Церковный либерализм — оксюморон?

Присутствие в Русской Церкви либералов — тревожный симптом

Оранжевая революция в России  Проблемы церковной жизни 
0
2257
Время на чтение 10 минут

Пресловутое письмо священников в защиту участников московских беспорядков вновь подняло вопрос о разделении паствы и духовенство Русской Православной Церкви на консерваторов и либералов.

«Уникальность этого обращения не только в том, что это первая подобного рода политическая и нравственная акция духовенства. В новейшей истории России еще не было таких масштабных выступлений. Письмо поддержали не только священники, которых считают «православными либералами» (Алексий Уминский, Александр Борисов), но и широкий круг батюшек из российской провинции, из дальнего и ближнего зарубежья, которые не считаются ни известными консерваторами, ни либералами», - полагает Роман Лункин, доктор политических наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Ранее о либералах в Церкви вспоминали в связи с выходом протоиерея Александра Ильяшенко из редакции портала «Православие и мир».

По мнению первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктора политических наук Александра Щипкова, «Правмир» - «одна из частей неформального разветвлённого медийного проекта, который обслуживает либерал-православную идеологию».

Ученый отметил, что «Правмир», будучи формально независимым изданием, но пользуясь поддержкой либерал-православного лобби, говорил от имени Церкви.

Поднятую проблему обсуждают сотрудники «Русской народной линии» — заместитель главного редактора Александр Тимофеев и помощник главного редактора Павел Тихомиров.

Александр Тимофеев: Насколько, на твой взгляд, уместно говорить о разделении паствы и духовенства Русской Православной Церкви на консерваторов и либералов? Реально ли такое разделение? Или оно в большей степени плод воображения?

Павел Тихомиров: Говоря о консерватизме и либерализме применительно к православно верующим людям, необходимо сразу же определиться с терминологией. Кого мы назовём консерватором, а кого – либералом, каковы критерии? Никто ведь находящийся в здравом уме не станет отрицать того, что разномыслие – это благо, другое дело, что есть круг вопросов, по отношению к которым наличествует «согласие отцов» или, как теперь выражаются, существует корпоративная норма, а есть – пространство для разномыслия.

Поэтому корректнее, наверное, поставить вопрос таким образом: где пролегает эта граница между кругом вопросов, относящихся к корпоративной норме, к тому, что люди определённой традиции почитают в качестве незыблемого, и теми вопросами, относительно которых дискуссионность не возбраняется.

Но вообще, если не особенно умничать, то обычно наш брат, православный патриот, обзывает «либералами» тех наших братьев по вере, которые демонстрируют ту или иную степень «продвинутости». Т.е. демонстративного несоблюдения тех или иных моментов, как раз относящихся к элементам «корпоративной нормы».

Но дело в том, что такой единой нормы в современном русском православном сознании не существует.

Четверть века назад можно было сказать, что есть некое целостное мировоззрение, присущее воцерковлённым чадам РПЦ. Но сейчас уже совершенно ясно, что единой нормы нет и весьма трудно найти в Церкви человека, с которым совпадали бы позиции по хотя бы трём принципиальным вопросам.

А.Т.: Либерализм в его чистом виде есть безграничная свобода, в том числе свобода грешить. Православие же проповедует свободу от греха. В этом смысле само понятие «православный либерал» ни что иное как оксюморон. Возможно ли совмещение этих разнонаправленных предписаний?

П.Т.: Возможно. Потому что в теории, действительно, последовательный либерал может дойти до исповедания радикального релятивизма – каждый, дескать, по-своему прав, и разрешено всё то, что не запрещено. Однако, в жизни, а не в теории, мы сталкиваемся с тем, что либерализм тех или иных православно верующих людей заключается не в исповедании радикального релятивизма, а в отстаивании некой общественно-политической позиции, так сказать, либерализма политического.

Далеко за примерами и ходить не нужно. Четверть века назад считалось, что каждый русский православный патриот непременно должен быть монархистом. И идеалом должна быть самодержавная монархия.

Но посмотри вокруг: много ли сегодня монархистов среди православных русских людей? Да и в среде монархистов существует разделение – легитимисты обвиняют царистов в модернизме, т.е. придумывании неких, ранее не существовавших форм монархизма, а царисты, в свою очередь, обвиняют легитимистов в самых разных грехах – начиная от попытки подмены идеи Самодержавной Монархии идеей Монархии Конституционной и оканчивая вещами из разряда конспирологии.

Т.е. и легитимисты в глазах царистов, и царисты – в глазах легитимистов – воспринимаются как нарушители консервативной традиции, т.е. как либералы.

(Молчу уже про то, как воспринимается православными нашими братьями, возросшими в идейном пространстве РПЦЗ, наша попытка переосмысления Советского периода в истории. Для людей, исповедующих мировоззрение Зарубежной Церкви, условный «православный сталинизм» — это и есть просто воплощение одной из крайних форм либерализма).

Так что либерализм сегодня – это не исповедание радикального антропоцентризма, а, скорее всего, просто фиксация того, что человек, обозначенный таким образом, просто исповедует ценности, которые отличаются от тех ценностей, которые воспринимаются в качестве традиционных норм.

А.Т.: Ты думаешь, когда говорят о православных либералах, имеют в виду исключительно политический либерализм, т. е. совокупность либеральных воззрений на политику и государство?

П.Т.: Нет, конечно. Когда сегодня заходит речь о либерализме в Православии, то имеется в виду «обмирщение не по разуму». «Продвинутость». Т.е. демонстрация несогласия с некими глубинными вещами.

Поскольку эти вещи преподносятся либералами как просто атрибут той или иной традиции благочестия – в дораскольной Руси была одна традиция, в дореволюционной – другая, в апостольские времена – совсем иная и т.д.

И люди, которые пытаются быть воплощением традиционного для Русской Православной Церкви дореволюционного образца норм, воспринимают в качестве либералов тех, кто, например, является последователем прот. А.Шмемана. А «шмемановцы», в свою очередь, полагают, что их критики подменили веру фольклором.

Тут, чтобы вырваться из ловушки субъективных отношений к той или иной традиции, необходимо договориться о том: что же следует считать правильной духовной жизнью и как верно на неё настроиться.

И тогда явные и принципиальные осмысленные отклонения от этого верного настроя – в сторону обмирщения – и можно было бы, на мой взгляд, считать явным либерализмом.

Но пока что либералами просто мы обзываем всех «шмемановцев», «меневцев», «экуменистов» и т.д. и т.п.

А.Т.: Под либерализмом в Церкви обычно понимается отступление от Православия. Церковный либерал призывает отказаться от юлианского календаря и церковнославянского языка как богослужебного, он снисходителен к нарушению канонов. Вспомни знаменитый призыв поцеловать каноны и положить их на полочку. Либерал толерантен и экуменически настроен и т. д. и т.п. Есть ли все-таки основания считать, что приверженность либерализму в некоторой степени сопряжена с отступлением от Православной веры? Либерал в определенном роде вероотступник?

П.Т.: Лет 10 назад одна игумения ещё старой закалки сказала примерно следующее: «За Христа пострадать можно и должно. А за "Протоколы сионских мудрецов" - нет».

Т.е.  одно дело – осознанное продвижение таких вещей, которые, в конечном итоге, приводят к расстройству правильного духовного устроения, тут —вероотступничество. Но совсем иное дело — отступление в силу обстоятельств от каких-то дорогих нашему сердцу традиций.

И вот о.А.Кураев, которого ты цитируешь, он ведь имел в виду буквально следующее: «…Надо различать: где — норма, а где — частный совет. Где акривия, а где икономия. Где — необходимая и ясная норма и её применение, а где пастырски обоснованное отступление от нормы — в сторону ли её смягчения или ужесточения».

Наш дорогой протодиакон всея Руси ведь не призывает к пересмотру догматов. Он указывает на то, что те или иные каноны складывались в конкретном культурно-историческом контексте.

Можно его за это (и за многое другое), конечно, бранить, но осуждать вероотступником я бы поостерёгся.

А.Т.: То есть ты не считаешь, что церковный либерализм разрушает Церковь и размывает Православную веру?

