«Нельзя на Церковь перекладывать ответственность за жизнь государства»

Выступление Татьяны Стоянович в рамках «Балканского Клуба»

Новости Черногории 
0
1180
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлены автором

21 сентября 2021 года в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии состоялось заседание международного объединения «Балканский клуб». Тема Круглого Стола: «Церковные расколы как метод подрыва традиций православного славянского единения».

На проведение мероприятия организаторов вдохновили результаты конференции «Мировое православие: первенство и соборность в свете православного вероучения», открытой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 16 сентября 2021 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

«Балканский клуб» проводит встречи более семи лет, и за этот период удалось создать международную экспертную площадку для обмена мнениями по актуальным для славянского мира вопросам. На очередном его заседании обсуждены причины возникновения церковных расколов, их влияние в современном мире.

В круглом столе приняли участие эксперты из России, а также таких стран, как Сербия, Болгария и Республика Беларусь. В их числе - представители Общероссийского общественного движения Россия православная, Фонда Святого Савы Сербского и преподобного Серафима Саровского, Международной славянской общины Болгарии, Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви.

Предлагаем вниманию наших читателей текст доклада известной публицистки из Сербии Татьяны Стоянович:

Принцип отделения Церкви от государства, по которому давно уже живут все современные европейские государства, как показали недавние события в Черногории, отнюдь не означает, что церковные вопросы не влияют на политическую жизнь отдельных стран и что политика светских властей не вторгается в жизнь Церкви.

Невиданные по своей массовости и продолжительности народные шествия в защиту интересов Сербской Православной Церкви в Черногории начались в конце 2019 года: после того, как парламент Черногории после бурного обсуждения между представителями тогда правящей коалиции во главе с Демократической партией социалистов Мило Джукановича и оппозицией, принял Закон о свободе вероисповедания, ущемляющий интересы и покушающийся на имущество Сербской Православной Церкви в Черногории. Церковный вопрос тогда разделил и поляризовал население этой балканской страны и шествия, которые продолжались более шести месяцев в итоге привели к поражению на выборах партии Джукановича. К власти пришла коалиция, составленная из тех партий, которые обещали, что по приходу к власти отменят спорный закон и не будут посягать на интересы СПЦ. Как произошло такое, что церковный вопрос фактический привел к смене власти в Черногории?

В России Сербскую Православную Церковь воспринимают как одну из тех Поместных Православных Церквей, которая ближе всего Русской Православной Церкви по позиции, которой придерживается, когда речь идет о единстве мирового православия. Проблемы, связанные с раскольническими тенденциями, с которыми сталкивается Русская Православная Церковь близки СПЦ, так как подобные проблемы существуют и на территории, которая находится под ее юрисдикцией – в Македонии, в Черногории, в Хорватии, а ожидается, что они могут возникнуть даже в Косово, если автономный край получит полноценное международное признание. Тем не менее, существуют важные отличия между ролью СПЦ и РПЦ, которые они играли в истории и играют в современности на своих канонических территориях. Сербская Православная Церковь очень длительный период своей истории являлась главным и единственным национальным институтом сербского народа, который, лишившись своего средневекового государства, искал в Церкви хранительницу веры, национальной идентичности, письменности и культуры. Все эти функции Церковь успешно выполняла несколько столетий. Поэтому в сознании сербского народа Православная Церковь, национальное государство и национальная идентичность понятия неразделимые. Абсурд заключается в том, что в 21 веке, когда современные стандарты демократии должны гарантировать каждому народу право на свободу вероисповедания, ровно, как и все другие права человека и гражданина, СПЦ приходится бороться с раскольничеством, доказывать свои права на существование, а сербский народ испытывает на себе роль подопытного кролика в экспериментах создания новых наций на развалинах бывшей Югославии.

В этих геополитических проектах на ударе оказалась как раз Сербская Православная Церковь. Поэтому она в Черногории стала фактически одним из главных факторов политики. За тридцать лет у власти президент Мило Джуканович инициировал ряд проектов на создании «черногорской нации», как противоположности сербской. Так историки-ревизионисты пытались доказать, что черногорцы – это такие «красные хорваты» - красные, потому что «восточные», пытались ввести новые буквы в алфавит, чтобы означить звуки, которые произносятся только в некоторых черногорских диалектах. Коронной всего этого проекта создания новой нации должно было быть создание так называемой Черногорской православной церкви. Тем не менее, неправительственная организация под названием Черногорская православная церковь Мираша Дедеича так и не заручилась народной поддержкой. Остается вопрос: действительно ли Джуканович считал, что эта структура перерастет в что-то похожее на настоящую церковь или всего лишь использует ее как инструмент давления в первую очередь на Митрополию Черногорско-Приморскую.

С новым правительством Здравко Кривокапича большинство граждан, участвующих до выборов в народных шествиях, связало надежды как на то, что ужасная коррупция, которая во время правления Джукановича разрослась до невиданных размеров, будет побеждена, так и на то, что церковный вопрос будет решен один раз и на всегда, в соответствии с интересами большинства православных верующих.

Однако, события вокруг интронизации митрополита Иоанникия 5 сентября в Цетине показали, что СПЦ в Черногории все еще является главной мишенью президента Джукановича в его борьбе за то, чтобы вернуть все рычаги власти в свои руки. До последнего момента не было известно состоится ли церемония в Цетиньском монастыре в намеченный день, так как националисты блокировали все подъезды к городу, а президент лично появился среди демонстрантов. Кривокапич, который действовал весьма нерешительно накануне интронизации, все-таки принял такое решение, благодаря которому до столкновения между теми гражданами, которые ожидали интронизации митрополита в Цетиньском монастыре и националистами не дошло – митрополит Иоанникий и Патриарх Сербский Порфирий спустились в монастырь на вертолете. Это был переломный момент для Здравко Кривокапича, который вернул ему пошатнувшийся авторитет. Так четвертого сентября его граждане, собравшиеся перед центральным храмом в Подгорице, высвистали, а пятого встретили овациями.

Можно было бы считать, что этот момент стал победой СПЦ и Митрополии Черногорско-Приморской, если бы именно после интронизации митрополита Иоанникия не началась с новой силой грязная кампания президента Джукановича и его приближенных против СПЦ. И в этой кампании среди главных обвиняемых выступает, наряду с СПЦ Русская Православная Церковь. Нападки на РПЦ начали не черногорские, а сербские политики, вернее лидер «Сербского движения обновления» Вук Драшкович. Он заявил 9 сентября в эфире телеканала Н1-Сарвево, что за скандалом вокруг церемонии интронизации митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия в Цетиньском монастыре 5 сентября стоит Москва, а СПЦ обвинил в том, что та не платит налоги и что «В тот момент, когда церковь согласилась стать хранителем идентичности и нации, а не Христа и христианства, произошел духовный кризис во всем народе».

Уже 19 сентября президент Джуканович озвучил тезис об участии РПЦ в событиях вокруг православной церкви в Черногории. Он выпустил сообщение, в котором говорится о том, что Русская Православная Церковь пытается дестабилизировать Черногорию для того, чтобы удовлетворить «имперские амбиции» официальной Москвы и «великосербские амбиции Белграда». Так Джуканович прокомментировал заявление митрополита РПЦ Илариона телеканалу Россия-24 о том, что «лидер Черногории не в состоянии объединить население, он работает над тем, чтобы разделить общество».

Джуканович оценил эти заявления митрополита Илариона, как «открытое вмешательство России во внутренние дела Черногории» и обвинил его в двуличии. По его словам, Митрополит Иларион навязчиво старается представить себя в роли защитника интересов филиала Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Черногории, хотя в июле 2011 года во время визита в Подгорицу на переговорах с официальными лицами Черногории за закрытыми дверями он говорил совсем иное. «Тогда он, за спиной Патриархата СПЦ, выступал за автономию Митрополии Черногорско-Приморской, которой митрополит Амфилохий Радович почти добился, а Патриархат Сербии после его смерти весной этого года беспардонно отменил», — говорится в сообщении.

Надо отметить, что последнее заявление, которое якобы должно «разоблачить» митрополита Илариона на самом деле является большой манипуляцией. Во-первых, Митрополия Черногорско-Приморская никогда за 800 лет существования СПЦ не была автономной, поэтому нечего было отменять после смерти митрополита Амфилохия. На самом деле речь идет о том, что ранее в рамках СПЦ были оформлены несколько Епископских советов, которые действовали как на территории Митрополии Черногорско-Приморской, так и в Боснии и Герцеговине, например, в Хорватии. После того, как Закон о свободе вероисповедания в Черногории был отменен, СПЦ решила упразднить епископский совет за его ненадобностью, так как считалось, что положению церкви в Черногории уже ничего не угрожает. Но так как епископских советов нет в уставе СПЦ, нельзя сказать, что его отменой была нарушена внутренняя организация Церкви, тем более ни о какой автономии не может быть речи.

Во-вторых, говоря о роли митрополита Амфилохия, о какой-то его секретной встрече с митрополитом Иларионом в 2013 году, Мило Джуканович, вернее его пресс-служба, просто использовала проверенный прием передергивания фактов. Дело в том, что митрополит Амфилохий действительно в какой-то момент в прошлом изучал опыт РПЦ в связи Украинской Православной Церкви и размышлял о том, не будет ли определенная автономия митрополии Черногорско-Приморской решением для СПЦ в Черногории, как раз из-за ее сложных отношений с черногорскими властями. Тем не менее, это никогда не переросло в какие-то реальные шаги. Важно упомянуть, что, ссылаясь на духовное наследие митрополита Амфилохия, черногорские власти не упоминают, например, его бескомпромиссную борьбу за сохранение Косово и Метохии в составе Сербии, а выборочно выдергивают из его биографии те полуфакты, которые могут послужить их пропаганде.

Также интересно то, что в последнее время Мило Джуканович называет Патриархат СПЦ – Церковь Сербии. Примерно также назвала недавно СПЦ и представитель одной из партии правящей коалиции – партии УРА вице-премьера Черногории Дритана Абазовича. Интересно то, что про Абазовича сербские и черногорские эксперты говорят, что на самом деле Запад готовит его, чтобы он заменил действующего президента Черногории и таким образом обеспечил преемственность политического курса, который проводит Джуканович, а это Черногория в составе НАТО, евроинтеграция как основная внешнеполитическая цель, вытеснение России с Балкан и создание новой черногорской нации как антисербской. Единственная проблема пока в том, что весьма небольшой процент населения пока поддерживает Дритана Абазовича.

Все эти события вокруг СПЦ в Черногории имеют и вторую сторону. Так же как политика влияет на положение православной церкви в Черногории, так и Церковь влияет на общество и на политику. Это показали и последние события вокруг интронизации митрополита Иоанникия, когда от развязки зависело уйдет ли правительство в отставку или нет. За последний год Православная Церковь стала фактором, с которым приходится считаться властям, потому что народ страны доверяет ей. Можно сказать, что в Черногории существует невероятный общественный подъем, но все это таит в себе одновременно и большую опасность. Нельзя на Церковь перекладывать ответственность за жизнь государства и те функции, которые она не должна выполнять по своему определению. Митрополит Иоанникий, который обладает большим авторитетом в черногорском обществе, не может заниматься решением всех его проблем и нести ответственность за шаги правительства. Митрополит Амфилохий сыграл огромную роль в том, что в Черногории появилось новое правительство, но этому правительству пора уже выйти из переходного возраста и заняться государственными делами, обеспечив при этом Церкви все условия для того, чтобы она беспрепятственно занималась своей основной миссией. К сожалению, кажется, что в Черногории этом момент пока не наступил.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Стоянович
Все статьи Татьяна Стоянович
Новости Черногории
The New York Times: Конфликт России и Европы расколол крошечную балканскую страну
Президент и премьер Черногории не поладили из-за России
10.09.2024
Черногория прощается с поэтом Ранко Радовичем
30 июля отошёл ко Господу выдающийся сербский поэт Ранко Радович (1952-2023)
31.07.2023
Монастырь на горе по имени Христианка
Дом преподобного Сергия в Черногории
19.07.2023
Якова Милатовича избрали в день памяти Иакова Исповедника
Выборы прошли под девизом «Лишь бы против Мило!»
05.04.2023
К итогам президентских выборов в Черногории
И всё бы хорошо, да что-то нехорошо…
05.04.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21