Неспокойная политическая обстановка в Республике Беларусь заставляет нас задуматься в том числе и о позиции Церкви, которая играет большую роль в обществе. Она также имеет свой голос и всегда его подает, когда дело касается проблем в большой сфере: семьи, образования, культуры, спорта и т.д. Но вот политика… Одни говорят, что Церковь имеет полное право выражать свою политическую позицию, другие – что Церковь должна быть нейтральной. Кто же все-таки прав?
История взаимоотношений Церкви и политических деятелей. Если взглянуть на историю взаимоотношений Церкви и политики, то можно увидеть, что они вступили в конфронтацию друг с другом еще во время жизни самого Христа, в Котором иудеи увидели не Миссию, а Царя Иудейского как государственного правителя, т.е. земного царя. Именно поэтому в день Входа Господня в Иерусалим Христа встречали возгласами «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9), восхваляя его как земного правителя. На самом же деле Христос был Царем Небесного Царства, о чем Он сам говорил на суде прокуратору Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36). Но иудеи Ему не поверили и предали Его на распятие римлянам.
При этом Христос также говорил о том, что нужно отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) в притче о подати царю, т.е. кесарю. Здесь Богочеловек указывает на то, что нет никакого противоречия между государством и религией. Это просто разные сферы жизни. Более того, они идут хоть и по разным дорогам, но в одну сторону (за исключением тех случаев, когда правитель устраивает гонения на верующих). И поэтому апостол Павел в своем знаменитом изречении о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1) говорит о том, что Христос, как пишет святитель Феофан Затворник, «ввел Свои законы не для испровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного». Это означает, что нет никакого противоречия в том, когда человек с уважением относится к вышестоящим властям, трудится, платит налоги и при этом посещает храм.
Бывали случаи, что верующие христиане оказывались в политике еще в ранние века христианства. Были в церковной истории даже правители, которые стремились внести исполнение христианских заповедей в светский государственный закон. Так, например, византийский император Константин Великий (306-337), получивший в Церкви наименование равноапостольный, оказался прославлен за то, что христианскую религию ввел официально в государственное устройство, а также за отстаивание истины Божественности Иисуса Христа на Первом Вселенском соборе.
И в новейшей церковной истории есть примеры, когда церковные деятели оказались на высших государственных постах. Таким был, например, первый Президент Республики Кипр греческий православный архиепископ Макарий III (1913-1977).
При этом нужно сказать, что в истории христианства были правители, которые устраивали на христиан гонения и преследовали их за религиозные убеждения. Первым таким гонителем был римский император Нерон (37-68), деяния которого описаны в романе Г. Сенкевича «Камо Грядеши». Именно Нерон устроил казнь первоверховных апостолов Петра и Павла.
В новейшее время такие религиозные гонения известны нам из церковной истории советского периода после Октябрьской революции 1917 года, когда пострадало огромное количество священнослужителей Русской Православной церкви. Более 1700 человек из этих пострадавших пожертвовали своей жизнью, за что были прославлены в чине новомучеников и исповедников.
Политика как искушение. В целом нужно отметить, что Церковь никогда в политику не стремилась проникнуть, а если и поддавалась этому соблазну, то это приводило к трагическим последствиям. Так одним из таких трагических событий стал великий раскол (схизма) 1054 г., в результате которого Вселенская Церковь распалась на Восточную, (Православную) и Западную (Римско-католическую). Причиной тому стали разногласия между Константинопольским патриархом и римским папой, который пожелал стать единоличным главой всей Вселенской Церкви, а также папского государства Ватикан. Так папа римский стал все больше проникать в политическую сферу.
Дальнейшим проникновением папы римского в политику стала экспансия на Восток. Это не только крестовые походы Римско-католической церкви, но и учреждение церковной унии как польского политического проекта, что значительно отразилось на жизни людей на белорусской земле c конца XVI – по конец XVIII вв. и привело к тому, что православие здесь было практически уничтожено.
На Руси проникновение Церкви в политику началось в эпоху правления Императора Петра I, который упразднил институт патриаршества и подчинил Церковь государственной власти. Здесь как раз Церковь и стала государственным органом. В этот период храм превратился в место, где не только крестили, отпевали и венчали, но и вели записи актов гражданского состояния – рождения, женитьбы, смерти и т.д. Предстоятелем же Церкви был не Патриарх, а сам Государь Император вместе со Священным синодом, почему и исторический период называется синодальным. Результатом этого периода стал дух формализма, который проник во все церковные структуры, что в конечном счете и привело к Октябрьской революции 1917 года.
