Муниципалитет – самоуправление или самоуправство?

Как разрешить конфликт между федеральной, региональной и муниципальной ветвями власти

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы 
0
838
Время на чтение 11 минут

В среду, 9 октября, Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с председателем правительства Дмитрием Медведевым, сообщает пресс-служба Кремля.

Глава Правительства информировал Президента о ходе работы по модернизации первичного звена здравоохранения.

Владимир Путин посетовал, что «у нас регулярно происходят сбои на том уровне, где возникает, должно возникать эффективное взаимодействие – между государственным уровнем управления и муниципальным. Вот на этом стыке у нас постоянно происходят какие-то сложности, поскольку уровень государственного управления – и федеральный, и региональный – часто или делает вид, что его это не касается или касается во вторую, в третью очередь, а муниципальный уровень всё время ссылается на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций».

«Я понимаю, - продолжил он, - что здесь есть сложности, заложенные ещё в основном законе, но нам нужно обязательно отрегулировать это взаимодействие. Потому что, скажем, вот в этой области мы проводили реорганизацию или оказывали помощь первичному, кстати говоря, звену здравоохранения дважды, по сути, дважды с федерального уровня напрямую просто, напрямую. Потом это всё куда-то уплывает: и материальная составляющая этого уровня здравоохранения, и уровень оплаты труда. То же самое, кстати говоря, происходит и в сфере образования».

Президент попросил Дмитрия Медведева обратить на это «особое внимание и выстроить работу с регионами и с муниципалитетами таким образом, чтобы она была эффективной».  

О причинах несогласованности действий между различными ветвями власти рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:

Прежде чем говорить об отношениях, а тем более о конфликте между ветвями власти, следует задаться элементарным вопросом: а что такое муниципальный уровень власти в России – просто нижняя ступенька государственной пирамиды, предназначенная для выращивания кадров, то есть чиновников, способных взобраться на более высокую ступеньку властной пирамиды, или что-то совершенно иное? Вопрос, казалось бы, очевидный для юриста, да и просто знающего человека, которому известно, что муниципалитет в переводе не русский – не что иное, как самоуправление, что означает независимость от государства. Но именно здесь и начинается совершенно невероятная метаморфоза: умом-то мы понимаем, что это самоуправление, то есть самость  и независимость, а глаза говорят прямо противоположное: да нет, это сугубо административная вертикаль, просто её нижние звенья, или, говоря образно, опора вертикали, которая наполовину уходит в народную толщу. Представьте себе, к примеру, что мэр какого-нибудь городка – вовсе не государственный служащий, а самоуправленец. Я бы не рискнул такое публично сказать. Он же первый и оскорбится, да, пожалуй, и в суд подаст за оскорбление государственной власти в его лице, благо, такой закон вышел: суди – не хочу.

По этой причине я не буду навязывать читателю «теорию», которая даже со стороны кажется всякому россиянину бредовой, а чиновникам нижнего звена - и антигосударственной, не соответствующей российской чиновничьей реальности. Впрочем, теория ли виновата в том, что она не укладывается в голову? Может быть, наши головы устроены не так или, страшно подумать, а не то что произнести – с самим государством нашим что-то не так, не по правилам оно скроено, а «по понятиям», не имеющим ничего общего с европейскими категориями права? А если дело обстоит именно так, то стоит ли вернуться к сугубо российскому способу ставить любую проблему сразу ребром: кто виноват и что делать?

Честно говоря, я не сторонник подобным образом подходить к проблемам – ставить их ребром, сразу же искать виноватых и принимать решения. Для начала лучше бы поразмышлять. Хотя бы об истории самоуправления и гражданского общества в России, поскольку самоуправление во все мире рассматривается в связке с историей становления гражданского общества, а муниципальный уровень управления представляет собой не что иное, как своеобразное промежуточное звено между государством и гражданским обществом, равно зависимое и от государства, и от населения. Кроме того, следует вспомнить и об уникальности  нашего государства, и о том пути, по которому оно продиралось сквозь чащобу истории. Все прочие европейские страны шли по наезженной колее, чем они очень гордятся и даже кичатся по сей день, хотя эта «цивилизационная колея» привела многие из них к полному краху, а если и не привела, то не факт, что приведет. А мы шли особняком – всё лесом и лесом. И, вполне возможно, что из-за этого особого пути и выжили. Так что же это был за лес такой – российская история, и было ли у нашего государства хоть когда-нибудь гражданское общество или хотя бы его подобие?

По мнению европейцев и, конечно, всех без исключения наших западников, его никогда и не было. Если, к примеру, включить в определение гражданского общества набор обязательных качеств и условий, свойственных западным странам, например, наличие строго определенных типов политического устройства по единственно приемлемому образцу, то о гражданском обществе, и соответственно, и о «правильных муниципалитетах», можно будет говорить применительно только к небольшой группе стран, называющих себя цивилизованными. А нас, понятно, придется причислить себя с большей частью человечества к варварам и дикарям. Но и такое определение работает только в узких временных границах, которые принято назвать современностью, поскольку и в этих избранных, образцовых странах представления о гражданской идентичности и гражданском обществе постоянно изменяются: еще вчера любое посягательство на институт брака считалось проявление дикости, а сегодня дикостью называют попытку восстановить в правах традиционную семью.

Чтобы пояснить эту мысль, сошлюсь на В.О. Ключевского, который в «Курсе русской истории» посвятил целый раздел (лекция XIII) описанию русского гражданского общества XI и XII вв. и убедительно продемонстрировал, что оно имело не только свою специфику, но давало более широкий спектр свобод, чем гражданское общество европейских стран того времени. А Н.М. Карамзин в своей «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», увещевая Александра I, указывал, что «во всех древних городах наших бывало так  называемое вече, или совет народный, при случаях важных; во  всех городах  избирались тысяцкие, или  полководцы, не князем, а народом. Сии республиканские учреждения… обуздывали народную  буйность; когда  же государство разделилось на многие области независимые, тогда граждане, не уважая князей слабых, захотели пользоваться своим древним правом веча и верховного законодательства; иногда судили князей  и торжественно изгоняли в  Новгороде и других  местах. Сей дух вольности господствовал в России до нашествия Батыева, и в самых ее бедствиях не мог вдруг исчезнуть, но ослабел приметно».

Разве можно что-либо подобное представить применительно к нашим современным институтам самоуправления? Я уже не говорю о статусе крестьянских общинах в Российской империи и о роли земства, что полностью переворачивает наши представления о сущности гражданского общества в России. «Советская демократия» выхолостила, конечно, саму идею самоуправления, не оставив и следа от идеи независимости гражданского общества от государства. Инерция этого наследия настолько сильна, что не оставляет ни малейших шансов на то самовосстановление институтов самоуправления без их насаждения сверху – со стороны государства. Но и этим надеждам не суждено было сбыться. Во времена Ельцина была осуществлена  масштабная кампания по имитации этого процесса, которая полностью дискредитировала саму идею самоуправления в России, для чего и была инициирована. Я имею в виду деятельность Сороса и его программу по созданию гражданского общества в РФ.

По честному признанию руководителя этого грандиозного надувательства Глеба Павловского, гражданское общество рассматривалось как «безусловная выдумка», прикрытие для демонтажа советского политического строя. Это было «не бесструктурное восстание, не бунт слепой улицы, - подчеркивал Павловский, - а восстание сперва десятков, потом сотен тысяч маленьких организаций – вплоть до организаций микрорайонов, муниципальных организаций. Тогда они еще не назывались муниципальными. Но Москва их очень хорошо знала. Существовало множество клубов по интересам, клубов избирателей. В 1991 году вся эта стихия была сильнейшим механизмом давления и на выборный процесс, и на прессу. Стихия имела и свою, достаточно разнообразную, прессу – тысячи изданий». Эта стихия, которая, как мощна волна, подняла все социальное дно и привлекла в сфере политику шизоидную массу, спала сразу  после того, как выполнила свою функцию – слом государственной системы. Но оставила  по себе глубочайшее неуважение к самой идее гражданского общества как в сознании элиты, так и, что особенно горько, в умах миллионов россиян.

Но что самое интересное, разрушение устоев социалистического государства усилиями заведомо имитационного «гражданского общества» финансировалось преимущественно не из фонда Сороса, а из госбюджета! Как пишет тот же Павловский, в любой революции очень важна финансовая сторона: «В 80-е годы существовали кооперативы, которые, строго говоря, не являлись кооперативами как экономическими субъектами. На самом деле они были кассовыми структурами того же самого гражданского общества – и осуществляли его финансирование из государственного бюджета. Был выстроен механизм откачки безналичных средств, превращения их в наличные и финансирования неформальных групп».  

Но что же тогда представляет собой не имитационное, а подлинное гражданское общество? По своей сути оно не что иное, как особое средостение между государством и человеком или, по определению Гегеля, «дифференция», которая не только разделяет, но также соединяет и защищает государство от человека и человека – от государства и от самого себя. Государство при всем желании не сможет предотвратить ущемление прав «маленького человека», особенно в тех случаях, когда эти права вступают в противоречие с так называемыми «высшими соображениями», за которыми чаще всего стоят корыстные узкогрупповые интересы. Иное дело, когда власть сталкивается с коллективной волей, например, с позицией влиятельных и сплоченных групп, в настоящее время – со стороны неправительственных организаций и профсоюзов, способных оказывать действенное влияния на властные структуры и даже добиваться участия в делах власти. С их артикулированными интересами придется считаться и политической элите, и чиновникам всех уровней.

То же можно сказать и о позиции «маленького человека». Он, конечно, и «мал», и слаб, но благодаря этому может уйти из-под любого контроля, способен к нестандартным решениям, а его мотивации  и реакции трудно предсказуемы. В отличие от государства человек обладает собственным разумом, который по изобретательности несравним с «коллективным разумом» чиновничьей машины. Предсказуемость социального поведения, гражданская культура и традиционное право, без которого нет действенного правосознания, развитое чувство собственного достоинства, не противоречащее гражданственности и патриотизму, – все эти социальные качества сохраняются, развиваются и эволюционируют в процессе становления традиционного гражданского общества и тех новых форм, которые интенсивно развиваются сегодня. Соответственно, основная и непреходящая двойственная функция гражданского общества – это защита гражданина и его семьи от гигантской, неповоротливой и бездушной государственной машины, а также защита государства от неуправляемых «социальных атомов». Все остальные дефиниции гражданского общества, которым нет числа, факультативны, так как они способны лишь сузить сферу применимости этого понятия в языке современной политики.

Как видим, провести границу между гражданским обществом и муниципальной властью очень сложно. Конечно, можно провести черту на законодательном уровне, но сделать это можно будет только тогда, когда возникнет из небытия гражданское общество. А в России нет гражданского общества нет, которое обладало бы колоссальными ресурсами и влияло на политику на всех ее уровнях – от муниципального до федерального и международного – с не меньшим эффектом, чем государство и бизнес. А в отношении органов самоуправления как основного условия возникновения гражданского общества существует международные нормы, определённые в соответствующей Хартии самоуправления ООН, ратифицированной в РФ, где отмечается, что самоуправление перестает быть фикцией только с того момента, когда в его руки перейдут достаточные материальные ресурсов, которые, как известно, пополняются преимущественно за счет налогов. Именно налогообложения является и важнейшим звеном в становлении современных форм гражданского общества, которые и превратили его третий сектор экономики.

