itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Об одной малозаметной ереси

К полемике о том, могут ли спастись некрещёные

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
2 Сергей  Советский недобиток 
1676
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

Известны многие нападки на профессора А.И.Осипова и его богословские взгляды. Но мало известно, что у другой, критикующей, стороны есть одна малозаметная ересь, о которой никто не говорит. Попытаемся ее обнаружить и показать уважаемым православным читателям.

В предыдущих статьях уже показывал, что богословие по вопросу об участи некрещёных младенцев делится на пессимистическое (арх. Лазарь (Абашидзе) с его книгой «Грех Адама», иерей Даниил Сысоев, о.Георгий Максимов, о.Рафаил (Карелин) и другие ревнители и борцы против модернизма) и «оптимистическое» (профессор А.И.Осипов и его единомышленники). И хотя я признаю, что у А.И.Осипова есть ошибки богословского порядка, однако вижу ошибки и у его оппонентов.

Кстати, вопрос: почему многие батюшки м архиереи прошли духовное обучение у А.И.Осипова? Видимо, по Промыслу Божию, потому что наряду с неточностями у него есть что-то и положительное. Так, например, он напомнил нам, что Бог есть Любовь. Он увёл богословие от жёсткой диктатуры рационализма и сухих схоластических схем в область, где много неизведанного, незаконченного, непроясненного.

Так вот о незаметной ереси. Противники А.И.Осипова впадают в другую крайность, которую можно назвать ересью рационализма. Это совершенно новая ересь, характерная для нашего последнего времени, когда знания и схемы чуть ли не обожествляют. Наука и научные методы проникли в богословие и современные богословы даже не стесняются об этом говорить. Но надо понять, что схоластика была чужда святым отцам. По сути, единственный святой св.Иоанн Дамаскин попытался изложить богословие в виде стройной, если можно так сказать, научной системы и использовал частично схоластику, но даже в его творении «Точное изложение православной веры» его схоластика не вырождается в замкнутую логическую рациональную схему и содержит выходы в мистическое богословие, содержит то, что не может быть объяснено логикой. И даже приснопоминаемый иерей Даниил Сысоев говорил, что «Бытие Бога сверхлогично» (хотя он же и положил первый соблазн ереси рационализма своей книгой «Спасутся ли некрещёные?»), но, увы, уже его последователь иерей Г.Максимов всё пытается втиснуть в прокрустово ложе логических схоластических схем.

Однажды, разговаривая с профессором В.В. Медушевским, я посетовал ему на это абсолютное правило богословов пессимистического лагеря «Кто не крестится – тот не спасётся». И он ответил мне: «А всемогущество Божие?»… И вот прошло несколько лет, и у меня самого чётко обозначилась эта мысль. Ведь идя против всемогущества Божия, богословы пессимистического лагеря идут против догмата, это ведь догмат (абсолютная истина), то есть исповедуют ересь. Да, святые отцы (некоторые) тоже говорили, что некрещёные не спасутся, но говорили это больше дидактически, педагогически, а не догматически. Просто нет такого догмата «некрещёные не спасутся», и богословы пессимистического лагеря обманывают своих слушателей, представляя это догматом, нарушают другой, настоящий, догмат (Догмат о всемогуществе Божием).

Чтобы это понять, надо вникнуть в духовную деликатность святых отцов. Господь сказал: «Не поручайся за других людей». А тут богословы пессимистического лагеря поручаются за Бога (какая дерзость)! Представьте себе такой случай: некто И. сказал, что обязательно придёт на день рождения К. И его знакомый Л. стал говорить всем, что И. всенепременно придет на день рождения К., что он даже даёт руку на отсечение, если этого не произойдёт». Так вот готовы ли богословы пессимистического лагеря дать руку на отсечение или пойти в ад навечно, если хотя бы один некрещёный (например, младенец) милостью и чудом Божиим спасётся?! Очевидно, что святые не поручались за Бога и потому нет такого догмата «некрещёные не спасутся» (они это не догматизировали), а наоборот возникло некое таинственное мнение св.Григория Богослова о таковых: «Не будут ни прославлены, ни наказаны…», которое (это мнение) и приняла на сегодняшний день наша Святая Церковь.

