточно силён, чтобы делать подобного рода критические замечания. На внешнеполитической арене он заявляет о себе, заявляет, что Турция уже перестаёт быть региональной державой и стремится занять достойное место в числе государств, которые принимают решения или причастны к принятию решений по тем или иным международным процессам.
Попытка изменить характер и статус пяти постоянных членов Совета безопасности не нова. Тут претензии высказывает и Германия, и особенно те страны, которые были на стороне Германии во время Второй мировой войны. В связи с недавним заявлением нового японского премьер-министра здесь также можно вспомнить и Японию.
Сейчас мы наблюдаем период, когда между западными странами нет должного согласия, отмечается слабость общего коллективного Запада в игре на международной площадке. Также отмечается усиление тех стран, которые входили в коалицию с гитлеровской Германией, — они сейчас достаточно активно развиваются, поднимают голову и заявляют о своем несогласии с тем порядком, который был установлен в результате Ялтинской конференции, Потсдамской конференции и послевоенного мироустройства. Такие заявления будут продолжаться, и в этом нет ничего удивительного.
Россия, как мне кажется, будет спокойно реагировать на эти заявления. Потому что, как я уже говорил, были попытки подвергнуть сомнению тот порядок вещей в структурах ООН, который присутствует для постоянных членов Совета безопасности, Генассамблеи. Мы помним, что наш лидер — Сталин сделал дополнительными членами две союзные республики: Беларусь и Украину. Это было сделано тоже с политическими целями.
Понятно, что при создании этой организации политический аспект был поставлен во главу угла, но главная цель ООН состояла в предотвращении новых мировых войн и попытке недопущения крупных вооруженных военных конфликтов на земном шаре. Сейчас, когда мы видим огромное количество вооружённых конфликтов по всей земле, ООН сохраняет какую-то молчаливость, пассивность и достойна того, чтобы покритиковать её за эту позицию. ООН надо посмотреть на себя изнутри, как и тем странам, которые являются её членами.
Поскольку Россия является основным организатором и инициатором этой организации, то она должна сейчас сделать соответствующее заявление, не страшась обидеть своего турецкого партнера, и указать на место тем странам, которые должны были вспомнить своё недавнее прошлое (всё-таки 80 лет не так много) и свою роль в ходе кровавой Второй мировой войны.