ВЦИОМ представил на своём сайте данные о том, как россияне относятся к действующей системе налогообложения.
«Почти половина наших соотечественников (45%) предпочли бы платить больше налогов, но быть уверенными в широкой доступности и высоком качестве государственных услуг (чаще самые молодые россияне — 66% среди 18-24-летних), - говорится в пресс-релизе ВЦИОМ. - С другой стороны, только четверть россиян (26%) были бы готовы платить больше налогов, если бы у них была возможность влиять на их распределение (не готовы рассматривать такую возможность 65% опрошенных).
При этом большинство россиян (83%) являются сторонниками прогрессивной шкалы налогообложения: по их мнению, чем богаче человек, тем больший процент доходов он должен отдавать государству в виде налогов. За то, чтобы все платили равный процент налогов, выступают 13% наших сограждан, чаще 25-34-летние (27%).
Более половины соотечественников (54%) согласны платить высокие налоги, если это позволит обеспечивать поддержку и бедным слоям населения. С другой стороны, почти треть опрошенных (28%) считают, что налоги должны быть как можно меньше, чтобы каждый человек мог наилучшим образом распоряжаться своими деньгами.
По мнению подавляющего большинства наших сограждан (81%), налоги необходимо платить в обязательном порядке и в полном объеме. Считают, что по возможности лучше избегать выплаты части налогов, 15% опрошенных».
Результат опроса проанализировала в интервью «Русской народной линии» известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
Конечно, необходимо вводить прогрессивную шкалу налогообложения, но аккуратно. Иначе люди будут уклоняться от уплаты налогов, получая зарплату в конвертах. Мы уже проходили невыплаты налогов в 90-ые годы. Тогда с введением плоской шкалы налогообложения собираемость налогов резко возросла.
Однако с политической точки зрения неправильно вводить прогрессивную шкалу налогообложения перед выборами в Государственную Думу. Тем более, что министр финансов Антон Силуанов в мае 2018 года обещал, что «в течение шести следующих лет налоги повышаться не будут, но перед этим мы поднастроим налоговую систему таким образом, чтобы пойти, с одной стороны, навстречу бизнесу, а с другой — мы создаем условия для повышения администрирования, собираемости и упрощения налогов. И эти решения будут приняты в этом году с тем, чтобы на следующий шестилетний период налоговая система кардинально не менялась».
И уже после выборов стоит ожидать корректировок в налоговой системе. Сейчас при введении прогрессивной шкалы налогообложения собираемость налогов не должна уменьшиться. Есть закон о налогообложении, а есть механизм по сбору налогов, который улучшился со времен перехода на плоскую школу налогообложения. В то время собираемость не проверялась – что сдавали, то и имели. Конечно, осуществлялись выборочные проверки, но теперь, в век цифровизации, контроль осуществляется намного чётче и лучше.
При резком введении прогрессивной шкалы налогообложения люди начнут уклоняться от налогов. Важно, при каком доходе начнётся увеличение налогообложения. Если начнут вводить шкалу с низкого уровня, то люди будут прятать зарплаты, переводить в «конверты», как и было в 90-ые годы.
Но, действительно, российская налоговая система и кредитно-денежная политика нуждаются в серьёзных изменениях. И постепенно движение в этом направлении осуществляется, но не так быстро, как многим хотелось бы. Вновь поднимают ключевую ставку вместо того, чтобы дать денег в экономику. Мы сможем снизить инфляцию за счет увеличения производства. И когда будет больше товаров и услуг, инфляция снизится сама собой.
А в России большинство товаров – импорт. И количество иностранных товаров не увеличивается, а наоборот, уменьшается из-за санкций и роста курса рубля. Поэтому инфляция возрастает. А инфляцию можно обуздать не только с помощью изменения ключевой ставки, но и за счёт увеличения товарного предложения. Тогда будет развиваться реальный сектор экономики.