Я бы не хотел, чтобы самое священное слово, которое мы повторяем в молитвах, превратилось в эвфемизм — законодательный термин, полностью утративший сакральный смысл, низведенный для обозначения голой абстракции, представления о любой высшей силе, как её трактуют любые культы, в т.ч. деструктивные. Напомню, что в конституциях США и многих европейских стран, принятых не вчера и призванных, кстати, вытеснить любые проявления сакральной власти сугубо секулярными институтами, упоминание о Боге относится только к христианскому вероучению. Любое иное толкование — кощунство.
Если бы их принимали ныне, в условиях режима толерантности, то это было бы крайне трудно. К примеру, Европейский союз так и не смог обзавестись своей конституцией, поскольку её разработчики не могли внести в неё ни христианское понятие о Боге (цензура толерантности!), ни тем более голую и оскорбительную абстракцию, что вызвало острую реакцию и со стороны Папы Римского (тогда был Иоанн), и со стороны Святейшего Патриарха Алексия. Они призвали европейцев не голосовать.
С другой стороны, в нашей конституции, безусловно, должно быть упоминание о Православии как о доминирующей религии, позволившей сберечь многоконфессиональный мир в России, и о великороссах как о государство-образующем народе. Но я отдаю себе отчет, что этого сделано не будет…
P.S. Прошу не расценивать это высказывание как несогласие с предложением ввести в Конституцию упоминание о Боге, а как рекомендацию о корректном его введении с указанием на особую роль Православия в возникновении Российского государства и русской цивилизации. Больше 10 лет назад на РНЛ было моё интервью о необходимости конституционной реформы: «Российская Конституция требует серьезной ревизии».
Валерий Николаевич Расторгуев, доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН
Впервые опубликовано на странице автора в Фейсбуке.
1. ЗАКОН БОЖИЙ И КОНСТИТУЦИЯ -?