Не утихают коронавирусные страсти. «У отца Сергия Романова появились конкуренты», – сообщает нам редакция РНЛ. Находятся в церковной среде священники, готовые поддержать или оправдать бунт. А мне в это время от знакомого пришёл документальный фильм Сергея Ерженкова «Папа русский», в котором силами Андрея Кураева, Максима Шевченко и их сподвижников выливались на руководство РПЦ ушаты помоев. Сразу скажу, что никому не рекомендую к просмотру данный фильм. Так я и написал человеку, пославшему мне его для высказывания своего мнения по поводу фильма: «Фильм этот вреден для души, ибо веру в душе он не укрепляет. Нам нужен позитив».
Что мне хочется сказать бунтарям? Во-первых – хоть в чём-то, да приходится согласиться мне с Владимиром Ильичём. А именно в том, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Конечно, не в раю живём. А земная жизнь для Церкви предполагает выстраивание отношений с Государством, с властями. И это выстраивание отношений – самая сложная работа, сродни политике – удел руководства Церкви. Да, мы знаем, что Сам Христос говорил «отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье» (Мк. 12: 17). Церковь не должна вмешиваться в дела власти. Церковь должна воздействовать на сердца людей, тогда и власти изменятся.
А теперь надо вспомнить, что такое Церковь. Это – собрание людей, объединённых верой в Бога. И не патриарх является главой Православной Церкви. Главой Православной Церкви является Господь наш Иисус Христос. Святейший патриарх – только название должности. И непросто справляться с этой должностью простому смертному человеку. Поэтому и молятся о нём в каждом храме. Итак выстраивание отношений с властями – дело патриарха и его помощников. Дело священников – спасение душ своих и паствы. Таков Закон мироздания, что каждый человек только свою душу спасти может, священник может и должен указать путь спасения.
Вынужденный исторический экскурс по взаимодействию Церкви с Государством начну со сталинских времён. Никогда не скажу плохого слова о патриархе Сергии (Страгородском). Я с трепетом подходил к его памятнику в Арзамасе. Это же он передал Сталину слова Божьей Матери, явившейся по горячей молитве митрополиту Гор Ливанских Илие, которому суждено было стать главным молитвенником о России во время Великой Отечественной войны. Слова Богородицы были переданы и исполнены. Силы Небесные, Сама Богородица помогала нам в войне. В самый тяжёлый для Родины момент Церковь и власть нашли общий язык. И в этом большая заслуга Сергия (Страгородского), бывшего в то время Патриаршим местоблюстителем.
И самого Иосифа Виссарионовича я считаю олицетворением патриотических сил нашей страны того времени. Кто-то не согласен со мной? А кто был лучшим выбором для России того времени: Сталин или Троцкий? Остались ли бы камень на камне от России, если бы после Ленина взял власть в свои руки Троцкий (Лейба Бронштейн)? Не принёс ли бы он Россию в жертву ради мировой революции? Слава Богу, история не терпит сослагательного наклонения и вопрос мой – риторический. Но задуматься над ним не помешает.
Итак взаимодействие Церкви с государством было. И Сталину было нелегко идти навстречу Церкви. А он сделал эти шаги в то время, когда не был самодержавным хозяином земли, а в его окружении было множество безбожников, из которых, возможно самым незначительным был Никита Сергеевич Хрущёв.
Конечно, во времена, когда «научный атеизм» был объявлен официальным мировоззрением государства, Церковь не имела возможности быть таковою во всей своей полноте. Вспоминаю и свои молодые студенческие годы, когда в праздник Пасхи нас, молодых студентов-первокурсников заобязали дежурить у храма с целью не пропускать молодёжь на службу под благовидным предлогом охраны порядка (пьяная молодёжь, мол, испортит бабушкам праздник). Долгое время Православие было «запретным плодом» в нашей стране.