Чтобы еще более отчётливо изложить эту мысль, представьте себе мир, который полностью прогнозируем и детерминирован, например, как в компьютере. Если есть программа – то она всегда даст один и тот же предсказуемый результат при одинаковых входных данных. Вот эта детерминированность и есть отличие неживого от живого, и тем более разумного. Наш мир отличен от мира внутри компьютера, а те, кто пытается абсолютизировать слова Господа Иисуса Христа «кто не крестится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Небесное», тот именно пытается убедить всех, что наш мир компьютерный, детерминированный, двоичный (из 0 и 1 состоящий). Господь даровал людям свободу, и Сам обладает свободой.

Конечно, к этим словам Господа о необходимости крещения надо относиться крайне серьёзно и строго (и обязательно принимать крещение и крестить детей), но отрицать то, что могут быть исключения в этом правиле в виде чуда (а чудо связано со свободой, свобода с благодатью) – это значит лишать свободы Творца всех миров. Любая богословская схема также является некоторой программой в компьютерном мире (в которой моделируют реальный мир, и этот виртуальный мир как бы выдают за наш настоящий и реальный мир), и потому ошибочна. И тут, надо понять, что это тенденция последних времен – когда стали верить учёным, стали верить знаниям и обожествлять их (может поэтому ересь рационализма?). Святые прошлых веков были чужды этого, в них было знание того, что они слишком мало знают и что есть много таинственного и скрытого от нас. Современные же богословы (подчас юные возрастом), духовно опьянённые многознанием (которое отнюдь не равно мудрости) уже находят «ошибки» и у святых, смеются над их чудесами, «разоблачают» их, выстраивают свои богословские схоластические схемы, которые ставят на место Бога, которым поклоняются вместо Бога, и других православных к тому же призывают. Надо отметить, что дореволюционное богословие и православные книги учёных-богословов были намного глубже по содержанию, содержали богатую духовную пищу, в них дышит вера, благоговение к Богу, Пресвятой Богородице и святым.

Представим, что было, если бы такие новозаветные книжники получили сугубую власть в нашей Церкви? Они задушили бы всякое свободомыслие своими рационалистическими сухими схоластическими схемами, внесли бы инквизицию, раскол и убили бы народную веру. Количество ошибок у о.Г.Максимова и его единомышленников просто зашкаливает (в его видео, статьях и книгах) – и это результат в том числе их догматической духовной болезни, их отвержения догмата о Всемогуществе Божием.

А сколько вреда принесла эта ересь?! Это и духовно отравленные ею многие православные, воздвигшие гонения на молитвы матерей и отцов о своих убитых абортами (или выкидышей) детях, совершенно противоестественная и абсурдная война против любви матерей и отцов к своим нерождённым детям.

Вот как страшна эта ересь! И о ней, в отличие от ошибок проф. А.И.Осипова никто не говорит. Может быть, пришло время задуматься об этом?

Послесловие. Прошу не считать эту статью обвинением в новой ереси, а только попыткой (незаконченной зарисовкой) разобраться в этом и услышать мнения других благочестивых православных. Понятно, что святые такую ересь не обличали на Святых Соборах, потому что им не могло придти в голову то, что делают нынешние богословы. Святые Отцы имели благоговение и страх Божий и потому просто не знали, что в последние времена появится такая ересь, отрицающая Всемогущество Божие и провозглашающая торжество рационализма.

Побудил написать эту статью тот вред духовный, который производят схоластические богословы пессимистического лагеря (про ошибки «оптимистического лагеря» уже написано очень много и многими, поэтому на этом не останавливаюсь), и эта догматическая духовная болезнь приводит к неестественным и опасным для души выводам: «матери не молитесь о своих детях, им уже всё равно не помочь», неверию, уничтожению надежды и любви и другим духовным болезням.