Сердцевиной современного гражданского общества в западных странах давно стали некоммерческие негосударственные организации, ориентированные не на прибыль, а на благотворительные цели и решение тех социальных задач, с которыми не справляется государство – будь то помощь старикам или образование, здравоохранение или защита культурного и природного наследия. В обмен за это государство не просто предоставляет льготы НКО, но и освобождает их от всех налогов при условии, что они отказываются от присвоения прибыли, занимаясь бизнесом. Это дает НКО исключительные преимущества именно в конкурентном бизнесе, где зарабатываются средства для осуществления социально значимых целей, но это возможно только при условии прогрессивного налогообложения – причем не только на реальные доходы, но и не наследование капиталов…

Именно здесь и скрыта главная причина, объясняющая, почему у нас нет ничего даже отдаленно похожего на современное гражданское общество, которое по значимости с полным основание называют третьим сектором экономики ведущих западных стран – третьим после государственного сектора и крупного бизнеса! В нашей стране, должен сказать, в этом отношении ситуация патовая, что обусловлено принципиальным отказом политической элиты от введения прогрессивного налогообложения. Поэтому так странно было слушать, к примеру, разговоры о волонтерах и о перспективах развития волонтерского движения в 2019 году, объявленным в РФ Годом волонтера. Если в развитых государствах с длительными традициями поддержки гражданского общества большая часть активного населения, иногда до 60-80 процентов (!), участвует в деятельности НКО в качестве волонтеров, то по имеющейся статистике эта цифра в Москве, к примеру, не превышает и двух процентов. А все предложения по стимулированию НКГ социальной направленности сводятся к увеличению тех же бюджетных затрат  на гранты для НКО. Согласитесь, такая практика всем хороша, но не имеет никого отношения к третьему сектору экономики.

А тот факт, что у нас отсутствует прогрессивное налогообложение на наследование, начисто исключает создание мощных благотворительных фондов, на основе которых в большинстве стран функционируют негосударственные университеты, госпитали, хосписы и бесконечное число других социальных и благотворительных организаций, снижающих на порядки социальные и политические риски. И это хорошо понимают богатейшие люди планеты. К примеру, когда Трамп обратился с предложением снизить верхнюю планку налогообложения для крупного бизнеса, то именно семья Рокфеллеров и другие богатейшие семьи выступили против заманчивого, казалось бы, предложения: устойчивость политической системы дороже.

Говоря о перспективах развития гражданского общества хотя бы на муниципальном уровне, я, конечно, понимаю, что их механическое заимствование очень опасно. Мы попадаем в зону риска уже по той причине, что не имеем даже начального опыта сосуществования государства с институтами совершенно независимого и плохо управляемого гражданского общества, не готовы к тому, что оно выйдет из-под государственного контроля. Но рассуждать о какой-то реорганизации и совершенствовании муниципального звена управления без решения этой проблемы и даже без ее постановки (!) в принципе, конечно, невозможно. Поэтому нам необходима, прежде всего, колоссальная работа по закладке основ стратегии развития гражданского общества в России. В противном случае все останется неизменным: имитация самоуправления обернется, как всегда, самоуправством чиновников, тем более что разница здесь минимальна. В первом случае управление берут на себя неправительственные организации, совершенно независимые от государства, а во втором – органы, выполняющие функции посредника между государством и гражданским обществом, которого нет...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Николаевич Расторгуев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
Уйба ощутил себя отцом народа Коми
Слова главы Коми к жителям республики «у вас я — Путин» напоминают о забытом отеческом статусе русских губернаторов
28.05.2021
Как назовут эпоху Путина?
21 год назад Владимир Путин вступил в должность Президента России
07.05.2021
Выборы есть, а выбора нет?
Об особенностях российской партийной системы и о причинах снижения доверия к выборам
28.04.2021
Вождь — мой советчик
Как меня однажды спас Владимир Ильич
22.04.2021
Все статьи Валерий Николаевич Расторгуев
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
08.12.2024 19:07
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
08.12.2024 18:53
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Константин В.
08.12.2024 18:15
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2024 17:55
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.12.2024 16:58
Халява скоро закончится, сэр!
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:30
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:12