Вчера, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери богослужение возглавил настоятель собора протоиерей Александр Любавин. Ему сослужили представители тверского и московского духовенства, сообщает сайт Тверской епархии.
После богослужения состоялось освящение установленной в соборе памятной доски в честь православного братства святого князя Михаила Тверского и всех православных братств России. Оно было приурочено к открывающейся в Твери 3 февраля IV Международной научно-практической конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне».
Православное братство святого великого князя Михаила Ярославича было создано в Твери в 1884 году при Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Тверское братство было учреждено как «всесословная общественная организация с целью религиозно-нравственного просвещения населения путем открытия церковно-приходских школ, организации внебогослужебных чтений, издания и распространения духовной литературы, борьбы с расколом и сектантством». Первым руководителем братства стал епископ Антоний (Державин). Братство просуществовало до событий 1917 года, напоминает сайт епархии.
«Деятельность братства святого великого князя Михаила Ярославича сделало немало начинаний в массовом обучении элементарной грамотности широких народных масс, и прежде всего, детей и юношества, а также в формировании сети начального образования, становлении библиотечного дела, в целом оказала значительную помощь и поддержку в развитии народного просвещения», - сообщает епархиальный сайт.
И всё вроде бы хорошо и правильно, если бы не одно большое НО. Братство святого князя Михаила Тверского - кочетковцы. Они же являются идеологами конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Как сообщается на сайте Свято-Филаретовского православно-христианского института, организовали конференцию Миссионерский отдел Тверской епархии, Исторический факультет Тверского государственного университета, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Преображенское содружество малых православных братств, Action chrétienne des étudiants russes – Mouvement de jeunesse orthodoxe (ACER-MJO). Свято-Филаретовский институт и Преображенское содружество - структуры кочетковские, т.е. неообновленческие.
Планы провести в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери кочетковское богослужение, открывающее их конференцию, вызвали массовые протесты прихожан, которые были зафиксированы на видеозаписи.
Настоятель кафедрального собора митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) предпочёл покинуть на это время город. И пока непонятно, это случайное совпадение или митрополит уехал из города из дипломатических соображений, чтобы не оказаться в центре скандала?
Напомним, что митрополит Савва уже демонстрировал свою близость к кочетковцам. 23 марта 2019 года он возглавил обновленческую литургию в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» г. Твери.
Некоторые тогда объяснили этот смутивший верующих поступок митрополита Саввы тем, что кочетковская община в Твери является весьма многочисленной и очень влиятельной, мол, митрополит решил ради мира церковного не отталкивать их. Однако непонятно, зачем митрополиту для этого нужно было служить обновленческую литургию на русском языке? Если он хотел сохранить кочетковцев в Церкви, можно было просто кулуарно или даже публично встретиться с ними, посетить храм. При этом совершение «миссионэрской» литургии было совершенно излишним, поскольку этим шагом митрополит Савва публично продемонстрировал свою приверженность обновленчеству. И это при том, что владыка на тот момент являлся Управляющим делами Русской Православной Церкви!
Поступок митрополита Саввы выглядел особенно неуместным, поскольку в нашей недавней истории был другой пример решения «проблемы кочетковцев». Этот пример дал митрополит Даниил (Доровских), тогда глава Архангельской митрополии, а ныне Курганской. Владыка Даниил также столкнулся с весьма влиятельной и агрессивной кочетковской общиной в Архангельске, которую возглавлял священник Иоанн Привалов. Архангельские кочетковцы тоже попытались надавить на нового архипастыря. Однако владыка Даниил не поддался на давление и запугивание весьма влиятельными связями в Москве и уверенно «зачистил» «осиное гнездо кочетковщины» в Архангельске, когда понял, что уговоры бесполезны (см. подробнее материалы в рубрике РНЛ «Заостровский раскол»).
В прошлогоднем материале мы отмечали: «Митрополит Савва, к сожалению, проявил слабость и споткнулся о кочетковщину в Твери. Это тем более прискорбно, что ранее владыка Савва не был замечен в склонности к церковному модернизму и обновленчеству. Видимо, подвела молодость (митрополиту Савве всего 39 лет) и неопытность (митрополитом он стал с должности викария Святейшего Патриарха). Теперь кочетковцы, видимо, не отстанут от Высокопресвященнейшего Саввы и покоя ему не дадут». К сожалению, наш прошлогодний прогноз сбылся.
Сегодня кочетковцы пытаются спекулировать на словах Святейшего Патриарха Кирилла, сказанных им 20 декабря 2019 года в выступлении на Епархиальном собрании г. Москвы. Патриарх, отвечая на вопросы, допустил, что «апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания», а также «Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице» могут звучать на русском языке. Но только «там, где общины к этому готовы». Патриарх особо предупредил, что «настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой».
Патриарх ни слова не сказал о переводе богослужения на русский язык, напротив, ранее Его Святейшество не раз подчёркивал, что русификация богослужения не нужна и даже вредна. Слова Патриарха, очевидно, не означают, что нужны богослужения на русском языке, за что ратуют кочетковцы-неообновленцы.
В Твери мы как раз и наблюдали полное и нарочитое игнорирование предупреждения Патриарха о необходимости прислушиваться к мнению прихожан. Поэтому выглядит странным такое уклонение митрополита Саввы от кочетковского блудодействия, ведь он мог не благословить проведение «миссионэрской» литургии, ограничившись разрешением на проведение конференции. Вместо этого он предпочёл «выключиться» из ситуации. В итоге мы имеем церковный скандал и народные волнения. Прихожане Тверского кафедрального собора составили письмо протеста на имя митрополита Саввы против кочетковского безчинства, собрали под ним довольно много подписей.
Таким образом, ситуация в Тверской митрополии зашла в тупик. И, судя по всему, митрополит Савва не в состоянии её разрешить. Похоже, пришло время Святейшему Патриарху Кириллу вызволять владыку Савву из кочетковского плена...
P.S.: Любопытно, что протодиакон Андрей Кураев в своём блоге фактически поддержал тверских кочетковцев, изобразив протестующих прихожан, как «православных дикарей», хотя в Архангельске он поддерживал митрополита Даниила против кочетковцев. Странные извилины протодиаконовских дорог...
Редакция «Русской народной линии»
4. Обновленчеств бой!
3. Ответ на 2, Kiram:
2. 2
1. Кочетковское блудодействие в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери...