И число, и цифра

Спорить-то особенно и не о чем

Недавно стал свидетелем спора двух любителей Русского языка. Судя по их высказываниям, одного я бы назвал Активным, а второго – Умеренным. Активный утверждал, что не следует нам говорить «цифра», когда есть «число». Оно, мол, коренное, русское, а вот «цифра» – иноязычное. Умеренный же «умеренно» возражал.

Я сначала удивился, а потом стал размышлять: вроде, оба слова естественно и давно вошли в наш язык, прижились, и никто в разговоре или в печати неудобств не испытывает. Иногда они и синонимами друг друга выступают – но вообще-то ведь это ДВА РАЗНЫХ ПОНЯТИЯ. Давайте сначала на бытовом уровне порассуждаем, а потом к словарям обратимся.

Цифры – это знаки, с помощью которых обозначается количество и ведётся счёт. У нас приняты арабские и, реже, римские цифры. Арабских десять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Римских семь: I, V, X, L, C, D, M (забавная мнемоническая фраза для запоминания: Mы Dарим Cочные Lимоны, Xватит Vсем Iх). Да, «семь их»!

Число – это количественная характеристика любого, чаще дискретного (прерывистого), множества, выраженная цифрами или именем числительным, например: 18 учеников, восемнадцать солдат, восемнадцать литров. Ясно, что математические операции (действия) гораздо удобнее вести не с числительными и даже не с римскими, а только с числами, записанными арабскими цифрами.

А дальше начинается интересная (и поучительная!) путаница. Иногда число бывает цифрой, а иногда – наоборот. Например, 2019 – это цифра или число? Конечно, число – ведь цифр в нём четыре: 2, 0, 1 и 9. А тогда 8 – это число или цифра? Наиболее хитрые скажут: а смотря чего! Если просто на доске написать восьмёрку – то цифра, а если в классе 8 учеников – то это их число (количество). Тогда надо вернуться и к записи «2019»; мы сказали сначала, что это число – но вот фраза из типового отчёта: «за третий квартал завод вышел на контрольную цифру – изготовлено 2019 станков». Вот у них на заводе это, оказывается, «цифра» (состоящая из четырёх цифр!). И к этому все привыкли: распространённое понятие «контрольные цифры» – это, как правило, числа, и довольно многозначные! Но никто ведь не говорит: контрольные числа. Наверно, правильнее говорить: контрольные показатели. Стилистически это, конечно, лучше и логичнее, чем «цифры». Но вот так уж повелось…

Ещё один интересный аспект… простите, интересная сторона вопроса. Активный собеседник пишет: «Все технические носители информации, о которых идёт речь в "цифровой экономике", имеют двоичную систему изчисления. Является двоичный код "цифрой" или нет? И вообще, можно ли назвать знаком одно из двух положений технического носителя (замкнут – разомкнут, заряжен – разряжен, плюс – минус)? Можно ли назвать "цифрами" только плюс и минус? И, в итоге, может ли филолог решить этот вопрос, или для создания хорошего термина филолога не достаточно?». Эти вопросы были обращены к Умеренному оппоненту, но я попытаюсь тоже поучаствовать.

Как известно, двоичный код основан на двоичной системе счисления, где использованы только две ЦИФРЫ: 0 и 1. Но и при этом, если речь пойдёт о количестве каких-то предметов, а их окажется всего один, то единица здесь будет И ЧИСЛОМ, И ЦИФРОЙ. Даже, точнее, ЧИСЛОМ, обозначенным ЦИФРОЙ «1». А все другие количества, большие одного, легко выражаются необходимым набором нулей и единиц. Так, в 3-значном коде 010 это 2, 011 – 3, 100 – 4, 101 – 5 и т.д. Здесь ноль и единица – цифры, а их комбинации – числа. И в этом смысле «двоичный код цифрой НЕ является», а только числом. По-моему, всё ясно. 

И, как специалист по электронике, могу на вопрос «можно ли назвать знаком одно из двух положений технического носителя» твёрдо сказать: и можно, и нужно, и так и сделано. Это, конечно, условность, но условность удобная и общепринятая. Это так же, как с зарядом электрона: его приняли за отрицательный, и всё! А кто его знает, какой он «на самом деле»? Может, он вообще не частица, а волна? И уж конечно, если триггер или магнитная ячейка имеет два равновероятных и равнозначных устойчивых состояния, то логично присвоить одному состоянию – знак-цифру ноль (а не число ноль), а другому – знак-цифру единицу (а не число единицу). Мне думается, здесь не нужен и филолог – всё и так ясно и довольно прозрачно.

А теперь откроем словари. Я понимаю Активного оппонента – он ратует за чистоту русского языка, он против наводнения его иноязычными словами. Я тоже. Но вот что говорит В.И. Даль о «цифре» (даже точнее – «цыфре») и о «числе». «Цыфра – ж. численный знак». «Число – ср. количество, счетом, на вопрос: сколько? И самый знак, выражающий количество, цыфра. Без числа; нет числа, без счету, многое множество». Наряду со смысловым различием здесь явно прослеживается синонимичность понятий, и слова эти мирно соседствуют на равных.

Словарь С.И. Ожегова: «Цифра – знак, обозначающий число». Скажем прямо, определение не совсем точное, но опять-таки свидетельствует и о различии, и о сходстве этих понятий.

Открываем 4-й том авторитетного «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера. Из него узнаём, что слово «цифра» пришло к нам из Европы через Польшу, а в Европе оно возникло не без влияния арабского языка. Но пришло оно давно и давно «обрусело». А слово «число» – действительно, более русское по происхождению. Но, поскольку изначальное значение этих слов всё-таки различно, они, занимая каждый свою смысловую «нишу», оба прочно вошли в наш язык – и научный, и литературный, и бытовой. 

Так что, на мой взгляд, спорить-то особенно и не о чем. И термин последнего времени – «цифровизация» – не должен шокировать русскоязычных людей. Искусственно его, конечно, можно заменить на некую «числовизацию», но это будет и натяжкой, и технической неточностью, поскольку внедрение компьютерных технологий в производство и информатику (а также и в учёт и контроль за каждым человеком) основано, по большому счёту, на двоичной технике с двумя ЦИФРАМИ (а не числами): нулём и единицей.

Поздняков Никита Иванович, публицист, капитан 1 ранга в отставке
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

49. Ответ на 48., Сергей Абачиев:

Тогда надо было вырезать из своей части моё упоминание о комментарии 32.

Тогда не надо Вам было вырезать Ваше упоминание (которое я процитировал) про морковины и хреновины. Я это оставлял, цитируя Вас, а Вы вырезали именно и только это, цитируя меня. Вот так-то.

Как же этого Вы не уразумели при всей Вашей профкомпетенции в науке логики?

1) Что Вы понимаете под "наукой логики" - только Вам известно (а, скорее всего, Вы и сами этого не понимаете). 2) Я же всегда говорю только о формальной и математической логике. 3) Вы бы сначала своё неуразумение уразумели, прежде чем у других его искать.

48. Ответ на 47., Коротков А. В.:

Что-то не понял я. Это Вы о святых первоверховных апостолах Петре и Павле?!Ну у Вас и склероз...Это я в ответ на Ваши:Всё сие есть хреновина в морковиной.

Тогда надо было вырезать из своей части моё упоминание о комментарии 32. Как же этого Вы не уразумели при всей Вашей профкомпетенции в науке логики?

47. Ответ на 45., Сергей Абачиев:

Что-то не понял я. Это Вы о святых первоверховных апостолах Петре и Павле?!

Ну у Вас и склероз... Это я в ответ на Ваши:

Всё сие есть хреновина в морковиной.

46. Ответ на 43., Тихон Донской:

Ответ на это в комментарии №40. "Аще и ангел с неба..." и т.д.Мало ли, кто, где, когда говорит ересь или нарушает каноны. И апостолу Петру сие поставил на вид апостол Павел. Даже ему было воспрещено. А не то, чтобы нынешним модернистам.

Речь у апостола Павла о Новом Завете, а у него и космология новая - от св. апостола Иоанна. И безразличие к сценариям Сотворения мира. С абсолютной приоритетностью историософских и сотериологических тематик. У Вас есть моя статья с сайта АТ. Читайте это место внимательно. У меня в текстах вообще нет лишних предложений. Тем более - на такие темы.

45. Ответ на 44., Коротков А. В.:

Я Вам отписал комментарий 32. По нему возражения имеются?Свёкла и капуста.

Что-то не понял я. Это Вы о святых первоверховных апостолах Петре и Павле?! Там же у меня только их цитирования с современной иллюстрацией на примере "проколов" в миссионерской деятельности о. Александра Меня. Стала быть, Новозаветная установка на миссионерскую деятельность для Вас - капуста, квашенная по-белорусски, со свёклой... Не поздравляют! Температуру померяйте! И исповедуйтесь на ближайшей исповеди. Заодно с Михаилом Яблоковым, который на ветке к посту А. Д. Степанова от того же 12.01.2019 назвал наше высшее политическое руководство мордами, которых достоин народ - крещённые язычники.

