Известны многие нападки на профессора А.И.Осипова и его богословские взгляды. Но мало известно, что у другой, критикующей, стороны есть одна малозаметная ересь, о которой никто не говорит. Попытаемся ее обнаружить и показать уважаемым православным читателям.
В предыдущих статьях уже показывал, что богословие по вопросу об участи некрещёных младенцев делится на пессимистическое (арх. Лазарь (Абашидзе) с его книгой «Грех Адама», иерей Даниил Сысоев, о.Георгий Максимов, о.Рафаил (Карелин) и другие ревнители и борцы против модернизма) и «оптимистическое» (профессор А.И.Осипов и его единомышленники). И хотя я признаю, что у А.И.Осипова есть ошибки богословского порядка, однако вижу ошибки и у его оппонентов.
Кстати, вопрос: почему многие батюшки м архиереи прошли духовное обучение у А.И.Осипова? Видимо, по Промыслу Божию, потому что наряду с неточностями у него есть что-то и положительное. Так, например, он напомнил нам, что Бог есть Любовь. Он увёл богословие от жёсткой диктатуры рационализма и сухих схоластических схем в область, где много неизведанного, незаконченного, непроясненного.
Так вот о незаметной ереси. Противники А.И.Осипова впадают в другую крайность, которую можно назвать ересью рационализма. Это совершенно новая ересь, характерная для нашего последнего времени, когда знания и схемы чуть ли не обожествляют. Наука и научные методы проникли в богословие и современные богословы даже не стесняются об этом говорить. Но надо понять, что схоластика была чужда святым отцам. По сути, единственный святой св.Иоанн Дамаскин попытался изложить богословие в виде стройной, если можно так сказать, научной системы и использовал частично схоластику, но даже в его творении «Точное изложение православной веры» его схоластика не вырождается в замкнутую логическую рациональную схему и содержит выходы в мистическое богословие, содержит то, что не может быть объяснено логикой. И даже приснопоминаемый иерей Даниил Сысоев говорил, что «Бытие Бога сверхлогично» (хотя он же и положил первый соблазн ереси рационализма своей книгой «Спасутся ли некрещёные?»), но, увы, уже его последователь иерей Г.Максимов всё пытается втиснуть в прокрустово ложе логических схоластических схем.
Однажды, разговаривая с профессором В.В. Медушевским, я посетовал ему на это абсолютное правило богословов пессимистического лагеря «Кто не крестится – тот не спасётся». И он ответил мне: «А всемогущество Божие?»… И вот прошло несколько лет, и у меня самого чётко обозначилась эта мысль. Ведь идя против всемогущества Божия, богословы пессимистического лагеря идут против догмата, это ведь догмат (абсолютная истина), то есть исповедуют ересь. Да, святые отцы (некоторые) тоже говорили, что некрещёные не спасутся, но говорили это больше дидактически, педагогически, а не догматически. Просто нет такого догмата «некрещёные не спасутся», и богословы пессимистического лагеря обманывают своих слушателей, представляя это догматом, нарушают другой, настоящий, догмат (Догмат о всемогуществе Божием).
Чтобы это понять, надо вникнуть в духовную деликатность святых отцов. Господь сказал: «Не поручайся за других людей». А тут богословы пессимистического лагеря поручаются за Бога (какая дерзость)! Представьте себе такой случай: некто И. сказал, что обязательно придёт на день рождения К. И его знакомый Л. стал говорить всем, что И. всенепременно придет на день рождения К., что он даже даёт руку на отсечение, если этого не произойдёт». Так вот готовы ли богословы пессимистического лагеря дать руку на отсечение или пойти в ад навечно, если хотя бы один некрещёный (например, младенец) милостью и чудом Божиим спасётся?! Очевидно, что святые не поручались за Бога и потому нет такого догмата «некрещёные не спасутся» (они это не догматизировали), а наоборот возникло некое таинственное мнение св.Григория Богослова о таковых: «Не будут ни прославлены, ни наказаны…», которое (это мнение) и приняла на сегодняшний день наша Святая Церковь.
Чтобы еще более отчётливо изложить эту мысль, представьте себе мир, который полностью прогнозируем и детерминирован, например, как в компьютере. Если есть программа – то она всегда даст один и тот же предсказуемый результат при одинаковых входных данных. Вот эта детерминированность и есть отличие неживого от живого, и тем более разумного. Наш мир отличен от мира внутри компьютера, а те, кто пытается абсолютизировать слова Господа Иисуса Христа «кто не крестится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Небесное», тот именно пытается убедить всех, что наш мир компьютерный, детерминированный, двоичный (из 0 и 1 состоящий). Господь даровал людям свободу, и Сам обладает свободой.
Конечно, к этим словам Господа о необходимости крещения надо относиться крайне серьёзно и строго (и обязательно принимать крещение и крестить детей), но отрицать то, что могут быть исключения в этом правиле в виде чуда (а чудо связано со свободой, свобода с благодатью) – это значит лишать свободы Творца всех миров. Любая богословская схема также является некоторой программой в компьютерном мире (в которой моделируют реальный мир, и этот виртуальный мир как бы выдают за наш настоящий и реальный мир), и потому ошибочна. И тут, надо понять, что это тенденция последних времен – когда стали верить учёным, стали верить знаниям и обожествлять их (может поэтому ересь рационализма?). Святые прошлых веков были чужды этого, в них было знание того, что они слишком мало знают и что есть много таинственного и скрытого от нас. Современные же богословы (подчас юные возрастом), духовно опьянённые многознанием (которое отнюдь не равно мудрости) уже находят «ошибки» и у святых, смеются над их чудесами, «разоблачают» их, выстраивают свои богословские схоластические схемы, которые ставят на место Бога, которым поклоняются вместо Бога, и других православных к тому же призывают. Надо отметить, что дореволюционное богословие и православные книги учёных-богословов были намного глубже по содержанию, содержали богатую духовную пищу, в них дышит вера, благоговение к Богу, Пресвятой Богородице и святым.
Представим, что было, если бы такие новозаветные книжники получили сугубую власть в нашей Церкви? Они задушили бы всякое свободомыслие своими рационалистическими сухими схоластическими схемами, внесли бы инквизицию, раскол и убили бы народную веру. Количество ошибок у о.Г.Максимова и его единомышленников просто зашкаливает (в его видео, статьях и книгах) – и это результат в том числе их догматической духовной болезни, их отвержения догмата о Всемогуществе Божием.
А сколько вреда принесла эта ересь?! Это и духовно отравленные ею многие православные, воздвигшие гонения на молитвы матерей и отцов о своих убитых абортами (или выкидышей) детях, совершенно противоестественная и абсурдная война против любви матерей и отцов к своим нерождённым детям.
Вот как страшна эта ересь! И о ней, в отличие от ошибок проф. А.И.Осипова никто не говорит. Может быть, пришло время задуматься об этом?
Послесловие. Прошу не считать эту статью обвинением в новой ереси, а только попыткой (незаконченной зарисовкой) разобраться в этом и услышать мнения других благочестивых православных. Понятно, что святые такую ересь не обличали на Святых Соборах, потому что им не могло придти в голову то, что делают нынешние богословы. Святые Отцы имели благоговение и страх Божий и потому просто не знали, что в последние времена появится такая ересь, отрицающая Всемогущество Божие и провозглашающая торжество рационализма.
Побудил написать эту статью тот вред духовный, который производят схоластические богословы пессимистического лагеря (про ошибки «оптимистического лагеря» уже написано очень много и многими, поэтому на этом не останавливаюсь), и эта догматическая духовная болезнь приводит к неестественным и опасным для души выводам: «матери не молитесь о своих детях, им уже всё равно не помочь», неверию, уничтожению надежды и любви и другим духовным болезням.
Уважаемого батюшку Георгия Максимова тоже не хотел лично критиковать, скорее его ошибки и очень серьёзные (отрицание Всемогущества Божия), просто он один из виднейших представителей пессимистического лагеря богословия (так что всё сказанное как бы в его адрес относится ко всем представителям пессимистического лагеря богословия). Если он и его соратники (в большинстве своем уранополиты) свято, как в Бога, верят в эту идею «ни один из некрещёных, в том числе и младенцы, не спасётся», то пусть дают руку на отсечение и согласятся пойти в ад на веки вечные, если хотя бы один из этих младенцев милостью и чудом Божиим попадёт в рай после многих молитв и милостыней за него его родителей или близких. Дай Бог ему и его единомышленникам вразумления и исправления мыслей об этом важнейшем для спасения души предмете и исправления (что немаловажно) его статей, книг, видео, которые распространяют эту ересь. Сам он сказал в одном из видео, что «ересь – это когда представляют Бога не таким как Он есть, и когда попадут в тот мир, то не узнают Его». Так уважаемый отец Георгий узнает ли в том мире Бога, Который, возможно, помилует некоторых из некрещёных младенцев и введёт их в Царство Небесное? Не продолжит ли он искать ту безжизненную богословскую схему, в которую верил?
Поскольку я человек немощный, мог что-то не так сказать, прошу простить. Цель – не критика кого-то конкретно, а критика этой ереси.
Закончить статью хотелось бы духовно сильными мыслями святоотеческого богословия, которые содержатся в статье протоиерея Георгия Городенцева: «В первую очередь, такая забота должна выражаться в постоянном раскаянии за это, молитве (которая может быть только личной, ибо Церковь не молится за некрещённых) и милостыне за убиенных младенцев. Когда их родители (в первую очередь, мать) совершают такие добродетели, этим они являют свою любовь к этим детям. И чем горячее сия любовь, тем быстрее она растопит вышеупомянутую ледяную пустыню, согреет младенца и даст ему надежду. А последняя состоит в том, что по молитве и милостыне родителей душа оного ими же веси судьбами Божиими может быть изведена из ада и в своё время сподобится Царства Небесного. Вот тут как раз и оказывается кстати то, что эти младенцы не имеют личных грехов. А недостающие у них добродетели должны совершить их родители, особенно мать. Ведь все те добрые дела, которые мы творим в память об усопших, вменяются не только нам, но и им, в частности, – этим младенцам. Которым их родители восполняют недостаток сих добрых дел своей молитвой за них и милостыней»
Владимир Урусов, инженер, публицист, Таджикистан
2.
2 часть (продолжение):
https://ruskline.ru/news_rl/2022/09/16/o_eresi_otricaniya_vsemoguwestva_bozhiya
3 часть (продолжение):
https://ruskline.ru/news_rl/2022/10/08/chto_protivnogo_prirode_boga_kogda_molyatsya_o_nekrewenyh_mladencah
1.