События, происходящие в Белоруссии, вот уже почти два месяца находятся в фокусе мирового внимания. Поскольку, как говорится, большое видится на расстоянии, сегодня можно делать какие-то более-менее основательные аналитические выкладки, прогнозы, предлагать конкретные решения…
Как представляется, отправной точкой осмысления этого явления является вопрос духа беломайдана в русле сказанного Апостолом Иоанном: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4: 1). Надо сразу же заметить, что планку этому задал революционный архиерей беломайдана Артемий (Кищенко), который в своём Обращении от 14 августа сего года заявил: «Мы с вами переживаем тяжёлый период нашей истории, уже омрачившийся пролитой в результате насилия кровью. Чего, казалось бы, мы, в нашей мирной и спокойной Беларуси, не готовы были ожидать ни при каких условиях. И, тем не менее, – это случилось. И случилось, очевидно, потому, что нельзя играть с Правдой, коверкая и кромсая её в угоду политической целесообразности. Ибо Правда – это тот ценностный феномен и смысловая категория, за которой стоит – БОГ! И если Правда берётся в кавычки и лёгким движением руки превращается в ложь, то попирается Тот, Кто – Отец Правды! И на арену выходит другой отец. Отец лжи. Которого, как мы знаем из Слова Божия, зовут – дьявол! И ещё мы о нём знаем, что "Он был человекоубийцей от начала" (Ин. 8, 44). Значит, кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал, либо принуждал других убивать Правду!».
Как мы видим, с точки зрения архиепископа Артемия, всё совершенно прозрачно и очевидно: власть Александра Лукашенко и его сподвижников – от дьявола, а стало быть, он – антихрист и человекоубийца. То, что этот архиерей этим заслужил, как минимум, извержение из сана, – думается, вполне очевидно, во всяком случае, для тех, кто не пленён либеральной идеологией. Но об этом позже.
Получается интересная ситуация: ещё не успели цветные революционеры свергнуть законную власть, а гродненский архиерей уже объявил её происхождение не от Бога. Более того, он, по существу, лишил её возможности пользоваться мечом. Однако мы знаем из Священного Писания: «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 3-4).
Неужели непонятно революционному архиерею, что меч нужен не для того, чтобы им гладили по головке и что не его это дело вмешиваться в государственное управление, а тем более досаждать руководителю страны в столь тяжёлое время? Или он возомнил себя святителем Николаем Чудотворцем? Но святитель не выступал против права начальствующих наказывать виновных, а тем более мятежников.
А вот что произнёс этот же архиепископ 21 августа в пересказе EADaily: «Пришло новое поколение, которое показывает, что оно жизнеспособно. Нам нужно учиться у них. А старшее поколение – учителя тоже мне – бурчат на молодежь, увидели в их действиях политику. Вам нужно встать перед молодежью на колени! Молодежь увидела фальсификации на выборах и насилие, она увидела правду. А вы, старшее поколение, ослепли в пионерах, комсомоле, партии… Вот и результат вашего воспитания. Вы правду принимаете за ложь и ложь за правду. Ваши воспитанники (сотрудники правоохранительных органов Белоруссии. – EADaily) сейчас сорвались с цепи, жаждут человеческой крови, они невменяемые».
Архиепископ Артемий требует встать на колени перед радикалами и люмпенами, а также перед соблазнённой ими молодёжью, потому что эта толпа «увидела фальсификации на выборах и насилие, она увидела правду». Просто невозможно допустить, что мятежный епископ не знает о том, что фальсификации являются уголовным преступлением, расследование которых не может производиться методом самосудных расправ. Не может он не знать и того, что 9 августа в одном только Минске 33 избирательные комиссии были блокированы агрессивными толпами радикалов, люмпенов и вовлечённых в их действия молодых людей по несколько сотен человек каждая, так что сотрудникам милиции и КГБ пришлось многих членов избирательных комиссий эвакуировать. Это грубейшее беззаконие. После этого все эти толпы вышли на улицы, где, вооруженные металлическими прутами, палками, камнями и бутылками с зажигательной смесью, вступили в противоборство со стражами порядка, пытаясь захватить органы власти в отдельных местах. И вместо того, чтобы осудить тех, кто в участвовал в этом неслыханном для новейшей Белоруссии беззаконии, гродненский архиерей становится на сторону мятежной толпы.
