Еще ранее я хотел привести этот полезный для нас сейчас исторический пример, но все руки как-то не доходили. Все время подворачивались другие, более актуальные темы. Но заряд дала интересная публикация на РНЛ Вадима Кулинченко «Героический переход и бесславный конец». В которой автор излагает свое мнение по поводу бывшего почти 115 лет назад Цусимского сражения, в коем русский флот потерпел, пожалуй, самое сокрушительное поражение за всю свою историю.
Естественно, если было такое поражение, то всем очень сильно хочется найти ответственного или ответственных за него. В зависимости от предпочтений тех или иных лиц таковыми объявляются: командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой Зиновий Петрович Рожественский; все русское военно-морское командование; Государь Император Николай II; наконец, самодержавие.
Где-то, помню, даже читал (цитирую по памяти): «Направили небоеспособную эскадру, состоящую из разнотипных кораблей, такую же нелепую, как и все русское самодержавие»… и прочая ерунда либеральных авторов, которые, однако, ни бельмеса не смыслят ни в морских делах, ни в истории русско-японской войны (особенно на море), ни даже в том, что они сами пишут.
В.Кулинченко в качестве эпиграфа к своей статье приводит, кажется, немецкую пословицу: «У победы много отцов, а поражение всегда сирота». Но это у немцев, а у русских, как видим, в отцы разгрома записывают всех подряд. Впрочем, заслуга автора упоминаемой публикации в том, что он, в отличие от очень многих, высоко оценивает заслуги адмирала З.П.Рожественского, под руководством которого 2-я Тихоокеанская эскадра сумела пройти труднейший путь во многие тысячи миль от Либавы до Цусимы.
Каюсь, я когда-то тоже грешил на этого адмирала, считая его главным виновником поражения. Но теперь согласен с Вадимом Кулинченко: на самом деле З.П.Рожественский — это мужественный, опытный и умный флотоводец. К тому же, настоящий верный слуга Царя и Отечества. Но я не согласен с намеками этого автора, что виноват Царь, якобы, заставивший адмирала вступить в сражение с японцами.
Точно также следует отмести абсолютно неграмотные претензии других авторов к военно-морскому руководству русских, которые рассчитали всё правильно. К примеру, в Википедии очень долго перечисляются многочисленные тактические преимущества японского флота над русским: «и были они (японцы) намного опытнее; и стреляли куда лучше; и плавали быстрее; и т.д. и т.п.».
Но практически ничего не говорится, что при всем при этом русские имели важнейшее стратегическое преимущество. Ведь Рожественскому всего лишь надо было провести свою эскадру от Цусимы до Владивостока (трое суток пути). А вот японцам крайне необходимо было во что бы то ни стало разгромить русских, а это гораздо более трудная задача. Которую делало практически невыполнимой то военно-техническое обстоятельство, что тогда броня существенно доминировала над снарядом, весьма часто не способным ее пробить.
Это учел морской штаб русских, проанализировавший опыт предыдущий боев. В частности, попытку прорыва 1-й Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура во Владивосток летом 1904 года. Когда во время достаточно длительного сражения с японцами ни один броненосный корабль ни с той, ни с другой стороны, не только не был потоплен, но даже и не был выведен полностью из строя. Хотя и русские, и японские корабли в этом бою получили достаточно много попаданий.
Поэтому не без оснований считалось, что и З.Рожественскому надо было просто держать строй и упрямо идти во Владивосток, а японцам могло элементарно не хватить снарядов, чтобы потопить хотя бы часть его кораблей.
К тому же русский адмирал имел еще одно стратегическое преимущество. Подавляющее большинство (если мне не изменяет память — 11 из 12) его броненосных кораблей были броненосцами. Да, половина из них была старыми, но всё-таки это были броненосцы, имеющие достаточно толстую броню и соответствующую крупнокалиберную артиллерию. Т.е., если придерживаться морской терминологии, – это были настоящие линейные корабли, способные сражаться на равных с противником в линейном строю.
А у японского главнокомандующего Того также из 12 броненосных кораблей броненосцами были лишь 4, а 8 остальных были броненосными крейсерами, т.е. кораблями с более слабой броней и вооружением. За счет чего они имели большую скорость, что, впрочем, в линейном строю не имело особого значения. А вот более тонкая броня могла в таком бою сыграть с ними злую шутку, как это произошло позднее с английскими линейными крейсерами в Ютландском сражении.
Вот из чего исходил наш морской штаб, формируя такую, на первый взгляд, разносортную эскадру. Так что не надо думать, что там сидели одни идиоты, напрасно попытавшиеся сражаться с умными японцами! Не было стратегической пустышкой и продолжение движения на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской после гибели 1-й. Ведь во Владивостоке еще были 2 броненосных и 1 бронепалубный крейсера, которые, как легко подсчитать, на четверть увеличили бы силы Рожественского в случае его прорыва туда, и давали бы ему материальный перевес над японцами.
Не был дураком и сам этот русский адмирал, который, как признают иностранцы и очень часто не хотят признавать наши, в самом начале Цусимского сражения поймал Того в ловушку (по-видимому, это была домашняя заготовка З.П.Рожественского). В результате чего главные силы (броненосцы) японцев оказались под массированным обстрелом русских; некоторые считают, что за те 15 минут они получили до 100 (!) попаданий, но… с практически нулевым результатом.
Вот тут-то и выяснилось первое случайное обстоятельство, которое никто не смог предвидеть, но которое спутало все планы и русского командования, и Рожественского. Оказалось, что снаряды его кораблей, по-видимому, отсыревшие за время плавания, чаще всего попросту не взрывались. К примеру, флагман Того броненосец «Микаса» в ходе Цусимского сражения получил от 30 до 40 попаданий, и при этом не только не был потоплен, но даже не вышел из строя! Но почему же тогда один за другим погибали новейшие русские броненосцы, если их броню, как это точно известно, японские снаряды не пробивали? Я придерживаюсь мнения, высказанного не мною, что это происходило по следующей причине.
Броневой пояс наших кораблей вражеские снаряды действительно не пробивали, но они разрушали их слабо бронированные или вообще не бронированные надстройки; что, впрочем, само по себе не было смертельно. Но через эти пробоины внутрь кораблей попадала вода, поднятая близкими разрывами. Постепенно накапливающиеся там ее сотни тонн перекатывалась внутри корабля, резко увеличивая его крен при поворотах. Когда такой крен становился чрезмерно большим, борт опускался ниже уровня воды, зачерпывая ее, и корабль переворачивался. Чему способствовала перегрузка русских кораблей и отсюда их низкая осадка – еще одно непредвиденное случайное обстоятельство!
Так кто же или что же отец цусимского разгрома — случайность?! Да, в первом приближении именно она. Есть такое понятие — военная удача или неудача; тогда такая удача оказалась на стороне японцев. Собственный вклад которых в победу (их воинское умение, мужество, отменные тактико-технические качества и т.п.), можно оценить в 25-30 процентов. А остальные 70-75 процентов их победы и нашего поражения, исходя из вышесказанного, сделало, на первый взгляд, сочетание очень удачных для них случайностей.
Но это только на первый взгляд. Сами-то японцы оценивают военную удачу или неудачу совсем иначе, говоря, что это дело «богов войны»: то они благоприятны к Японии, то нет. Этот народ по своей вере, в основном, язычники. Поэтому их «боги войны» - это какие-то кровожадные демоны, разжигающие войны и прочие брани, типа Ареса у древних греков или Марса у римлян. Вот с этим мы, православные, вполне можем согласиться.
Но тогда возникает естественный вопрос, который в своей крайне тенденциозной «Цусиме» задает даже революционный матрос Новиков-Прибой: почему же, несмотря на то, что русские молились Богу, в частности, по распоряжению З.П.Рожественского корабельные священники постоянно служили молебны, Господь не услышал их молитв, а восторжествовали русофобские бесы?
А для ответа на сей вопрос надо вернуться несколько назад во времени и вспомнить о явлении Порт-Артурской иконы Божией Матери. Несмотря на продолжительность, я приведу очень интересную цитату об этом:
«Порт-Артурская икона Божией Матери — первая, явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года из Бессарабской губернии в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор Катанский, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему во сне Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором было изображение Нерукотворного лика Спасителя. Риза Богородицы (хитон) была синей, а верхнее одеяние — коричневым. Ногами Богородица попирала обнаженные и обоюдоострые отточенные мечи, а над её головой ангелы в облаках держали царскую корону. Эту корону венчала другая корона, образованная перекрещивающими с радугами и крестом наверху. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, который держал в руке священную хоругвь, а с левой — Архангел Гавриил с ветвью белых цветов в правой руке. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; под стопами его парили Серафимы, а над ним была надпись по сиянию: "Да будет едино стадо и един Пастырь". Позади нее на берегу, в тумане, был виден горящий в огнях город. Его-то и осеняла Пресвятая Дева изображением лика Христа. Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города. В этом случае Православие восторжествует над язычеством, а русское воинство получит победу.
О видении старика-матроса, севастопольца, узнали богомольцы Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о нападении японского флота на русскую эскадру и начале русско-японской войны, никто уже не сомневался в правдивости слов матроса, и десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую на материалы для иконы. Был даже учрежден специальный Комитет, постановивший для соблюдения равенства между жертвователями принимать от каждого лица не более пяти копеек. Тысячи людей со всей России желали помочь русскому флоту и внесли в это дело свою лепту. Образ был изготовлен в Киево-Печерской лавре точно по указанию матроса Феодора, всё время находившегося рядом. Автором стал известный киевский иконописец Павел Федорович Штронда. Он отказался взять плату за свою работу. На иконе по краям эмалированной вязью было написано: "В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей". Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).
На Страстной седмице Великого поста 1904 года при большом стечении народа образ был освящен и вечером того же дня в специальном сопровождении отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург, чтобы передать его в ведение адмирала В.П. Верховского. К образу было приложено письмо за многими десятками подписей, в котором жители Киева выражали доверие и надежду, что "Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур". Однако Владимир Павлович Верховский не торопился исполнить просьбу жителей Киева. Около недели образ Божией Матери находился в его доме, затем он заказал написать точную копию иконы. Время шло. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) убеждал адмирала как можно скорее исполнить волю Пресвятой Богородицы.
Наконец, уже по требованию вдовствующей Императрицы Марии Федоровны образ "Торжество Пресвятой Богородицы" было поручено доставить в крепость Порт-Артура адмиралу Н.И.Скрыдлову, назначенному командующим Тихоокеанским флотом на место погибшего адмиралаСтепана Осиповича Макарова. 12 апреля 1904 года адмиральский поезд отбыл из Петербурга. Однако Николай Илларионович Скрыдлов направился не на Дальний Восток, а в Севастополь. Там он еще несколько дней устраивал свои дела и только 20 апреля снова отправился в путь. К сожалению, сделал он это слишком поздно. В Харбине он узнал, что железнодорожное сообщение с Порт-Артуром перерезано. И адмирал по телеграфу получил от у императрицы высочайшее разрешение направить свой поезд во Владивосток и временно поставить образ во владивостокском Успенском соборе. Получив согласие Марии Федоровны, Николай Илларионович Скрыдлов прибыл в начале мая во Владивосток. Однако по неясным причинам только через 90 дней, 2 августа 1904 года, икона была выставлена для поклонения в Кафедральном соборе города. Между тем положение на фронте стремительно ухудшалось. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было очень трудно. Со всех концов страны во Владивосток шли письма с требованиями как можно скорее доставить икону в Порт-Артур. За это время с нее было сделано несколько фотоснимков и написана уменьшенная копия масляными красками на дереве. Снимки отправили по почте в порт Чифу, где находилось русское консульство, с просьбой при первой же возможности переслать их в крепость, однако по пути они почему-то затерялись. Живописную копию дважды пытался доставить в Порт-Артур матрос Пленков — оба раза безуспешно. Все эти неудачи православный народ объяснял тем, что копии, как бы хороши они ни были, не могут обладать чудодейственной силой подлинной иконы: ведь именно и исключительно она обещана Порт-Артуру "яко щит и победное знамение"… В итоге образ так и не достиг Порт-Артура.
