Президент Турции Реджеп Эрдоган утверждает, что российская сторона не выполнила обязательства «по очистке» сирийских регионов от курдских вооруженных формирований по договоренности от 2019 года, сообщает РИА Новости.
Россия и Турция в октябре 2019 года подписали меморандум о взаимопонимании из 10 пунктов, в частности о вводе на сирийскую сторону границы с Турцией за пределами зоны турецкой операции «Источник мира» подразделений российской военной полиции и сирийской пограничной службы для содействия выводу курдских отрядов и их вооружения на 30 километров от сирийско-турецкой границы.
Министр обороны России Сергей Шойгу тогда сообщал, что отвод курдов завершен досрочно. После этого началось совместное российско-турецкое патрулирование.
«У нас также есть договоренность с российской стороной в Сочи в 2019 году. На них лежит ответственность за очистку региона от террористов. К сожалению, хотя мы неоднократно напоминали им об этом, они этого не сделали и не делают. Мы сказали, что не будем молчать и предпримем шаги против террористов там, если они не смогут сделать это сами.… Здесь нет никаких ограничений. Продолжение этой операции находится в повестке дня. Мы делали все необходимое с земли и с воздуха. Мы будем делать это и впредь», – сказал Эрдоган журналистам в самолете по возвращению из Катара.
Анкара в воскресенье проводила воздушную операцию против сирийского крыла запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Сирии – сообщалось об ударах по городу Кобани, а также по северу Ирака.
Президент Турции назвал операцию успешной и не исключил, что за ней последует и наземная. Министр обороны Турции Хулуси Акар в ночь на вторник сообщил о ликвидации 184 боевиков за два дня операции «Коготь–Меч» в Сирии и Ираке.
Обвинение Эрдогана в адрес Москвы прокомментировал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Борис Васильевич Долгов:
20 ноября турецкая армия начала военную операцию на севере Сирии и Ирака. Ещё несколько месяцев тому назад турецкие руководители заявляли о грядущей военной операции. А после теракта в Стамбуле турецкое руководство выполнило свои обещания.
Турция заявляет, что Россия не выполнила свои обязательства по договорённостям от 2019 года – речь шла об отводе курдских формирований якобы сотрудничавших с Рабочей партией Курдистана (Турция считает эту партию террористической).
Тут надо иметь в виду, что, во-первых, Турция проводит военную операцию на территории суверенной страны – Сирии. В договорённостях был пункт об отводе курдских вооружённых отрядов и вход сирийской армии в эти районы. Договорённости от 2019 года, насколько мне известно, выполнялись, но необходимо понимать, что в этих районах курдские силы поддерживают США.
Во-вторых, Турция обвинила Америку, что американские советники курировали и готовили террористические организации, связанные с Курдской рабочей партией. Однако у турок нет железных доказательств причастности американцев к теракту в Стамбуле. Хотя Турция демонстративно и не приняла соболезнования США.
Американцы поддерживают курдские формирования в этом регионе, благодаря чему курды создают местные органы власти, которые не подчиняются сирийскому правительству. Сирийская сторона неоднократно заявляла о том, что США пообщряют сепаратистские настроения курдов.
Турция стремится решить этот вопрос военным путём, что в русле политики Эрдогана. Он постоянно использует силу.
После теракта в Стамбуле следовало ожидать ответных действий Турции, ответ Эрдогана должен был быть жёстким. Политика турецкого лидера – жёсткая, целенаправленная, продвигающая интересы Турции, несмотря ни на что. Надо признать, что жёсткость и последовательность Эрдогана проявляется везде.
Россия предлагала и продолжает предлагать провести переговоры для решения сложного курдского вопроса. Кроме переговоров нужна добрая воля всех сторон. Подчеркну ещё раз, что США играют в решении этого вопроса негативную роль – поддерживая курдские формирования и политику создания местных органов власти на этих территориях и поощряя сепаратистские действия курдских сил.
Россия находится в там сложном положении. Действия турецкой армии осуществляются на территории суверенного государства, что является нарушением всех международных законов. Однако Турция мотивирует эти военные действия борьбой с террористами. Турки ссылаются на устав ООН, который оправдывает защита от терроризма.
Россия призывает Турцию не проводить дальнейших военных действий и не заходить в другие районы Сирии. Это совершенно правильная политика. Однако Турция, прикрываясь риторикой борьбы против терроризма, продолжает проводить свою политику.
Россия, кроме призывов и дипломатических акций, едва ли сможет что-то предпринять сейчас, хотя российские силы находятся в Сирии и они приведены в полную боевую готовность. Однако здесь не может идти речи о военных столкновениях с Турцией. Турция – член Астанинского переговорного процесса вместе с Россией и Ираном. Поэтому решить этот сложный вопрос можно только переговорным путём.