Настораживает и попытка данного архиерея натравить молодое поколение на старших: что значит «вы, старшее поколение, ослепли в пионерах, комсомоле, партии»? Нас, поколение пятидесятых годов рождения, в том числе и президента Белоруссии, воспитывали люди, многие из которых вступали в партию и комсомол на фронтах Великой Отечественной войны. Миллионы комсомольцев и членов партии отдали свои жизни в боях за Советскую Родину. Неужто архиепископа Артемия воспитывали полицаи и лица, сотрудничавшие с немецко-фашистскими захватчиками, привившие ему ненависть ко всему советскому?!
Сегодня становится очевидным, что не будь Либеральной революции в 1991 году, СССР безо всяких «бы» эволюционировал в государство типа того, что создано Александром Лукашенко: с сильной социальной защитой, с поддержкой традиционной морали и нравственности, с ориентацией на человека труда... Антисоветчики не любят вспоминать, что уже 1 октября 1990 года соответствующим законом в СССР была прекращена политика воинствующего материализма и Церковь получила свободу. А через месяц, 25 октября, в РСФСР был принят Закон «О свободе вероисповеданий», который убрал последние препятствия в плане подлинной свободы совести. Это сделали члены партии и комсомольцы безо всякого давления с какой-либо стороны. Представим, что после Миланского эдикта, когда христианство было признано имперской властью, вместо благодарности тогдашние пастыри развернули наступление на римские порядки за то, что римляне когда-то гнали христиан…
Поступательное эволюционное развитие СССР прервала в 1991 году малочисленная, но крикливая и крайне агрессивная группа тогдашних цветных революционеров, сделавшая всё, чтобы развалить Советское государство, которое воплощало в себе определённый «христианский проект». Представлять дело так, будто бы в советское время «христианский проект» был полностью остановлен, – это не понимать «евангельской диалектики», того, что в мире, по слову Христа, до поры до времени вместе растут пшеница и плевелы, сосуществуют бок о бок овцы и козлища. Надо ли говорить о том, что и в Церкви эта проблема никуда не уходит… Именно Либеральная революция 1991 года стала отправной точкой в попытке сил тьмы полностью извратить христианство, превратить его в соль, потерявшую силу...
О том, что цветные революции являются прологом наступления на христианские ценности, написано множество статей и книг. За примером далеко ходить не надо: братская Украина, где после прихода к власти цветных революционеров и с их подачи осуществлена попытка раскола Украинской Православной Церкви, или, скажем, страны, возникшие на развалинах бывшей Югославии…
На своей инаугурации президент Белоруссии Александр Лукашенко констатировал пока ещё не до конца осознанную многими вещь: «Нашей государственности был брошен беспрецедентный вызов – вызов неоднократно отработанных безотказных технологий уничтожения независимых государств. Но мы оказались в числе очень немногих – даже, может быть, единственные, – где "цветная революция" не состоялась. И это выбор белорусов, которые ни в коем случае не хотят потерять страну».
В РИА НОВОСТИ 24.09.2020 был опубликован материал Петра Акопова «"Чокнутым либералам" не простили их "морального империализма"», где автор анализирует высказывания венгерского премьер-министра Виктора Орбана. В частности, Петр Акопов приводит следующую цитату Орбана: «Единственный шанс для христианской демократии – вступить в открытую интеллектуальную и политическую борьбу. Перестать увиливать и вести себя как тупица, который не видит и не понимает, что происходит. <...> Защищаться и сформулировать четыре утверждения, которые могут изменить всю европейскую политику: наши основные национальные и христианские принципы не либеральны; они возникли до либерализма; они противостоят либерализму; сегодня либерализм разрушает их».
Куда тянут страну мятежные белорусские революционеры? Вот как Виктор Орбан говорит о состоянии современной Европы: «Граждане европейских стран скоро поймут, что сегодняшние европейские институты служат не им, а интересам Джорджа Сороса и ему подобных. <...> Цели мировой сети в стиле Сороса, обладающей неограниченными финансовыми и людскими ресурсами, ясны: создание открытых обществ смешанной этнической принадлежности путем ускорения миграции, демонтаж национального процесса принятия решений и передача его глобальной элите». Говорит венгерский премьер-министр и о том, каким образом происходит «переформатирование» подрастающего поколения стран ЕС: «Школы должны защищать идеалы и ценности семьи, а также держать несовершеннолетних подальше от гендерной идеологии и радужной пропаганды. Либералы видят в этом в лучшем случае средневековую отсталость, а в худшем – клерикализм с фашизмом».
Виктор Орбан отмечает ещё одно не просто фундаментальное, а апокалиптическое явление: «Запад утратил свою привлекательность в глазах Центральной Европы, и то, как мы устраиваем нашу жизнь, ему не очень по душе. В ближайшие годы нам необходимо сохранить единство Европы, признавая при этом, что у существующей исторической тенденции нет никаких шансов на изменение. Они не могут навязать нам свою волю, и мы не можем сдвинуть их с нынешнего интеллектуального и политического пути». И получается, что пока единственной страной, которая свободна от «воли Запада» является Белоруссия Александра Лукашенко.
Кто-то, быть может, спросит, а как же РФ? К сожалению, и в РФ такое же положение дел в отношении либеральной пятой колонны: «Они не могут навязать нам свою волю, и мы не можем сдвинуть их с нынешнего интеллектуального и политического пути». Пока понятно лишь одно: в ближайшее время – на выборах Президента или Госдумы, но, возможно, и раньше – «коллективный Запад» в смычке с пятой колонной попытается осуществить цветную революцию, дабы привести к власти в РФ «коллективного Сороса», как это уже удалось ему в результате майдана на Украине. Совершенно очевидно, что на Украине «коллективный Запад» одержал верх над, условно говоря, христианской демократией, если использовать терминологию Виктора Орбана. Нынешняя украинская власть полностью легла под «коллективного Сороса», использующего в качестве «общественной дубины» узаконенные банды фашиствующих молодчиков.
Чтобы нагляднее показать то, что происходит сегодня в Белоруссии, обратимся к полотну гениального русского художника Ивана Айвазовского «Овцы, загоняемые бурею в море».
Предварительно заметим, что искусственно организованная социальная буря, именуемая сегодня цветной революцией, мало чем отличается от бури обычной. Пожалуй, единственное отличие – это сознательно планируемая и насаждаемая ненависть к пастырям, пытающимся уберечь от гибели в бездне мирской обезумевшее человеческое стадо. Что делают в данной ситуации обычные пастыри? Конечно же, не уговаривают гонимых страхом овец, а ударами палок, криками, остервенелым лаем верных псов пытаются остановить устремляющееся в морскую пучину стадо. И для них не имеет абсолютно никакого значения, что мерещится обезумевшим от ужаса овцам в грохоте бури, в непрерывном сверкании молний: то ли рычание огромной стаи кровожадных волков, то ли стоны раздираемых их клыками сородичей, то ли мчащееся со скоростью падающего на добычу орла пламя гигантского пожара…
Но ведь именно это – фантастические страхи, порождаемые ложными сообщениями творцов цветной революции, – и гонит толпы обезумевших от фейков людей в бездну хаоса, где многие из них найдут свою верную смерть, в том числе и духовную. Можно как угодно критиковать такого рода подход, но о нём говорит Христос: человечество подобно стаду, в котором до поры до времени сосуществуют вместе овцы и козлища. И как у каждого стада есть свой пастух, так и у любого национального сообщества есть свои пастыри, называемые или царями или главами государств и правительств, которые заботятся о его экономическом и социальном благополучии, то есть о «пастбищах» и о порядке на них.
