Если задуматься, чему учит пандемия, то нельзя не отметить множество попыток увидеть в ней некий образ будущего.
В числе прочих таких версий, преимущественно апокалиптического толка, в пандемии усматривается некий образ человечества без работы, обеспеченного минимально необходимым для выживания и ничем при этом не занятого.
Ведь именно эту картину мы сегодня и наблюдаем. Люди в разных странах обеспечиваются необходимым за счет ресурсов государства, по-разному, но в той или иной мере, и в большинстве своём при этом не заняты профессиональной деятельностью.
Есть ещё и ограничение по свободе передвижения, но этот признак сегодняшней ситуации специфический для пандемии, и его не хотелось бы обсуждать.
Потребность в осмыслении вызывает именно вынужденное безделье!
По мере его длительности всё чаще вспоминается осевшая в памяти мысль Маркса о том, что богатство общества измеряется свободным временем его членов. Итак, обладая всё нарастающим по Марксу богатством, что мы при этом имеем?
Идея классика была в том, что, обладая свободным временем, человечество станет непрерывно и самозабвенно развивать свои разносторонние способности.
Сам Маркс был человеком разносторонним и обладал множеством талантов. Он был литератором, в юности писал приличные стихи, считался неплохим спортсменом и, вероятно, что-то еще было в реестре его способностей, чего к случаю не вспомнить. Род его кабинетных, увлекательных для него научных занятий не предполагал внешних ограничений или прекращения творчества по причинам от него не зависящим.
Надо полагать, себя он не видел в числе тех, кто обречён свободным временем на поиск способа, позволяющего это свободное время как-то «убить».
Но что бы конкретно мог посоветовать мыслитель лишённым работы булочнику, каменщику, адвокату, зубному врачу или извозчику (водителю автобуса) местных линий, не одарённым талантами, кроме разве навыков к домашним занятиям.
Куда им направить свои силы, если прежде их личности реализовывались в конкретном труде, составлявшем содержание их жизни?
Прекращение труда пророчат нам апологеты искусственного интеллекта и роботизации всех сторон жизни общества. В том числе роботизацию всех обычных производств и видов работ, вытеснение из них человека. И не в отдалённые века, а на наших глазах, практически завтра. Всё это будет означать для большинства распад личности, изгнанной из сферы профессионального труда.
Конечно, возможно переучивание, но к нему не все способны. К тому же если процесс пойдёт валом, то не исключено, что пока учишься новой профессии, она уже станет заменяться роботами.
На фоне этой грядущей катастрофы ничегонеделания ребром встают вопросы развития творческих способностей человека, которые могут стать заменителем его профессиональной деятельности, что предполагает интенсивное обучение и соответствующие вложения в образование.
Чтобы войти в общество роботизации без людоедских планов уменьшения численности населения, а с нормальным гуманитарного характера планированием, необходимо изменить тип человека.
Причём, не отдельного и особо одаренного, а всех и каждого, что предполагает вложение в каждого множества образовательных программ. Каждый ребёнок, выходя молодым человеком из сферы образования, должен обладать таким разнообразием развитых или привитых способностей, что никакое роботозамещение профессии не могло бы его поколебать в уверенности в себе, своём достоинстве и в возможности чем-либо плодотворно заниматься.
В политико-экономическом плане стратегия роботозамещения человека должна предполагать колоссальные вложения в образование и разностороннее развитие людей.
Переход на дешевое роботопроизводство без планов уничтожения (сокращения) населения, живущих в бухгалтерских, помешанных на снижении затрат и росте прибыли головах финансовых магнатов, нужно изымать из общественного бытия вместе с носителями.
Кстати, процессы денежного оборота, на которых собственно вся власть маньяков от денег и держится, подвергаются всё большей роботизации. Надо полагать, что со временем произойдёт роботизация всех денежно-финансовых функций.
Вот препятствий в сокращении и исчезновении сребролюбия чинить не надо.
Тогда нормальной гуманитарной составляющей в процессах выработки решений, касающихся грядущего мира, счетоводы и спекулянты препятствовать не смогут.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист
2. Ребром встает нищета и голод
1. Работа - ценность