Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования о результатах работы Правительства Российской Федерации под руководством Михаила Мишустина.
«Оценка населением деятельности Правительства РФ во главе с М.В.Мишустиным — это ключевой индикатор успешности его работы. Январский опрос показывает, что россияне проявляют интерес к работе Правительства РФ последних 3-х лет: ее смогли оценить большинство опрошенных (90%). Более того, эта оценка положительная: доля позитивных оценок в три раза превосходит долю негативных (68% VS. 22%), - отмечается в исследовании. – Основой для позитивных оценок деятельности Правительства, прежде всего, служат воплощенные в жизнь меры социальной поддержки, социальные выплаты (28% в группе положительно оценивающих деятельность Правительства), внимание к пенсионерам, увеличение пенсий (18%), дорожно-строительные работы (11%), в стране идет развитие / становится лучше/ видны изменения (9%), повышается уровень жизни (8%)».
На негативные оценки повлиял прежде всего рост цен (36% в группе негативно оценивающих). На втором месте в рейтинге причин негативных оценок стоит снижение уровня жизни населения (20%). Низкий уровень здравоохранения, платная медицина (14%), вопросы безопасности (14%), низкие заработные платы (10%) и то, что власть не выполняет обещаний / плохая работа власти на местах / плохая внутренняя политика / не решаются проблемы населения (9%), делят третье место.
Из запомнившихся за последние три года мер/решений Правительства РФ выделяются социальная поддержка граждан / ввод льгот, пособий / повышение МРОТ и социальные гарантии для семей с детьми / материнский капитал (по 10%), индексация пенсий (5%), меры поддержки и/или ограничений при борьбе с COVID-19 (5%) и решение проблем с жильем / жилищное строительство / ипотека / реновация (4%).
Принятые Правительством РФ за последние три года решения также не остались незамеченными. В первую очередь россияне отмечают, что решения коснулись транспортной инфраструктуры / ситуации с дорогами (53%), на втором месте по уровню заметности находится социальная защита населения (40%), далее по убыванию — жилищное строительство, цифровые технологии и медицина/здравоохранение (38%, 37%, 35% соответственно).
Россияне положительно относятся к решениям, реализующимся Правительством РФ в различных сферах. Доля россиян, придерживающихся позитивного мнения, превосходит долю высказавшихся негативно: по отношению к дорогам, транспортной инфраструктуре (61% положительное отношение, 18% отрицательное), социальной защите (54% vs. 16%), цифровым технологиям (54% vs. 12%), безопасности (53% vs. 15%), сельскому хозяйству (52% vs. 16%), жилищному строительству (51% vs. 15%), науке (47% vs. 14%), культуре (46% vs. 17%), промышленности (45% vs. 19%).
Россияне также высоко оценили эффективность мер поддержки населения, принятых Правительством РФ в условиях двух главных вызовов последних трех лет: пандемии коронавируса и санкционного давления. Две трети опрошенных считают действия Правительства эффективными (68% в условиях пандемии коронавируса, 65% в условиях западных санкций).
Россияне отмечают следующие изменения, произошедшие при Правительстве РФ во главе с М.В. Мишустиным. Стало легче получать госуслуги (82%) и было принято больше мер поддержки семьям с детьми (79%). Кроме этого, появилось больше отечественных продуктов и товаров в магазинах (72%), органы власти стали более доступны для обращения через соцсети (70%). Также повысилась привлекательность путешествий внутри страны (69%), а у молодежи появилось больше возможностей для развития и самореализации (61%).
Граждане России хотят быть в курсе различных аспектов деятельности Правительства РФ. Они высказали пожелание узнать больше о мерах поддержки граждан (27%). Годовые итоги работы интересуют 23% населения, ход реализации национальных проектов — 22%, достигнутые результаты отдельных министерств, ведомств — 20%. Больше знать о представителях состава Правительства хотят 15% населения, столько же высказали желание быть в курсе основных итогов заседаний Правительства (15%).
Вспоминая о принятых мерах, решениях Правительства РФ за последние три года, наши сограждане сообщили, что испытывали разные чувства / эмоции / ощущения. На первом месте в «рейтинге чувств» находится прекрасное окрыляющая эмоция надежды (37%), на втором месте отрицательно окрашенная эмоция тревоги (24%), далее следуют ощущение стабильности (23%), ощущение уверенности (21%) и эмоция гордости (19%).
Население высоко оценило работу М.В.Мишустина. Количество позитивных ответов существенно превзошло количество негативных (70% оценили однозначно или скорее хорошо vs. 16% оценили однозначно плохо или скорее плохо).
Оценка деятельности М.В.Мишустина на посту председателя Правительства РФ чуть выше оценки работы Правительства РФ в целом.
Работа Правительства РФ соответствует ожиданиям каждого второго россиянина (51%). 16% сообщили, что работа Правительства превзошла ожидания, 25% ожидали большего, 8% затруднились с ответом.
Россияне делают позитивный прогноз о том, как будет работать Правительство РФ в течение будущих трех лет. Количество оптимистов, считающих, что Правительство РФ будет работать лучше, значительно превалирует над пессимистами (44% vs. 6%). Изменений в работе Правительства РФ не ожидают 42% населения. Еще 8% затруднились с ответом.
Рейтинг сфер, на развитие которых Правительству РФ нужно сделать упор в ближайшее время, возглавляет здравоохранение (58%), на втором месте — сфера образования (41%), на третьем — сельское хозяйство (23%).
Итоги опроса проанализировала в интервью «Русской народной линии» известный специалист в области информационных технологий, заведующая кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук Ольга Викторовна Китова:
Я согласна, что работа Правительства России превзошла все наши ожидания. При Дмитрии Анатольевиче Медведеве на посту премьера мы могли и не дождаться нынешних успехов. Михаил Мишустин – отличный организатор, прекрасно взаимодействует с Администрацией Президента и превосходно отладил командную работу Правительства.
Что плохо? Правительство продолжает работать по старой модели: мы остались в рамках «вашингтонского консенсуса». Наша финансовая модель никак не изменилась несмотря на то, что у России украли более 300 миллиардов долларов. Мы воюем со странами НАТО, но продолжаем выплачивать дань Западу. Мы не перевели платежи за весь наш экспорт на рубли. По некоторым оценкам, невзирая на проведение Специальной военной операции, из страны было вывезено приблизительно 150 миллиардов долларов в 2022 году. Прямо скажем – многовато.
Президент хвалит председателя Правительства, и есть за что: при высокой ключевой ставке, учитывая, что Центральный Банк не даёт развиваться дешёвым кредитам и не делает рубль инвестиционной валютой, Михаил Мишустин развивал субсидированные кредиты и оказывал всевозможную помощь промышленным предприятиям за счёт бюджета.
Идёт успешно процесс налаживания работы оборонной промышленности, выпуск оружия и боеприпасов. И это большое достижение. Печально, что Специальная военная операция выявила нехватку многих необходимых предметов и средств. Я не заглядывала на склады Министерства обороны, но мобилизованные рассказывали, что волонтёрам пришлось докупать обмундирование, бронежилеты и так далее. И конечно, государство спохватилось решать эти проблемы, когда они ярко проявились. А до этого никто запасов не проверял.
Сама мобилизация была проведена на низком уровне. Мишустин отлично автоматизировал госуслуги для граждан: выдачу водительских удостоверений, загранпаспортов, оформление пособий и так далее. Но работа военкоматов велась по устаревшим сведениям в бумажном виде. Нужно цифровизировать эту работу и наводить порядок.
Самое главное, что необходимо – усиливать роль государственного планирования, цифровизацию планирования развития промышленности и высокотехнологичных отраслей. В сфере импортозамещения и выпуска отечественной высокотехнологичной продукции дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы Президенту и населению. Одна из причин – нынешняя финансовая модель. Надо менять денежно-кредитную политику. Это не прерогатива Мишустина, но без правильной денежно-кредитной политики и инвестиционной политики в государстве, при ручном управлении экономикой – мы далеко не уедем. Мы так не добьёмся технологического и цифрового суверенитета, которые нам жизненно необходимы.
Что ещё сказать в пользу правительства Мишустина? Правительство смогло наладить логистику, продажу наших углеводородов другим партнёрам, ввело параллельный импорт. За исключением автомобилей и некоторой высокотехнологичной продукции население не почувствовало никаких особых изменений, хотя изменения произошли очень большие. Инфляция составила 12% - это не такая высокая цифра, как во многих странах даже Евросоюза. Это заслуга не только Мишустина, но и результат работы Администрации Президента, а также многих бизнесменов-патриотов. У нас есть не только некоторые олигархи, которые хранят активы на Западе и, по словам В.В. Путина, являются угрозой для страны, но и представители среднего и малого бизнеса, крупных компаний, которые вполне патриотично настроены. Патриоты-бизнесмены активно включились в работу.
Как организатор Мишустин – молодец! Он смог выжать почти всё из существующей системы. Мы видим, что многие планы не выполняются именно в контексте высокотехнологичных продуктов, запаздывает производство самолётов, отечественных продуктов в сфере ИТ, импортозамещение не так активно идёт. Одно дело – заместить куриные яйца: сложно, но можно. И мы это сделали. А иное дело импортозаместить компьютерные, информационно-коммуникационные технологии, заместить автомобильную промышленность, самолётостроение и судостроение. Здесь, к сожалению, работы – поле непаханое.
Наверх поступали бравурные отчёты об импортозамещении. Но на деле отчёты оказались не вполне достоверными. И надо глубоко и сильно всё менять.
Я положительно оцениваю работу Правительства под руководством Михаила Мишустина.
Но в экономике необходимо многое менять. Взамен «вашингтонского консенсуса» нам необходима собственная модель экономического развития, опирающаяся на крепкий рубль, правильную кредитно-денежную политику с низкой ключевой ставкой и дешевыми кредитами, необходимо осуществлять экспорт наших товаров и ценообразование на них в рублях, создавать собственные рублевые биржи и т.п. Необходима смена системы легитимизации собственности. На данный момент российская промышленность и недра в значительной степени находятся в западной юрисдикции. Большинство компаний зарегистрировано в офшорах, что позволяет им значительную долю прибыли выводить из страны. Деофшоризация и деолигархизация – вопрос политический. Надо менять систему, сложившуюся после 1991 года. Мы платим дань, рубль до сих пор не является инвестиционной валютой. Часть олигархов – не наши, их интересы и собственность находятся на Западе. А здесь они просто деньги выкачивают из страны.
Председатель Правительства России не может поменять систему – нужно производить дальнейшую корректировку Конституции, убирать статьи о запрете идеологии, о примате международного права над российским правом. Необходимо довести до конца конституционную реформу! И, конечно, надо менять экономическую модель, кредитно-денежную политику, делать собственные биржи, вести торговлю и осуществлять ценообразование в рублях, снижать ключевую ставку и проценты по кредитам, обеспечить российскую систему легитимизации собственности вместо лондонских и вашингтонских процедур. В этом случае в стране начнется экономический рост, и благосостояние граждан будет расти.