И как должен поступить в этой ситуации пастырь овец словесного стада? Неужто осуждать «пастырей телес» за то, что они пытаются спасти овец от погибели, расправиться с волками, отделить от стада козлов-провокаторов? А не становится ли такой христианский горе-пастырь на сторону «бури», то есть творцов цветных революций? Как представляется, ответ совершенно очевиден. Причём мотив здесь просматривается лишь один: малодушие, поскольку, если говорить о Белоруссии, натиск мятежников был столь мощным и стремительным, что у многих сложилось впечатление, будто дни власти уже сочтены, а отморозкам, идущим ей на смену, нужно заранее заявить «своё почтение».
Некоторыми скандально известными «либеральными православными» принято считать, что церковные каноны во многом устарели и что самое подходящее для них место – «на полке», куда их следует, «поцеловав, положить». Эта мысль категорически неприемлема: чаще всего такого рода мысли возникают из-за попытки «закопать талант в землю», что предпринял «лукавый и ленивый раб» из евангельской притчи. Нет ни одного церковного канона, который нельзя было бы соответствующим времени разумным образом использовать для уврачевания и урегулирования современных нестроений в христианской среде.
Под действие канонического права Церкви подпадает и поведение мятежного архиерея Артемия: «Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина: аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного», – гласит 84 Апостольское правило. Разве что совершенно потерявшие связь с реальностью книжники и фарисеи будут отрицать то, что в наше время «цари, или князи» – это высшие представители государственной власти. Более того, это правило даёт право тем властителям, кто стал объектом неправедных нападок со стороны христиан, требовать соответствующего наказания со стороны Церкви преступившим церковное правило.
Исходя из этого, администрация президента Белоруссии имеет право и даже, думается, обязана требовать извержения из сана архиерея Артемия и последовавших за ним священнослужителей, а упорствующих в бунте мирян – отлучать от церковного общения. Думать, что «всё само собой рассосётся» – по меньшей мере наивно...
Вот как комментирует это правило святитель Никодим (Милаш): «За оскорбление царского величества и вообще законной власти данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления. Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам Церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов. Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан».
Невозможно передать словами ту горечь, то недоумение, ту обиду, что высказал президент Белоруссии по поводу священнослужителей, поддержавших мятежную толпу. Вот как об этом говорится на сайте «Президент Республики Беларусь»: «Глава государства призвал представителей различных конфессий не вмешиваться в вопросы политики. "Меня удивляет позиция наших конфессий. Дорогие мои священнослужители, остепенитесь и займитесь своим делом. В храмы люди должны приходить молиться! Церкви, костелы – не для политики. Туда люди душой должны приходить, как это было всегда", – подчеркнул белорусский лидер. – "Не идите на поводу у отщепенцев. Вам будет стыдно и позорно за то, какую вы, некоторые, позицию занимаете сейчас. И государство с безразличием на это смотреть не будет", – отметил Александр Лукашенко».
То, что сотворил архиепископ Артемий, не залечить крестными ходами и постом: он, если говорить более конкретно, предоставил моральную санкцию на совершение мятежных действий против законной власти, на нарушения законодательства в сфере проведения митингов и шествий. Недалеко от него ушёл и католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич: согласно тому же церковному правилу, он может вернуться в Белоруссию только в качестве рядового католика…
Малодушие лукавых пастырей, вставших на сторону мятежного сброда, радикалов всех мастей и увлекаемой ими части незрелой белорусской молодёжи, резко усугубило положение дел, стало своеобразным «благословением» на совершение противоправных действий, массовых нарушений закона и порядка. В последнее время появилась информация о том, что мятежники, которых когда-то «благословили» горе-пастыри, терроризируют население ряда дворов в Минске, продолжают нападения на сотрудников правоохранительных органов, прибегают к угрозам и запугиванию. Ничего удивительного в этом нет: духовные потомки карателей, поднявшие флаг белорусских фашистов, по-иному не могут...
Но вернёмся к словам мятежного архиерея, что молодёжь «увидела фальсификации на выборах». Начнём с того, что в Белоруссии нет объективных причин для фальсификаций на выборах, в отличие, скажем, от РФ: имущественное расслоение в обществе минимальное, безработица почти отсутствует, коррупция выжигается калёным железом, крупный бизнес вне политики… Допустим, что архиерей Артемий ночей не спит и думает о том, что фальсификации на выборах недопустимы (с чем никто не будет спорить). Но в белорусском законодательстве есть соответствующие статьи, пресекающие этот вид правонарушений. Существует и законная процедура расследования подобных дел.
На что уж на президентских выборах в РФ в июле 1996 года были масштабные фальсификации, однако же кандидат в президенты от народно-патриотических сил коммунист Геннадий Зюганов не призвал своих сторонников к нарушению общественного порядка и к мятежу, хотя лукавые «оппоненты» и до сих пор укоряют его в этом. Он избрал путь, предписанный законодательством. Но гродненский архиерей, выступающий, как он уверяет, за Правду, получается, далёк от такого рода «сантиментов»…
Если же говорить прямо и откровенно, то единственная сила, способная предотвратить массовые фальсификации на выборах, – это священноначалие Русской Православной Церкви. Поясним это. Всё дело в том, что в участковых и прочих избирательных комиссиях принимают участие люди, являющиеся в подавляющем большинстве своём крещеными в Русской Православной Церкви: не имеет значения, сколько раз они посещают храмы, – каждую неделю или два раза в жизни. Когда же, в силу известных «объективных условий» данные овцы словесного стада подвергаются давлению представителей «тугой мошны» или неправедных начальников, грозящих наказанием за «непослушание» и обещающим блага и освобождение от уголовной ответственности в случае выявления фальсификаций, то лишь поддержка пастырей может помочь им устоять в этой неравной схватке.
Что должен предпринять истинный пастырь (сонм пастырей) в таких условиях? Ответ, как представляется, вполне очевиден: публично через СМИ предупредить всех участников избирательного процесса, что фальсификация на выборах (впрочем, как и любые виды давлений на избирателя) – это вмешательство в Прерогативу Бога быть источником власти, которая (Прерогатива) осуществляется в наше время посредством воздействия Его воли на умы, сердца и души людей, принимающих участие в голосовании. И растолковать, что это не безобидный, а тягчайший грех, который нельзя разрешить в тайне: изживание его возможно лишь «в публичном пространстве», когда согрешивший, помимо тайной исповеди, просит прощения и у народа, которого он пытался лишить «власти от Бога».
Безусловно, страх быть отлучённым от Церкви, лишение права «подать записочку» о здравии дорогой мамы или родимого чада, об упокоении любимой бабушки, а также угроза уйти из земной жизни без церковной поддержки придаст силы людям, подвергающимся обработке в плане фальсификации выборов, противостоять этому тягчайшему греху. Этим самым из-под ног устроителей цветных революций выбивается одна из опор.
Совершил ли нечто подобное архиепископ Артемий? Судя по всему, нет: он сразу же обвинил власть в том, о чём сам обязан был позаботиться в первую очередь. Думается, что вывод изо всей этой истории может быть лишь один: таким священнослужителям, уподобившимся лукавым наёмникам, не место среди пастырей Церкви.
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород
1. Они не могут навязать нам свою волю, и мы не можем сдвинуть их с нынешнего интеллектуального и политического пути».