Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин встретился в сочинской резиденции Бочаров Ручей с президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. Об итогах переговоров рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Васильевич Долгов:
Это важный вопрос, поскольку отношения России с Турцией важны и для ситуации в регионе в целом, и для глобальной политики. Что касается заявлений Эрдогана, то речь здесь идет о продвижении только своих интересов. Это, безусловно, и попытка играть на каких-то своих, по-турецки понимаемых возможностях. Игра на противоречиях между Россией и США тоже входит в политику турецкого руководства.
Надо точно понимать, и Россия это понимает, что Турция продвигает только свои интересы, зачастую игнорируя интересы соседних стран и России в том числе. Политика Турции определяется амбициозными направлениями, причем по разным регионам. Это антироссийская и антисирийская политика, это и продвижение своих интересов в различных арабских странах. Существуют турецкие военные базы в Катаре и Ираке. И в Ливии, и вообще в Африке турки имеют свои интересы, реализации которых она добивается. Налицо поддержка различных исламистских группировок, которые Турция определяет как умеренные силы и которые действуют в интересах Турции.
Турецко-украинские отношения – вообще отдельный вопрос, и они имеют ярко выраженную антироссийскую направленность, что совершенно очевидно. Между странами ведется военно-техническое сотрудничество, осуществляется поставка вооружений, беспилотников, ведется строительство военных судов для Украины, в этой же серии – непризнание Турцией воссоединения Крыма с Россией, поддержки запрещенной в России террористической организации – так называемого «Меджлиса крымских татар», базирующегося на Украине. В общем, налицо политика Турции по игнорированию российских интересов.
Эрдоган сегодня называет Путина другом. И до этого с его стороны в отношении российского лидера наблюдались любезные пассы, хотя бывали и антироссийские заявления. Таков стиль руководства турецкого лидера, что совершенно очевидно. В какой-то мере это традиционная политика Турции.
Если говорить о том, как Россия должна реагировать на все это и какую проводить политику в отношении Анкары, то это вопрос к российским властям и, прежде всего, к российскому МИДу. Безусловно, на мой взгляд, у России есть понимание, как правильно выстроить эти отношения. Существует важный момент в отношениях с Турцией, да и с Востоком в целом. Там уважают, принимают и учитывают интересы страны, которая позиционирует свою силу, - и в экономическом, и в политическом, и в военном плане. С сильным на Востоке будут разговаривать, как и должно с ним разговаривать, то есть как с мировой великой державой. Когда турецкая сторона увидит эту силу и будет осуществлять жесткое продвижение государственно-политических интересов России, тогда будут реальные переговоры с учетом российских интересов и позиции России. При этом может произойти и корректировка позиции Турции даже в отношении российских мусульманских регионов, таких как Татарстан, Башкирия и даже Якутия.
Дело в том, что Турция продвигает доктрину так называемого «Великого Турана», то есть они стремятся к объединению всех тюркоязычных народов под эгидой Турции. При этом турки пытаются навязывать другим народам свои экономические, культурные и даже какие-то глобальные интересы. В Якутии проживает в значительной степени тюркоязычное население, отсюда и интерес Турции к этому региону. Во всех этих регионах России турки пытаются продвигать свои интересы.
Прежде всего, Турция осуществляет свое влияние на республики бывшего СССР, в особенности на Казахстан, в котором проживает тюркоязычное население, да и вообще на мусульманские республики бывшего Советского Союза. Налицо антироссийская политика Турции в этих регионах. Там Турция осуществляет продвижение шовинистической, антироссийской доктрины. Все это надо иметь в виду российскому руководству, Россия должна все это учитывать.
Нам нужно соблюдать баланс интересов обеих сторон. Надо понимать, что проливы Босфор и Дарданеллы контролируются Турцией, сейчас турки затеяли там строительство нового канала. Существуют амбиции Турции, связанные с расширением контроля над проливами, а, возможно, и с установлением полного контроля, хотя уже давно, еще в 1936 г., была подписана конвенция Монтрё о статусе проливов. При этом надо иметь в виду то, что Россия имеет свои военные структуры в Сирии, а коммуникации России идут через эти же проливы.
Эти нюансы и особенности политики Турции на Востоке нам надо учитывать. На Востоке ценят и уважают силу, а все другие аспекты на втором плане.