Если порыться в православном интернете, то зачастую в статьях, а чаще в интернет-комментариях, можно прочитать, что социализм – это несбыточная утопия, особенно в современном обществе, купающемся в свободе греха, что христиане должны оставить мечты о христианском социальном строе, привыкать к капитализму и заниматься исключительно спасением собственной души. Согласиться с этим никак нельзя. Наоборот, христианин во что бы то ни стало обязан бороться за христианский социальный строй, даже если человеческая история сложится так, что этот строй в полноте своей никогда не будет построен.
Дело в том, что Евангелие содержит христианскую социальную заповедь – заповедь о жизни христиан в рамках общинной жизни с общей собственностью. На РНЛ опубликована моя статья Два богословия (ruskline.ru), в которой на материале хорошо известных евангельских текстов (а также «Деяний апостольских») подробно доказывается, что такая заповедь действительно содержится в Новом Завете. К сожалению, редакция пока ещё не опубликовала вторую часть этой статьи, в результате чего тема оказалась раскрытой не полностью. Привожу ссылку на эту вторую часть: Николай Сомин. Два богословия. Социально-историческая точка зрения (narod.ru). И эту заметку можно рассматривать, как краткий пересказ моей большой статьи.
Необходимо подчеркнуть, что это именно заповедь Христова. А заповеди Христа надо выполнять – этим и отличаются христиане от других людей. Подлежит исполнению христианами и социальная заповедь, хотя многим кажется, что она неисполнима. Замечу в скобках, что Господь неисполнимых заповедей не даёт, хотя для падшего человечества они оказываются сложными. Это в полной мере относится и к данной заповеди.
Время этой социальной заповеди подошло уже после Вознесения и Пятидесятницы, когда апостолы, верные ученики Христа, решили осуществить ее делом и создали Иерусалимскую общину, где христианство сочеталось со строгим коммунизмом. Эта заповедь подробно разъяснялась святыми отцами III-V веков: Киприаном Карфагенским, Василием Великим, Амвросием Медиоланским и в особенности Иоанном Златоустом, который создал глубоко продуманную систему имущественного богословия. На уровне социально-историческом такое богословие становится основанием православного социализма, реализующего идею христианского социального строя.
Ясно, что такая перспектива рушит все планы сатаны по подчинению человечества темным силам. И поэтому он всячески старается этот путь опорочить. Особенно лукавый бьёт по братству. Он старается развернуть технический прогресс, замешивая его на индивидуализме и стяжательстве. Это развращает людей и уводит от выполнения социальной заповеди христианства. Более того, сатана разворачивает хитрую клеветническую кампанию по дискриминации Христовой заповеди общинного братства. Сколько ушатов грязи вылито на идею коммунизма и сколько хвалебных песен сложено насчет священной частной собственности, ее абсолютной необходимости для процветания человечества. Таким образом, ясно видны два пути: путь узкий, путь братства, ведущий ко Христу, и путь широкий, путь мамонизма, ведущий народы в духовную пагубу. Сейчас это – основная мировая коллизия, вокруг которой идет яростная борьба.
К несчастью, эта борьба затронула и нашу церковь (везде «церковь» с малой буквы означает церковь земную), в результате чего святоотеческое имущественное учение начинает постепенно забываться. В результате церковь лишь частично приняла принцип братства – только для общежительных монастырей, которые предназначены для личного спасения. Для мирян предлагается другой путь – не братство, а личная милостыня. Но ведь индивидуальная благотворительность возможна только из своего, что в свою очередь предполагает господство и благодатность частной собственности. Это уже не святоотеческое, а совсем другое богословие, оправдывающее весь омерзительный современный капиталистический порядок.
Характерно, что когда в конце XIX в замечательный христианский деятель Николай Неплюев, следуя образу Иерусалимской общины, стал строить свое Трудовое Крестовоздвиженское Братство, то многие тогдашние «истинно православные» его жестко критиковали за пренебрежение благотворительностью, называли его дело протестантством и всячески вставляли палки в колеса. Тем не менее, Братство Неплюева просуществовало более 40 лет, пережив три революции, три войны и было разрушено лишь в начале 30-х годов. Однако, оно так и осталось единственным примером успешного осуществления у нас в церкви святоотеческой доктрины. Остальная Россия подошла к началу XX в., к сожалению, имея на вооружении частнособственническое богословие. И не удивительно, что последовала Господня епитимья – гонения на церковь в советское время. Нам бы над этим событием глубоко поразмыслить, покаяться и больше не совершать таких ошибок. Но, увы, пока церковь придерживается прежней имущественной парадигмы. Воистину, «история ничему не учит, а лишь наказывает за незнание уроков» (Ключевский).
В заключение хочется еще раз напомнить, что те, кто нудно доказывают невозможность социализма, должны понять, что отрицают заповеданное Самим Христом. Поэтому я бы советовал им изменить свое мышление – с отрицания на размышления о том, как эту заповедь можно исполнить.
Николай Владимирович Сомин, кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист
50. Ответ на 47, рyccкий человек:
49. Ответ на 46, рyccкий человек:
48. Ответ на 46, рyccкий человек:
47. Ответ на 45, Сергей иванович:
46. Ответ на 45, Сергей иванович:
45. Ответ на 42, Братчик:
Но как сказал один брат: Сельскохозяйственная община вокруг храмов на "выделенном" для них земельном участке - это не есть сельскохозяйственная община живущая на своей земле и построившая себе свой приходской Храм. Это хорошо забытые монастырские крестьяне - церковные крепостные.
Русский дворянин Неплюев Н.Н. дал практический ответ на этот вопрос, создав «Крестовоздвиженское трудовое братство».Современники называли его Русским апостолом Любви насколько мне известен неплюевский опыт - это тоже, не самоуправляемая, не самодостаточная, не самовоспроизводящаяся и вообще не самостоятельная община, а если быть честным: община на содержании самим Неплюевым. Ту же тему практиковал и Головин в Булгаре. Это не просто крепостничеством отдает - это оно и есть. При входе в общину отдай всё что имеешь, а выход не предусмотрен - задушим в объятиях любви.
А где, ув. Братчик можно ознакомиться с практиками вашего братства? Что собственно Вы, как представители народа Божия, предлагаете?
44. Ответ на 25, Kiram:
43. Ответ на 19, Полтораки:
Если нет общения имуществ, то любви точно не будет. Именно поэтому так сурово были наказаны Анания и Сапфира. - здесь соглашусь с Кирамом:
Не из-за нежелания общаться имуществами были наказаны Анания и Сапфира, но за ложь.
42. О замыслеО замысле Бога и проекте сатаны
1. Читая Деяния апостолов, можно обнаружить, что Иерусалимская община есть Церковь Божия в её первозданной полноте.
2. Что к ней постоянно прибывал народ. Что в этом присоединении народа к Церкви виден замысел Божий, что Церковь должна стать всем и во всём на земле. Говоря современным языком Церковь есть глобальная возможность, дарованная Богом, вернуться народам к общению с Ним и в этом общении обрести жизнь вечную в Нём. (Без всякого принуждения).
3. Читая псалом 117, узнаём, что краеугольный камень строители отвергли. И здесь возникают вопросы. Кто эти строители? Что они строят? Почему отвергли краеугольный Камень?
4. По святоотеческому учению мы знаем, что фундаментом и Главою Церкви является Христос. И здесь снова возникает вопрос, а что является фундаментом у тех строителей, которые отвергли краеугольный Камень? И кто у них глава?
5. Размышляя над этими вопросами, пришёл к следующим выводам:
5.1. Капитализм есть проект сатанинских сил. Что, принимая существование объективных законов истории (чему нас учат все современные учебники) мы тем самым отвергаем свободу воли, дарованную Богом человеку по сотворении.
5.2. Капитализм не есть общество свободы, но общество принуждения, прикрываемая риторикой о свободе и всякой ложью. В чём мы с каждым днём сегодня убеждаемся. Взгляните вокруг.
5.3. Что частная собственность есть основной инструмент строительства капитализма.
6. Возникает следующий вопрос, какую организацию общественной жизни может предложить Церковь и народ Божий? Русский дворянин Неплюев Н.Н. дал практический ответ на этот вопрос, создав «Крестовоздвиженское трудовое братство».
Современники называли его Русским апостолом Любви.
41. доп. п. 52