Крах либерал-православного лобби

Решение протоиерея Александра Ильяшенко выйти из редакции сайта «Православие и мир» означает делегитимизацию этого интернет-портала, конец его власти

«Знаменитый московский протоиерей Александр Ильяшенко 11 июля 2019 года публикует резкое открытое заявление, в котором отказывается быть духовником сайта "Православие и мир", владельцев коего окормлял два десятка лет. Скандал и бурная дискуссия. Священник называет редакционную политику "не церковной и не православной". Отец Александр явно не хочет далее разделять ответственность за материалы, которые появляются на этом ресурсе, однако не объясняет причин указанной нецерковности и неправославности. Возникает некоторая недосказанность», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ комментарии первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова.
 
А.Щипков отметил, что «Православие и мир» - «одна из частей неформального разветвлённого медийного проекта, который обслуживает либерал-православную идеологию». «Задача сайта, как и других похожих на него церковных и околоцерковных ресурсов, заключается в легализации противников Церкви, которым под предлогом свободной дискуссии предоставляется православная площадка для разговора на отвлеченные темы. Таким образом, они получают в своё пользование символический ресурс Церкви. Церковная общественность полагает: если некий персонаж появляется на православной площадке, значит, и за ее пределами его мнения приемлемы, соответствуют православной системе ценностей. Таков механизм легализации в православной среде прямых оппонентов Церкви», - подчеркнул эксперт.

Он отметил, что политика изданий, подобных сайту «Православие и мир», проводится не столько прямыми оценочными высказываниями, сколько формированием повестки и идиоматики. Работа ведётся в духе современной «войны дискурсов» — с помощью легитимации без аргументации. С помощью этой методики достигается главная цель — деинституализация Церкви как целого, подчеркнул А.Щипков.

Он также подчеркнул, что в разное время «Православие и мир» то прямо, то с помощью косвенных легитимирующих высказываний поддерживало «Пусси райот», политику Константинополя и украинских властей по отношению к УПЦ, идеологию С. Алексиевич и других русофобов, рекламирует «богословие майдана» и квир-богословие гомосексуалистов.

«Для того, чтобы понять политическую роль того или иного СМИ, достаточно узнать из открытых источников: а) кто финансирует; б) кто оказывает политическую поддержку через попечительские советы; в) кому само это СМИ оказывает поддержку; г) чьим информационным партнером оно официально является; д) кто осуществляет посреднические функции между изучаемым СМИ и теми структурами, близость к которым легитимирует деятельность данного СМИ. В нашем случае — между частным сайтом и церковными подразделениями», - подчеркнул А.Щипков.

Он отметил, что, будучи формально независимым изданием, но пользуясь поддержкой либерал-православного лобби, «Правмир» говорил от имени Церкви. Отсюда — его влияние и политическая власть над церковной аудиторией. «Опираясь на церковный ресурс — рушить институт Церкви», - отметил эксперт.

«Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия. Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию "Правмира", конец его власти. Отныне он не церковный и не православный — так его и надо воспринимать. Развенчание. Все встало на свои места, аудитория вышла из состояния дезориентации», - продолжил первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«Будущее "Правмира"? Полная смена идеологии и искреннее возвращение в Церковь, что маловероятно. Радикализация, переход в открытую оппозицию Церкви. И как следствие — маргинализация, потому что подобные институты не способны существовать автономно, но только на теле Церкви», - заключил Александр Щипков.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

21. Ответ на 6., fw252:

Интересно, а почему собственно сайт о православии (который делают православные люди) должен ещё и непременно управляться кем-то из иерархов? ===Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия.===Идеологически безграмотно. От имени Церкви вроде бы только собор может говорить, нет? У нас же вроде не Римско-Католическая Церковь?Если у нас теперь порядки как у римлян, я пожалуй в католики уйду. Там на службе сидеть можно, и мирян поститься не заставляют. А то что папа в Риме, а не в Москве - так оно и к лучшему даже, что подальше.

От имени Церкви и то лишь поместной может говорить лишь Собор и Синод (неформально выступает еще Патриарх и митр.Илларион, так как все, что они говорят обычно согласуется с мнением Синода. Вообще-то это как раз у католиков от имени церкви говорит лишь официальные СМИ: https://zen.yandex.ru/media/kupol/odin-shag-kotoryi-otdeliaet-nas-ot-katolikov-5cfea28df6c4ba00afebff90

Аноним / 06.09.2019

20. Re: Крах либерал-православного лобби

диакон Петр: «Феминизм… Отчетливо виден в редакции "Православие и мир". Нет ни одного мужчины. Последним был о. Александр...» ______________ Кажется, так у апостола – «Нет… …. иудея… …нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»? С какого времени началось духовником «окормление» коллектива редакции сайта – с начала 2000-х?

