От редакции: Как сообщалось ранее, в Нижнем Новгороде 1 февраля этого года состоялись III Общественные слушания «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода», по итогам которой принята Резолюция. Их инициатором при содействии ряда других общественных организаций города и области выступило Нижегородское отделение Международной общественной организации «Русское Собрание». Материалы слушаний опубликованы в СМИ, отдельными обращениями направлены первым лицам областного центра и региона. Дискуссия продолжается…
В следующем 2021-ом году у Нижнего Новгорода, прямо скажем, очень солидная дата – 800 лет со дня его основания. Нижний – один из древнейших городов России, основан Великим святым человеком – Князем Георгием Всеволодовичем. И начинался город с постройки храма Самому Воеводе Небесного воинства – Михаилу Архангелу.
Надо бы хорошо к такому юбилею подготовиться. Но… Другие времена, другие люди.
26 февраля в нашем городе состоялось заседание дискуссионной площадки на тему «Память города. Что и как сохранять?». Его организаторами стали Общественная палата Нижнего Новгорода, Ассоциация «Нижегородская гильдия экскурсоводов и гидов-переводчиков», АНО «Институт городской среды Нижнего Новгорода». А было посвящено новейшим формам увековечения памяти событий, выдающихся нижегородцев и внесению поправок в решение Думы Нижнего Новгорода от 26.06.2014г. «О положении об увековечении памяти выдающихся личностей и исторических событий в Нижнем Новгороде». … И что же мы услышали?
А давайте, как в Швейцарии, на кладбище памятники ставить в виде музыкального инструмента ксилофона! И каждый, кто подойдёт к этой могиле, может поиграть на нём! Это – на кладбище-то, где должна быть тишина и молитва за усопших.
И зачем нам крест на кладбище? И положение во гроб? Давайте будем сжигать усопших и строить для них колумбарии, как на «цивилизованном» Западе.
«Да что же это вы такое нам навязываете, православным христианам?!» – звучали восклики-протесты на подобные предложения. – Ведь подавляющее большинство россиян всё же считают себя православными!»
– А мы – атеисты, – звучало в ответ.
А какие названия давать улицам? А пусть, уверяли инициаторы мероприятия нас, присутствующих, будут это просто НАЗВАНИЯ РАДОСТИ.
А где имена святых, которые лежат на нашей Нижегородской земле? Святого Иоасафа Печерского, преподобного Макария Желтоводского и Унженского, Серафима Саровского?! Своим Четвёртым Уделом выбрала Матерь Божия наше Дивеево, и со всего мира едут сюда паломники!
Таким образом, при разработке городской концепции, что и как увековечивать, стоят атеисты, причём очень даже активные, которые не стесняются заявлять, какие они. И вот эти атеисты навязывают нам совершенно чуждые для нашего народа ценности!
Проводят опросы. Дескать, 500 человек опросили и составили список, кого увековечивать. И всё это втайне, что называется «втихаря», без приглашения лучших умов города. Где оппоненты? Где научные руководители? Оказывается, сейчас это не нужно, не модно.
Солидны ли подобные обсуждениядля исторической памяти таких городов? Или это мероприятие для галочки? Но тогда – зачем их проводить?
Серьёзного разговора об увековечении памяти героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тоже не получилось. О героях Первой Мировой войны из зала раздалась лишь негромкая реплика. А ведь, как говорится в Евангелии, нет выше той любви, кто душу положит за други своя.
Разговора о возвращении исторических названий на карту Н. Новгорода вообще не планировалось. Будто и нет в городе этой проблемы! Курам, одним словом, на смех...
А вот наше Нижегородское отделение «Русского Собрания» вышло с предложением, которое уже начинает поддерживаться местной администрацией. Сколько бились наши активисты за возвращение, например, нынешней площади Лядова её исторического названия Монастырская! Слава Богу, лёд, что называется, тронулся, и администрация Советского района, как сообщила на днях, присоединилась к этому справедливому требованию.
Жаль, что пока некому в городе пересмотреть названия улиц, носящих имена террористов, убийц русского народа. А ведь эту наболевшую проблему нужно как следует изучить и ошибки исправить! Дети пишут сочинения о том, чьё имя носит улица, на которой они живут, и оказывается, что имя это революционера, который убивал людей. Является ли жизнь такого «героя» примером для подражания? Наверное, нет. И самое главное: угодно ли это Богу?
Пора дать нравственные оценки тому, что наши предшественники понаделали. Надо ли с этим страшным багажом идти в будущее?
В 1890 году одно благочестивое семейство из города Кунгура Пермской губернии приехало в Кронштадт к отцу Иоанну Кронштадтскому. Во время личного с ним собеседования батюшка, узнав, что они приехали к нему из Пермской губернии, сказал им: «Над Пермью висит чёрный крест». Заранее святой человек предвидел то злодеяние, которое совершилось намного позднее в июне 1918 года – расстрел Последнего русского Царя Михаила II, Великого Князя Михаила Александровича Романова.
Наверное, и над улицами, носящими имена убийц, висят такие же чёрные кресты. Мы этого не видим, а Господь всё видит и сокрушается о нас, грешных.
Председатель Нижегородского отделения «Русского собрания» Сергей Скатов, его коллеги-краеведы в своих многочисленных статьях, во время недавних общественных слушаний не раз анализировали, какие имена носят улицы нашего города. И что же мы видим? В их названиях, можно прямо сказать, льётся кровь. Вот эти названия: Красноармейская, Красных зорь, Красный цинковальщик, Красный Перекоп, Красный Пахарь, Красноармейская, Красноэтновская, Красноуральская, Краснокамская… Несть им числа!
До сих пор мы, нижегородцы, ходим по улицам вождей террора: набережная Марата, улицы Робеспьера, Рылеева, Бакунина… Вспоминаем боевиков-террористов на улицах Халтурина, Софьи Перовской, Лейтенанта Шмидта, Райниса, Лазо, Володарского, Воровского, Войкова, Менжинского…
А в Сормове до сих пор «славится» Розалия Землячка (Залкинд), на совести которой истребление 50-ти тысяч офицеров Белой Гвардии в Крыму в 1920 году.
О каком возрождении России здесь можно говорить? Ведь мы ходим по этим улицам, и «гнусность» этих людей входит в нас. Нельзя прикоснуться к дёгтю и не испачкаться.
Хочу вновь вернуться к высказываниям святого Иоанна Кронштадтского, который говорил, что если не наступит всенародного покаяния, то бедствие будет не только для России, но и для всей практически Земли, потому что Россия, как хранительница Православия, является в этом отношении единственной удерживающей силой от наступления эпохи антихриста.
Над нами висит гнев Божий. Как говорил наш духовный отец, православный писатель и богослов протоиерей Михаил Труханов: «Чаша Божьего гнева не исчерпана. Запад больше пострадает, мы меньше, но тоже пострадаем».
Будем же сами каяться и просить у Бога прощения словами Пророка Иеремии: прости, Господи, грехи отцов наших, «их уже нет, а мы несём» поругание, несём последствия за их грехопадения» (Иер. 5: 7).
Каяться нужно особенно в тех грехах, которые угрызают нашу совесть. Только Россия создаёт тот духовный рычаг, который держит, может быть, всю Вселенную.
Давайте покаемся!
Ирина Александровна Высоцкая, директор Благотворительного фонда «Меценат», участник Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание»