Блогер Андрей Кураев, признанный Епархиальным церковным судом г. Москвы подлежащим извержению из священного сана, выступил в передаче «Персонально ваш» на либеральной радиостанции «Эхо Москвы».
Напомним, 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Текст судебного решения здесь.
В интервью «Эху» блогер мечтает об европеизации России: «Есть надежда. Если эта европеизация будет расти, то тогда, со временем, конечно, изменится и способ контакта, коммуникации людей, в том числе, в церковных общинах. Вот эта надежда моя есть. Она гаснет потихоньку, потому что кажется, что мы дрейфуем в сторону Северной Кореи».
«Северная Корея нас притягивает, кажется, больше, чем Западная Европа», - пугает своих братьев по либеральному разуму бывший миссионер. Особенно забавно это читать, когда Европа стремительно уходит от христианства и ещё стремительнее смуглеет и чернеет.
Кураев в очередной раз высказал свою вздорную идею о переносе даты празднования Рождества Христова: «Я вообще предлагаю праздновать Рождество 31 декабря по новому стилю для того, чтобы смысл нашего летоисчисления стал бы ясен. Если я праздную 25 декабря Рождество, почему год от Рождества Христова начинается через неделю? Если я отмечаю начало года от Рождества Христова 1 января, почему Рождество я праздную через неделю. То есть в обоих случаях возникает тот же вопрос. Поэтому предложение мое простое: как бы нам так договориться в рамках хотя бы одной конфессии, одной страны, чтобы перенести Рождество на 31 декабря по новому стилю. Это так логично: Христос родился - и сразу Новый год по этому поводу».
По мнению блогера, дата празднования Рождества - это «чисто конвенциональные вещи»: «Мы не знаем, когда именно родился Христос. По косвенным данным, где-то в середине зимы, не более того. А кроме того, все равно не пройдет и 80 лет, эта проблема станет актуальной, потому что в XXII веке придется праздновать Рождество 8 января, все равно сдвигать. Все равно реформа нужна будет. И накануне её возникнут церковные дискуссии. Может быть, вспомнят и эту мою идею».
Однако, как и предполагалось, большая часть интервью «Эху» посвящена дальнейшим действиям Кураева после решения Епархиального церковного суда г. Москвы.
Блогер сделал ожидаемо-неожиданное заявление, что он может подать апелляцию «в Стамбул, в Константинополь», где, как он убеждён, конечно, «будет учтено» его «раскаяние» в своих оскорбительных словах о покойном протоиерее Александре Агейкине. Однако Кураев тут же пообещал, что не будет обращаться в Фанар, если Святейший Патриарх Кирилл всё же не утвердит решение Епархиального суда г. Москвы.
«Может быть, и у Патриарха что-нибудь такое случится. А, может быть, это будет не приступ милосердия, а, может быть, настоятельный совет из кругов нерелигиозных, что не надо создавать еще одну точку притяжения, не надо создавать канал связи Москвы и Стамбула еще один. Могут быть и такие светские консультанты, могут сказать Патриарху, что как-то он слишком уж осложнил эту ситуацию. То, что должно было достаться внутри алтарной разборки, - классика: поп с дьяконом поругались, зачем из этого делать что-то вселенское?» - намекает Кураев на покровителей не то в силовых структурах, не то среди чиновников.
Если Общецерковный суд Русской Православной Церкви как вторая инстанция оставит решение суда первой инстанции в силе, тогда, «в принципе, каноны в определенной интерпретации позволят мне обращаться ко Вселенскому патриарху», считает Кураев, в то же время признавая, что Русская Православная Церковь не признаёт Константинопольский Патриархат апелляционной инстанцией для остальных Поместных Православных Церквей: «Я уточню, что значит, в определенной интерпретации - в интерпретации Греческой Церкви Вселенского патриарха, каноны мне это позволяют. В интерпретации Московского Патриарха - не позволяют. В этом есть такая вилка».
Забавно, что радиослушатели «Эха» предложили блогеру сразу обратиться за судебной защитой к папе Римскому, который, по их «компетентному мнению», «круче Вселенского патриарха». Однако это абсурдное предложение в данной ситуации уместно, поскольку показывает абсурдность кураевской идеи обратиться к патриарху Варфоломею.
