Великорецкий крестный ход – самый многочисленный в России. Здесь встречал я не только жителей России, но и англичан, испанцев, сербов, чехов. Сосчитать точно всех крестоходцев невозможно, по приблизительным данным нас бывало ориентировочно до шестидесяти тысяч. Какая власть сможет добровольно собрать такое количество народа? И каждый раз, как только крестный ход заканчивается, расстаёшься с вновь обретёнными истинными друзьями, начинаешь ждать следующего крестного хода.
За всю многовековую традицию лишь раз вятские люди не пошли с иконой на Великую и тогда в июле выпал град. Опомнились люди, сходили в крестный ход, принесли покаяние, помолились, Господь сделал так, что урожай в том году был лучше, чем в предыдущие годы. В двадцатом веке люди хранили веру в глубине сердец, ходили на Великую, преодолевая множество испытаний. Во времена так называемой «хрущёвской оттепели, ставшей для Православия «лютой зимой», Великорецкий крестный ход был официально запрещён под предлогом «дабы не вытаптывали посевы» (то-то посевов и нет до настоящего времени по пути следования всего крестного хода).
Запретить-то запретили, но запрет оказался бессилен. Не было у властей сил на воплощение этого запрета, как не смог и главный правитель нашей страны тех времён «показать по телевизору последнего попа», ибо сказано в деяниях святых апостолов, что трудно идти против рожна.
В прошлом году я не смог пойти в Великорецкий крестный ход по вполне уважительной причине: исполнял послушание от храма. И хорошо помню, насколько тяжело переживалось это временное отлучение от крестного хода. А в 2020 году для волнений причины были весьма основательны. За месяц до крестного хода я задал вопрос священнику в нашем храме по поводу того, состоится ли Великорецкий крестный ход. Но что мог он мне ответить? «Живи одним днём». В тот день я и написал стихотворение.
Месяц до крестного хода,
А на повестке – covid.
Просит Господь от народа
Рьяно молитву пролить.
Чтоб принести покаянье,
Бога достойными стать
И получить воздаянье:
Радость как прежде вкушать.
Радость святого общенья,
Радость молитвы в ходу,
Радость от Бога прощенья.
Лучшего я не найду.
Будет молитва живая –
Вирус она победит.
Лишь на Творца уповая
Выведем мёртвый covid.
Не отдадим в поруганье
Души живые свои
И обратимся в стенанье:
Господи, ну, помоги!
Появилась информация, что крестный ход в этом году пройдёт в новом формате. Информация на сайте была дана именно в таком виде. Пройдёт, а не проедет. Ход не запрещён.
Я прекрасно знал и другую сторон событий. Я имел достоверную информацию от знакомого мне врача из соседней области, где живут мои дети, что нагрузка на медиков и аппараты компьютерной томографии в десять раз больше обычной. Но что более действенно: вера и надежда на милость Божью, или меры безопасности? Конечно, и то и другое важно. Следил и за данными по распространению заболеваемости людей. Написал даже на сайте Великорецкого крестного хода: «Поддерживаю тех, кто из послушания не приедет на крестный ход. ПОСЛУШАНИЕ ВЫШЕ МОЛИТВЫ». Эта надпись вызвала некоторые споры. Но со всеми спорящими я смог милостью Божьей найти общий язык. Да, я поддерживал тех, кому тяжело будет без этого яркого события, напояющего нас живящей силой. Но и знал, что такая надпись остановит и множество неблагоразумных.
И вот день перед выходом крестного хода. Пришёл я в храм, помолился перед иконой Николая чудотворца, попросил у него благословения и собрался. Конечно, перед этим мы договорились идти с Сергеем, самым близким мне человеком. А кто может быть ближе, чем брат во Христе?. Сергей пошёл не один, в первый раз он взял с собой сына Захара, которому исполнилось двенадцать лет. Когда есть такая поддержка, не идти будет предательством. Мы пошли. Да, знали, что в этом году для крестного хода движение автотранспорта перекрываться не будет. Знали, что на ночлег пускать крестоходцев не будут, хотя и имели некоторые надежды, ибо долгое время ночевали в домах, где с хозяевами давно сроднились духовно.
И вот в Бобино на заветной калитке мы увидели надпись КАРАНТИН. Собака Муха радостно повиляла нам хвостом, хозяева извинились, и мы расположились в палатке. Слава Богу, в ту ночь, отдыхая в палатке, я начал писать новое стихотворение.
Вот пишу и сомневаюсь:
Не эпоха гласности:
Вместо веры – только меры:
Меры безопасности.
Кто сегодня мы, ребятки:
Крестоходцы, или же
Нарушители порядка?
Классно нас гнобили же.
Отводили ясны взоры
Старые знакомые:
На ночлег пустить бы споры,
Да порядки новые:
Называются порядки –
Самоизоляция,
Понимаем: разнарядка,
А не душ инфляция.
Принимали мы от Бога
Люты испытания:
Некого судить нам строго,
Обладали знанием.
Проливали мы молитвы
За Россию-матушку.
С нами шли сердца открыты
Русские два батюшки.
Наполнялись души наши
Верой несомненною,
Что Господь поможет дальше
Справиться с проблемою.
Пусть была та наша вера
Лишь с зерно горчичное,
Дал Господь нам силы в меру
Одолеть привычное.
Даст Он так же и России
Уберечься пагубы
Вирус – он же не всесилен,
Точно, а не якобы.
