Как уже сообщалось, 21 сентября 2021 года в Брянске состоялось заседание международного объединения «Балканский клуб». Тема Круглого Стола: «Церковные расколы как метод подрыва традиций православного славянского единения».
На Круглом столе, проведённом в Брянске, были изучены некоторые вещи, весьма важные для понимания того, что в общественной, политической и культурной жизни православных народов не изжиты некоторые тенденции, которые – при неблагоприятном стечении обстоятельств – могут создать новые серьёзные проблемы.
Директор Филиала БГУ в Новозыбкове Виктор Васильевич Мищенко выступил с докладом, детально изъясняющим духовно-психологические, канонические и общественно-политические контексты формирования церковных расколов.
А председатель Попечительского Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» Сергей Витальевич Смирнов обратил внимание на то, что расщепление общества зашло столь далеко, что реальностью становятся самые мрачные прогнозы социологов. В этой ситуации единственным спасением от всеразъедающей атомизации может стать лишь единение на фундаменте подлинных ценностей. О чём во вступительных словах к собравшимся напомнили собравшимся другие руководители «России Православной»: Михаил Михайлович Иванов и Вячеслав Васильевич Остапчук.
Проблемы Белоруссии озвучивались известной активисткой Славянского движения Белоруссии Антониной Игоревной Антоненко, а также директором Центра Евразийских исследований филиала РГСУ в Минске Кириллом Владимировичем Шевченко.
В числе прочего, А.И.Антоненко обратила внимание на следующую проблему духовного образования:
«Молодые люди, получившие духовное образование (Семинарию), для продолжения образования (Духовную Академию) выбирают вовсе не Россию, не Троице-Сергиеву лавру, не Александро-Невскую лавру, но хотят изучать православие …в Польше или в Италии.
Как такое возможно?
А всё очень просто. Все кто там учится, - имеют льготы, денежное обеспечение, подъёмные, плюс статус. Ведь считается так, что они получили боле качественное, «лучше образование», и их гораздо чаще берут на более высокооплачиваемые должности. (Кстати, при бывшем митрополите Павле, немало людей из его окружения составляли именно люди, получившие образование в Польше).
Такие священники (как можно видеть на примере Гродненской и Минской епархий) создали в церкви революционные движения вошли в состав группы «христианское ведение», целью которой является создание автокефалии белорусской церкви, по принципу Украины. И, надо сказать, что многие из них были весьма обласканы властью».
К.В.Шевченко согласился с некоторыми оценками сложившейся в Белорусском Экзархате ситуации, но, теме не менее, выразил надежду на то, что при правильной организации работы многое вполне по силам исправить.
В настоящее время деятельность Синодальной исторической Комиссии БПЦ заключается в популяризации идей Русского Мира в Республике Беларусь. Что очень непросто, учитывая то, что система образования работает в противоположном направлении.
Наглядным примером может послужить методика преподавания Истории Белоруссии в средней школе. Так в учебнике для десятиклассников излагается такая схема становления белорусской политической нации, согласно которой древнерусского единства якобы и не существовало. Точнее, существование единого древнерусского народа становится своего рода «выпавшим звеном».
Точнее, вынутым звеном.
В качестве реальных шагов, предпринимаемых для оздоровления сложившейся ситуации, приводился пример взаимодействия с Сербским Фондом Свт. Саввы Сербского и Серафима Саровского. В апреле сего года в Горках прошла резонансная конференция «Православие в исторических судьбах славянских народов», которая планируется стать постоянным научным форумом.
Ситуацию в Сербской Православной Церкви освещала сотрудница Белградского Центра Геостратегических Исследований Татьяна Стоянович и профессор Белградского Института политических Исследований Зоран Милошевич.
В своём фундаментальном докладе проф. Зоран Милошевич сделал особый акцент на том факте, что уже после падения Константинополя в 1453 году Вселенский патриархат перестал исполнять миссию защитника Православия. Более того, во многом завися не только от властей Османской империи, но и от интриг противоборствовавших в Константинополе группировок римо-католиков и кальвинистов, фанариоты – в конце концов – вынуждены были стать на службу Ватикану.
Не спасли ситуацию, а, пожалуй, ещё больше усугубили зависимое – от могущественных внешних сил - положение Константинопольской кафедры, попытки противоборствовать давлению Ватикана, опираясь на исторического врага римо-католицизма, – на …масонство.
Печальным примером таких маневров стала трагедия греческого старостильного раскола, ставшего реакцией на некоторые действия тогдашнего Константинопольского патриарха Мелетия (Метаксакиса).
Говоря о деятельности Патриарха Варфоломея, обращалось внимание на некоторые политтехнологические методы, используемые Фанаром. Отмечалась практика ложных контекстов. Речь идёт о том, что конфликт, причиной которого стало осуществляемое патриархом Варфоломеем потворствование расколам, преподносится в качестве якобы давнего недопонимания между греками и славянами.
Татьяна Стоянович дополнила выступление проф. Милошевича некоторыми важными деталями тех провокаций, которые устраивались недавно в Черногории.
По-сути, в Черногории никакого разделения православного народа не было и нет. В качестве «пехоты майдана» использованы были люди, как правило, не имеющие к Православию никакого отношения. В этом, кстати, принципиальное отличие ситуации от украинской и белорусской ситуаций.
Со словами поддержки сербским православным братьям выступил представитель Болгарии - председатель Международной славянской общины Эмил Миланов. Это – очень важный шаг, учитывая очень непростые взаимоотношения между Сербией и Болгарией. Рефреном звучала мысль о том, что в складывающейся ситуации и сербы, и болгары столкнулись лицом к лицу с вызовами такого масштаба, перед которыми меркнут былые взаимные обиды по македонскому вопросу.
Это вселяет надежду на то, что достижение единства православных славянских народов вовсе не является какой-то малодостижимой утопией.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
1. Без Бога...
Без помощи Божией... Одни разговоры... Может, услышит..? Ниневия...