Но время неумолимо идёт вперёд. То, что отошло от Бога неминуемо должно погибнуть. Таков Закон. Красиво показал это М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Трагедия Берлиоза не в том, что он попал под трамвай. Смертен каждый из нас. Трагедия в том, что каждому даётся по его вере. И его голова, со стекленеющим ужасом в глазах, в руках сатаны превратилась в кубок. Он ушёл в небытие. Отвернувшись от веры и от Бога, Советский Союз был обречён на погибель.
И вот перестройка. Даже англичане внесли в свой язык это новое для них слово, не стали называть его на свой лад – de-building (дебилдинг). А жаль, мы бы сразу поняли, чем занимаемся. И что же Церковь в тот период времени? Не собираюсь проводить собственных расследований по поводу денег. Они на души благотворно не повлияют. Ищу позитив. Положительным фактом вижу я развитие Церкви. Не только строительство храмов, но и работу воскресных школ, появление духовной литературы. Люди потянулись к вере Православной. Потянулись в девяностые. Но что мешает воцерковлению в наше время?
Слышу с экрана телевизора в программе Кировского областного телевидения (программа «В Смысле?!» на «9ТВ», июнь 2020г.) сетование священника: «У Церкви сейчас нет авторитета. Им говоришь, что здесь сегодня будет служить митрополит, а они уходят из этого храма, идут в другой». Хочется возразить этому священнику: «Неправда, что нет авторитета у Церкви, просто у данного митрополита упал авторитет в Церкви. Ведь Церковь это собрание людей, объединённое верой в Бога. И глава Православной Церкви – Иисус Христос. И Он не потерял авторитета в народе нашем. Бог поругаем не бывает. Теряет авторитет в Церкви её руководство».
На телеканале «Спас» в программе «Вопрос священнику» задаётся вопрос о том, что учитель в школе резко отозвался о патриархе и сделал вывод о том, что все храмы надо закрыть. И это не может не стать сигналом о том, что далеко не всё хорошо в отношениях Церкви и Государства.
Те, кто видит свет веры Православной, живут днём, когда светит солнце. Солнце – Христос. И свет веры, озаряя души людей, приносит в них радость. Но те, кого ещё свет этой веры не коснулся, живут ночью и видят луну. Луна – это Церковь, отражающая солнечный свет. Однако путая Церковь с её руководством, люди делают неправильные выводы. А ведь церковь иудейская тоже ждала мессию. И первосвященник Каиафа обладал знаниями, нёс ответственность за церковь, а стал, говоря нынешним языком, организатором и спонсором казни Сына Божьего. Да, трудно нести ответственность за церковь, за народ, в то же время тая мечты о земном владении, о хорошей земной жизни.
Но наша-то Церковь не претендует на земное владение. Из нашей Церкви сын Божий не изгонялся. Так чего же нам надо? Надо только познать свет Божий. Литургия даёт полноту необходимого для души света Божьего. Если этого мало для твоей души – можешь поработать над восстановлением храма и получишь усиленную радость. Я писал о такой радости в статье «Восстановим веру – спасём Россию». Фронт работ здесь – огромный. Или отходи от мира, как и положено схимнику. И об удивившем меня монахе тоже я писал («Молитва открытым сердцем»). Так чего нам ещё надо? Церковь – не только её иерархи. И не только священники. И спасать души в нашей Церкви можно и нужно. Надо только делать это.
Больно мне, скажу словами замечательного русского писателя, Николая Семёновича Лескова, наблюдать, «как разоряют Его дело те, которые должны бы сугубо того бояться» (рассказ «На краю света»). Так и встаёт этот извечный русский вопрос «Что делать». Возможно, автор данного произведения, сын священника, Н.Г. Чернышевский в наши дни поднял бы вопрос «Что наделали?». Вопрос этот был бы уместен. Я же отвечу на вопрос «Что делать?» словами «Усилить молитву». Усилить молитву о патриархе, об иерархах Церкви. А в том случае, если попросят, могу принять участие в обновлении концепции взаимоотношений Церкви и Государства, коль сам вопрос этот поднял.
