В статье постоянного автора РНЛ, главного редактора сайта «Культуролог» Андрея Владимировича Карпова «Технологии недоверия» поднята важнейшая проблема современности — каким образом сохранить свободу в становящемся несвободном мире.
О возможности разрешения данной проблемы размышляют заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.
Александр Тимофеев: В своё время меня поразила одна мысль, очень убедительно изложенная в книге Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма». Арендт обратила внимание на тот очевидный факт, что тоталитаризм появился лишь в XX веке. Но почему же не раньше? Неужели в более ранние века люди были менее жестоки? Неужели правители всех времён и народов не желали установить тотальный контроль? На эти вопросы Арендт даёт ожидаемые ответы.
Так вот, по её мнению, тоталитаризм появился лишь в XX веке благодаря научно-техническому прогрессу. Только в прошлом веке тотальный контроль стал практически возможен и реализуем. Поэтому тоталитаризм есть следствие развития науки и техники. С этим выводом Арендт я полностью согласен.
Со времени написания «Истоков тоталитаризма» возможности тотального контроля значительно увеличились. Фантасты поговаривают, что в скором времени станет возможным даже чтение мыслей…
Такое будущее пугает и, признаюсь, кажется неизбежным и непредотвратимым. Этот процесс, на мой взгляд, можно повернуть вспять только одним способом — уничтожив всех умных людей, способных к научному творчеству. Тоталитаризм перестанет существовать, только если человечество будет состоять из одних дураков и святых.
Надеюсь, твоё видение более оптимистическое…
Павел Тихомиров: Нет, моё видение точно такое же. В конце концов, мы же помним: чем закончится Мировая История. Зачем же обманывать самих себя и сочинять утопии в хилиастическом духе.
Не очень трезво, на мой взгляд, делать вид, что вот сейчас всё нехорошо и неправильно, но потом – чудесным образом – откуда ни возьмись появится Царь Православный, и территория Российской Федерации каким-то макаром выпадет из общих процессов и станет территорией, на которой эти процессы больше не действуют.
Вместе с тем, коль уж мы называем себя православными, то почему бы не посмотреть на проблему цифровизации не в социально-экономическом контексте, а в контексте духовном.
Т.е. если смотреть на происходящее в социально-экономическом контексте, то всё, безусловно, хуже некуда. Куча остроумных антиутопических произведений существует на тему того, как ИИ диагностировал где-то импульс, позиционируемый в качестве сигнала агрессии, и отделы «предпреступлений» потом заламывали руки не только неверно понятым субъектам, но – в доведённой до абсурда ситуации – даже и тем, кто намеревался выдернуть сорняк на своём участке. Ну как же. Ведь проявление же агрессии. Которую необходимо пресечь.
Ну, шутки-шутками, а ведь никто ещё полвека назад и мечтать не мог о том, с какой стремительностью развиваются цифровые технологии.
Купил сыновьям книжку Айзека Азимова. Книжка совершенно подростковая, пиф-паф, но, тем не менее, кое-что позабавило совершенно искренне.
Там прошло несколько тысяч лет после нашего времени, земляне колонизировали космос, летают по Галактикам, такая «Тайна третьей планеты» с поправкой на специфический американский юморок.
Появился в рассказе человек с персональным компьютером. Персональный компьютер – по словам автора – сравнительно небольшой, размером с чемоданчик. Но тяжеловат – 25 фунтов. Это – больше 10 кг. Повторяю, после нашего времени несколько тысяч лет.
Думаю, это более чем что бы то ни было демонстрирует, что даже отец «трёх законов робототехники» и представить себе не мог темпов НТП в области цифровизации.
Т.ч. контуры «мира Матрицы» могут быть вполне достижимы в самом обозримом будущем.
Однако, мы же собирались посмотреть на проблему с духовной точки зрения.
Тут, думаю, есть один очень важный плюс.
Вот все мы, писатели и читатели «Русской народной линии», вроде, люди высокодуховные. Ведаем о том, что каждого из нас окружают всякие неправильные невидимые существа. И эти существа хоть и не могут влезть нам в душу, но, тем не менее, наблюдают за нашим поведением, делают соответствующие выводы, докладывают своему начальству вниз, получают инструкции – и т.д. и т.п.
Обо всём этом мы теоретически ведаем, но всё равно, относимся как-то расслабленно.
Очень нечасто вспоминаем о том, что твари поднебесные тут как тут, наблюдают… Да, их свобода действий ограничена мерой нашего отпадения от Спасителя. И если мы сами себя не отдадим им в копыта, то «волос не упадёт». Но ведь они таращат свои сканирующие приспособления. Хотя и невидимы.
