Как сообщалось, ряды россиян с имплантированными чипами недавно пополнил житель Архангельска Аурум Кеттунен. Такие импланты позволяют открывать двери дома и в офисе, измерять температуру тела, оплачивать проезд в общественном транспорте и многое другое.
В 2015 году российские СМИ сообщали об инженере одного из столичных интернет-магазинов Владе Зайцеве, который установил себе в левую руку имплант для прохода в метро. К 2020 году у Зайцева было вживлено три новых чипа: банковский — для оплаты покупок, а также два пропуска в офис.
Кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков в интервью «Русской народной линии» отметил:
«Мы видим, как создаётся и апробируется механизм, которым в своё время воспользуются для нанесения печати антихриста. Ныне через подобные события демонстрируется, что уже всё готово и осталось только ждать, когда созреют условия для массового принятия людьми таких электронных устройств. Кто весть, какие еще усовершенствования будут произведены в подобного рода технологиях? И все будет внедряться через рекламу для удобства человека, для его безопасности!
Вся непредсказуемость человека исчезнет. Какая разница между предотвращением или исцелением физической или социальной болезни. Мы приближаемся ко временам, когда будут обещать исцеления и от того, и от другого через внедренные в тело человека устройства, связанные с могущественным ИИ – "Зверем" – о котором возгласят: "кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?" (Откр.13:4)! И от физических (биологических) недугов, и от социальных девиаций ищутся способы профилактики и борьбы через особые кибернетические технологии – всё кажется можно исправлять, всё держать под контролем с помощью новых техник и технологий! Некто человечеству пообещал: "будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5)».
«Поэтому наша задача объяснять людям, что чипизация – страшный инструмент, который уже нельзя употреблять благоразумным людям. Нужно демонстрировать отказ от употребления этого инструмента, даже, может быть, отказываясь от лечения некоторых заболеваний. Но об этом нужно думать. У нас есть комиссия по биоэтики, поэтому будет жать их вердикта.
Мне кажется, что время подходит к тому, чтобы отвергать чипизацию без разговоров и сомнений», - призвал отец Сергий.
О проблеме с медицинской точки зрения рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев:
Мне представляется, что опасность чипизации достаточно серьёзная – она недостаточно глубоко оценена ни на уровне общества, ни на уровне профессионалов. Профессиональное сообщество даже сейчас на многие перспективные вопросы развития искусственного интеллекта и чипизации не в состоянии ответить.
Со своей стороны отмечу, что как явление чипизация несёт те самые последствия, о которых нас предупреждает Церковь и Священное Писание.
В этом контексте было бы правильно уделить этому явлению пристальное внимание. Когда мы применяем какие-то элементы в целях лечения – это одно. Приведу пример: кирпич. Кто-то его применит для строительства дома, а кто-то для пробития головы своего врага. Всё дело в использовании.
Изначально опасность использования чипов должна быть вынесена на первое место. И только как исключение, тяжёлое состояние пациента, направить во благо этот инструмент. Это должно сохраниться, ибо инвалид может жить не как инвалид.
Есть ещё один опасный элемент. Наступление диктатуры так называемой безопасности, когда во имя как бы нашей безопасности вершатся вещи ещё более опасные. Говорят об удобствах, но вслед за этим идёт полная утрата человеком его приватности – где он находится, что покупает и так далее. Человек остаётся без тайны души. Конечно, тотальный контроль выгоден некоторым государственным структурам, но здесь очевидна опасность: если мы всё абсолютно контролируем, то, как же мы можем уповать на истинные и духовные силы людей? Всё ведь будет запрограммировано. Программа заменит собой человеческие духовные усилия. В этом случае мы обращаемся не к совести человека, призывая его к соблюдению правила, а просто контролируем – наказываем и поощряем. Это совершенно два разных подхода и два разных прогноза по существованию общества, его дальнейшего пути.
Риск чипизация, о которой говорит отец Сергий, реальная вещь. И к этому надо очень серьёзно подойти.
Причём, чипизация декларируется как бы во имя нас – людей. Заметьте, очень легко проходят все вещи, направленные как бы на безопасность. Это касается даже таких вещей, как безопасность движения. А потом, когда люди смотрят на последствия таких вещей, принятых, казалось бы, в интересах безопасности, начинают поражаться последствиям.
Поэтому нужно пересмотреть сам подход: безопасность не должна являться краеугольным камнем и показанием для чипирования и развития искусственного интеллекта. Нужно глубоко оценивать последствия.
А ныне идёт превращение человека в робота. А это путь в ад.
Чипизация возможно только во имя спасения жизни и здоровья пациента! Ничего иного не должно быть! Чипизация открывает бездну возможностей, которые принесут больше вреда, чем пользы.
Наступит тот момент, когда не люди станут управлять искусственным интеллектом, а мы станем рабами роботов. Человечество, создавая искусственный интеллект, пытается подменить Создателя – Бога – на земле. Кто-то пытается успокоить, говоря, что всё это будет применяться в локальной форме. Но нет. Люди, замышляющие весь этот процесс, видят в нём больше, чем просто услугу и сферу обслуживания людей – это подчинение людей и превращение их в биомассу.
Человек под угрозой рискует стать подчинённым, с утратой человеческих качеств, духовности и человечности как таковой.
А ведь известно, что человек создан по образу и подобию Господа. Как же мы можем утрачивать облик Его? Как же мы можем утрачивать то, что Он нам дал, подменив программой искусственного интеллекта? А кем тогда является ИИ, если не сатаной?
Если рассматривать конечные возможности развития искусственного интеллекта – это осатанение. Многим нравится, что ИИ будет решать вопросы, а человеку и думать даже не надо: сиди и жуй попкорн на диване.
Искусственный интеллект, если он начнёт управлять Вселенной, положит в основание ни душу или души людей, а целесообразность. А ведь целесообразность – бездушная сила. Мы всегда исходим из жизни, наша целесообразность – это душа человека, любовь к нему. Мы идём в ущерб логической целесообразности во имя любви к человеку. Роботизированное общество означает конец человечества.
Поэтому опасность развития ИИ и чипизации – самая непосредственная. Конечно, не получится всё запретить и полностью убрать искусственный интеллект. Прогресс продолжится. А вот глубоко осмыслить опасность и ограничить деятельности искусственного интеллекта и чипизации на сегодняшний день ещё реально. Есть ещё шанс.
Люди духовной жизни понимают опасность ИИ, но нужно, чтобы всё общество восприняло опасность этого явления и смогло его ограничить – надо вовремя посадить тигра в клетку.
1.