Да, не молчу, открыто высказываюсь, что считаю неправильным, когда в Церкви прещают священников, отказавшихся во время коронавирусной инфекции дезинфицировать лжицу при причастии. Считаю неправильным, когда в Церкви вместо веры – только меры// меры безопасности. Церковь должна укреплять веру в душах людей. Поэтому и говорю, что должно Церкви иметь силы и объяснить свою позицию перед Роспотребнадзором. Нужна новая концепция отношений Церкви и Государства. Язык людям дан для того, чтобы договариваться. И не могу в данном случае принять выражение Жан-Жака Руссо: «Ум даётся человеку для того, чтобы не ругаться с теми, у кого его меньше».
И никому грязь, изливаемая Андреем Кураевым в вышеупомянутом фильме не нужна. Разве не известно, что говорил Оптинский старец Амвросий: «Спасай себя и довольно с тебя»? А на вопрос «как жить» дал он самый оптимистичный и исчерпывающий ответ: «Жить не тужить, никого не обижать, никому не досаждать и всем моё почтение». Учитесь у святых! Церковь и ныне даёт нам всё необходимое для спасения души. Так что надо бунтовщикам? У них благие намерения? А куда выложена дорога благими намерениями? Всё, что не укрепляет веры, может быть вредно и любой бунт, любая революция приведут только к разрушению. История учит этому и следует у неё учиться. Да, привести к покаянию патриарха – забавное желание. Тот же Амвросий Оптинский говорил: «Насильно никого не приведёшь ко спасению». Если же хочешь обличать – обличай с любовью, как говорил нам апостол Павел. Так говори, чтобы слова твои были услышаны, поняты и приняты. Только тогда они побудят к правильному действию...
Нет, не смею никого осуждать, даже обсуждать. Для чего говорю? Господь хочет спасти каждого из нас, в том числе и того, кто света Христовой веры ещё не познал, живёт ночью и только луну видит. В то же время я прекрасно знаю, что каждому человеку приходится в своей жизни бороться с нечистой силой. К нам, мирянам, сильный бес не подойдёт, побрезгует. Сильным бесам, как сильным спортсменам, со слабым соперником бороться на интересно: расслабляется. Ему чтобы собраться с силами, сильный соперник нужен. Сильные бесы на архиереев нападают, а на митрополитов и патриарха – и подавно сильнейшие...
Нам нужен позитив. Революции и бунты – суть разрушение. Приведу пошире слова Н.С. Лескова из рассказа «На краю света» о нашей Родине, «где из дебри в дебрь ходит наш Христос – благий и добрый и, главное до того терпеливый, что даже самого плохонького из слуг своих Он научил с покорностью смотреть, как разрушают Его дело те, которые должны бы сугубо того бояться».
Молиться нам необходимо усиленной молитвой и за патриарха и за митрополитов. Но это ещё не всё. Надо создать в Церкви условия для спасения души. Не рубль должен быть главой угла в Церкви, а Христос. Я не устаю об этом повторять. Или слова эти – глас вопиющего в пустыне?
Нет, не могу призывать руководство Церкви к покаянию, я не претендую быть духовником. К действию призвать хочу. К созданию новой Симфонии в отношениях Церкви и Государства. Это то, чего требуют от нас обстоятельства. Это то, о чём подсказывает нам Бог, на суд Которого придёт каждый из нас. Нельзя терять времени, чтобы не ругали нас последующие поколения. Мы ответственны за это! И без поспешности надо провести эту работу, чтобы в будущем ни на чём не обжечься.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, публицист, Вятка
6. Ответ на 1, Андрей Козлов:
5. Ответ на 4, Андрей Козлов:
4. Ответ на 3, Олег В.:
3. Ответ на 1, Андрей Козлов:
2. О симфонии.
1. Перлы антицерковной пропаганды в статье: