itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Благонамеренные речи»

Вечно актуальный Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Александр Сергеевич Пушкин 
0
685
Время на чтение 4 минуты
В этом году 10 мая исполнилось 130 лет со дня смерти Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, классика русской литературы и не только. Его считают сатириком, но это был не только писатель-сатирик, но и глубокий мыслитель. Но его имя сегодня и в том числе эта дата мало упоминаются даже в литературной прессе. Надо признать, что в наше время сатириков не уважают. Когда спросили известного артиста А.А. Ширвинда «есть ли у нас сегодня сатира?», он прямо ответил: «Сатиры у нас нет!». Так зачем вспоминать писателей-классиков, «баловавшихся» сатирой. А между тем, написанные без малого полтора века назад «Благонамеренные речи» (1872-1876) М.Е. Салтыкова-Щедрина актуальны сегодня, наверное, в большей мере, чем тогда.

Каждый в отдельности из 18 очерков и рассказов – это отдельные моменты бытия, а в целом произведение даёт цельное представление о жизни общества. Художественное исследование «основ» современного писателю общества, во многом похожее на современное наше, он хорошо охарактеризовал и сам: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет, что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже не суть принципы, даже для тех, которые ими пользуются». Но чем не слепок нашей жизни, хотя и прошло полтора века?! Нет никакого сомнения, что классика бессмертна!

И этому подтверждение эпиграф к очерку «Охранители», взятый писателем у другого классика А.С. Пушкина: «В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!». И этот омут – русская бюрократия, о которой автор говорит с иронией: «Я всегда чувствовал слабость к русской бюрократии. И именно за то, что она всегда представляла собой, в моих глазах, какую-то неразрешимую психологическую загадку…». А Салтыков-Щедрин эту бюрократию знал-то глубоко. Но что изменилось за полтора века?

Осмысление общей идеи «Благонамеренных речей» восходит к одному из высших философски-исторических представлений Салтыкова-Щедрина, изложенных им в статье «Современные призраки» в 1863 г.

По данному в ней определению «призрак» – это «такая форма жизни, которая силится заключить в себе нечто существенное, жизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь пустоту». «Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков», – заявляет автор, относя к этому миру все общественно-экономические формации со всеми их институтами и надстройками, выработанные человечеством на всём пути его существования. Писатель назвал эти основы, или идеалы «призраками», исходя из понимания их как исторически преходящих. Каждый из «призраков» обладал в своё время «истиной» или долей её, но с течением времени утратил их и превратился в мёртвую форму, угнетающую живую жизнь. В действительности же этот мир существовал и существует во всех своих «физических» реальностях, в том числе в реальностях семьи, собственности и государства.

В «Благонамеренных речах» Салтыков-Щедрин развернул своё «исследование» фундаментальных общественных «основ» современного ему «порядка вещей» не теоретически, как в «Современных признаках», а художественно и на конкретном материале русской социальной действительности первой половины 1870-х годов, которая мало отличается от действительности начала 2000-х годов.

Так же, как и в годы Салтыкова-Щедрина, мы сегодня переживаем зарождение капитализма в России. Возможно, и на другой стадии, и иного характера, но капитализма.

Михаил Евграфович понимал историческую неотвратимость капиталистического этапа в развитии России. Но он отказывался видеть в устанавливающихся новых порядках залог решающего общественного прогресса, как не видим и мы сегодня. «Основы» новых порядков, базирующихся на принципах частной собственности и социального неравенства, столь же, думал писатель, несправедливы, а значит, и несостоятельны, «призрачны» пред лицом идеала, как и «основы» порядков уходящих. В своём произведении «Благонамеренные речи» автор показывает, как ложь и лицемерие скрываются под масками благонамеренности и добропорядочности.

Один из персонажей «Благонамеренных речей» («Переписка») Феофан Филаретов, представитель «новых людей», революционной молодёжи, подающий большие надежды в будущем, но привлечённый к политическому следствию за свою деятельность в тайном социалистическом кружке, говорит своему следователю: «Вы фарисеи и лицемеры! Вы, как Исав, готовы за горшок чечевицы продать все так называемые основы ваши! Вы говорите о святости вашего суда, а сами между тем на каждом шагу делаете из него или львиный ров, или серенскую прелесть! Вы указываете на брак, как основу вашего гнилого общества, а сами прелюбодействуете! Вы расписываетесь за собственность, а сами крадёте! Вы со слезами на глазах разглагольствуете о любви к отечеству, а сами сапоги с бумажными подмётками ратникам ставите! И крадёте, и убиваете, и клянётесь лживо, и жрёте Ваалу!».

