I. В новом царстве внутри государства, которое активно создаёт г-н Греф, покупая земли и киностудии, занимаясь образованием и медициной, торговлей и культурой, – есть особый идеологический отдел. Как известно, именно мировоззренческие постулаты – краеугольный камень любой культуры. В этом важном отделе есть свой министр – это г-н Андрей Курпатов, ныне возглавляющий лабораторию нейронаук и человеческого поведения. Вот такая в Сбере есть структурная единица! Министру этому особо благоволит сам Греф и даже возит его в Давос, где тот делает продолжительные доклады.
Греф почти не скрывает, что в его империи есть интеллектуальный гуру – некий индус, регулярно читающий лекции сотрудникам. Судя по содержанию некоторых книг, Курпатов на подпевке: довольно топорно соединяет бытовую психологию с индуизмом и буддийским туманом. Курпатов – психолог, но преуспел и как телеведущий, и как сценарист, теперь же он основатель «Высшей школы методологии» и автор бессчётного числа книг по супернауке наших дней – психологии. Не все в мире академическом признают эту «супернауку» таковой: слишком много черт коммерческого проекта (см. материал на РНЛ «Поп-гоп-психнаука»). По-прежнему по несколько шкафов от пола до потолка и даже целые залы отданы под печатные издания в рамках этого учения в центральных книжных магазинах Москвы на Арбате, «Библио-глобусе» и «Молодой гвардии».
Названия опусов разных авторов: «Мозговодство», «Еда и мозг»; «Промывка мозга»; «Женский мозг»; «Беги, мозг, беги»; «Тайны мозга»; «Фантомы мозга»; «Один день из жизни мозга»; «От нейрона к мозгу»; «Ключи от головы»; «Мозг приручённый». Поистине на теме мозга нынче классно зарабатывают! Нельзя не заметить, что многие обложки этих изданий выпущены не просто в красных тонах, но в кричащих малиновых и багровых. Не пройдите мимо!
В «Библио-глобусе» рядом с проходом (чтобы легче подойти) - целый шкаф, в нём около 250 (!) книг принадлежат одному автору – Андрею Курпатову. Это красные кирпичи объёмом не меньше 200 страниц с тиражами от 5 тысяч до 15 по цене от 950 рублей и выше. Ни один классик мировой культуры сегодня не может похвастаться такой мощной репрезентативностью в книжных магазинах! Хорошо лоббируют ККК – это очевидно.
Один из опусов Курпатова носит откровенно провокационное название «Троица». В книге такие разделы: Игра трёх инстинктов; Три способа думать; Три базовых типа; Триединство мышления; Заключение: три в одном.
Когда в компании алкашей произносится третий по счёту тост «Бог любит Троицу», им всё же это простительно будет по их пьяной глупости. А вот когда ба-а-а-льшой учёный, манифестированный атеист, у которого в книгах не только слова «душа» не найдёшь, но даже и «совесть» лишь изредка, так примазывается к слову и понятию Троица, что это? А это святотатство.
Читатель должен понять, что никакое это не сакральное великое понятие, что всё можно опошлить, просто играя цифрой три. Заодно и непрочно верующие модернисты имеют лишний повод сказать – ну и что? Это всего лишь пиар-ход. При этом заимствованное словечко «пиар-ход» поможет размыть смысл, хотя, как обычно, вызовет досаду чуждой фонетикой. (Вот, кстати, новые незваные гости: «абьюзер» вместо «насильник», «дисклеймер» вместо «отказ», «фидбэк» вместо «отзыв», «реакция» и т.п.)
Один из основополагающих тезисов названной книги – «три базовые потребности человека – безопасность, социальность, половой инстинкт». Стало быть, всё остальное – не базовые, включая поиск смысла жизни, духовные вопросы, исполнение своего долга перед Отечеством, желания жить по совести?
Не имея желания разбирать детально ККК, хочется в целом отметить основные несущие конструкции его «учения»:
1. Манифестированный атеизм. Полное отрицание сакральной составляющей в жизни человека – вульгарный материализм; лишь иногда можно встретить словосочетания типа «креативные решения» и «этические соображения», которые никак не соотносятся с духовностью.
2. «В основе нашей нравственности (это слово по частотности употребления около цифры 0,01) лежит страх и эгоизм», – считает Курпатов. От этой его примитивной горизонтальной парадигмы хочется куда-то поскорее на воздух.
3. Плохо скрытые опоры на индуизм и буддизм, причём в извращённо примитивном варианте. Цель использования отдельных положений буддизма – огорошить профанов, поставить их в тупик фальшивой парадоксальностью восточных интеллектуальных максим. Нет, конечно, автор не рискует говорить об абсолюте, состоянии наименьшего возбуждения сознания, о трансцендентном мышлении и подобном. Он подготавливает читателя к восточной мысли современным языком, как-то: «мозг – это устройство по созданию карт реальности»; «наше мышление создаёт карты реальности и прокладывает на них маршруты, помогая получить то, в чём мы нуждаемся»; «мы живём в плену собственных представлений, навязанных нам культурой»; «с раннего детства мы вкладываем в вещи сущностный смысл, которого в них нет и быть не может»; «пассионарий – генетический урод» (подразумевается антитеза бесстрастного интеллектуала); «совесть – химера сознания»; «с недавнего времени мы все избавлены от необходимости понимать другого человека и его чувства, вникать в его ситуации, прогнозировать реакции» (с.53). Автор почему-то не добавил – а то карму испортишь сочувствием. Впрочем, жёлтая пресса, кажется, хорошо поработала на этом поле – про карму даже школьники уже знают и песни поют про сансару.
4. Противоречия Курпатова самому себе в разных книгах, видимо, призваны отразить многогранность охвата тем или же посеять хаос в умах читателей. Как совместить такие сентенции: «Я не ратую за избыточный психологизм. Мне интересно только мышление» и «не имеет значения, что вы думаете, имеет значение только то, что вы чувствуете и делаете», а «здоровье – это когда то, что вы думаете, равно тому, что вы чувствуете».
5. Конечно, в ККК – производится подкоп со всех сторон под традиционные ценности, прежде всего, семью и роль родителей. Давно подброшена Западом гнилая идейка про необходимость искать в своём детстве травмирующие узловые события и обязательно обвинять в них родителей. Хамов грех подаётся с виньетками «научного» анализа. («Исправь своё детство», СПб., 2020): «Родители воспитанием заложили в детей чувство стыда, и дети стали испытывать чувство вины»; «В отношениях с матерью вы играете роль сына, дочери, вы не можете быть собой, настоящим». Тут ещё и явное подталкивание к развитию шизы.
Брак и одиночество («Быть эгоистом»). «Невступление в брак мужчины даёт возможность чувствовать себя сильным» (с.72) – чувствуется тухлый ветерок от известных современных пдр-помоек. Как вам пугающий вывод – «в нашей голове «квартируют» другие люди – 150-230 человек» (цитата исследователя Маркуса)?! Не взаимопроникновение и обогащение культур, не то, что мы даны друг другу как бы в дарение, по слову поэта, а вот так. Всё это подпитка двухмерного восприятия мира поколением снежинок, которое боится истинной глубины мысли, не выносит иронии как способа отстранённого восприятия, но при этом тянется к игре в конструирование искусственной зауми.
6. Разумеется, идеолог Грефа не мог иначе трактовать и нашу историю («Главный вопрос жизни»): «У нас романтическое представление о своём прошлом». Походя заявлено, что татаро-монголы сами развалились, Петр I – сумасшедший; А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов – вовсе не такие великие; Наполеон – жертва своих амбиций, и русское войско тут ни при чём; а Россия накануне первой мировой – всего лишь аграрная страна. Вульгаризация похлеще, чем в советских учебниках истории.
Ещё: «Если идеология не подтверждает свою состоятельность в деле улучшения качества жизни людей (а качество – это что? – Н.В.), рано или поздно (?!), какой бы замечательной (?!) эта идеология ни была, она отмирает (потрясающе глубоко!). «У нас никак не найдётся авторитет». Ну, то есть, нет и не было у нас, авторитетов, поняли, читатели кирпичей Курпатова?
7. После таких утверждений неудивителен вывод автора в финале книги: «Мы не имеем ответа на вопрос о смысле жизни и не будем иметь» (с. 308). Вот так. Но всё-таки автор, рассуждая о счастье, путь к которому он как психолог должен хотя бы обозначить, заявляет: «Счастье – это привычка так себя чувствовать». Ну, то, что он и не подумал упомянуть А.С.Пушкина, («привычка свыше нам дана, замена счастию она»), перефразировав его, это, наверное, оттого, что у нас же нет этих, как их, авторитетов-то. И тут же: «Счастье – это результат нашей способности руководить собственными эмоциями» (с.300). Афоризмы на любой вкус – налетай!
Однако эгоисту рекомендации психологом всё же даются: «Самая опасная вещь в психологии – самоотчёты, это порочный круг заблуждений!» или: в природе не существует «социальных обязательств», «стыда» или «вины», «культуры» или «греха»; всё это – результат наших социальных договорённостей (с.154); «а за святыми духами (так у автора) стоит работа нейронов и всё» (с.157). «Продуктивно напоминание себе – то, чего ты добился – вознаграждение со стороны жизни за потраченные тобой усилия» (с.304), – в общем, гордись и не впадай в пороки исповедания (слова такого, конечно, в ККК нет и быть не может) своих заблуждений.
8. Объёмы ККК значительны ещё и потому, что он не брезгует в который уж раз передирать классификацию психологических типов И.П.Павлова: шизоидов, истериков и невротиков в деталях и с примерами. Курпатов явно предполагает, что поп-брошюры В.Леви в этой области уже забыты плебсом, можно и повторить. Ну, и надо же дистанцироваться от колдуний разных мастей, называющих себя сегодня исключительно психологами.
Эклектика умозаключений этого плодовитого, как кролик, автора небезобидна – она подрывает устойчивость традиционных взглядов в обществе, сбивая с толку обывателя, искренне желающего приобщиться к миру интеллектуальных новшеств или просто улучшить свою память.