П.Т.: Нет, я согласен с тем, что церковный либерализм размывает традиции, сложившиеся исторически. И чаще всего это приводит к повреждению веры. Чаще всего, но не всегда. Например, либерализм «шмемановцев» спровоцировал дискуссию по принципиальнейшим вопросам. Если вначале, к примеру, прот.Александр Шмеман поставил вопрос о том, «как избежать превращения религии – как стержня - в элемент национальной традиции?», то в дальнейшем эта дискуссия пришла к тому, что суть веры всё-таки не в том, чтобы быть верным традиции, а чтобы Традиция не подменила собою собственно аскетику.

Другое дело, что вопросы церковными либералами задаются чаще всего верные, но вот ответы приводят к некой «протестантизации» церковного сознания. В частности, к отвержению всего того, что составляет существо Добротолюбия.

Просто я противник такой диспозиции, которая характерна для нашего православно-патриотического сознания: «Вот, дескать, есть мы, носители правильной традиции, а есть зловредные либералы, которые только и думают – как бы навязать нам что-нибудь пакостное, типа того же экуменизма».

Либерализм — это сигнал о том, что не всё у нас в порядке.

Сигнал о том, что традиционализм превращается в форму фарисейства. Я этого насмотрелся в старообрядчестве. И этим болела (и прибаливает до сих пор) и наша Церковь.

А.Т.: В заключение хотелось бы поговорить о намерениях церковных либералов. Что ими движет? Желание разрушить Церковь и извратить Православную веру? Стремление сделать Церковь толерантной и современной? Или они действуют вполне благонамеренно, но совершая известную ошибку, выраженную в крылатом высказывании «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Иными слова, церковные либералы добросовестно заблуждаются или ведут сознательную подрывную деятельность?

В случае, если выяснится, что церковный либерализм заблуждение, а тем более диверсия, тогда его необходимо во что бы то ни стало вытравить, тем самым очистив Церковь от этой пагубы.

П.Т.: Выше я уже приводил в качестве примера деятельность прот. А.Шмемана. Его считают либералом. Он выступал против того, что считается традиционализмом, и двигало им, несомненно, именно благое желание расставить точки над «i» в принципиальных вопросах.

Считают у нас либералами и тех, кто выступает против безобразных явлений, к сожалению, имеющих место в реальной, а не придуманной жизни церкви (с маленькой буквы).

Что они – желают разрушить Церковь, что ли?

Другое дело, что, не всегда верно просчитывая то, «как слово наше отзовётся», или же попросту действуя в состоянии переживания личной обиды, наши церковные либералы могут становиться проводниками недоброй воли.

Но если же речь идёт о благонамеренных людях, обладающих целостным мировоззрением и, что важнее всего, духовной трезвостью, - то зачем же считать их сознательными неприятелями или даже просто заблуждающимися? Самим фактом своего существования носители такого настроя указывают на наличие проблемы. И для блага Церкви нужно проблему это анализировать со всех сторон. Учитывая мнение и благонамеренных либералов тоже.

Во всяком случае, полагаю, что для общей пользы несравненно продуктивнее общаться с благонамеренными и трезвомыслящими церковными либералами, нежели с теми нашими вроде бы соратниками, которые подчас просто обескураживают неадекватностью заявлений и поступков.

А.Т.: А как же быть с церковными либералами, придерживающимися обновленческих взглядов? Выступающих за отмену юлианского календаря и церковнославянского языка как богослужебного, за вынос престола из алтаря, за мини-иконостас и за другие богослужебные и прочие новшества.

П.Т.: Ну, тут и говорить не о чем. Мы же речь ведём о серьёзных людях, а не о тех, кому хочется поплясать на тех граблях, на которых уже отплясались римо-католики.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Головотяпство ненаказуемо?
Местные чиновники отказываются выполнять поручение Президента о выдаче многодетным семьям обустроенных земельных участков
19.10.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
«Дьявольский сон»
Глава из романа
09.12.2024
Аргументы сторонников «похабного мира»
Нужен ли договор с Украиной?
03.12.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Оранжевая революция в России
«Майдан — это психологическая зависимость»
Если нет готовности местной власти уступать, никаких майданов не будет
05.12.2024
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Зачем Такер Карлсон прилетал в Москву?
04.12.2024
Время героев
Геройские фронтовики нам нужны и в тылу
04.12.2024
«Дело спустят на тормозах, уж больно тачки крутые – откупятся»
В Калужской области «тожероссияне» продолжают бесчинствовать
03.12.2024
«Пока не Познер»
БесогонТВ
30.11.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20