Почему пробуксовывает строительство Союзного государства России и Белоруссии? Ответ, как видится, может быть только один: нет не то что единой идеологии, а даже всё еще не намечается общих принципиальных подходов к её созданию. Да их пока и не может быть в силу наличия в Конституции РФ следующих положений статьи 13: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Если говорить понятным каждому человеку языком, «идеологическое многообразие» без «государственной идеологии», значит следующее: стоим на месте, толкаемся, но не ищем ни ни пути, ни истины, ни жизни. Застой — это в лучшем случае. Скорее же всего — духовно-нравственная деградация.
Призывать же белорусскую сторону, считая это «уместным», чтобы она обратилась к российской с призывом «объединения усилий в разработке общей идеологии», довольно странно на фоне этого конституционного «шлагбаума»… Другое дело, что общественность Белоруссии понимает насущную необходимость создания государственной идеологии и пытается делать какие-то шаги в этом направлении. И поскольку белорусское государство входит в Союзное, постольку это идеологическое строительство так или иначе будет оказывать воздействие и на российскую сторону.
Думается, что разработчики белорусской государственной идеологии тщательно анализируют и попытки создания идеологических конструкций со стороны представителей определённых групп российского общества. То, что в России стремление части общественности разработать идеологию, устраивающую хотя бы патриотическое (не либеральное) большинство, пока не даёт видимых результатов — совершенно очевидно. Кто-то видит в этом амбиции «оригиналов» и «умников», «ищущих "себя в искусстве, но не искусство в себе"», другие — «злые происки врагов», третьи — вообще неспособность русских (великороссов) договориться по этому вопросу…
Но и всё-таки, почему возникла такая «полифония мнений» по вопросу идеологии? Как представляется, причина этого кроется в том, что многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне? Вот как этот вопрос перед фарисеями поставил Господь и Бог наш Иисус Христос: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). Маммона, как известно, — это богатство. «Ответ» «лучших из иудеев» был следующий: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Лк. 16:14). Последующая история, описанная Иосифом Флавием, показала, к чему это привело: иудейское общество, раздробленное маммоной, окончательно раскололось на множество группок и групп, некоторые из которых яростно враждовали между собой, да так, что даже во время штурма римлянами Иерусалима они убивали друг друга в Храме.
И это главный, основополагающий вопрос, с ответа на который и должно начинаться идеологическое строительство: мы отказываемся от навязанного человечеству правящим ядром англосаксонской элиты капитализма, то есть открытого служения маммоне, или нет? В белорусском обществе, как показывает практика, есть запрос (который отчасти удовлетворяется) на то, чтобы взять под государственный контроль силы, разжигающие страсти к маммоне, и увести людей от поклонения золотому тельцу в лице языческого бога — капитала. Однако пока белорусская сторона, похоже, осознаёт эту проблему лишь на интуитивном уровне, ибо нет открытой привязки через указанные выше слова Иисуса Христа маммонизма к капитализму, что, вне всякого сомнения, сразу же прояснит ситуацию с тем, какова должна быть направленность государственной идеологии.
Но это были не только слова Спасителя, поскольку Церковь, которая является Телом Христа, и родилась как ярко выраженный противник маммонизма: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2:44-45); «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4:32-35).
И такой Церковь пребывала, пусть и короткий период, до начала того времени, когда к ней стали присоединяться язычники, для которых была из-за их «заскорузлых обычаев» допущена икономия в плане этого. Однако социальный идеал Новорожденной Церкви никто не отменял: он был ориентиром, к которому и уверовавшие из язычников обязаны стремиться, пусть, на первых порах, и через как можно более щедрую милостыню. Те же из верующих, кто противится такому устроению жизни — называйте его как угодно, хоть православным социализмом, хоть апостольским коммунизмом, хоть христианским социализмом, — показывают лишь то, что они, в лучшем случае, подобно ветхозаветным фарисеям, убеждены, в противность Христу, в том, что можно без вреда для души служить и Богу и маммоне.
Очень часто противники православного социализма в защиту своей позиции ссылаются на слова некоторых новомученников и исповедников из тех, кто был против любого социализма, в том числе православного. Во-первых, их взгляды не канонизировали. Во-вторых, здесь нужно принимать во внимание ту предреволюционную обстановку либерального угара, в которой тогда жили православные, сутью которой было ускоренное строительство по примеру англосаксов и под их давлением «развитого капитализма», то есть общества служения маммоне: такого рода настроения господствовали тогда особенно в кругах так называемого высшего общества. К чему это привело известно: повальному клятвопреступлению, предательству Императора и Февральской буржуазной революции. Никаких святоотеческих аргументов против православного социализма в природе нет и не может быть: разве только «отредактировать» Новый Завет, выбросив из него приведённые выше «коммунистические строки».
Не будем забывать и о том, что уже к концу четвёртого века в монастырях, а стало быть и во всей Церкви, по свидетельству записанному в восемнадцатом собеседовании преподобного Иоанна (Кассиана) Римлянина с египетскими подвижниками, маммонопоклонники (сарабаиты) и киновитяне (сторонники «общения имений») соперничали «между собою почти равной численностью». Другими словами, наиболее ярые противники того образа жизни, что установила Новорожденная Церковь, являются новозаветными фарисеями: хватит, мол, для вас, «коммуняк» (киновитян) и общежительных монастырей, если хотите «общей собственности», а в нашу «частную» не лезьте… Разве кто-то принуждал в Новорожденной Церкви отдавать имения в общую собственность? Или в Иерусалимской общине не было людей семейных? Воздвигать преграды идеологического (именно так!) характера перед движением православных мирян в социально-экономической жизни по пути, проложенному Новорожденной Церковью, — это фарисейство.
Подводя итог: пока этот вопрос не разрешён, ни о какой серьёзной идеологии не может быть и речи. Но жизнь — неизбежный конец вавилонской блудницы, «владычицы морей», «сидящей на водах многих», — заставит определяться, ибо с англосаксонской социально-экономической системой из хаоса, который возникнет в связи с этим, не выбраться.
Что же касается «тезиса», что православный социализм неизбежно «выродится в марксизм-ленинизм», то это, скорее, из разряда, так скажем, странных фантазий. Ни Иисус Христос не может «переродиться» в Маркса, ни общество, только Им живущее, в другое, чему свидетельство почти сорокалетнее существование православного Крестовоздвиженского Трудового Братства, созданного русским подвижником и мыслителем Николаем Николаевичем Неплюевым (1851—1908), руководство которого в конце двадцатых было репрессировано, а братчики разогнаны именно по причине того, что оно не желало «перерождаться в марксистско-ленинское». Это был первый и успешный опыт строительства православного социализма. Пример Трудового Братства Николая Неплюева показывает, что Путь, Истина и Жизнь открываются лишь тогда, когда маммона отвергается обществом.
Очень показательно в связи со сказанным поведение членов Братства, склонных к маммонизму, во время кризиса, случившегося в нём ещё при жизни Николая Неплюева. Один из братчиков, выражая чувства недовольных, выдвинувших требование приватизации братского имущества, заявил следующее: «Труд не для стяжания мне представляется слишком большим подвигом». Вот и вся суть тех, кто выступает против православного социализма: они не мыслят жизни вне служения маммоне, полагая, что его можно сочетать со служением Богу. И ладно бы существовали в своём ограниченном мирке, но они пытаются всем навязать свой взгляд на это.
Святитель Иоанн Златоуст в 11-й беседе на Деяния Апостольские, показывая благодать «общения имений», что была установлена в Новорожденной Церкви, приходит к убеждению, что следование по этому пути будет самым истинным и эффективным миссионерством: «Если тогда, когда не было верных, кроме лишь трех и пяти тысяч, когда все по вселенной были врагами (веры), когда ни откуда не ожидали утешения, они столь смело приступили к этому делу, то не тем ли более это возможно теперь, когда, по благодати Божией, везде по вселенной (находятся) верные? И остался ли бы тогда кто язычником? Я, по крайней мере, думаю, никто: таким образом, мы всех склонили бы и привлекли бы к себе». И действительно, кто поверит словам, когда уровень имущественного расслоения в обществе, то есть заражения его маммонизмом, зашкаливает? И кто ещё, если не православные христиане, должны показывать пример социально-экономической жизни без служения маммоне? Истинной идеологии вне Господа нашего Иисуса Христа и Его Торжествующей Церкви быть не может...
