Россия и весь Русский мир меняются. С конституционной реформой Российской Федерации 2020 года мы начали возвращаться на свой собственный путь цивилизационного развития, и такое движение необходимо ускорить.
После «пандемии» коронавируса 2020 года и свержения в США президента Д. Трампа об устойчивости глобального мирового порядка надо забыть. Человечество вступило в стадию обострения международных отношений, в период нарастания отторжения Природой зарвавшегося и зазнавшегося человечества, переставшего заботиться о сбережении души и окружающего мира. Только всеобщее духовно-нравственное оздоровление способно предотвратить назревающий природный катаклизм и спасти человечество от гибели.
В мировом сообществе стоит вопрос о новых технологиях общественной и государственной деятельности. Переосмысление ценностей имеет цивилизационный характер для всех народов мира, поскольку каждый народ в любую эпоху имеет свои социальный и политический идеалы.
Россия, за сто лет прошедшая совершенно героический, хотя порой и трагичный, путь через капитализм и социализм, ныне стоит на распутье, в очередной раз задаваясь вопросом, какова же цель её существования. Размышления наших предков задают нам исходные параметры в поиске ответа и выборе будущего.
Выдающийся русский религиозный философ С.Н. Булгаков писал: «Капитализм есть организованный эгоизм, который сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам нравственности и религии. Никогда еще в истории не проповедовалось и не проводилось в жизнь такое безбожное, беспринципное служение золотому тельцу, низкая похоть и корысть, как ныне. Если по духовной своей природе капитализм в значительной степени является идолопоклонством, то по своему общественному значению для социальной жизни он покрыт преступлениями, и история капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии. Социализм прав в своей критике капитализма. В этом смысле нужно прямо и решительно признать всю правду социализма» (Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Булгаков С.Н. Христианский социализм. М., 1991. С.225).
Современная глобализация мира лишь усиливает и тиражирует родовые недостатки капитализма. Вовсе не случайно кумир русского почвеннического патриотизма, идеолог национального консерватизма К.Н. Леонтьев отмечал: «Чувство мое пророчит мне, что славянский православный царь возьмет когда-нибудь в руки социалистическое движение (так, как Константин Византийский взял в руки движение религиозное) и с благословения Церкви учредит социалистическую форму жизни на месте буржуазно-либеральной» (Леонтьев К.Н. Письмо К.А. Губастову. 17 августа 1889 г. Оптина пустынь // Леонтьев К.Н. избранные письма 1854-1891. СПб., 1993. С.473).
Однако, с «христианским социализмом» выходит незадача. Ведь уже после выше приведённых о нём размышлений имел место политический опыт ХХ века с принципиально значимым «военным коммунизмом» Советской России. При попытке строить Новое общество без опоры на духовно-нравственные ценности и культурно-исторические особенности России имел место продуманный классовый террор, выкорчевывание религии и семейных ценностей, отказ от государства и права, отрицание всего прошлого социально-политического опыта. Советская власть, к сожалению, не нашла возможность осмыслить и должным образом оценить тот исторический урок.
Хотя многие ошибки в социальном и культурном развитии России стали с середины ХХ века исправляться, современное российское общество убедилось в прозорливости других слов того же С.Н. Булгакова: «Социализм относится нетерпимо к христианству, а в сущности и ко всякой другой религии, ибо сам хочет стать религией и вытеснить всякую другую. Он требует веры в человека, как в Бога, а в законы хозяйственного развития, как в божественный промысел. В социализме можно усмотреть при благожелательном взгляде некое пророчество, но оно, вместе с тем, есть, несомненно, и лжепророчество, которое уводит от Христа и веры в Христа» (Булгаков С.Н. Ук. соч. С.229). Эти слова русского мыслителя нуждаются в дальнейшем современном осмыслении.
Ведь существует глубинная правота размышлений о совместимости православных основ и социалистического опыта. Она – в необходимости гармонично совместить традиционные духовно-нравственные ценности народа (а в русском обществе это православная основа жизни) с социальными ценностями и социальными завоеваниями периода Советского Союза. Без Бога в душе и Родины в сердце русский человек не мыслим. Никакое современное государство не может существовать без своего религиозного духовно-нравственного стержня. В ином случае оно обречено на исчезновение.
Нельзя развиваться назад – такая деградация всегда фатальна. Стыдно и не рационально как идти от «развитого» социализма к капитализму, так и пытаться реконструировать оказавшийся ненадёжным социализм ХХ века с его догматичной монополией классовой идеологии и номенклатурным контролем над собственностью. Однако и держать дальше общество в состоянии криминализма и потребительского психоза гибельно. Развиваться надо только вперед, к новому, более совершенному, более народному, более справедливому, чем былой социализм, общественному строю.
Пришло время определиться в понятиях и не пытаться разливать новое вино в старые и засохшие меха. Новый строй должен иметь и новое имя. Таким именем может быть ЦИВИЛИЗМ.
Это стратегическая позиция РОССИЙСКОГО ОБЩЕНАРОДНОГО СОЮЗА на предстоящих в 2021 году парламентских выборах: мы должны нацелить наше демократическое федеративное правовое социальное государство на переход к новому социальному строю. Опираясь на Русский манифест, мы делаем свой Русский выбор, заключающийся в дальнейшем развитии уникального цивилизационного союза славянских, финно-угорских, тюркских, кавказских и иных народов, скрепленного русским языком и общей православной духовной традицией.
Идея цивилизма родилась в 90-е гг. ХХ века в недрах Института государства и права Российской Академии Наук (подробнее см.: Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020. С. 236-349; Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2017. С. 400-430), но до сих пор не встретила понимания и поддержки у обществоведов.
Между тем, именно ЦИВИЛИЗМ (от лат. civilis – достойный гражданин; гражданский) можно моделировать как общественный строй, предполагающий нравственное государство и справедливое общество. ЦИВИЛИЗМ для нас – это:
1. общенародная собственность, когда каждый гражданин беспрепятственно и регулярно получает свою долю доходов от природных ресурсов и использования государственной собственности;
2. политическая система, опирающаяся на национальные культурно-исторические традиции, предполагающая, в том числе, восстановленную систему советов как органов народной власти, сформировавшуюся за века в земском самоуправлении, и соборные решения на высшем государственном уровне;
3. народный контроль над публичной властью;
4. духовно-нравственный контроль над политикой, государством и правом;
5. правосудие, построенное на выборности судей народом;
6. система общественной безопасности, включающая земскую (муниципальную) милицию с выборным должностным лицом во главе.
Каждый гражданин Отечества должен знать не только свои права, но и свои обязанности, обязанности перед Отечеством, народом, своей семьёй, перед самим собой. Человек должен осознавать смысл и цель своей земной жизни. Сегодня остро необходим переход к образованию, ориентированному на культ труда и нравственной жизни.
ЦИВИЛИЗМ – не претензия на некую вновь придуманную искусственную идеологическую догму, а творческое осмысление наших представлений об обществе, результат развития современного знания о государстве, обществе и человеке.
Только наличие стратегической цели социального развития, такой как построение коммунизма для наших дедов в первой половине ХХ века, может наполнить служение людей обществу ценностным содержанием. Подобной целью может стать только ЦИВИЛИЗМ как новый народный социализм, социализм, сберегающий Душу, как новая модель общества гармоничного единства реальной свободы и социальной справедливости.
Слава России!
Сергей Николаевич Бабурин, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, председатель партии РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ
12. Подробно о цивилизме
11. О цивилизме
10. Ответ на 1, Алекс. Алёшин:
9. Ответ на 8, Алекс. Алёшин:
8.
7. Ответ на 5, Сергей Швецов:
6. Ответ на 4, Полтораки:
5. Ответ на 4, Полтораки:
4. Цивилизм?
3. Утопизм цивилизма