Да, с нами шли два настоящих, а то и лучших священника. Я не мог себе представить, что не пойдёт в крестный ход отец Леонид Сафронов. С большой радостью наблюдаю за ним ежегодно. Он каждый раз проходит весь ход босиком. Понятно, когда человек ходит босиком по траве, по земле. Труднее ходить босиком по асфальту. Но каково было моё удивление, когда видел я своими глазами, как отец Леонид спокойно ходил по гудрону, который был разлит по дорогам города, готовящимся к асфальтированию! Бесспорно отец Леонид – самый уважаемый батюшка на Вятке, а то и в России. С большой радостью познакомился и с о. Игорем Тарасовым, известным на всю страну священником из Коломны.
Итак, крестный ход в 2020 году шёл, а не ехал. Он шёл, руководимый священниками. И что же в первую очередь хочу отметить. Одно только слово приходит на ум в первую очередь. Это – БЛАГОРАЗУМИЕ. Это был отличный крестный ход. В первую очередь отличный от остальных крестных ходов. Но и свою скромную оценку ему дам также «отлично». Да, не было в крестном ходу тех, кто не имеет покаянного духа крестоходца.
Так, при воспоминаниях о предыдущих крестных ходах, всплывают из моей памяти картины, как шли, чеканя шаг и читая отрывисто Иисусову молитву представители русского национального единства, как не проявляли они послушание настоятелю крестного хода, о. Тихону, а на театральной площади театрально пели «Боже, царя храни».
Таковых в этом крестном ходу не было. Иисусова молитва, если и звучала, то лилась она в покаянном исполнении. Шли истинные молитвенники о земле русской. Мы, крестоходцы, вспоминали слова Иоанна Кронштадтского, что Россия спасётся крестными ходами. Не было таких, коих привычно называть в обществе «крутыми», то есть самоуверенными. Нас объединяла надежда на милость Божью. Покаянная молитвенность. В борьбе против пагубы мы были по одну сторону баррикады с врачами и теми людьми, кто оставался в самоизоляции. У нас было одно оружие: молитва и надежда на милость Божью.
Мелкие конфликты легко гасились. Если в Великорецком в магазине работала только одна продавщица, магазин работал с 10 до 17 с перерывами на санитарную обработку, то все мы смиренно стояли в очереди перед магазином, а вход в него охраняли вятские казаки. Помогал, как всегда, юмор: если один разгорячённый мужчина немного возмутился, почему не пускают всех в магазин, а казак стоит в маске, то второй не замедлил ответить: «То – не маска, то отмазка». Всем стало веселее.
В крестном ходу укрепляется вера. Вера и надежда на милость Божью, и конечно любовь. А что уж говорить о воспитании! Двенадцатилетний Захар прошёл с нами без каких бы то ни было капризов или нытья. А когда папа, Сергей, в Великорецком, на берегу реки Великой, сказал ему «Захарушка, можешь отдыхать», Захар наградил нас великолепным выражением: «МНЕ ЛЕНЬ ОТДЫХАТЬ». Пожалуй, каждый из родителей мечтал бы услышать из уст своего ребёнка такое выражение, а слышали его только мы с Сергеем. Впоследствии мы взяли это выражение на вооружение и, если понимали, что отстаём от крестного хода, то проходили мимо привала, говоря, что нам лень здесь отдыхать.
В Великорецком крестоходцы расположились в основном на берегу Великой. Мне было грустно наблюдать представшую перед взором картину. Храм, где обычно проходила служба на берегу, закрыт, территория около него изъезжена машинами. Так и вспомнилось выражение из Евангелия «Мерзость и запустение в святых местах», даже написал было строфу к тому стихотворению: «А на берегу Великой – мерзость запустения, // Но я вижу ясны лики без тени сомнения». Но нет, запустения не случилось, о. Леонид проводил службу именно на берегу!
На пятый день, подходя к посёлку Мурыгино, получили большую радость. И не в единственном экземпляре. Во-первых на табличке перед посёлком было написано: «Уважаемые паломники, вы можете остановиться на ночлег на территории Троицкого храма или парка…». Вот я и получил ответ на свои вопрос, заданный во второй строфе пришедшего мне стихотворения, кто мы сегодня. И хотя слово КРЕСТОХОДЦЫ, ранее прозвучавшее в стихотворении А.Г. Гребнева, с которым имел большую радость пройти более пяти раз крестным ходом, мне было очень приятно чувствовать себя не нарушителем закона. Хотя в Мурыгино мы всегда останавливались у Марии, которая и сама ходила в крестный ход, мы благоразумно остановились на территории храма, чему были особенно рады, когда услышали необычайно красивый праздничный перезвон в праздник сошествия Святаго Духа на апостолов.
А ещё при входе в Мурыгино небо Господь украсил двойною радугой, простиравшейся от земли и до земли. Словно через триумфальную арку входили мы в посёлок через радугу, хорошо зная из Священного писания, что радуга – символ единства между Богом и людьми. (Правда, содомиты незаконно присвоили себе радужный флаг). Были по пути обоснованные, ожидаемые лишения, но встречались и добрые люди, предлагавшие нам воду в посуду крестоходцев.
В Кирове послушно шли новым маршрутом, а когда вошли в стены Успенского свято Трифонова монастыря, отец Леонид отслужил молебен с чтением акафиста святителю Николаю. И здесь с большой радостью слышал троекратное «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе». «И Русь воскреснет» и с радостью и верою отвечал: «Воистину воскреснет».
Ещё и ещё раз убеждался, что с такой верой Русь воскреснет. Умом и сердцем понимаю, что мы действительно делали одно дело вместе с врачами и оставшимися в самоизоляции. Только оружием нашим были благоразумие, вера и надежда на милость Божью.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, участник Великорецкого Крестного хода 2020