Визит в Москву Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила, где ему была вручена премия имени Святейшего Патриарха Алексия II Международного общественного фонда единства православных народов за 2018 год, закономерно оказался в центре общественного внимания. Поскольку происходит это на фоне начавшегося, болезненного для нашей Церкви, парада признания автокефалии украинских раскольников.
Дело тут, разумеется, не во вручении премии. Как, не без иронии, напоминают скептики лауреатами этой премии были патриарх Александрийский Феодор и архиепископ Эллады Иероним (в 2011 и 2013 годах соответственно), что не помешало им повернуться спиной к Москве и признать раскольников.
Главное не в премии и подарках, без которых Иерусалимский Патриарх, очевидно, не уедет из столицы России. Главное в том, что с ним встретился Президент России, и обсуждали они, надо полагать, не только погоду в Иерусалиме.
Это, пожалуй, самый главный итог визита Предстоятеля одной из древнейших православных кафедр. Мы, наконец, увидели, что расколу мирового Православия Россия начала противодействовать на самом высоком уровне.
Трудно понять, почему этого не делалось раньше. Может быть, наше Священноначалие не просило государство вмешаться, - мол, мы сами разберёмся, сами всё уладим.
Этого нельзя исключать, поскольку среди наших высших иерархов существует идущее ещё с советских времён настороженное отношение к государству, что вызывает стремление не допускать государство до участия в решении церковных вопросов. Впрочем, даже и не с советского, а даже и с дореволюционного времени. Между Церковью и Государством в Третьем Риме отношения редко бывали гладкими. Причём, не всегда по вине Государства (достаточно вспомнить попытку Патриарха Никона стать над Царём Алексеем Михайловичем и предательство Святейшим Синодом Императора Николая Александровича в феврале 1917 года). Негативная оценка Синодального периода нашей истории, увы, широко распространена в сознании священнослужителей.
Впрочем, возможно, дело в позиции не Священноначалия, а политического руководства страны. Церковь у нас, как известно, отделена от государства, а потому нет ни одного чиновника, который нёс бы персональную ответственность за связи с Церковью. В такой ситуации, пока у Президента не дойдут руки до этого вопроса, никто ничего и не будет делать. Чиновники инициативу не любят. Нигде и никогда. Такова их природа...
Как бы там ни было, весь мир увидел, что Президент России, главный православный политик планеты, обратил внимание на угрозу раскола мирового Православия, которая становится серьёзным геополитическим вызовом для России. Несомненно, эта встреча с вождём Третьего Рима окажет на Патриарха Феофила куда большее влияние, нежели премиальные деньги и подарки от Патриарха Кирилла.
Хочется надеяться, что встреча Президента России с Предстоятелями Русской и Иерусалимской Церквей положит начало нашему активному и успешному сопротивлению расколу мирового Православия.
Однако тут же следом мы видим досадную ошибку, совершённую нашей Патриархией. Зачем нужна эта совершенно нереализуемая и даже вредная инициатива, озвученная Патриархом Феофилом о совещании (синаксисе) по урегулированию кризиса в мировом Православии в Аммане?!
Почему нереализуемая? Потому что в Амман не поедут не только главы Ктонстантинопольской, Александрийской и Элладской Церквей, но, весьма вероятно, и главы других Церквей. С какой стати им ехать в Амман, к Патриарху Феофилу? Архиепископ Иероним уже заявил, что созывать синаксисы может только Вселенский Патриарх, поэтому никакого смысла в инициативе Патриарха Феофила он не видит. Инициатива заранее обречена на провал.
Именно поэтому она вредная. Всеправославное совещание рано или поздно должно состояться, другого пути преодоления кризиса в мировом Православии нет. Поэтому провальная инициатива Патриарха Феофила только дискредитирует саму идею всеправославного синаксиса. Не хочется думать, что это очередное «греческое лукавство» - и Москве потрафить, и предложить нереализуемый план. Хочется думать, что Патриарх Феофил искренне хочет преодолеть раскол. Но теперь это уже неважно. Слова произнесены.
Инициативу Патриарха Феофила начали дружно приветствовать наши церковные чиновники. Это понятно, им нужно как-то реагировать, а в этой ситуации другого пути, кроме одобрения, не придумать.
Но ведь, наверняка, перед визитом главы Иерусалимского Патриархата согласовывался не только протокол его приёма, но и эта его инициатива. И была возможность всё как-то скорректировать. Не сделали. Не скорректировали...
Всеправославное совещание по преодолению раскола в мировом Православии должно проходить не в Аммане, где всех встретит гостеприимный мусульманин король Иордании Абдалла, а в Москве, где Предстоятелей Церквей радушно встретит Глава России православный Президент Владимир Путин.
Во-первых, хотя бы потому, что именно Русская Церковь, пострадавшая от разбойничьих действий Константинопольского Патриархата, стремится сохранить единство мирового Православия и каноническое устройство, как его главное условие. И вполне логично, что совещание будет проходить в Москве.
Во-вторых, Константинопольский патриарх не заинтересован в созыве такого совещания и с такой повесткой дня, а традиционно именно он считается вправе созывать синаксисы. Ситуация тупиковая. Преодолеть этот тупик можно только путём обращения к исторической практике Ромейской империи, к которой и апеллирует Константинополь. Соборы созывали не патриархи, а Императоры. Поэтому открытие Всеправославного совещания Главой самого крупного православного государства - Третьего Рима - выглядит более чем уместным.
Могут возразить, что главы Православных Церквей, особенно греческих, не поедут на синаксис в Москву. А вот тут должен поработать наш МИД. Почему госсекретарь США регулярно встречается с главами Православных Церквей, а наш Сергей Лавров стесняется этого? Если Президент России поручит Сергею Викторовичу объехать столицы всех Православных Церквей и побеседовать с их Предстоятелями, а глава МИД пригласит с собой в эти поездки нашего «церковного министра иностранных дел» митрополита Иллариона, наверняка, удастся решить все вопросы.
А если Предстоятели всех десяти Церквей согласятся приехать на Совещание в Москву или прислать полномочные делегации (состояние здоровья некоторых Предстоятелей может им не позволить участвовать лично), то, весьма вероятно, дрогнут Александрия и Афины, не захотят оказаться в изоляции и пришлют своих представителей, а то и сами приедут. А тогда и патриарху Варфоломею деваться будет некуда.
Что мешает такому сценарию развития ситуации? На мой взгляд, прежде всего комплексы. Наше Священноначалие стесняется вести себя на международной арене как Церковь Третьего Рима, и даже устами некоторых иерархов отрекается от претензий на наследство Третьего Рима. С другой стороны, есть какое-то недоверие между политическим руководством страны и высшей церковной властью. Видимо, довлеют старые схемы и стереотипы.
Но сегодня ситуация критическая. Либо наша Церковь окажется в изоляции, что скоро произойдёт, если действовать по старинке. Либо нужно пытаться обратить поражение в победу, а это возможно только совместными усилиями Церкви и Государства.
Анатолий Дмитриевич Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»