44. Ответ на 42., Сергей Абачиев:

Всё сие есть хреновина в морковиной. Я Вам отписал комментарий 32. По нему возражения имеются?

Свёкла и капуста.

43. Ответ на 42., Сергей Абачиев:

Всё сие есть хреновина в морковиной. Я Вам отписал комментарий 32. По нему возражения имеются? То бишь, в адрес святых первоверховных апостолов Павла и Петра?

Ответ на это в комментарии №40. "Аще и ангел с неба..." и т.д. Мало ли, кто, где, когда говорит ересь или нарушает каноны. И апостолу Петру сие поставил на вид апостол Павел. Даже ему было воспрещено. А не то, чтобы нынешним модернистам.

42. Ответ на 39., Коротков А. В.:

Всё сие есть хреновина в морковиной. Я Вам отписал комментарий 32. По нему возражения имеются? То бишь, в адрес святых первоверховных апостолов Павла и Петра?

41. Ответ на 34., Сергей Абачиев:

Как Вы, надеюсь, поняли, я не склонен публично осуждать никого. Ведь наша комментаторская деятельность на РНЛ - публичная, открытая для всего русскоязычного мира. А уж тем более я не склонен к осуждениям священников, да ещё и в ранге митрополита Иллариона. Хотя не следует квалифицировать как осуждение из конструктивную критику. И критику корректную, которую я и демонстрирую в комментарии 32. Или как в моей статье ""Царебожие" - богословская псевдопроблема". В её конце я критикую даже позицию Св. Патриархов Алексия Второго и Кирилла.

Статью эту читал. С тезисом, вынесенным в заглавие согласен полностью. Но не согласен с некоторыми аргументами и суб-тезисами. Концепт "царебожия" является богословсской псевдопроблемой не потому, что отсутсвует некоторые радикальные группы, которые раздувают почитание Государя и здоровую монархическую позицию до гипертрофированных и дискредитирующих форм, а именно потому что таковые группы есть, и наряду с цареборцами - эти две группы создают искусственное поле борьбы, тогда как у нормальных православных не вызывает сомнений ни тот факт, что Царь есть помазанник Божий, получает особую благодать для управления страной, в Церкви ставится выше мирян и даже простых монахов (имеет право заходить в алтарь для приношения, поминается на Литургии особо), Государь как отец народа может стать определенной жертвой (ведь даже не Царь мог быть такой жертвой именно за других - вспомним, например, монаха, терпящего большие страдания за брата подверженного блуду, и за страдания монаха брата спас Господь*), - ни тот факт, что Единственным Искупителем грехов человечества и первородного греха является Христос. Сомнения, как в том, так и в другом, принадлежат не святоотеческой области. * Жизнь и смерть двух отшельников, давших клятву никогда не разлучаться Ради брата я терплю все это! Отшельник авва Иоанн, по прозванию Огненный, поведал нам следующее. Авва Стефан Моавитский рассказывал мне: «Однажды мы были в монастыре великого вождя иноков, св. Феодосия. Там были два брата, давшие друг другу клятвенное обещание — не разлучаться с другом ни в жизни, ни в смерти. В обители они для всех были примером назидания. Но вот один из них подвергся плотской брани и, будучи не в силах побороть ее, сказал другому брату: «Отпусти меня, брат! Похоть плоти одолевает меня, и я решился уйти в мир». Тот начал уговаривать его. «Не губи, брат, своего подвига» «Или ты иди вместе со мной, чтобы мне удовлетворить страсть, или отпусти меня одного», — возразил тот. Не желая отпустить одного в мир, брат пошел вместе с ним в город. Подвергшийся плотской брани зашел в дом блудницы, а другой стоял вне, посыпав голову пеплом и сильно страдая. Впавший в блуд, совершив преступление, вышел из дому. Другой начал говорить ему. «Какую пользу получил ты, брат, от греха? Не причинил ли, напротив, вред? Пойдем обратно в свое место...» «Нет, уж я не могу идти в пустыню... Ты ступай туда, а я останусь в миру» Напрасны были все усилия убедить его возвратиться в пустыню. Брат решился сам остаться с согрешившим в миру, и они оба начали трудиться для своего пропитания. В то время авва Авраамий строил свой монастырь, так называемый Византийский. Незадолго до этого он устроил монастырь в Константинополе, называемый Авраамиев, а впоследствии был архиепископом в Ефесе. То был добрый и кроткий пастырь. Придя к нему два брата нанялись за плату работать при постройке. Впавший в блуд получал плату за двоих и каждый день отправлялся в город, тратя деньги на распутство. Между тем, другой постился все дни, молча делал свое дело и не говорил ни с кем. Мастера, видя его ежедневно, — как он не ест и не пьет и весь сосредоточен в себе самом, доложили обо всем — об его образе жизни — св. авве Авраамию. Великий Авраамий зовет труженика к себе в келью и обращается к нему с вопросом: «Откуда ты, брат, и какое у тебя занятие?» Тот открылся ему во всем. «Ради брата я терплю все это, да видит Бог скорбь мою и да спасет его». «И Господь даровал тебе душу брата твоего!» — выслушав все, произнес Авраамий. Лишь только авва Авраамий отпустил брата, и тот вышел из кельи, как вот пред ним — брат его... «Брат мой, возьми меня в пустыню, — восклицал он, — да спасется душа моя!» И немедленно взяв брата, он удалился с ним в пещеру близ св. Иордана и затворил его там. Прошло немного времени, и согревший брат, много усовершенствовавшись в духе пред Богом, скончался. А другой остался в той же пещере, согласно клятве, чтобы и самому скончаться там же».