А теперь, успехи НТП сделают так, что помимо невидимых лукавых наблюдать станут за нами видимые приборы.
Как на это реагировать?
Да просто вспомнить о том, что наше Отечество – Царствие Небесное. Тут если и не тюрьма, то полигон, проходя который, мы, с Божией помощью, вырабатываем в своей душе определённые качества.
Это всё, конечно, не значит, что я рад этой треклятой цифровизации.
Хотелось бы жить в спокойствии, зачем ещё эти дополнительные вериги, и так еле ползаем.
Но, если Богу угодно, если мы иначе никак не вразумляемся, если мы никак не хотим вспомнить о том, что вокруг нас всё кишмя кишит демонами, то выходит, что для нашего спасения полезен этот тоталитаризм.
Александр Тимофеев: Вспоминаю свои споры с покойным В.П.Филимоновым. Сперва его неутомимая борьба с «цифровым концлагерем» восхищала. Но довольно скоро для меня стала очевидна не только бесполезность этой борьбы, но и в некоторой степени вредность её методов. Зачем, собственно, православному человеку вдаваться во все технические новинки? Ведь архитекторов «нового дивного мира» всё равно не обхитрить. И так ли важна эта хитрость и техническая поднаторенность?
Согласен с тобой, что православного человека должен интересовать исключительно духовный аспект обсуждаемой нами проблемы.
Важно укреплять духовный иммунитет, научиться быть свободным от греха в несвободном мире. Но как этого достичь?
Честно говоря, не думаю, что в наше время от православного человека требуется более, чем требовалось в иные времена. Суетна беготня от ИНН и прочих штрихкодов. Главные орудия верующего человека те же, что были во все века, — пост, молитва, осознание своей греховности, покаяние… Иное оружие, пусть даже суперсовременное и новомодное, — от лукавого. Поэтому считаю повышенный интерес к техническим новшествам — проявлением духовной болезни, отвлечением воли от дела спасения. Такой интерес не спасителен, а в некоторых случаях прямо душевреден. И надо боятся не наступления «электронного концлагеря», а попадания в рабство греху. Хотя новый тоталитаризм и в самом деле неприятен, но и он не в силах лишить человека возможности спасти свою бессмертную душу.
В конечном счёте, я оптимист и верю, что свободным можно быть в абсолютно несвободном мире.
Павел Тихомиров: Важно верно понимать свободу. В своё время мне довелось работать со старшеклассниками, и мы пытались объяснить ребятам, что есть свобода выбора, а есть свобода воли.
Свобода выбора – это возможность выбрать то или это из предложенного кем-то ассортимента товаров и услуг, предложенных моделей поведения. Эти модели поведения формируются политтехнологами, затем внедряются посредством массовой культуры. Мерилом свободы является некий ресурс. Способность оплатить приглянувшийся товар или услугу воспринимается как проявление свободы выбора.
Совсем иное дело – свобода воли.
Свобода воли – это способность вообще не играть по навязанным правилам игры. Способность преодолевать соблазны.
И стеснение так сказать по горизонтали лишь подталкивает нас к движению по вертикали. Правда, необязательно вверх. Увы.
Обо всём этом говорили выжившие узники импортных концлагерей и отечественного ГУЛАГа.
Обо всём это нам говорит наследие святых отцов Церкви.
Что тут ещё можно добавить…
СПРАВКА РНЛ:
«Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау»
Так называется этот уникальный образ. Воскресший Спаситель на фоне сторожевых вышек и забора с колючей проволокой. За Ним - узники. Можно рассмотреть епископа, священника... Ангелы отворяют железные лагерные врата - словно отваливают камень от гроба. Эта икона - единственная в своём роде. Она находится в Свято-Воскресенской часовне на территории Дахау, построенной в 1995 году в память 50-летия победы над фашистской Германией и освобождения концлагеря.
Автор иконы - иконописица из Бонна Ангела Хаузер. Языком иконографии она рассказывает о дне вызволения несчастных людей из концлагеря. Около этой иконы всегда застывают в молитве бывшие узники, со слезами вспоминающие о своем втором дне рождения в апреле 1945 года. С двух других икон взирают плачущая Богородица, утирающая слезу, и Иисус Христос, изображенный как лагерный узник, у Которого на челе стекают капли крови и видны ссадины на плечах и руках после избиения Его плетьми. 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау был освобождён, а 6 мая его узники, среди которых было немало православного духовенства, праздновали Святую Пасху. Сохранились воспоминания об этом удивительном торжестве.
«За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году, – пишет Г.А. Рар. – Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные ризы, которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры – все пелось наизусть. Евангелие – «В начале было Слово» – также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста – тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!»