Эта филиппика могла бы быть взята эпиграфом ко всем «Благонамеренным речам». Защита «благонамеренных» и исповедуемых ими «основ» обличается как опустошённая от своего содержания шелухи слов, как лицемерное повторение старых прописей, потерявших былое значение и «святость». Тот, кто прочтёт эту книгу, непременно озаботится своей жизнью. А разобрать её в небольшой статье просто невозможно, потому что каждый рассказ или очерк это страница нашего бытия. Но кто же допустит сегодня такую книгу, конечно, она не детектив, с таким показом картин жизни, полностью соответствующих современному состоянию общества.

Хочется только добавить пару строк к предыдущему абзацу из обращения автора книги «К читателю»: «Как бы то ни было, но принцип обуздания продолжает стоять незыблемый, неисследованный. Он написан во всех азбуках, на всех фронтисписах, на всех лбах. Он до того незыблем, что даже говорить о нём не всегда удобно. Не потому ли, спрашивается, он так живуч, не потому ли о нём неудобно говорить, что около него ютятся и кормятся целые армии лгунов?». Комментарии излишни.

Я не ставил себе задачу полностью проштудировать книгу «Благонамеренные речи», я только попытался напомнить читателю, что ещё Салтыков-Щедрин показал, что за «благонамеренностью», но не деятельностью, скрываются ложь и лицемерие правящих классов за маской добропорядочности.

Читая и размышляя над наследием М.Е. Салтыкова-Щедрина невольно приходишь к выводу, что нельзя, сидя в дерьме, рассуждать о грядущем величии. Мы всё уже видели и слышали. И, понимая незыблемость «основ», критикуемых автором книги, понимаешь, что нас вытащит из всего этого «дерьма» только движение к справедливости, так востребованной современным обществом!

Вадим Тимофеевич Кулинченко, публицист, капитан 1 ранга, ветеран-подводник, Московская область
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Художественное исследование «основ» современного писателю общества, во многом похожее на современное наше, он хорошо охарактеризовал и сам: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет,

Во дает Михаил Евграфович! Рассмешил ,однако. Нас тут не проведешь, у нас есть Михаил Яблоков - непререкаемый авторитет, и раз он говорит,что семью,собственность и государство уничтожили комуняки - значит так оно и есть. И не надо тут лепить нам горбатого,ведь кто такие эти Салтыковы-Щедрины - а кто Яблоков! Вернее,яблоковы строители,козловы владиславы и прочая.. сила)
электрик / 29.07.2019 18:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Вадим Кулинченко
О подводных диверсиях
Установить исполнителя можно только определив кому выгодно
30.09.2022
Ненависть!
О трагедии в Ижевске
27.09.2022
Педагогика – творческая наука
Но является ли нынешний педагог творческой личностью?
10.09.2022
Битва на Девичьем поле
Об уроках истории
03.09.2022
Будет ли третья?
Размышления о возможности новой революции
25.08.2022
Все статьи Вадим Кулинченко
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти святителя Киприана Московского
Сегодня мы также вспоминаем героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского, книгоиздателя А.Ф.Смирдина, религиозного философа, математика В.Н.Тростникова и чтим память павших во время штурма турецкой крепости Бендеры
29.09.2022
День памяти философа и поэта князя Д.Н.Цертелева
Сегодня мы также вспоминаем астронома, академика Алексея Николаевича Савича
28.08.2022
Митрополит Филарет (Дроздов)
Святитель много сделал для воцерковления русской культуры и обращения ко Господу многих колеблющихся умов
21.08.2022
День памяти святого Великого Князя Владимира
Сегодня мы также вспоминаем невинно осужденных малороссийских деятелей И.И.Искру и В.Л.Кочубея, и отмечаем день памяти поэтов Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова, историка В.Н.Татищева, министра В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова
28.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Блеск и нищета официозных «военных экспертов»
Новый комментарий от Александр Миронов
05.10.2022 12:39
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Советский недобиток
05.10.2022 11:21
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от С. Югов
05.10.2022 10:47
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Александр А.Б.
05.10.2022 10:36
Стрелков сегодня
Новый комментарий от С. Югов
05.10.2022 09:54
Война должна стать народной, Отечественной
Новый комментарий от Советский недобиток
05.10.2022 09:40