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист
5. Ответ на 2, Дмитрий_белорус:
То ли дело эффективные менеджеры, не озабоченные "общим благом" ни на самую малость. Оно им даром не сдалось. Поэтому можно на материалах сэкономить, спровоцировав в дальнейшем катастрофы и "прорывы", а можно, например, русский язык и российское гражданство выгодно продать - везде можно эффективно поработать.
4. Ответ на 2, Дмитрий_белорус:
А с чего это автор должен стать нищим? Хотя при капитализме это нормально - отобрать имущество от одного лица в пользу другого.. Но социализм предполагает другое - иметь общее имущество.
принуждении к труду "на общее благо" Как же наши капиталофилы не любят труд "на общее благо"! То ли дело работать на себя любимого!
чтобы при этом руководящим началом были христианские добродетели и идеалы, но без принуждения к жертвенности.
Зато ко греху принуждать не надо. Объявил грех стяжания добродетелью , и всё будет добровольно, без принуждения.
Иначе говоря - как бы нам и рыбку съесть, и ближнего объесть, да еще прикрываясь добродетелью.
3.
«…Силы антихриста уже не маскируются и если назвать наших врагов их НАСТОЯЩИМИ именами ,то тогда и внутренний враг будет выявлен ,связан и союзники у нас найдутся . В Польше ,Венгрии ,Болгарии , Молдове много христиан -это ЕДИНСТВЕННЫЕ наши потенциальные союзники…»
///////////////////
Наши? Это еще большой вопрос – кто чей в перспективе – хотя пути Господни и неисповедимы, однако… некоторые намечающиеся тенденции иногда «ухватить» и грешнику возможно по силам?
«Вон», Павел Тихомиров вовсю «раскручивает» Такера Карлсона (кстати, последняя пара публикаций с «участием» журналиста представляется исключительно полезной!) и получается-то, что даже в США положение с верой не столь уж безнадежно как принято «рисовать»? Одно удивляет – почему православные там «дремлют» (да «стенают» и здесь!) - это же «клондайк» для просвещенческой работы! Ну прям едва ли не по-Высоцкому «выходит» - «… раскисла, опухла от сна»?
2.
Но вот разобраться, что и как ему предложить взамен - весьма непростое дело.
Вот, автор требует всеобщего движения к "общению имений как в апостольской общине", дескать, это не только был высший идеал жизни христиан (по сути, монастырь), но всеобщее требование, лишь ради икономии смягченное для всего человечества за пределами Иерусалима.
Но распродал ли автор сам всё свое имение, а все вырученные средства отнес в местный монастырь или в местную епархию? Вряд ли...
Образ жизни, установленный в иерусалимской общине, мог бы стать всеобщим для христиан только в условиях приближения Второго Пришествия, которого иерусалимляне и ждали. А вот строить христианскую цивилизацию на века путем распродажи имущества и его общего проедания (ведь неизвестно, как далее велось хозяйство единой огромной общины, где жили ее члены после распродажи всего) - никак не выход.
Также есть еще одна очень существенная триединая характеристика для иерусалимского общения имуществами. Это: а) добровольный характер всех участников; б) единодушие (на основе веры) и взаимное доверие участников. Как же строить "общение имений" на уровне даже деревни, не говоря уже о государстве, где нет ни того, ни другого, ни третьего.
Социализм марксистского типа основан на насильственном принуждении - экспроприации имущества и принуждении к труду "на общее благо" (на месте утопического "всеобщего добровольного братского согласия" в "обществе свободы и равенства"). Не говоря уже о том, что власть над "общими имениями" изначально и до конца СССР присвоили себе отнюдь не воздвигнутые общим согласием безкорыстные и самоотверженные ради общего блага игумены. Как раз, скорее, их полная противоположность. И по-другому вне Церкви (и притом только Церкви древнего образца) и быть не может. А там еще и были борцы с Церковью...
Поэтому для христианского общественно-экономического уклада неизбежно стоит вопрос: как объединить в одно хозяйственное целое людей с совершенно разными взглядами, убеждениями, ценностями - так, чтобы при этом руководящим началом были христианские добродетели и идеалы, но без принуждения к жертвенности.
1.