Доброта и порядочность, сострадание и великодушие, такт и милосердие – о таких чертах людей в ККК не найдёте ни слова, для него это архаизмы. Позитивный/токсичный – универсальная характеристика в ККК, но подразумевает ли она названные качества? Вопрос риторический.
В готовящемся Сбером проекте «нового образования» «учение» ККК, видимо, станет сердцевиной, а лаборатория методологии будет создавать методички по ККК. «Судите ж сами, какие розы нам заготовил» Герман Греф…
II. Между тем, истинные способы духовного врачевания и совершенствования человека находим мы в святоотеческом наследии, проповедях, не говоря здесь о богословском учении. Вот несколько мнений, поистине дающих духовные опоры ищущему человеку.
1. Преподобный Антоний Великий: «Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу».
2. Часто употребляют загадочное слово «прелесть». А что это значит?
Прелесть – это значит обман, обольщение. Враг нашего спасения – дьявол, внушает человеку ложную мысль, обманывает его, обольщает. А человек принимает это за истину, и подпадает под власть дьявола – это и есть прелесть. Люди в этом состоянии могут представлять жалкое зрелище, но при этом будут думать о себе что-то великое. Часто просто повреждаются в уме. Прелесть всегда происходит от гордости, прелесть – это наказание гордому.
3. Как отличить смирение и терпение от малодушия?
Истинное смирение высоко, наверное, его уже и не встретишь. Смиренного человека нельзя обидеть, это все равно как бьют его, а удар как бы сквозь воздух проходит, не задевая его. А если задевает, то значит, нет смирения, а есть лицемерная маска. Смиренный имеет мир с обстоятельствами и людьми, так как знает, что Бог всем управляет, а не его усилия. Но при этом он не теряет достоинства и умеет уважать его в других. Смиренный никогда не унижает человека, может наказать, если есть на то право, дать отпор, но не унизить. Всякий человек испытывает страх, но если ради страха поступается своей совестью, вот тогда это трусость и малодушие. Чтобы отличить смирение от трусости, надо вопрошать свою совесть почаще.
4. Отец Иоанн Крестьянкин: Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие: «Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить, как живется».
У самого входа в религиозную область, существует некий «гипноз больших дел», – «надо делать какое-то большое дело – или никакого». И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем, через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию.
Как красивы и проникнуты мудростью практические наставления русским офицерам, данные в духе христианской морали! Вот где реальная практическая психология без зауми ради зауми (В.М. Кульчицкий «Кодекс чести русского офицера», выдержки).
*Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
* Будь учтивым и предупредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти, чтобы не быть лишним.
* Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство.
* Заставляй о себе меньше говорить.
* Меньше откровенничай – пожалеешь.
* Избегай «ты», дающее повод и право к фамильярности, предлогу на правах дружбы выругать тебя, вмешиваться в твои дела.
* Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения. Но сам, если можешь, помоги денежно товарищу.
*Ничьим советом не пренебрегай – выслушай. Суметь воспользоваться хорошим советом другого – большое искусство.
* Офицеру необходимо выделяться нравственными качествами.
* Сила офицера не в порывах, а в ненарушимом спокойствии.
* Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость. Честь – святыня офицера.
* Офицер должен уважать человеческие права своего собрата – нижнего чина.
* Начальник, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.
* Горе стране, если уходя со службы, солдат выносит отвращение к солдатским рядам.
* Необходимо, чтобы процветала моральная сторона службы.
* В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать своё сердце и жить рассудком.
* Не переступай черту условностей, выработанных традициями полка и жизнью.
* Умей обуздывать самолюбие в мелочах.
* Будь всегда начеку и не распускайся.
* Старайся не досадить противнику в споре, а убедить его.
* Разговаривая – избегай жестикуляций и не возвышай голос.
* Сознание своей ошибки – одно из главных средств самовоспитания.
* Щади самолюбие солдат. Вследствие их подчинённости, самолюбие их чувствительнее.
* Солдаты не безмолвные бараны, а беспощадные судьи, пришедшие из разных концов беспредельной России, уносящие обратно, туда же, всё пережитое на службе: благодарность и озлобленность; уважение и презрение; любовь и ненависть. Молчание солдат сковано суровой и железной дисциплиной, а не происходит от недостатка развития. Справедливость и человечность они ценить умеют.
*«Заигрывать» с солдатом не стоит. Подорвёшь свой авторитет, который приобретается знанием дела и службы.
* Будь правдив всегда, особенно с солдатом. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.
* Пьяного никогда не тронь. Если пьян солдат – лично никогда не принимай репрессивных мер. Прикажи пьяного взять таким же нижним чинам.
* В трудные минуты тон много значит.
* Хороший пример всегда лучше правила.
Когда сравнишь эти мудрые наставления с искусственными душевредными схемами ККК, то эти горы книг представляются сахарной кучей, с которой под солнцем Истины и дождём Правды случится известно что.
Варламова Наталья Владимировна, педагог, филолог, публицист