Есть ли шанс меньшинство сделать большинством?

После отказа Антиохийского Патриархата ехать в Амман Иорданский собор провалился, не открывшись

Автокефалия на Украине  Проблемы церковной жизни 
0
2282
Время на чтение 4 минуты

Случилось то, чего многие меньше всего ожидали: 22 февраля Антиохийский Патриархат опубликовал официальное сообщение о своём неучастии в соборе Предстоятелей Православных Церквей, который должен открыться 26 февраля в столице Иордании – Аммане.

Сейчас многие наши отечественные комментаторы пускают стрелы в адрес Антиохийского Патриарха Иоанна за отказ от участия в совещании. Отчасти это справедливо. Именно отказ Антиохии ведёт к провалу собора, который ещё и не открылся. Действительно, принимать такое решение за два дня до открытия собора - вряд ли можно считать дружественным жестом.

Но надо быть справедливыми и признать: главная вина за провал собора лежит на Москве, на нашем внешнеполитическом церковном ведомстве, главным образом.

Если трезво оценивать ситуацию, то этого можно было ожидать. Ещё в самом начале, когда Патриарх Иерусалимский Феофил выступил со своей инициативой собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей, мы указывали на ошибочность этого решения. На наш взгляд, такой собор надо было изначально проводить в Москве. И приглашение принять в нём участие должно было исходить не только от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но и от Главы Российского государства Владимира Путина. А вовсе не от Предстоятеля Иерусалимского Патриархата и мусульманина короля Иордании Абдаллы II.

Нам возражали, что в Москву, мол, никто не поедет, что Амман - компромиссное место для встречи, поэтому всё сделано правильно, инициатива должна исходить не от Москвы, а от Иерусалима. А некоторые пускались в витийствования, что Иерусалимский Патриарх имеет полное право созывать Всеправославный синаксис, вспоминая при этом первые соборы Апостолов. Эти уловки не сработали. В Амман большинство ехать не захотело.

А в самом деле, - какая разница между Иерусалимским и Русским Патриархами? Русская Православная Церковь, хоть и не является древнейшей Церковью, но входит в диптих Церквей Вселенского Православия. А третий, четвёртый или пятый по чести патриарх в диптихе - неважно.

Мы до сих пор убеждены, что если бы инициатива созыва собора исходила от Москвы и была бы поддержана государственной властью России, то вероятность успешного его проведения была бы значительно более высокой.

Но сделали так, как сделали. И теперь мы видим наглядно, к чему привела подобная инициатива.

Почему-то наша церковная дипломатия посчитала несущественным тот факт, что собор созывает Иерусалимский Патриархат, у которого с Антиохийским Патриархатом не восстановлено каноническое общение. А ведь в этих условиях участие Антиохийского Патриархата в собрании Предстоятелей могло произойти только после очень серьезной работы со священноначалием Антиохийского Патриархата.

Однако, насколько можно судить, такой работы не велось. По крайней мере, мы не встречали сообщений о том, чтобы митрополит Иларион (Алфеев) или протоиерей Николай Балашов, отвечающий за контакты с Православными Церквями, регулярно летали в Дамаск и встречались с представителями Антиохийского Патриархата, вели переговоры и уговоры. Может быть, конечно, такая работа велась конспиративно. Впрочем, было бы странно конспирировать подобную деятельность.

Вероятнее всего, официальные представители нашей Церкви возложили всю организационную работу на Патриарха Иерусалимского Феофила, считая, что наше военное присутствие в Сирии является достаточным фактором для того, чтобы глава Антиохийского Патриархата, резиденция которого находится на территории Сирийской республики, принял участие в совещании, которое проводит Иерусалимский Патриархат. Однако, в Дамаске, видимо, посчитали, что Патриарх Феофил попытается использовать факт созыва Всеправославного синаксиса для решения в свою пользу катарского кризиса, который разделил две Церкви и привёл к разрыву канонического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами.

И дело ведь не только в отказе Антиохии участвовать в Иорданском соборе. До них отказались ехать Грузинская и Болгарская Церкви, на позицию которых церковная Москва могла повлиять, если бы велась активная работа в этом направлении. Но то ли работа не велась, то ли велась, но неэффективно...

Поэтому, как говаривал чукча из советского анекдота: «тенденция, однако». Плохая тенденция в работе церковной дипломатии Русской Православной Церкви.

После отказа Антиохийского Патриархата от участия в Иорданском соборе наше Священноначалие оказалось в тяжелейшей ситуации. С одной стороны, за два дня до открытия собора отказываться от участия в нём Русской Православной Церкви, вряд ли будет правильным решением. Особенно в условиях, когда пять других Церквей готовы прислать своих представителей на совещание в Амман.

Но с другой стороны, Иорданский собор превращается даже не в совещание, а в частную встречу представителей нескольких Православных Церквей. Ведь полноценное участие в нём принимают только три Поместных Церкви – Иерусалимская, Сербская и Русская. Две Церкви участвуют в лице только лишь своих представителей. Статус участия Чехословацкой Церкви остаётся пока под вопросом (а может быть, она тоже откажется приезжать в Амман, о чём ходят слухи). Даже чисто арифметически - это меньшинство. Из четырнадцати Поместных Церквей будут шесть или пять.

В Константинополе и Вашингтоне, наверняка, удовлетворённо потирают руки. Они-то хорошо поработали над срывом Иорданского собора и достигли успеха.

Но, может быть, дело не только в успехе наших противников? Может быть, формальный провал Иорданского собора промыслителен? Может быть, Господь подталкивает нас к другому сценарию действий?

Не к уговорам осудить действия Константинопольского патриарха и поддержавших его предстоятелей двух Церквей, признавших украинских раскольников. Мол, так поступать нельзя, нельзя вторгаться на каноническую территорию другой Церкви. Судя по всему, именно такой сценарий и предполагал формат Иорданского собора.

Теперь, в условиях, когда в Амман приедет меньшинство Православных Церквей, такие уговоры будут выглядеть нелепо. В нынешних условиях скорее востребован другой сценарий - жёсткое, нелицеприятное обличение ереси восточного папизма, которую пытается навязать Православной Церкви патриарх Варфоломей. А заодно и обличение других ересей, например, экуменизма, сослужения с еретиками-папистами, в продвижении которых патриарх Варфоломей более всех преуспел в православном мире.

Вот тогда и меньшинство станет большинством. Как оказался большинством в Церкви Марк Эфесский, формально оказавшийся в меньшинстве на Ферраро-Флорентийском соборе, когда большинство впало в унию.

Остаётся надеяться, что интронизация Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти Марка Эфесского была неслучайной...

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Где двое или трое собраны во имя Моё там и Я посреде их

Не переживайте, дорогой Анатолий, помните Евангелие: где двое или трое собраны во имя Моё? Главное -это стояние в истине, хранение Святого Православия, благодати Божией как зеницу ока, а что остальных будет большинство или меньшинство - главное ведь не количество, а качество. Что общего у святаго храма с идолами, у Святого Православия, Церкви Божией с протестантизмом Восточного обряда, к примеру?
Vladislav / 24.02.2020, 22:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Автокефалия на Украине
К Богу с автоматами
Как на Украине продвигают унию в канонической Церкви
12.11.2024
Два полюса украинского Православия
Митрополит Агафангел решил поздравить Трампа с победой на выборах в США
08.11.2024
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Сами украинцы вынуждены признать, что и они для Запада – не более чем разменная монета
08.11.2024
«Я – памятник себе…»
На примере Украины Фанар реализует стратегию «объединения христианства», которая впоследствии может быть применена на более широком уровне
01.11.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41