В среду, 2 сентября, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого МГМУ имени Сеченова священник Роман Тарабрин заявил в интервью РИА Новости, что Русская Православная Церковь уточнит общецерковную позицию по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) с учетом новых технологий.
По его словам, некоторые варианты ЭКО могут быть приняты при определенных условиях как допустимые. «С появлением новых методик ЭКО позиция Русской Православной Церкви относительно этого метода лечения бесплодия в настоящее время пересматривается. В "Основах социальной концепции" отношение к ЭКО выражено двусмысленно: с одной стороны, все методы лечения бесплодия, несогласные с замыслом Творца, отвергаются, с другой – запрещаются только те, которые связаны с получением "избыточных" эмбрионов», - сказал священник.
Он сообщил, что сейчас в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви разрабатывается проект документа, отражающий отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений, когда появилась возможность не уничтожать так называемые лишние эмбрионы. Текст готовит Комиссия по богословию и богословскому образованию, ранее в Общецерковной аспирантуре и докторантуре уже состоялось его церковно-общественное обсуждение с участием представителей научного, в том числе медицинского, сообщества. «Этот проект в скором времени будет опубликован на официальном портале Московского патриархата для дискуссии внутри самой Церкви. Каждый верующий: будь то священнослужитель или мирянин, - сможет оставить комментарий на этот документ. Согласно регламенту дискуссии, эти отзывы изучаются и выносятся на обсуждение Архиерейского Собора», - сказал отец Роман Тарабрин.
Ранее ответственный секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Федор Лукьянов заявил РИА Новости, что, по мнению Патриаршей комиссии, общецерковную позицию по вопросу ЭКО пересматривать преждевременно и Церковь не может благословлять подобную процедуру. При этом священник сослался на данные Союза педиатров России, по которым до 70% детей в результате ЭКО рождаются с теми или иными отклонениями в развитии.
Комментируя данное заявление, священник Роман Тарабрин назвал его голословным и не основанным ни на каких научных фактах. По его словам, он так и не нашел подтверждения озвученной однажды на одном из круглых столов информации о том, что 70% детей в результате ЭКО рождаются с патологиями. «Напротив, несколько лет назад был проведен метаанализ, в ходе которого были исследованы порядка 146 тысяч детей, рожденных в результате ЭКО. И он выявил, что риск рождения детей с врожденной патологией там выше лишь в 1,2 - 2 раза, чем путем зачатия естественным путем. Причем если говорить об абсолютных показателях, то разница с обычными детьми всего лишь в несколько десятых процента», - отметил священник.
Он признал, что нельзя отрицать, что риск врожденных дефектов детей, появившихся в результате ЭКО, выше, чем в результате естественного зачатия, - но главное, что «родители, которые на это идут, должны быть готовы, что они родят и воспитают именно того ребенка, который появится в результате такой процедуры». «Только на основании этого и может быть благословлено участие в ЭКО», - подчеркнул эксперт.
В Патриаршей комиссии ранее также обратили внимание на то, что при использовании в протоколе ЭКО единственной яйцеклетки (при так называемой процедуре ЭКО в «естественном цикле») гибель наступает в 93% случаев, что «практически равноценно смертному приговору зачатому ребенку».
Комментируя это утверждение, автор проекта церковного документа отец Роман заметил, что, безусловно, в процессе ЭКО беременность наступает не в 100% случаев, однако и здесь, по его словам, цифры сопоставимы с процентом наступления беременности в естественном зачатии. «При самых лучших прогнозах, вероятность беременности в результате ЭКО, когда оплодотворяется единственная яйцеклетка (и не уничтожаются лишние эмбрионы - ред.), - это порядка 38%, если на одни роды – это порядка 33%, поскольку бывают выкидыши. Но в ответ на это нужно сказать, что и при естественном зачатии вероятность наступления беременности - всего около 30%, что очень зависит и от возраста матери и отца», - рассказал отец Роман Тарабрин.
Так, при идеальных условиях – когда возраст супругов от 18 до 26 лет, при этом муж не старше жены более чем на пять лет - этот показатель будет чуть выше, порядка 45%. Во всех остальных случаях, к 30 годам, вероятность возникновения беременности естественным путем уменьшается до 30%, указал священник. «Поэтому сказать, что зачинать детей мы не будем на том основании, что всего 30% есть вероятность их появления, тоже, наверно, было бы неправильно. Природа человека такова, что много эмбрионов погибает еще на доимплантационной стадии, даже при естественном зачатии, из-за генетических дефектов, не позволяющих эмбрионам развиваться дальше… Поэтому сказать, что мы не будем благословлять ЭКО только потому, что не все эмбрионы не приживаются, нельзя», - добавил отец Роман.
Он подчеркнул, что при процедуре ЭКО в «естественном цикле» речь не идет об экспериментах над эмбрионом, поскольку эмбрион помещается в ту среду, в которой он и должен развиваться, то есть в утробу матери, а потому этот метод этически приемлем. Вместе с тем, добавил священник, «ЭКО имеет множество вариантов, которые отличаются по своему духовному воздействию на человека».
«Документ, который сейчас готовится, как раз обозначает те самые красные линии, которые супружеские пары не должны переходить, чтобы получить благословение на эту процедуру. Например, запрещено замораживание, элиминация или редукция эмбрионов, использование донорских гамет. Бесплодные пары должны использовать только свои репродуктивные клетки. Любой образовавшийся эмбрион должен быть перенесен в утробу жены, а использование суррогатной матери недопустимо. С нашей стороны это попытка разграничить, что в репродуктивных технологиях допустимо, а что нет. Однако даже самые этически приемлемые варианты ЭКО могут быть позволены только в качестве снисхождения при неспособности супругов нести крест бесчадия. Именно это будет подчеркивать церковный документ», - заключил представитель Межсоборного присутствия.
Разрабатываемый документ проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев:
Меня настораживает проект документа, представленный священником Романом Тарабрином, во-первых, как человека православного, а во-вторых, как врача.
Отец Роман (священник нами воспринимается как носитель Божественной идеи) не понимает, что главный, основополагающий фактор, заставляющий нас, православных людей, отвергать ЭКО, заключён не в наличие страданий, а в том, что мы подводим минус под само великое понятие «материнства». У нас материнство во многом ассоциируется с Девой Марией.
Каждая женщина, когда мы её идеализируем и стремимся возвысить, в нашем сознании поднимается где-то на ступеньку ближе именно к Образу Божией Матери. Именно из Её Образа черпается самый благодатный образ материнства у детей. Этот единый комплекс неразрывен, его нельзя подменить шулерством, мухлежом и проч. Происходит подмена материнства.
Предлагаемый проектом путь опасен. Достаточно встать на этот путь, как возникает очень много дальнейших дозволений, которые автоматически наводят на вопрос: если вы разрешаете первое, почему же тогда нельзя второе, третье, четвёртое и пятое? Тем самым мы открываем «ящик Пандоры».
Существует представление, что мы живём и развиваемся как общество, получаем новые научные знания и поэтому религия должна сосредоточиться на научном знании. Но это западный вариант. Реализацию подобного сценария мы наблюдаем на Западе.
Христианские конфесии на Западе утрачивают свои позиции, в том числе в глазах своего собственного населения. Я имею в виду, прежде всего, такие традиционные религии, как Англиканская церковь, которая разрешила венчание гомосексуалистов. Это уже значительное отклонение.
Из интервью священника Романа складывается впечатление, что, к сожалению, в Церкви не все ответственные люди понимают, что, пойдя по этому пути, мы неизбежно окажется в той пропасти, где уже находятся западные протестанты. Здесь наша дорога принципиально расходится, мы доходим до развилки. Мы выбираем свой путь. Наша сильная сторона в данном случае именно в том, что мы можем увидеть дальнейшее развитие этого пути.
Честно говоря, я очень огорчен тем, что среди православных священников есть люди, ориентированные на такой сценарий. Мне кажется, что мы чего-то не дорабатываем в этом вопросе. Может быть, при подготовке священников, при работе с ними надо обращать больше внимания на традиционные основы. Известно, что некоторые изобретения со временем сами себя опровергают.
К сожалению, научное знание на любом этапе должно восприниматься как полузнание. А религия остаётся консервативной по своей сути, потому что она не нуждается в научных уточнениях.
Неправильный выбор — это очень серьёзный вопрос, он должен очень насторожить верующих, в том числе церковных иерархов. Либерализм церковной среды — очень опасное явление, а он сейчас имеет место в нашей Церкви. На мой взгляд, должен быть поставлен заслон этому явлению.
1. Дружба с миром есть вражда против Бога