Как отмечает член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков, «в последних записях своего блога Кураев пытается шантажировать Священноначалие нашей Церкви своей возможной "апелляцией" на Фанар, к расколоучителю, "восточному папе", Патриарху Константинопольскому Варфоломею, подтверждая тем самым, что готов принять явное тоталитарное лжеучение об особой власти Константинопольской кафедры над Православной Церковью, если сочтет это выгодным лично для себя».
Он напоминает, что совсем недавно блогер был яростным критиком Фанара. «В свое время протодиакон Андрей Кураев посвятил много времени и места в своем блоге изобличению мерзостей принятых недавно Фанаром бывших священнослужителей канонической Церкви, а ныне предателей архимандрита Виктора Бедя (ныне - лжеепископ) и запрещенного митрополита Александра Драбинко. Что тут скажешь? Видно, упав на лестнице, Кураев желает докатиться до самого дна. И оказаться на одной помойке с подобными персонажами», - иронически предположил пастырь.
К слову сказать, подавляющая часть православного мира, за исключением подконтрольных Фанару греческих Церквей, не признаёт Константинопольский патриархат апелляционной инстанцией. Папистские притязания патриарха Варфоломея не обоснованы ни канонами, ни историей. О том, что у Фанара нет такого права, пишут многие богословы.
Как отмечает иеродиакон Рафаил (Мисиаулис), у патриарха Константинопольского есть «особая привилегия принимать апелляцию, но ТОЛЬКО от епископов и духовенства подчиненных ему Церквей, то есть Церквей, которые находятся в его юрисдикции».
«Есть еще 9-е правило того же Халкидонского Собора, гласящее: "Если же на митрополита области епископ, или клирик имеет неудовольствие: да обращается, или к экзарху большей области, или к престолу царствующего Константинополя, и пред ним да судится". На основании этого правила Константинополь утверждает, что имеет право принимать апелляции из любой Поместной Церкви. Но это не так. Данное правило действует только для Константинопольской Церкви. Уже в новейшее время (XIX век) такие авторитетные толкователи канонических правил, как преподобный Никодим Святогорец, опровергали ложное мнение о якобы праве Константинопольского Патриарха "действовать в диоцезах и областях других Патриархов", в том числе и рассматривать апелляции из этих областей», - пишет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор прямо называет антиканонической претензию Фанара на принятие апелляций из других Поместных Церквей.
«Право принятия апелляции, которое Константинопольский престол использовал во времена Византийской империи в зоне своей юрисдикции, теперь он хочет распространить на всю православную вселенную, основываясь на толковании 9-го и 17-го канонов IV Вселенского Собора. Такое толкование не имеет оснований в церковно-правовой науке и не принимается большинством других Церквей, как не принимается и аналогичное толкование 28-го канона того же Собора, на основании которого Константинополь хочет, чтобы вся православная диаспора находилась под его юрисдикцией», - отмечает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий.
26 февраля 2020 года в столице Иордании г. Аммане состоялось собрание Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей. Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к представителям Поместных Православных Церквей, предложил начать всеправославное обсуждение скопившихся проблем, в частности, «претензии первого среди равных Предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви и угрозы использования этих апелляций как инструмента вмешательства во внутреннюю жизнь других Поместных Церквей». Папистские претензии главы Фанара, по глубокому убеждению Предстоятеля Русской Церкви, требуют осмысления и обсуждения.
Если Кураев всё же подаст апелляцию в Константинопольский патриархат, то этим он перечеркнет многое из того, что пропагандировал раньше. Надежды же блогера на то, что в его судьбу вмешается Кремль или силовики, на что он прозрачно намекает, ни на чём не основаны. Фигура мелковата. Уход Кураева не создаст каких-то серьёзных проблем для Русской Церкви.
Конечно, с учётом нынешних обстоятельств глава Фанара крайне заинтересован в приобретении человека, годами хулящего Русскую Церковь. Но надо понимать, что патриарху Варфоломею Кураев нужен лишь как проблема для Русской Церкви и России. Что может ждать блогера в случае его ухода в фанариотский раскол? Виртуальное епископство? Однако жадные до денег греки вряд ли выделят ему приличное содержание. Даже храма у Кураева не будет в России, разве что домовая церковь в квартире. Незавидная участь для миссионера, с которым в начале 90-х связывались большие надежды на православное возрождение России…
Редакция «Русской народной линии»
3. Шантажист Кураев
2. Долго его терпели
1.