Соблазн цветной революции. Современные политтехнологи в повестку революционных настроений для достижения своих корыстных целей пытаются подключить Церковь как институт, имеющий огромное влияние на людей. В некоторых странах к настоящему времени это уже удалось реализовать. Так, например, украинский церковный раскол является результатом революционного сценария, разыгранного лжепатриархом Филаретом (Денисенко) и его сторонниками еще в 90-е годы прошлого столетия. Затем в 2014 году этот раскол стал одним из катализаторов украинского государственного переворота и последующего удаления Константинопольского патриарха Варфоломея от евхаристического общения с Русской Православной церковью.
Белорусскую Православную Церковь Московского Патриархата явный раскол, слава Богу, миновал. Более того, ничто иное как явление промысла Божьего о белорусской земле стало служение епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина (Тупеко) и последующее возведение его в сан митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Белой Руси. Сразу после своего назначения владыка Вениамин попросил усугубить молитву за Беларусь, продлил пост перед праздником Крестовоздвижения и даже выразил готовность к самопожертвованию ради сохранения мира и спокойствия. Ради сохранения мира владыке пришлось наложить запрет на исполнение белорусского песнопения «Магутны Божа», который вносит раздрай в сердца верующих людей. Сейчас владыка ездит по белорусским епархиям и знакомится с паствой.
Однако несмотря на отсутствие явного раскола в Белорусской Православной Церкви, среди некоторых священнослужителей и мирян есть революционные настроения. Эти настроения с самого начала выражались в активном участии клириков и мирян в политических митингах. Особенно остро это происходило именно в Гродненской епархии, где эти революционные настроения сильны из-за близости западной границы и влияния католической церкви. Некоторые священнослужители произносили политические проповеди прямо с амвона. Сейчас эти настроения выражаются в исполнении песнопения «Магутны Божа» и переводе церковных бесед в политическую плоскость, что существенно раздражает многих прихожан, несмотря на запрет, данный владыкой Вениамином.
Так все-таки вместе или порознь? Политика является действительно большим искушением для человека Церкви. Недаром этот соблазн активно использует наш недруг и «отец лжи» дьявол. Если, как пишет Клайв С. Льюис, для человека «только митинги, брошюры, политические кампании, движения и дела значат больше, чем молитва, таинство и милосердие», то он попадает в руки лукавого духа и терпит поражение в духовной войне.
Вот почему, как правило, добрый пастырь всегда оберегает свою паству от ухода в политическую плоскость, как это делал сам Господь Иисус Христос. Хорошим примером такого оберегания может служить фильм «Поп» о деятельности Псковский миссии во время Великой Отечественной войны. Известно, что на оккупационной территории немцы разрешали открывать храмы, и священников допускали к службе. Но советская власть была по своей сути атеистической, поэтому видела в этом служении сотрудничество клириков с врагом. Отец Александр Ионин, главный герой фильма, направленный на участие в Псковской миссии, здесь показан именно как служитель Христа, который жертвует собой ради других. Это служение выражается в том, что он не только служит Литургию в храме, но и вместе со своей супругой Алевтиной доставляет провизию военнопленным, а также устраивает в своей семье приют для пострадавших от войны детей. Когда его спросили, чью сторону конфликта он представляет, то он незамедлительно ответил: «Я за Христа, за Богородицу, за Серафима Саровского».
Похожие слова произнес владыка Вениамин в одном своем интервью, сказав о том, что позиция Церкви должна быть политически нейтральной. Нейтралитет при этом не означает равнодушия, а определяет вектор жизни как духовный, а не политический. Духовность человека выражается в участии не в политических митингах под разными лозунгами или флагами, а в молитве, служении Богу и ближним и превозможении себя, своих страстей и пороков. Поэтому если мы действительно хотим установить мир на белорусской земле, то для нас сейчас наиболее важным является молитва для создания в своем сердце «духовного кремля», как писал И.А. Ильин, который поможет установить мир в наших душах, а затем и в окружающем нас пространстве, «ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Если же мы мира не хотим, то можно и дальше продолжать вести политические разговоры с амвона. Выбор за нами.
Александр Церковный, публицист
Святой равноапостольный Константин