Уважаемого батюшку Георгия Максимова тоже не хотел лично критиковать, скорее его ошибки и очень серьёзные (отрицание Всемогущества Божия), просто он один из виднейших представителей пессимистического лагеря богословия (так что всё сказанное как бы в его адрес относится ко всем представителям пессимистического лагеря богословия). Если он и его соратники (в большинстве своем уранополиты) свято, как в Бога, верят в эту идею «ни один из некрещёных, в том числе и младенцы, не спасётся», то пусть дают руку на отсечение и согласятся пойти в ад на веки вечные, если хотя бы один из этих младенцев милостью и чудом Божиим попадёт в рай после многих молитв и милостыней за него его родителей или близких. Дай Бог ему и его единомышленникам вразумления и исправления мыслей об этом важнейшем для спасения души предмете и исправления (что немаловажно) его статей, книг, видео, которые распространяют эту ересь. Сам он сказал в одном из видео, что «ересь – это когда представляют Бога не таким как Он есть, и когда попадут в тот мир, то не узнают Его». Так уважаемый отец Георгий узнает ли в том мире Бога, Который, возможно, помилует некоторых из некрещёных младенцев и введёт их в Царство Небесное? Не продолжит ли он искать ту безжизненную богословскую схему, в которую верил?

Поскольку я человек немощный, мог что-то не так сказать, прошу простить. Цель – не критика кого-то конкретно, а критика этой ереси.

Закончить статью хотелось бы духовно сильными мыслями святоотеческого богословия, которые содержатся в статье протоиерея Георгия Городенцева: «В первую очередь, такая забота должна выражаться в постоянном раскаянии за это, молитве (которая может быть только личной, ибо Церковь не молится за некрещённых) и милостыне за убиенных младенцев. Когда их родители (в первую очередь, мать) совершают такие добродетели, этим они являют свою любовь к этим детям. И чем горячее сия любовь, тем быстрее она растопит вышеупомянутую ледяную пустыню, согреет младенца и даст ему надежду. А последняя состоит в том, что по молитве и милостыне родителей душа оного ими же веси судьбами Божиими может быть изведена из ада и в своё время сподобится Царства Небесного. Вот тут как раз и оказывается кстати то, что эти младенцы не имеют личных грехов. А недостающие у них добродетели должны совершить их родители, особенно мать. Ведь все те добрые дела, которые мы творим в память об усопших, вменяются не только нам, но и им, в частности, – этим младенцам. Которым их родители восполняют недостаток сих добрых дел своей молитвой за них и милостыней»

Владимир Урусов, инженер, публицист, Таджикистан

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Это 1-ая часть.
2 часть (продолжение):
https://ruskline.ru/news_rl/2022/09/16/o_eresi_otricaniya_vsemoguwestva_bozhiya
3 часть (продолжение):
https://ruskline.ru/news_rl/2022/10/08/chto_protivnogo_prirode_boga_kogda_molyatsya_o_nekrewenyh_mladencah
Владимир_Урусов / 11.10.2022, 06:18

1.

Ссылка на статью прот.Георгия Городенцева - https://ruskline.ru/analitika/2021/10/31/abort__eto_tyazhkii_greh В конце букву "h" пропущена в ссылке текста статьи.
Владимир_Урусов / 16.09.2022, 11:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Урусов
«Что противного природе Бога, когда молятся о некрещёных младенцах?»
Продолжение (второе) о ереси отрицания Всемогущества Божия
08.10.2022
Могут ли некрещеные младенцы войти в Царство Небесное?
Размышления Владимира Урусова о возможности спасения некрещеным
17.09.2018
Спектакль для граждан России
Владимир Урусов о фракционной дисциплине в Государственной Думе и о необходимости борьбы за отмену статьи Конституции о приоритете международного права над российским
30.08.2018
Так кто виноват в пенсионной реформе?
Владимир Урусов обращает внимание на зависимость России от МВФ согласно нашей Конституции
23.07.2018
Все статьи Владимир Урусов
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59