40. Ответ на 38., Сергей Абачиев:

А. де Сент Экзюпери сказал, что человеческое общение по нынешним временам и нравам - величайшая роскошь. Ошибся он. Величайшая роскошь - это человеческое взаимопонимание. Как "ядро" в великой роскоши человеческого общения. Роскошь при этом понимается как нечто мало доступное для основной массы граждан.

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? [Зач. 182Б.] Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Феофан Затворник: Это, в-третьих, – сравнение по началовождям. Вы – Христовы, те – велиаровы. Как невозможно согласие Христа с велиаром, так не должно быть его и у вас с язычниками. Христос Господь – Глава христиан; в Него облекаются они крестясь и, прияв благодать, в Его образ потом преображаются трудами целой жизни, – чтобы став едино с Ним здесь, сподобиться и в другой жизни быть там, где Он, в неизреченно блаженной славе. Велиар – сатана, первый вступил в богоборство по духу гордыни; потом научил прародителей не послушаться Бога, пообещав им горы и лишив всего; затем всех людей обманывает, увлекая их на дела самоугодия в противность совести и Богу. Власти он ни над кем и ни над чем не имеет, а лживо величает себя царем, потому что люди, призраками его прельщенные, бросаются на самоугодие и чрез него ему служат. Цель усилий его – побольше наделать погибающих; и собственно для него от этого нет никакой прибыли: ибо огонь тот же уготован и для него. Так хлопочет, лишь бы не одному с своими клевретами мучиться вечно. Итак, видите, говорит как бы Апостол, какие противоположности! Христос Господь существенно есть Спаситель и спасения Податель несомненного; а велиар – пагуба, хитрый прельститель, всех по злобе в пагубу сманивающий приманкою сластей самоугодия. Пристало ли вам, спасения Христова причастившимся, быть с теми, кои мятутся в пагубности прелестной? Феодорит Кирский: Апостол всем этим показал, что противные ему учители ведут в беззаконие и тьму и суть слуги диавола, потому что «Велиаром» назвал диавола.

Никита Поздняков:
Цинично наблюдая за разрушением своего города…
К чему призваны подготовить подрастающее поколение России игры типа «История Сэма» для Metro Exodus?
22.02.2020
К вопросу об основах Конституции, или Начало положено
О необходимых и назревших изменениях в Основной закон России
23.01.2020
Насилие в семье и быту
К бурно обсуждаемому проекту закона «о семейно-бытовом насилии»
08.01.2020
«Сидор», «матильда» и музыка
Предновогодняя фантазия
30.12.2019
Человек № 2019666 – это звучит… гордо?
Создание «единого информационного ресурса» напоминает бандитские приготовления
30.09.2019
Все статьи автора
"Электронный концлагерь"
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Схиигумен Сергий (Романов) запрещён в священнослужении
27.05.2020
«Антихрист рядом?»: О Конце времен,
либералах, Сталине и пророчествах старца Иоанна
27.05.2020
Все статьи темы
"Цифровая экономика"
«Антихрист рядом?»: О Конце времен,
либералах, Сталине и пророчествах старца Иоанна
27.05.2020
Михалков против Грефа, Гейтса и Познера.
Кто изгнал «Бесогона» с ТВ?
27.05.2020
Чипирование биообъектов по плану Собянина
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса
25.05.2020
Спасти Россию
Обращение Союза православных граждан ко всем ответственным патриотам России
25.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 22:28
Убить Бога – 2
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-27 22:15
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 21:33
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:17
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:40
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:34