В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистрлейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить оригинал иконы в Порт-Артур. Несмотря на свои болезни, он отправился из Гатчины во Владивосток, чтобы все же провезти "первописанную икону" в обороняющуюся из последних сил крепость. Его духовник, протоиерей отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В начале ноября Фёдоров прибыл во Владивосток. 21 ноября (4 декабря н. ст.), в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы при большом стечении народа в последний раз перед иконой "Торжество Пресвятой Богородицы" был совершён молебен. После Литургии и молебна в Кафедральном соборе икона была помещена в специально изготовленный для нее футляр и доставлена на норвежский пароход. Н.Н. Фёдоров увез икону из России. Во Владивостоке был оставлен список в натуральную величину, писанный на медной доске масляными красками. Долгое время от Фёдорова не было никаких известий. 11 (24 января н. ст.) 1905 г. от Н.Н. Фёдорова пришло письмо, в котором он сообщал, что икона "Торжество Пресвятой Богородицы" в Порт-Артур доставлена не была из-за неблагоприятных погодных условий. Сначала помешала буря, ее сменил мертвый штиль, а потом было уже поздно — 20 декабря 1904 года Порт Артур был сдан японцам. "Неудачу своей попытки, — сказал Фёдоров, — могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, что бы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению"».
Читатель, думаю, ты обратил внимание на веру простых русских людей и неверие, граничащее с кощунством, вождей на поле брани. Которые нагло игнорировали и саботировали повеления и распоряжения не только Царицы земной, но и Царицы Небесной! Отсюда сдача Порт-Артура, который, как считают многие военные аналитики, еще мог сопротивляться. Отсюда и, в общем-то, бессмысленная гибель 1-й Тихоокеанской эскадры. Отсюда и разгром японцами и японскими «богами войны» 2-й! Вот почему Бог и Божия Матерь тогда не помогли нам, хотя абсолютно легко могли усмирить этих ничтожных «богов».
Однако есть еще один очень и очень интересный и важный момент в повествовании о Порт-Артурской иконе Божией Матери. Вспомним, там сказано, что адмирал Н.И. Скрыдлов прибыл с сей иконой во Владивосток в начале мая 1904 года. И что тогда произошло? До этого русский флот терпел одно поражение за другим, но именно в начале мая 1904 года случилось то, что называют «черными днями» уже японского флота. Итак.
Утром 2 мая японская эскадра в составе броненосцев «Хацусе» (флагман контр-адмирала Насибы), «Ясима» и «Сикисима» в сопровождении нескольких крейсеров появилась на внешнем рейде Порт-Артура, следуя традиционным маршрутом. В 9 ч. 55 мин. головной «Хацусе» дважды подорвался на минах (накануне поставленных минным заградителем «Амур» под командованием Ф.Н.Иванова), и затонул после детонации погребов в течение 1,5 минут. Вместе с кораблем погибли 36 офицеров и 457 нижних чинов, еще 95 членов экипажа «Хацусе» были ранены. Уцелевшие были спасены крейсерами сопровождения. Но на этом злоключения спасенных с «Хацусе» японских моряков не закончились. Принявшее их посыльное судно «Тацута» в тот же день вылетело на камни и на полгода вышло из строя. Второй броненосец «Ясима» так же подорвался на мине, получил большую пробоину и затонул вечером при попытке буксировки в Японию. Потери экипажа составили 4 человека ранеными. Таким образом, основные силы японского флота уменьшились на треть. Из шести броненосцев два погибли, не успев сыграть в войне значительной роли. Восполнить эту потерю в ходе войны было уже невозможно. А как показали события боя в Желтом море, а затем и Цусимского сражения решающая роль в столкновении флотов оставалась за классом эскадренных броненосцев. В то же время, только русская эскадра в Порт-Артуре имела шесть эскадренных броненосцев без учета формирующейся эскадры на Балтике.
При этом гибелью броненосцев потери японского флота не ограничились. Еще 30 апреля при тралении в бухте Керр погиб миноносец № 48 (6 погибших). 1 мая в Талиенванском заливе на русской мине подорвалось и затонуло посыльное судно «Миако» (2 члена экипажа погибли). А вечером 4 мая на внешнем рейде Порт-Артура новой жертвой мин «Амура» стал истребитель «Акацуки», погибший вместе с командиром и 22 членами экипажа.
Одновременно японский флот нёс потери не только от русских мин, но и фатальных столкновений. Так, 2 мая в тумане на подходе к мысу Шантунг броненосный крейсер «Кассуга» протаранил и потопил легкий крейсер «Иосино». Погибли 319 чел. из экипажа «Иосино, а «Кассуга» получил ряд повреждений. Вечером того же дня канонерская лодка «Акаги» в тумане врезалась в канонерку «Осима», которая затонула. В данном случае, правда, обошлось без жертв.
В итоге, в период с 30 апреля по 4 мая 1904 года, вошедший в историю как «черные дни» японского флота на минах и в результате аварий японцы потеряли два эскадренных броненосца, легкий крейсер, посыльное судно, две канонерских лодки и два миноносца. Погибло около тысячи японских моряков — это больше, чем во всех крупных морских боях русско-японской войны вместе взятых. В целом, стратегическая обстановка стала развиваться для японцев крайне неблагоприятно. Ослабленный потерями флот адмирала Х.Того оказался рассредоточен на огромном пространстве Желтого и Японского морей и мог быть разбит по частям. Тем не менее, контр-адмирал Витгефт не рискнул взять инициативу в свои руки и начать активные действия в районе Порт-Артура. Основные силы эскадры продолжали бездействовать. Пассивная оборонительная тактика командования Тихоокеанской эскадры позволила японцам, несмотря на тяжелые потери, эквивалентные проигрышу крупного сражения, продолжать блокаду Порт-Артура и оказывать поддержку развертыванию сухопутных сил».
Сопоставляя два эти события: прибытие Порт-Артурской иконы в начале мая во Владивосток и точно в это же время «черные дни» японского флота, — нетрудно заметить, что эти черные для врага дни были благоприятным для русских знамением Божией Матери, подтверждающими Ее пророчество о нашей победе, если Порт-Артурская икона будет доставлена в одноименную крепость.
Но никто этого не заметил. Как мы видели, икона так и не была доставлена в Порт-Артур, а русские адмиралы, да генералы заслугу в майской победе приписали не Богу и Божией Матери, а себе. Хотя совершенно очевидно, что она была одержана практически без каких-либо особых усилий нашего флота.
Правда, Ф.И.Иванов совершил отважный, даже героический поступок, выставив мины под носом у японцев. Но это дело рук человеческих так бы и осталось бесплодным, если бы всесильная десница Божия не направила японские корабли на мины.
Но, повторяю, никто этого не заметил, не воздал хвалу Господу и Богородице. И как результат, испуганно спрятавшиеся было при появлении Порт-Артурской иконы японские «боги войны», снова повылазили из своих норок. Из-за чего у русских снова пошла волна сплошных «случайных» поражений, закончившаяся Цусимой.
Почему стоит вспомнить эти давние события сейчас? Да потому, что ситуация ныне очень похожа на ту. Как и тогда, Божия Матерь дала знамение Своего покрова не только над Российской Федерацией, но и над Украиной и Белоруссией, как частями исторической России — Ее уделом. Это знамение, как уже писалось на РНЛ, состояло в относительно малом количестве заболевших и умерших там в результате эпидемии.
И опять же, как и тогда этого ныне не заметили ответственные чины (может быть, кроме Лукашенко) сих стран, которые продолжают уповать не на Бога и Богородицу, а на новое, изобретенное на Западе языческое «божество» под названием Карантин. Ради которого готовы закрыть и уже закрывают храмы Божии… Причем, чем строже карантин, тем больше болеют и умирают люди. Вчера, 1 апреля, в РФ был новый антирекорд — более 700 вновь заболевших. Как бы все это не закончилось новой русской «цусимой», уже моровой!
Правда, есть и нечто отрадное. В 1904 году доминировало кощунственное неверие, сейчас же есть масса православных верующих не в карантин, а во Христа. Которые, в частности, концентрируются вокруг РНЛ. Возможно, поэтому коронавирус у нас пока, слава Богу, как-то относительно «медленно спешит». Да, в Российской Федерации вчера было более 700 заболевших, но в США за этот же день было более 1200 умерших (!) от сей болезни.
Поэтому у нас, православных, и есть еще надежда, что «не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных» (Пс. 124: 3)!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
3. Хочу поправить!Много шума из ничего!
2. Ответ на 1, Апографъ:
1. ...яко украинские "боги войны"- бесове (Пс. 90; 5)