Аноним / 19.07.2019

19. Re: Крах либерал-православного лобби

РНЛ: «Будущее "Правмира"? Полная смена идеологии и искреннее возвращение в Церковь, что маловероятно. Радикализация, переход в открытую оппозицию Церкви. И как следствие - маргинализация, потому что подобные институты не способны существовать автономно, но только на теле Церкви», - заключил Александр Щипков. ____________ Вообщем, по Владимиру Высоцкому - или-или? «Дух дышит идеже хощет» - а разве невозможен «третий путь» - разобраться в ключевой для нынешнего времени проблеме и… «утереть кому-то нос»? И что если сделают это (пренебрежительно «иными» называемые) «девки» - или не одни из «них» явились орудием Промысла Божьего в той жуткой истории «с плясками» в Храме Христа Спасителя настоятелем коего является патриарх Кирилл(?) и чьи мысли-идеи нередко обрабатывает-обобщает Щипков? Ну так есть повод поразмышлять и над такой – что же Господь хотел сказать-предложить тогда патриарху как, впрочем, и в нынешнем случае?

Аноним / 19.07.2019

18. Ответ на 11., Владимир Петрович:

Сейчас, в имеющейся данности, должен быть налажен механизм отзыва права иметь в названии слово Православный. Такое право без сомнения должен иметь наш Православный Патриарх, а реализация этого права могла бы быть осуществлена через государственные правовые системы, в том случае если сайт или организация не прислушается к словам Патриарха и сама не изменит названия.

У нас патриарх не гарант Православия. Это у латинян папа 'безошибочно' вещает с кафедры.

vlad7 / 19.07.2019

17. Re: Крах либерал-православного лобби

Ну, наконец-то побеждено либеральное лобби! Ура! Теперь не будет ни дружбы с католиками, ни отпеваний некрещеных, ни миссионерских литургий.

vlad7 / 19.07.2019

16. Ответ на 8., Денис Никонов:

из популярных околоцерковных сетевых сми, ПиМ чуть ли не единственный, где очень много, постоянно пишут о реальном страдании и боли. И о хосписах, и о Донбассе, о простых людях. Что они лишились духовника, жаль, но что сайт "официально" был связан со священноначалием впервые слышу. По лгбт ничего не припомню там, хоть часто читаю.

В.Р. / 18.07.2019

15. Ответ на 8., Денис Никонов:

Правмир больше для домохозяек

У нас все читают, и я читаю и да, ув. Сергей из НН уже заметил, что неуместно смотреть сверху вниз на домохозяек

В.Р. / 18.07.2019

14. Ответ на 8., Денис Никонов:

С точки зрения "бытового православия" ресурс у них реально раскрученный, по посещаемости с ним сравнится разве что pravoslavie.ru, но у них разные аудитории. Правмир больше для домохозяек

Вы имеете что-то против православных домохозяек?

13. Re: Крах либерал-православного лобби

На сколько известно (знаю об этом в силу того, что сам пытался заняться чем-то подобным), все, что поддержано Церковью официально, должно в обязательном порядке иметь гриф примерно тако содержания: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси» или «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» или «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Наличие такого грифа легитимизирует информационное издание или печатный источник как церковный. Насколько можно убедиться на сайте «Правмира», у них нет упоминания о таковом. Поэтому «Правмир» и не был никогда чем-либо официально-церковным. В итоге, если я только не ошибаюсь в оценках и действительно не смог отыскать гриф на сайте, выход из состава редакции «Правмира» кого-либо является сугубо производственным аспектом данного частного издания.

12. Ответ на 11., Владимир Петрович:

механизм отзыва права иметь в названии слово Православный. Такое право без сомнения должен иметь наш Православный Патриарх, а реализация этого права могла бы быть осуществлена через государственные правовые системы,

Слава Богу, что церковь у нас отделена от государства, и брэнд "православный" нельзя зарегистрировать. Иначе государство окончательно подомнёт РПЦ МП.

hipohlorite / 18.07.2019

11. Ответ на 9., fw252:

Интересно, а почему собственно сайт о православии (который делают православные люди) должен ещё и непременно управляться кем-то из иерархов? ===Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия.===Идеологически безграмотно. От имени Церкви вроде бы только собор может говорить, нет? У нас же вроде не Римско-Католическая Церковь?Если у нас теперь порядки как у римлян, я пожалуй в католики уйду. Там на службе сидеть можно, и мирян поститься не заставляют. А то что папа в Риме, а не в Москве - так оно и к лучшему даже, что подальше.Если Вам все равно в какой церкви быть, лишь бы было вам лично удобно- Вам действительно нечего делать в Православии.если от Православия у нас останется одно название, то зачем такая соль?

А люди, Православные... тоже- соль?..Православные которые люди верные традиции они есть и останутся. Вы их бросите..? К католикам подадитесь?...Странно Вы рассуждаете. Я лично считаю, что право иметь в названии слово "Православный или Православие" невозможно без высочайшего благословения или Патриарха нашего или от лиц которым он это доверяет. Судите сами, появляется сайт - называет себя Православным а сам к примеру, во все тяжкие...Как быть церкви и верующим если из-за этого сайта возникнут проблемы с Государством?... С другими государствами?...С другими конфессиями?...Между своими Православными?...Сейчас получается что сделать это могут все кому угодно, разве это правильно? Сейчас, в имеющейся данности, должен быть налажен механизм отзыва права иметь в названии слово Православный. Такое право без сомнения должен иметь наш Православный Патриарх, а реализация этого права могла бы быть осуществлена через государственные правовые системы, в том случае если сайт или организация не прислушается к словам Патриарха и сама не изменит названия.

10. Феминизм

Отчетливо виден в редакции "Православие и мир". Нет ни одного мужчины. Последним был о. Александр. При этом, кстати, зарабатывали на сайте многие

9. Ответ на 7., Владимир Петрович:

Интересно, а почему собственно сайт о православии (который делают православные люди) должен ещё и непременно управляться кем-то из иерархов? ===Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия.===Идеологически безграмотно. От имени Церкви вроде бы только собор может говорить, нет? У нас же вроде не Римско-Католическая Церковь?Если у нас теперь порядки как у римлян, я пожалуй в католики уйду. Там на службе сидеть можно, и мирян поститься не заставляют. А то что папа в Риме, а не в Москве - так оно и к лучшему даже, что подальше.Если Вам все равно в какой церкви быть, лишь бы было вам лично удобно- Вам действительно нечего делать в Православии.

если от Православия у нас останется одно название, то зачем такая соль?

Аноним / 17.07.2019

8. Re: Крах либерал-православного лобби

>> Решение протоиерея Александра Ильяшенко выйти из редакции сайта «Православие и мир» означает делегитимизацию этого интернет-портала, конец его власти Ложное утверждение. Я не встретил на сайте правмира нигде "по благословению" и т.д, да и аудитория там не та, чтобы им было до этого дела. Ореол православности им придает то, что у них среди авторов священиики и монахи. Перестанут ли они публиковаться там? Сами точно нет. Запретят ли им? Большой вопрос. Данилова уже ответила на все увещевания: "отметив, что "Правмир" "продолжит свою работу в том же объеме и с тем же качеством". " https://ria.ru/20190711/1556439423.html Читай - ".. В том же качестве". С точки зрения "бытового православия" ресурс у них реально раскрученный, по посещаемости с ним сравнится разве что pravoslavie.ru, но у них разные аудитории. Правмир больше для домохозяек, которым нужно больше, чем обычная теле картинка про блины и прорубь, но в то же время желающим остаться рядом со своими смартфонами и "актуальным" медиа-контентом. И таких много. И лозунг амбициозный - "как быть православным сегодня". Мощный вызов церковным СМИ. Скорее это крах экспансии нынешней церкви в российском медиа-пространстве и начало публичной легитимизации околоцерковными СМИ ЛГБТ и женского священства. Либеральная фронда в церкви окончательно застолбила правмир за собою. Раньше РПЦ в лице Ильяшенко делала вид, что успешно ведет катехизацию общества. Теперь даже вид такой делать не получается. Ее ведут всякие правмиры и курайники. Современному обществу в массе своей церковь если и нужна, то в таком виде, как на правмире. Удобная, не строгая, чуткая к нуждам домохозяек, дающая повод публично чем-то поделиться. Церкви придется констатировать этот факт. Все попытки наращивать аудиторию за счет других площадок будут приводить к тому, что они будут "попсеть" в сторону Правмира.

7. Ответ на 6., fw252:

Интересно, а почему собственно сайт о православии (который делают православные люди) должен ещё и непременно управляться кем-то из иерархов? ===Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия.===Идеологически безграмотно. От имени Церкви вроде бы только собор может говорить, нет? У нас же вроде не Римско-Католическая Церковь?Если у нас теперь порядки как у римлян, я пожалуй в католики уйду. Там на службе сидеть можно, и мирян поститься не заставляют. А то что папа в Риме, а не в Москве - так оно и к лучшему даже, что подальше.

Если Вам все равно в какой церкви быть, лишь бы было вам лично удобно- Вам действительно нечего делать в Православии.

6. зачем всё это?

Интересно, а почему собственно сайт о православии (который делают православные люди) должен ещё и непременно управляться кем-то из иерархов? === Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия. === Идеологически безграмотно. От имени Церкви вроде бы только собор может говорить, нет? У нас же вроде не Римско-Католическая Церковь? Если у нас теперь порядки как у римлян, я пожалуй в католики уйду. Там на службе сидеть можно, и мирян поститься не заставляют. А то что папа в Риме, а не в Москве - так оно и к лучшему даже, что подальше.

Аноним / 17.07.2019

5. Re: Крах либерал-православного лобби

РНЛ: «А.Щипков отметил.. …Таким образом, они получают в своё пользование символический ресурс Церкви. Церковная общественность полагает: если некий персонаж появляется на православной площадке, значит, и за ее пределами его мнения приемлемы, соответствуют православной системе ценностей. Таков механизм легализации в православной среде прямых оппонентов Церкви», - подчеркнул эксперт». ___________ А интересы какого «сообщества», в таком случае, «легализует» непосредственно доктор политических (?) наук А. Щипков на «площадке» того же, например, телеканала «Спас» - разве с точки зрения духовной рассматривает он те-иные проблемы? В этом смысле (по наивысшему счету?) надежно "легальные" там - не священники ли батюшки, отвечающие на вопросы телезрителей в прямом эфире?

Аноним / 16.07.2019

4. Re: Крах либерал-православного лобби

«Правмир» говорил от имени Церкви... Смысл заявления протоиерея Александра Ильяшенко заключается в попытке лишить "Православие и мир" права говорить от имени Церкви, в попытке забрать таковые полномочия.

Благословение священника не означает полномочий говорить от имени Церкви. Во всяком случае, в Русской Церкви - которая гласно обозначила, что такие полномочия дает лишь благословение епархиального архиерея или согласование Издательского отдела Патриархии. Таким образом, и отзыв иерейского благословения не является знаковым "лишением церковных полномочий". Их и не было. Но отзыв благословения, конечно, имеет значение духовное; а также значение психологическое - например, те, кто доверяет о. Александру, будут относиться к ПМ настороженно или совсем перестанут читать его материалы.

Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию "Правмира", конец его власти

Как выше указывалось, церковной власти у сайта и не было. А "власть" в плане охвата читателей - то, что называют "4-й властью" - она зависит от интересности материалов. А это зависит от работы сотрудников сайта. А сайт как работал - так, наверно, и будет работать, не почувствовав особых изменений. (Говорю, конечно, чисто в житейском плане; в духовном плане - если от сайта или от любого другого дела отступит помощь Божия - это другая ситуация).

3. Ответ на 1., Сергей Швецов:

+Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию "Правмира", конец его власти. Отныне он не церковный и не православный — так его и надо воспринимать+Интересно, какая-такая власть была у Правмира? Лично я за 10 лет заходил туда раз 5, и так ни за что и не зацепился. Что до делегитимизации, так вон - Благогон давно делегитимизирован, и на куда как более высоком уровне. И кого это волнует?

А РНЛ -церковный? Русский, народный - и там и здесь, не будем строгими судьями ,можно ведь придраться и к РНЛ, спецально открыл -ничего такого плохого не нашёл, будем пчёлами, ищущими мёд, а не мухами

Vladislav / 16.07.2019

2. Re: Крах либерал-православного лобби

Я думаю, наш Патриарх вправе отозвать слово- Православный из названия этого ресурса, который увы не соответствует своему значению.

1. Re: Крах либерал-православного лобби

+Жест священника носит символический характер и обозначает делегитимизацию "Правмира", конец его власти. Отныне он не церковный и не православный — так его и надо воспринимать+ Интересно, какая-такая власть была у Правмира? Лично я за 10 лет заходил туда раз 5, и так ни за что и не зацепился. Что до делегитимизации, так вон - Благогон давно делегитимизирован, и на куда как более высоком уровне. И кого это волнует?

Александр Щипков:
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
«Бог Кузя» и провокация против Церкви
Иерей Димитрий Бабурин о странных событиях, происходящих вокруг возглавляемого им храма Святых Царственных страстотерпцев в Ясеневе
21.01.2020
«Эти конфликты близки к завершению»
Митрополит Челябинский и Миасский Григорий о конфликте вокруг останков чтимой в народе Дунюшки Чудиновской
20.01.2020
Могут ли миряне обличать епископов?
По поводу статьи протоиерея Алексия Чаплина
20.01.2020
Все статьи темы