Жизнь течёт, но иногда важно притормозить

Павел Тихомиров о своём новом романе «С камешком в башмаке»

0
1093
Время на чтение 7 минут

На «Русской народной линии» продолжается публикация глав антиутопического романа «С камешком в башмаке»*. Его автор, помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров рассказал в беседе с заместителем главного редактора РНЛ Александром Валентиновичем Тимофеевым о том, что его подвигло на написание этого произведения.

Александр Тимофеев: Павел, признаюсь, я был удивлён, узнав, что ты не только публицист, переводчик, сербовед, но ещё и писатель… Написание романа — весьма трудоёмкое дело. Почему ты взялся за него? Ты не мог не написать? Или просто решил высказаться на тему, вновь ставшую популярной?

Павел Тихомиров: Побудительным мотивом всегда бывает одно из трёх: необходимость добыть денежные знаки; «партия сказала: надо»; и, наконец, «не могу молчать!»

Хоть и звучит пафосно, но это именно тот случай.

А.Т.: О какой партии речь? Что ты имеешь в виду?

П.Т.: Нет, тут я имею в виду не «поиск дензнаков» и не озвучивание некой идеи, подсказанной и заказанной старшими товарищами, а вариант «не могу молчать!»

Т.е. хочется высказать кое-какие вещи, а чистая публицистика в качестве формы выражения не совсем подходит. Вот и выбирается иной инструмент. Художественная проза, которая, впрочем, всё равно выглядит плакатно.

А.Т.: Что именно ты хочешь сказать в этом произведении? Ощущение, что всё уже сказано. Антиутопия вновь популярна. Вновь и вновь вспоминаются классические произведения. Цитируются высказывания классиков — Замятина, Оруэлла, Хаксли и др. Создаются новые антиутопические произведения. Ныне антиутопический жанр востребован не только писателями, но и кинематографистами. Антиутопические сериалы «Мир Дикого Запада», «Рассказ служанки» и т.д. и т.п. весьма популярны.

Если в начале и даже середине XXвека рисуемые в антиутопиях картины всё-таки выглядели фантастическими, то теперь всё меньше оснований сомневаться в том, что будущее будет именно таким, каким его предсказали ещё классики этого жанра… И боязно, что движение мира в этом направлении неостановимо.

Какое слово ты решил сказать стремящемуся в пропасть человечеству? Услышат ли тебя? Ведь твои предшественники не были услышаны…

П.Т.: Убеждён, что бессмысленно надеяться на то, что кто-то, куда бы то ни было стремящийся, будет кого-то слушать. Поэтому слово адресовано не тем, кто стремится в пропасть, а тем, кто стремится этих стремящихся остановить.

В антиутопии обрисовывается не некий очередной футурологический прогноз, но герои ставятся перед духовно-нравственной проблемой: можно ли бороться со злом, используя сомнительные методы? Можно ли вообще спасти человечество, если человечеству вполне комфортно и так, и подавляющее большинство граждан вполне удобно устроилось в вагоне поезда, мчащегося в преисподнюю?

Речь идёт о попытке группы учёных, мобилизованных членами некой спецслужбы, разобраться с тайной использования загадочных мегалитических объектов. Цель – обретение могущества, необходимого для сокрушения глобальной цивилизации, которая практически завершила превращение людей в полузомби, озабоченных потреблением информационно-развлекательных услуг.

«- Мы собрались поломать Систему, которая взрастила в миллионах человеческих существ тот духовный настрой, который теперь требует регулярной подпитки. Каково будет тем, кого лишат привычного корма?

Вот они погрузились в вагон поезда метро, который устремляется под землю, увлекая пассажиров в глубину. Они ничего не соображают, но едут туда: кто стоя, кто сидя, кто – приплясывая. А мы вдруг ломаем этот поезд, отключаем его. В их головах прекращают греметь звуки, в салоне гаснет свет, поезд останавливается.

На что рассчитывает Генерал и искренние его соратники? На то, что пассажиры покинут вагоны и с пением акафистов устремятся назад – к живому небу и живому солнцу?

Да ведь они просто вцепятся друг другу в глотки, ибо тот дух ненависти, который непрерывно вкачивается в их души, будет искать выход, и выход этот будет теперь открыт совершенно. Никакого больше марева».

Исходя из логики главного героя, «спасти человека – нет, не человечество, а отдельного человека, - может… маленький камешек, попадающий в обувь.

Попадёт нам что-то такое в туфлю, мы можем перетерпеть и доковылять, куда шли. А можем и остановиться, чтобы вытряхнуть попавший предмет. И вот эта остановка – сделанная исключительно ради того, чтобы избавиться от неудобства, вызванного камешком, попавшим в башмак, – может в конечном итоге помешать кому-то вовремя подоспеть к вагону поезда, уходящего в преисподнюю.

<…> Теперь наша очередь искать то, что может стать камешками в башмаках тех людей, которые готовы вернуться с платформы назад».

А.Т.: Как твоя принадлежность к Православию сказалась на содержании романа?

П.Т.: Принадлежность к Православию… Убеждён, это – не самая удачная формулировка сути мировоззренческой позиции. Скорее, так: попытка выстраивания отношений ко всему тому, что нам в жизни попускается Спасителем, исходя из святоотеческого осмысления путей спасения.

Вот эта попытка воплощена в характере главных героев. Есть тут и человек, разочаровавшийся в Церкви, но сохраняющий тоненькую ниточку с Небом; есть наивные неофиты, которые, на самом деле, воспринимают Православие как некий национальный вариант «белой магии»; есть человек с типично квазипротестантской интеллигентской верой, однако, человек этот не так прост, как персонажи наших пасквилей, составленных по канонам православно-патриотической публицистики. Всё это – хорошие люди, но люди, не живущие во Христе, потому и могущие стать орудием нехорошего духа.

Но могут и не стать.

А.Т.: А вообще к чему православным людям читать антиутопические романы? Диавола всё равно неперехитрить. Так ли важно следить за последними новинками научно-технического прогресса, закабаляющего человечество? Ведь есть опасность, что все силы будут потрачены на безрезультатные попытки уйти от тотального контроля, а о душе некогда будет даже подумать…

П.Т.: Да, повесть же не про устройство предапокалиптического общества. Лучше классиков – начиная от Замятина и Оруэлла и оканчивая той же самой нашей Вознесенской - про это не написать.

Задача, как уже ты понял, стояла в другом.

Не предлагаю я ломать оградки цифрового концлагеря! Уже поздно. Предлагаю посмотреть на эти оградки – как на инструменты Врача. Это трудно. Сам-то я, будучи человеком страстным, так же страстно ненавижу все эти айфоны, на которые молодёжь тратит последние деньги… А потом берёт кредиты, и потом выклянчивает у родителей деньги на дешёвенький фастфуд, чтоб ноги не протянуть.

Всё это – наши отечественные, а не какие-то там «пендосовские», реалии, и, конечно же, никакие мы не Третий Рим, а просто наименее забесовленная часть западного мира. Пока ещё наименее забесовленная.

И – как христианин – я ценю в нашей реальности именно это. Раньше я большую часть своих размышлизмов выстраивал исходя из того, что мы, дескать, живём в криптоколонии, поэтому нечего удивляться тому или этому.

Но потом оставил эту схему в качестве контекста.

Потому что если оперировать категориями не политической мощи и влияния мягких и жёстких сил, а категориями, всё-таки, связанными с осмыслением жизни в перспективе борьбы со страстями и стяжания духа Святого, то уже совсем иные критерии станут определяющими.

Ниневия – или Содом?

У нас, увы, не первое, но ещё не последнее.

И на этом слава Богу.

Поэтому в повести была осуществлена попытка показать, что даже если мы выбираем активную жизненную позицию, то важно, активничая, не навредить. Прежде всего – своей собственной душе.

Нельзя ломать Содом при «помощи» бесов.

Для меня это не абстрактные академические вопросы.

Как жить дальше? Как, по крайней мере, не участвовать в делах тьмы? Как не подпевать тем певцам, которым подпевать не следует? Ведь речь идёт не о каких-то лукавых негодяях, а о людях добрых, хороших, самоотверженных… Но не имеющих возможности видеть всю картину целиком.

В этом смысле я – пессимист. Борьбу мировоззренческую Церковь проиграла. Глупо даже от людей искренних ждать сочувствия тем идеям, которые являются воплощением святоотеческого осмысления путей спасения. Но, по крайней мере, я попытался с Божией помощью написать тот текст, который мне самому хотелось прочитать. И который оказался интересен некоторым моим единомышленникам.

А.Т.: Считается дурным тоном спойлерить (дерзну употребить это модное словечко), но читателям, как и мне, не терпится узнать, а чем же завершится рассказываемая тобой история — хэппи-эндом или армагеддоном? И какую, собственно, мораль должно извлечь из твоего романа?

П.Т.: История заканчивается хорошо. Работа в проекте стала для героев своего рода «камешком в башмаке», заставившем притормозить. И, к тому же – выражаясь казённым языком уходящей сейчас старой культуры - проявить активную жизненную позицию.

Кроме того, несмотря на критику уважаемых мной словесников, я – под давлением группы читателей - всё-таки решил развить ещё две важных темы. Так что это будет не совсем уж конец, а конец первой истории про исследователей мегалитов.

 

*) Речь идёт о публикации новой редакции текста. В первой редакции текст опубликован на сайте "Воздушный замок".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Интервью мне понравилось...

Прочитал. Как и интервьюер удивлён, Павел, что Вы романы пишите. Надеюсь прочитать, как очередные прогрессоры спасают мир. Извините, но я пока так принял Вашу идею из сказанного в интервью. "А вообще к чему православным людям читать антиутопические романы? Диавола всё равно неперехитрить." Мой вариант ответа. Читать надо для того, чтобы глаз не замылился на действительность и душа не мертвела. А вот с дьяволом в перехитрилки играть настоятельно не советую. Хитрость не от ума, а от лукавого. "Как жить дальше? Как, по крайней мере, не участвовать в делах тьмы? Как не подпевать тем певцам, которым подпевать не следует? Ведь речь идёт не о каких-то лукавых негодяях, а о людях добрых, хороших, самоотверженных… Но не имеющих возможности видеть всю картину целиком. Если Вы со Христом, то с радостью идите ему на встречу. Слава Богу за всё!
Порфирий / 20.10.2020, 12:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Два ложных допущения Толстого
Режиссёр Юрий Быков объявил о готовности экранизировать антигосударственный роман писателя «Воскресение»
20.06.2025
ПТУ поднимут Россию
Пренебрежительное отношение к ПТУшникам не позволит российской экономике сделать рывок
23.05.2025
Оскорбляющее правосудие
Или почему российские суды выносят несправедливые решения
07.05.2025
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» появился подозрительно вовремя
21.04.2025
РНЛ до сих пор не отпускает
Бывший заместитель главного редактора Александр Тимофеев о 15-летии «Русской народной линии»
04.04.2025
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Фарисейство, а не честная дискуссия
Новый комментарий от Шмелев Михаил
11.07.2025 21:14
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Vladislav
11.07.2025 20:53
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Новый комментарий от Константин В.
11.07.2025 20:26
«Не всякому духу верьте»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
11.07.2025 20:19
«Тадарга-матадарга» среди храмов на монастырском погосте
Новый комментарий от натправ
11.07.2025 19:20