На прошлую мою статью «Об одной малозаметной ереси» каких-либо внятных ответов от богословов «пессимистического лагеря» не последовало. Либо они пока не знают, что ответить, либо выбрали тактику не замечать критику взглядов их «совершенного и непогрешимого» богословия.
Однако один ответ всё-таки последовал в одном из сообществ, где православный брат перепечатал мою прошлую статью, от богослова пессимистического лагеря Валерия. Вот он: «Ересь, которую исповедует автор – напротив, вполне заметная, давно известная и давно осуждённая соборами и отцами (см. следующий пост). В ее основе – неверие в прямые слова Спасителя о необходимости Крещения для спасения (Мк. 16:16)». То есть ответ в стиле – «сам еретик». Ничего в защиту того отрицания догмата Всемогущества Божия, которое они (пессимистические богословы) совершают сказано не было. Хорошо, оставим это на последующее время (честно говоря, было бы интересно услышать их аргументацию по защите от указания, что они находятся в новой ереси и других православных ею заражающих).
То есть еще раз повторим – самая лучшая защита это нападение и именно потому Валерий нападает, предъявляя обвинение в якобы уже известной и осужденной соборами ереси. Давайте это разберем. Ссылка на текст про соборы Валерия была следующего содержания.
«ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ НЕКРЕЩЕНЫХ: УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ И ОТЦОВ ВОСТОКА И ЗАПАДА. 1. Иерусалимский Великий Собор 1672 г.: «Веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5), то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и, следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно Крещение».
2. Свт. Григорий Богослов: «Между неприемлющими Крещения одни совершенно подобны скотам или зверям, по своему неразумию или злонравию. Сверх прочих зол в них есть и то, что они, как думаю, не очень уважают и дар Крещения, но действительно как дар, если дан им, любят, и если не дан, презирают. Другие хотя и чтут дар, но медлят принять его, то по нерадению, то по невоздержности. Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали…
Совершенно презирающие хуже невоздержных и нерадивых; а последние хуже тех, которые по неведению или по принуждению лишаются дара, ибо сделанное по принуждению есть не что иное как невольное прегрешение. И думаю, что одни потерпят наказание как за другие пороки, так и за презрение Крещения. Другие же хотя потерпят наказание, но меньшее, потому что не столько по злонравию, сколько по неведению не получили Крещения. А последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания».
3. Свт. Августин Блаженный: «Теперь относительно слов Евангелия, о которых ты вспомнил: “Лучше было бы этому человеку не родиться” (Мф. 26:24). Но разве рождение – не в большей степени дело Бога, чем родителей? Почему же Он Сам не дарует Своему образу то, что лучше? Ведь Он предзнал то зло, которое будет с [человеком], и о котором родители знать не могли. Однако право мыслящие не приписывают Богу ничего несовместимого с благостью Создателя…
Я же не стану утверждать, что младенцы, умершие без Христова Крещения, будут подвергнуты такому наказанию, что им было бы лучше не родиться. Ибо это Господь сказал не о всех грешниках, а лишь о самых преступных и нечестивых. Ибо (как Он сказал о жителях Содома, и как бы желая, чтобы это понимали не только применительно к ним) в день Суда один будет наказан более терпимо, чем иной. И кто же станет сомневаться, что некрещёные младенцы, которые имеют один лишь первородный грех и не усугубили его никакими собственными прегрешениями, будут осуждены легче всех? Хотя я и не могу определить, каково оно будет и сколь велико, не дерзну я, тем не менее, сказать, будто им лучше было бы не существовать, чем пребывать в нем.
Но вы, утверждая, что они якобы и вовсе свободны от всякого осуждения, не хотите задуматься, какому наказанию сами их подвергаете — ибо столь многие образы Божии лишаются Божественной жизни и Царства Божия и разлучаются со своими благочестивыми родителями... Если они вовсе не имеют никакого греха, то все это они претерпевают вопреки справедливости. Если же по справедливости, это значит, что они имеют первородный грех»».
Итак, Иерусалимский Великий Собор 1672 г., во-первых, не является вселенским, во-вторых, давайте разберем такое утверждение из этого собора: «Веруем, что святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись».
Если трактовать эти слова абсолютно, то само это правило содержит в себе неточность, потому что крещение кровью, которое тоже признали святые отцы как крещение или Крещение (вообщем – то что равнозначно крещению водой и Духом) и даже были случаи, когда мученики исповедовали Христа и не будучи крещёнными умирали без пролития крови (например, замерзший в мороз один из 40 мучеников севастийских) или вообще были в пустыне и принимали «крещение» песком вместо воды. Конечно тут могут сказать, что кровь содержит воду, но ведь в словах Господа Иисуса Христа ясно и прямо сказано «от воды и Духа», а то так можно бросать кусок мяса, яблока или тому подобного на крещаемого в предположении, что они тоже содержат воду и после этого считать крещение совершенным.
То есть что мы имеем? А имеем мы исключение из правила, которое повторяет этот собор, просто повторяет слова Господа, то исключение, которое святые отцы освятили своим авторитетом и таким образом признали и доказали, что в этом правиле могут быть исключения. То, что это именно исключение говорит также и преподаватель семинарии и святоотеческий богослов прот. Георгий Городенцев, а не я грешный мирянин. Так что потуги «пессимистических богословов» доказать, что это правило якобы абсолютно (якобы является догматом) и не имеет никаких исключений рассыпаются в прах.
И прот. Георгий Городенцев, и я грешный, и многие другие верующие люди не отрицаем необходимость крещения младенцев, а просто веруем в возможность Господу заменить это крещение другим чрезвычайным (главное в крещении – это возрождение), если Сам Господь этого захочет. А богословы пессимистического лагеря отрицают способность Господа заменить это крещение чрезвычайным чудесным (чудо) образом и таким образом впадают в ересь отрицания Всемогущества Божия.
Это что касается младенцев, не имеющих личных грехов, а только первородный грех. Для взрослых, умерших некрещёными намного сложнее, потому что у них есть личные грехи и своя греховная воля, которая может противиться этому, закоснеть во зле. Профессор В.В. Медушевский дал такой комментарий: «Бог-то всемогущий, но часть Своего всемогущества отдал свободе воли человеческой и никогда ее не насилует. Для того-то и существует молитва, чтобы мы давали Богу возможность творить чудеса. Помните Христос не мог совершить чудес «по неверию их». Потому стоит подчеркнуть, что всемогущество Божие может проявиться, если и человек просит, взывает к Божьему всемогуществу».
Но опять-таки и за них молитвы и милостыни полезны и благотворны. Так почитаемый всей Россией старец протоиерей Николай Гурьянов спросил одного батюшку с тревогой в голосе: «Почему ты не молишься о своем отце?», а отец того батюшки умер некрещёным.
И хочется повторить, что подобное допущение исключений из этого правила никак не влияет на учение Церкви, его даже не следует включать в Катехизисы и другие документы, просто принять и честно признать: «Да, могут быть исключения». И это, кстати, как клапан в кипящем котле может предотвратить его взрыв, то есть предотвратить торжество ереси апокатастасиса (что мол все спасутся), так как подобная ересь отрицания Всемогущества Божия отвращает от «пессимистических богословов» многих верующих людей, которые могут попасть в другую крайность – излишне «оптимистическое» богословие, от чего да избавит нас милосердный Господь.
Примечание первое. Как сказал один православный брат про богословов пессимистического лагеря – «а фактически они не верят ни в Любовь Божию, ни даже в Его Справедливость».
Примечание второе. Если же они («пессимистические богословы») возразят, что святые на соборе каком-то говорили, что нельзя крестить после смерти – и это верно. Нельзя брать мертвые тела некрещёных умерших людей и, обливая их святой водой, произносить крещальную формулу: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь и Святого Духа, аминь». Но в данном случае речь не о таком крещении (чине крещения) – а о смиренной просьбе к Господу «окрестить младенца в море щедрот Своих» (это молитва митрополита Григория Постникова, жившего в 19-м веке), которая совершается с земными поклонами и милостыней в честь некрещённого младенца (абортированного или выкидыша). Тут возможно уместно привести слова профессора В.В.Медушевского: «Никакого чина, только смиренная просьба любящей матери, исправляющей свою ужасную ошибку».
Примечание третье. Если уже доводы о естественности любви матери к своему ребёнку, которая (любовь) умерла после аборта и должна быть восстановлена покаянием, молитвой за него (убиенного младенца) и милостыней не трогает сердца тех православных, которые поддались на ложь богословов «пессимистического лагеря» и считают, что это какая-то прелесть и ересь молиться матери и отцу о своём загубленном некрещёном младенце, то хотя бы может они вразумятся словами иерея Даниила Сысоева (тоже частично принадлежащего «пессимистическому лагерю»): «Их кровь (абортированных) вопиет к Небу об отмщении». И из страха Божия начнут молиться за своих детей, ведь многие беды в стране и мире именно по причине абортов нераскаянных, неотмоленных, без принесённых плодов покаяния – в виде восстановления любви родителей к убиенным детям и изменения их вечной участи. А если уж начнут массово молиться за своих убиенных абортами детей в своем роду, то бесы сделают все возможное, чтобы на законодательном уровне запретить аборты и чтобы не молились за этих некрещеных младенцев.
И да поможет нам в этом Господь.
Владимир Станиславович Урусов, инженер, публицист, Таджикистан
3.
Логическая цепочка такая -
1. То, что Бог всемогущ - это догмат несомненный и абсолютный.
2. Они отрицают это всемогущество. Значит отрицают догмат.
3. Отрицание догмата - есть ересь.
2. Ответ на 1, Андрей Х.:
Не лучше ли пройти мимо.
1. Фантазии