Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным

Владимир  Урусов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 10.12.2016

Наблюдая за дискуссией о возможности или невозможности спасения некрещеных, мне не хотелось бы примкнуть ни к одному лагерю спорящих, потому что вопрос ставится зачастую слишком радикально и глобально - или все некрещеные спасутся или никто из некрещеных не спасется. Не думаю, что нужно возрождать древнюю ересь апокатастасиса, да и не силах человеческих решить этот вопрос. Нас немощных может заботить вопрос вечной участи наших близких, которые по каким-либо причинам не сподобились принять святое таинство крещения и умерли вне Святой Церкви. Локализуя таким образом эту проблему, приступим к ее исследованию.

Более того, еще более сузим задачу до вопроса возможности спасения некрещеных младенцев, так как они тоже принадлежат к классу некрещеных людей. Итак, зададим себе вопрос: «Возможно ли спасение некрещеных младенцев?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо в первую очередь определить само понятие спасения, что такое спасение. Как не парадоксально, но никто из спорящих уважаемых батюшек, профессоров и грешных мирян, вроде меня, не может дать четкого ответа на этот вопрос. Так однажды я задал вопрос одному из сильных богословов нашего времени Киприану Шахбазяну: «Так вот это "не прославлены, не наказаны" (имеются ввиду слова святого Григория Богослова о участи в том мире некрещеных младенцев) к чему относить - к спасению или к неспасению?» Получил неопределенный ответ: «Если под спасением понимать именно славу в Царстве Небесном, то спасены не будут. Если же - избавление от мук, то будут».

Спасение вовсе не является субъективным фактором, оно объективно, в отличие от, например, такого фактора как счастье, которое довольно таки субъективно. А тут нам предлагают выбрать одно из двух пониманий спасения. Уважаемые богословы, пожалуйста, определитесь сначала сами - какое понимание Вам ближе, а потом уже публикуйте безапелляционные статьи и книги о невозможности спасения даже несчастных абортированных младенцев, не по своей вине не сподобившихся принять святое крещение (можно привести в пример по меньшей мере три книги: первая книга иерея Даниила Сысоева «Спасутся ли некрещенные?», вторая - иерея Георгия Максимова с таким же наименованием и третья - Архимандрита Лазаря (Абашидзе) «"Грех адамов". Возможно ли спасение некрещенных младенцев»).

Не зря я назвал Киприана Шахбазяна сильным богословом - в своем ответе, о том спасутся или не спасутся некрещеные младенцы, он проник мощью интуиции в самую сердцевину проблемы, не ограничиваясь детским лепетом дискурсивного мышления, о которое очень часто претыкаются другие богословы и обнаружил ту самую антиномичность, о которой говорил уважаемый батюшка Александр Шумский. В реальности все значительно сложнее плоских схем, так, например, частица материи одновременно является и волной (корпускулярно-волновая теория). Можно привести также другой пример: кожный покров человека. С одной стороны он является защитой тела человека и отделяет его от внешней среды, но с другой стороны Господь творя человека, не создал кожу его абсолютно непроницаемой. Вообще, Господь, творя этот мир и его создания, избегает абсолютизма. Абсолютизм присущ только несовершенному дискурсивному мышлению человека. На примере кожи человека можно понять, каким образом кожа одновременно является граничной средой человека и вместе с тем через поры пропускает воду, воздух, пот и другие вещества. То есть опять антиномичность - непроницаемость и проницаемость кожного покрова человека. Подобное можно мыслить и в богословском вопросе спасения некрещеных младенцев.

Верен ли постулат «Некрещенные не спасутся»? Верен, но он не абсолютен, есть лазейки, есть поры. Можно назвать их порами милосердия Божия и Царицы Небесной.

В отношении младенцев некрещеных это видно особенно явственно. Уважаемые богословы пессимистического лагеря, Вы говорите о справедливости и Правде Божией, выдвигая постулат о абсолютности слов Господа: «Кто не родится от воды и духа, тот не может войти в Царство Небесное». Да первородный грех очень важен, именно поэтому эти младенцы сразу после того, как их убили омраченные умом родители, не попадают в рай (об этом говорит известное видение преподобного старца Паисия Святогорца о душах абортированных младенцев и видения других старцев и стариц). Именно из-за поврежденности человеческой природы, которая в необновленном святым таинством крещения состоянии не может лицезреть Свет Божественный. Но затем, вы делаете непозволительную ошибку, консервируя и замораживая в вечность это состояние таких младенцев. Во-первых, здесь есть элемент Божией Правды и справедливости - ведь младенцы эти не сделали сознательного выбора между Христом и велиаром, значит надежда есть. Пока мы только говорим о Правде и справедливости Божией, не продвигаясь до милосердия Божия. Даже по этой Правде винить этих младенцев не в чем. Поэтому и возникла эта теория о том, что они «не будут не прославлены, ни наказаны» святого Григория Богослова. Именно она и принята пока нашей Святой Церковью. Но вот что это такое - никто толком разъяснить не может, потому, как не знает.

Уважаемый батюшка Георгий Городенцев в статье «Об участи младенцев, умерших некрещенными» выдвинул интересную теорию о месте, подобном лону Авраамову, в которое эти младенцы могут попасть и из которого эти младенцы при условии молитвы родителей за них и добрых дел в память их могут двигаться и дальше в лучшую сторону, благодарим батюшку Георгия за такие добрые и светлые мысли. Кроме того батюшка Георгий вводит обоснование необходимости и правильности молитв матерей о своих загубленных чадах - это радует наши сердца. Уважаемый батюшка Рафаил (Карелин) тоже говорит о благотворности молитв за младенцев, но с меньшей убедительностью, так как он не допускает их вечного спасения, то есть попадания в рай и выдумывает подобно католикам, придумавших чистилище, некое третье место, в котором эти младенцы будут в вечности находиться (то есть не в раю, не в аду, что соответствует «не прославлены, не наказаны»). Вот только что это за третье место? Вспомним притчу Господа о Страшном суде, там вроде про это третье место не говорится. Или когда богословам выгодно, они могут изменять слова Господа, а когда невыгодно они безапелляционно заявляют об абсолютности Его слов (вспомним статью уважаемого батюшки Георгия Максимова «А что, если Бог сказал правду?..» Получается не совсем честно. А что Вы скажете уважаемые богословы, склонные к абсолютизации, о словах Господа Иисуса Христа: «...истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Стали ли вы как дети (как впрочем и все мы), а если не стали, какую надежду на спасение имеете (имеем)? Ведь здесь, как и в словах о крещении, говорится слово «истинно», а если Бог говорит только правду, а это так - то, что нам всем делать?

Итак, представим себе эту картину. Настал Страшный Суд и Господь Иисус Христос, обращаясь к младенцам абортированным, говорит им: «идите от меня проклятые в огонь вечный, ибо алкал я и вы не дали мне есть...» и другие слова. Правда, глупо выглядят такие слова в отношении этих несчастных младенцев? Вы уважаемые сторонники теории неспасения абортированных некрещеных младенцев скажете, что такого не говорили. Как не говорили, а кто нас в мудрых книгах и статьях убеждал, что некрещеные младенцы не спасутся? Вы убеждали. Или неспасение Вы понимаете иначе? Но тогда измените Евангелие на радость модернистам и добавьте к словам Господа ваши слова о третьем месте (не огонь вечный и не Царство Божие), в котором эти младенцы будут иметь относительный покой. Так где же находится это место? Не знаете! А если не знаете, зачем говорите, как знающие? Предположим, что это место находится где-то в уголочке рая (Царства Небесного), ведь в аду и геенском огне покоя быть не может, думаю, вы согласитесь. Но раз в раю - значит они спасутся.

Вот видите, как все сложно! Вот до чего доводит схоластика, схематизм и дискурсивное мышление. Двоичная логика как в компьютере. Но ведь мир Божией он не дискретен, как оцифрованная фотография, и потому не описывается этой двоичной логикой. Даже приснопамятный батюшка Даниил Сысоев говорил, что «бытие Божие сверхлогично», а мы все пытаемся логикой познать и «алгеброй гармонию поверить», как Сальери.

Есть ведь еще тайны Божии, недоступные человеческому уму. А что нам доступно, то Господь открыл: «молитесь за себя и за других», «просите и дано будет вам», «все возможно верующему».

Так что получается можно успокоиться и не молиться за этих младенцев, раз они вроде некоторый покой по минимуму приобретут? Нет, конечно, и почему так - раскрыто в прошлой моей статье «Почему надо молиться за абортированных младенцев». Кроме того, если не молиться за них, то «покой» минимальный и весьма ущербный, ни в коей мере ни равноценный райской радости, они может и обретут по милости Божией, но только в вечности после Страшного Суда, но вечность еще на настала, а пока не настала мы можем менять их участь к лучшему (просить об этом Бога). И еще, когда младенец плачет, это говорит о том, что ему плохо (вспомните видение преподобного старца Паисия Святогорца об абортированных младенцах).

В следующей статье, если Бог даст, надеюсь раскрыть более подробно динамику картины нахождения этих младенцев в том мире и предположения о их вечной участи, в зависимости от молитв и милостыни за них их сродников или в случае отсутствия таковых. Да поможет нам милосердный Господь.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 50

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

50. Сергей Абачиев : Ответ на 49., М.Яблоков:
2016-12-14 в 22:34

Я не читаю длинные комментарии. И не только по тому, что лень, а потому, что если человек не может кратко выразить свою мысль, то значит он сам ее до конца не понимает.



Значит, всё же и ЛЕНЬ читать что-то хотя бы строк в 20! А кОсите тут под читателя Святых Отцов! Не верю, как говаривал Станиславский. А кратенько можно только словесные зуботычины раздавать, чтО Вы, в основном, и делаете в своих комментариях.
49. М.Яблоков : Ответ на 48., Сергей Абачиев:
2016-12-14 в 18:57

Я не читаю длинные комментарии. И не только по тому, что лень, а потому, что если человек не может кратко выразить свою мысль, то значит он сам ее до конца не понимает.
48. Сергей Абачиев : Ответ на 46., М.Яблоков:
2016-12-14 в 16:40

Для вас Христос представляется лживым, так как вы - язычник.



Где Ваша мало-мальски внятная реакция на мой Вам ответ в комментарии 36?
47. Сергей Абачиев : Ответ на 46., М.Яблоков:
2016-12-14 в 14:28

Для вас Христос представляется лживым, так как вы - язычник.



Михаил "кроет", как обычно, по Маяковскому - "шершавым языком плаката.
46. М.Яблоков : Ответ на 45., Сергей Абачиев:
2016-12-13 в 13:05

Для вас Христос представляется лживым, так как вы - язычник.
45. Сергей Абачиев : Ответ на 44., М.Яблоков:
2016-12-13 в 11:50

"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин.3.5). Вопросы есть?! - Вопросов нет.



Ошибаетесь, товарищ подполковник! Не с боевым уставом дело имеем. Вопросов возникает немало. Здесь ДУМАТЬ надо, а Вы призываете РАССУЖДАТЬ.
44. М.Яблоков : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-13 в 08:50

"Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин.3.5).

Вопросы есть?! - Вопросов нет.
43. Hélène : Лоно Авраамово
2016-12-13 в 00:06

Пребываю в изумлении от статьи. Автору показалась оригинальной "теория" будто бы выдвинутая о. Георгием Городенцевым о т.н. "Лоне Авраамовом". "Теория" эта есть не что иное как возрождённое средневековое католическое учение о лимбе. Погуглите, если лень Данте читать. Учение это РКЦ отвергла - можете почитать катехизис РКЦ.
42. Коротков А. В. : Ответ на 38., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 19:10

Так ведь я-то там суть первого члена Символа Веры представляю!


Не надо так бездарно привирать. Там именно цитата (а не "суть"), но любой человек, который Символ Веры учил (или хотя бы слышал), процитировал бы его на ЦСЯ, так, как его следует учить, и как на Литургии его читают.
Ишь ты - даже картотеку моих комментариев закачал в память компьютера и знает, где там и что лежит.


Не стоит обольщаться - нет у меня никакой картотеки, просто в памяти отложился этот ляп. Найти его было через поиск - пару минут заняло.
Ваши комментаторские наскоки на меня уже без малого два года - своего рода "идея фикс".


В зеркало посмотритесь.
Психотерапевтическая помощь Вам нужна.


Это Вам как раз подходит. Тем более, опыт уже есть, так что привычно будет.
Я уж не говорю о необходимости покаяния в публичных осуждениях меня направо и налево.


Может, вначале свою лесопилку у себя из глаза вынете, со своей перманентной руганью-матерщиной в мой адрес?
41. Сергей Абачиев : Ответ на 40., Kiram:
2016-12-12 в 19:01

Вообще интересно наблюдать за тем, как при появлении одних и тех же комментаторов кроме скандала нет ничего.



Так ведь эти одни и те же комментаторы - прирождённые скандалисты и всё норовят меня публично поводить мордой по щебёнке, как говаривал в мою бытность офицером-двухгодичником наш командир дивизиона. А мне это, понятное дело, не нравится. И кому вообще такое понравится? А так я готов с толковыми оппонентами объясняться вполне себе доброжелательно и конструктивно. Объём таких моих комментариев на РНЛ под стать объёму моих статей. И в Вами у меня были продуктивные обмены комментариями.
40. Kiram : Ответ на 23., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 18:22

Вы уменьшаете его количество степеней свободы. Сильно преувеличиваете, Михаил! Мне коротковские комментаторские выпады - стандартно-занудные - по барабану.


Опять скандал с Вашим участием? Вообще интересно наблюдать за тем, как при появлении одних и тех же комментаторов кроме скандала нет ничего. Всякие там господа и потомки вообще уникальные персоны. У Вас вот тоже постоянно напряги.
39. Сергей Швецов : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-12 в 18:07

Если спецназ спасает одного заложника из ста, операция считается провальной.
38. Сергей Абачиев : Ответ на 33., Коротков А. В.:
2016-12-12 в 18:03

https://clck.ru/ANYht комм. 181. Как Вы любите выражаться, прохвессор,Ведь всё же на виду у читателей РНЛ и документально фиксируется в архивах публикаций с комментаторскими ветками.



Так ведь я-то там суть первого члена Символа Веры представляю! А Вы как хотели его видеть в том моём комментарии? На церковно-славянском языке? На древне-греческом? Вы в своём формальном мышлении - точно, как компьютер! Ишь ты - даже картотеку моих комментариев закачал в память компьютера и знает, где там и что лежит. Ваши комментаторские наскоки на меня уже без малого два года - своего рода "идея фикс". Психотерапевтическая помощь Вам нужна. Я уж не говорю о необходимости покаяния в публичных осуждениях меня направо и налево.
37. Сергей Абачиев : Ответ на 35., М.Яблоков:
2016-12-12 в 17:54

Для вас нет Истины. Она для вас размыта. Потому что вы не христианин, а язычник.



Приговор от САМОГО Михаила Яблокова! Духовный авторитет под стать афонским старцам...
36. Сергей Абачиев : Ответ на 34., М.Яблоков:
2016-12-12 в 17:50

Но как быть с "Дух дышит, где хочет..."Как быть? Да вы хотя бы ознакомьтесь со святоотеческим толкованием этого места из Евангелия. Там речь не о Духе Святом, а о ветре ))



Слова св. Апостола Павла «Мудрость мира сего – безумие перед Богом» Вы, разумеется, отрицать не будете. И вот Вам конкретная ситуация. Не кто иной, как Анатолий Чубайс недавно заявил, что все мы со своими геополитическими мордастыми страстями - сущие идиоты перед лицом глобального потепления, которое вскорости угробит полчеловечества и на противодействие которому у правящих элит по сей день нет никакой политической воли. (Добавлю от себя: иначе в считанные месяцы демонтировали бы сверхприбыльный военно-промышленный бизнес и с такой же концентрацией сил и средств, как в своё время на создание ядерного оружия, стали бы работать на гражданскую программу, например, экологически чистой солнечно-водородной энергетики.) Господь, несомненно, того же мнения. И всякий, кто понимает сущий идиотизм нынешних геополитических разборок на краю этой глобальной природной катастрофы, получает такое понимание от Святого Духа независимо от отношения к Церкви Христовой. Уж кого-кого, а А. Чубайса никак не заподозришь в православной церковности! У меня на эту тему особая статья на РНЛ от 12 августа 2015 года: «Мудрость мира сего – безумие перед Богом».
35. М.Яблоков : Ответ на 24., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 17:22

Для вас нет Истины. Она для вас размыта. Потому что вы не христианин, а язычник.
34. М.Яблоков : Ответ на 22., Александр Ан:
2016-12-12 в 17:20

Но как быть с "Дух дышит, где хочет..."


Как быть? Да вы хотя бы ознакомьтесь со святоотеческим толкованием этого места из Евангелия. Там речь не о Духе Святом, а о ветре ))
33. Коротков А. В. : Ответ на 32., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 15:14

И этот мой "непримиримый оппозиционер" галлюциногенными грибочками стал баловаться!


https://clck.ru/ANYht комм. 181. Как Вы любите выражаться, прохвессор,
Ведь всё же на виду у читателей РНЛ и документально фиксируется в архивах публикаций с комментаторскими ветками.

32. Сергей Абачиев : Ответ на 28., Коротков А. В.:
2016-12-12 в 14:24

Только вот как Вы объясните тогда тот факт, что Символ Веры Вы так "цитируете", что становится очевидным, что Вы его не только не учили никогда, но даже никогда в храме не слышали, потому что "цитируете" не его (на ЦСЯ), а изложение его на русском языке, которое откуда-то скопипастили.



И этот мой "непримиримый оппозиционер" галлюциногенными грибочками стал баловаться! Надо полагать, на пару с Ёкой обзавелись домашними грядочками.
31. Сергей Абачиев : Ответ на 30., Коротков А. В.:
2016-12-12 в 14:19

Вы вот Символ Веры не знаете...



?!?!?!...?!?!?!
30. Коротков А. В. : Ответ на 25., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 14:03

С юмором и у Вас слабовато, не говоря о Короткове с его мышлением - до ужаса формальным, как у компьютера.


И с мышлением и с юмором у меня всё в порядке, прохвессор.

И даже если бы первое было как у компьютера, это всё равно много лучше, чем вообще без никакого, как у Вас.
Идея "без Вас веселее" из "Мастера и Маргариты". А Вы-то - "на полном серьёзе" эти слова восприняли. Классику надо знать.


Наизусть?

Вы вот Символ Веры не знаете, а другим предлагаете роман наизусть учить.

Я, к примеру, его читал - 30 лет назад. Но наизусть не учил. Это было бы весьма странно.
29. Сергей Абачиев : Ответ на 22., Александр Ан:
2016-12-12 в 13:56

Но как быть с "Дух дышит, где хочет...", а не где ему велят, пусть даже Вселенские Соборы и святые отцы? И, потом... "связанный цепями в адском огне"Разве это в компетенции святой инквизиции - кому какое место там уготовано?



Отличные вопросы местным коллекционерам ересей и инквизиторам-любителям! Слава Богу, что виртуальным! И пусть в этом качестве остаются до конца времён.
28. Коротков А. В. : Ответ на 26., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 13:52

И кнопка приёмника у меня уже 19 лет только на волне "Радонежа".


Про кнопку эту пресловутую мы уже 100500 раз слышали.

Только вот как Вы объясните тогда тот факт, что Символ Веры Вы так "цитируете", что становится очевидным, что Вы его не только не учили никогда, но даже никогда в храме не слышали, потому что "цитируете" не его (на ЦСЯ), а изложение его на русском языке, которое откуда-то скопипастили.
27. Коротков А. В. : Ответ на 23., Сергей Абачиев:
2016-12-12 в 13:39

Мне коротковские комментаторские выпады - стандартно-занудные - по барабану.


Родители и в школе не учили, что врать нехорошо?

Если бы были по барабану, не матерились бы на меня, как сапожник.

Так что: "Не верю!" (с) Станиславский
26. Сергей Абачиев : Ответ на 12., Лия1:
2016-12-12 в 11:59

Сергей Константинович, я-то надеялась, что вы хоть раз в жизни прочтёте слова Господа.



Ну Вы даётё, Лия!! Вот, к чему приводит ослеплённость "антиосипианством"! Есть такая стереотипная фраза у мужественных киногероев: не надо меня жалеть. И Осипова тоже. Уж он-то богослов - не чета нам с Вами. Я тоже не неофит, который Библию в руках не держал. С Новым Заветом работаю ежедневно и много лет в истолкованиях преп. Феофилакта Болгарского. И кнопка приёмника у меня уже 19 лет только на волне "Радонежа". Прикиньте, сколько я за эти 19 лет ежедневных прослушиваний усвоил из учения Спасителя с помощью сильнейших богословов и катехизаторов России.
25. Сергей Абачиев : Ответ на 12., Лия1:
2016-12-12 в 11:35

«Право слово, здесь без Вас веселее!»Так вы сюда повеселиться заходите?! Очаровательно!!!



С юмором и у Вас слабовато, не говоря о Короткове с его мышлением - до ужаса формальным, как у компьютера. Идея "без Вас веселее" из "Мастера и Маргариты". А Вы-то - "на полном серьёзе" эти слова восприняли. Классику надо знать.
24. Сергей Абачиев : Ответ на 14., М.Яблоков:
2016-12-12 в 11:28

"Принадлежит спасение, совершенное Спасителем, одной лишь Церкви. И никто не может вне Церкви и веры приобщиться ко Христу и спастись. Зная это, мы понимаем, что спасение всего мира совершается не от дел закона, но во Христе, и безбожным ересям не оставляем никакого основания для надежды. Еретики не имеют ни малейшего общения со Христом, но тщетно прикрываются спасительным именем ко вреду и обману тех, кто больше внимания обращает на название и внешность, чем на истину. Итак, пусть никто не отрывает от Христа того, что было издревле, пусть никто не думает, чтобы кто-либо из живших прежде мог спастись без Христа. А тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и Истине, — тех пусть никто и не именует христианами и не поддерживает общения с ними; да и невозможно, потому что не выносится из священного дома жертва и не предлагается находящимся вне его."(Свт. Иоанн Златоуст).



Для Вас, Михаил, нет никакой разницы между христианством эпохи св. Иоанна Златоуста и христианством современным. Нет для Вас и с Вами согласных никаких великих Божиих промыслительных попущений тому, что общая религиозная культура человечества остаётся многоконфессиональной. Тому, что́ произошло с православной Россией после Февраля 1917 года. Фактически православную часть Церкви Христовой Вы превращаете в секту, БЕСКОМПРОМИССНО противопоставляя её всему остальному роду человеческому. Вам подобные «анафематствуют» Святейшего за его встречу с Папой Римским. Вам подобные «в шоке» от встреч нашего православного Президента с мусульманским или иудаистским духовенством. Я уже говорил по адресу Вам подобных, что дай вам власть в многоконфессиональной и поликультурной России, так вы уже через месяц взорвали бы страну религиозными войнами.
23. Сергей Абачиев : Ответ на 19., М.Яблоков:
2016-12-12 в 11:15

Вы уменьшаете его количество степеней свободы.



Сильно преувеличиваете, Михаил! Мне коротковские комментаторские выпады - стандартно-занудные - по барабану.
22. Александр Ан : Ответ на 13., М.Яблоков:
2016-12-12 в 08:36

Ересь Оригена анафематствованна Пятым Вселенским Собором...



Спасибо... Это понятно... Это общеизвестно...
Но как быть с "Дух дышит, где хочет...", а не где ему велят, пусть даже Вселенские Соборы и святые отцы?

И, потом...
"связанный цепями в адском огне"


Разве это в компетенции святой инквизиции - кому какое место там уготовано?
21. М.Яблоков : Ответ на 20., Коротков А. В.:
2016-12-11 в 22:12

Да, левый какой-то профессор...
20. Коротков А. В. : Ответ на 19., М.Яблоков:
2016-12-11 в 21:36

Вы уменьшаете его количество степеней свободы )


По крайней мере, в математике (и её истории и методологии), логике и IT (и их истории и методологии).

Ещё бы кто взялся из специалистов по физике, химии, биологии и др. наук внимательно просмотреть его "творчество". Тогда бы, я уверен, ещё поубавилось.

Хотя самого нью-Паскаля (нью-Аристотеля и нью-кого-там-ещё) нимало не смущает та галиматья, что он пишет. Но хотя бы читатели получают об этом предупреждение.
19. М.Яблоков : Ответ на 18., Коротков А. В.:
2016-12-11 в 20:34

Конечно, без меня бы Вы тут резвились более свободно.


Вы уменьшаете его количество степеней свободы )
18. Коротков А. В. : Ответ на 8., Сергей Абачиев:
2016-12-11 в 20:06

На потеху основной массе читателей РНЛ.


Не пишите смешных статей - не будет потехи.
Теперь будете меня как еретика "изобличать"? А кишка не тонка?


А у Вас кишка не тонка Бога "поправлять"?
Право слово, здесь без Вас веселее!


Конечно, без меня бы Вы тут резвились более свободно.
17. Kiram : Ответ на 6., Сергей Абачиев:
2016-12-11 в 19:43

И со Священным Писанием сами разберётесь - безо всяких там высокоучёных богословов типа проф. Осипова. Это же протестантизм, а не православие!


Для этого есть не Осипов, а святые отцы. Это и есть православие.
16. М.Яблоков : Ответ на 15., Лия1:
2016-12-11 в 19:14

Конечно, христиане - это только православные.
15. Лия1 : Ответ на 14., М.Яблоков:
2016-12-11 в 17:54

"Принадлежит спасение, совершенное Спасителем, одной лишь Церкви.



Михаил Иванович, я не точно выразила свои мысли. Конечно, без Церкви спасение невозможно. Христианами я считаю только православных.
14. М.Яблоков : Ответ на 3., Лия1:
2016-12-11 в 17:21

"Принадлежит спасение, совершенное Спасителем, одной лишь Церкви. И никто не может вне Церкви и веры приобщиться ко Христу и спастись. Зная это, мы понимаем, что спасение всего мира совершается не от дел закона, но во Христе, и безбожным ересям не оставляем никакого основания для надежды. Еретики не имеют ни малейшего общения со Христом, но тщетно прикрываются спасительным именем ко вреду и обману тех, кто больше внимания обращает на название и внешность, чем на истину. Итак, пусть никто не отрывает от Христа того, что было издревле, пусть никто не думает, чтобы кто-либо из живших прежде мог спастись без Христа. А тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и Истине, — тех пусть никто и не именует христианами и не поддерживает общения с ними; да и невозможно, потому что не выносится из священного дома жертва и не предлагается находящимся вне его."
(Свт. Иоанн Златоуст).
13. М.Яблоков : Ответ на 1., Александр Ан:
2016-12-11 в 17:12

Ересь Оригена анафематствованна Пятым Вселенским Собором. В притворе кафоликона Великой лавры прп. Афанасия Афонского имеется древняя фреска (написанная Феофаном Критским), на которой изображены святые отцы Пятого Вселенского Собора во главе со святым Императором Юстинианом, а внизу в левом углу изображен человек, весь черный, связанный цепями в адском огне. Это Ориген... И это уже не дискурсивное богословие, как и богослужебные тексты и патерики, в которых так же говорится, что Ориген, вместе с другими еретиками, в аду. И это - вера Церкви, ее живое и богодухновенное Предание.
12. Лия1 : Ответ на 6., Сергей Абачиев:
2016-12-11 в 17:06

Мне хватает этих слов Господа (и двухлетнего обучения в воскресной школе), чтобы ответить на Ваши вопросы: НЕ СПАСЛИ. Здесь и обсуждать нечего. Читайте Евангелие и святых отцов, а не еретика А.И.Осипова. Очаровательно: двух лет воскресной школы хватает, чтобы дерзать вершить то, на что полномочен только Спаситель на Своём Страшном суде! И со Священным Писанием сами разберётесь - безо всяких там высокоучёных богословов типа проф. Осипова. Это же протестантизм, а не православие! А может быть, Вам и священническое посредничество между Вами и Богом не требуется?



Про священническое посредничество – кто вас на эту мысль навёл?
Также измышлениями является и то, что я, якобы, говорила, что со Священным Писанием разберусь сама. Нехорошо, профессор. Я для вас процитировала Святителей и самого Христа, которые ясно и недвусмысленно говорят, что без Христа спасение невозможно. Осипов А.И. мне не нужен, вот это правда. Не уважаю его, не слушаю, не читаю. Только жалею его, несчастного.
Сергей Константинович, я-то надеялась, что вы хоть раз в жизни прочтёте слова Господа. Над ними будете размышлять, а не над моими словесами. Хотя, вам, похоже, это ни к чему. Есть же Осипов А.И.
Слепой ведёт слепого…

«Право слово, здесь без Вас веселее!»
Так вы сюда повеселиться заходите?! Очаровательно!!!
11. М.Яблоков : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-11 в 17:03

Некрещеных младенцев даже не отпевают. Младенческий чин отпевания только для крещеных. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (Ин.3.5).
Не надо себя считать милосерднее Бога.
10. М.Яблоков : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-11 в 16:56

Христос сам Плотию крестился, в подобии плоти греха, показав нам пример для спасания. Спасение некрещеных возможно только одном случае: если Христос развоплотился. Развоплощение Христа исповедовали только древние гностики. Поэтому допущение спасения некрещеных есть древний гностицизм.
9. Сергей Абачиев : Ответ на 5., Андрей Карпов:
2016-12-11 в 16:43

Когда помрем, все узнаем достоверно, а какой смысл сейчас гадать?Чтобы ответить на вопрос, надо ли молиться за умерших в утробе? Думаю, такой вопрос имеет право задать тот, кто действительно умеет молиться, а много ли таковых?



Сущая правда! Вот уж какого опыта никому не избежать, если, конечно, не застанет нас Второе Пришествие прижизненно. Вот тогда всё и узнаем. А относительно спасения некрещёных младенцев вообще вопроса быть не должно. Этот вопрос муссируют только те, кто мыслить непомерно формально. По типу такой вот логики: ни о какой искупительной сущности мученической кончины Царя-Страстотерпца недопустимо говорить, потому что только один у нас уникальный Искупитель - Господь наш Иисус Христос.
8. Сергей Абачиев : Ответ на 7., Коротков А. В.:
2016-12-11 в 16:33

Верите ли вы Богу, если задаёте такие вопросы? Нет, он хочет Его "поправить".



Шарлатаном от науки Вы меня на комментаторских ветках представили. На потеху основной массе читателей РНЛ. Теперь будете меня как еретика "изобличать"? А кишка не тонка? Право слово, здесь без Вас веселее!
7. Коротков А. В. : Ответ на 3., Лия1:
2016-12-11 в 15:04

Верите ли вы Богу, если задаёте такие вопросы?


Нет, он хочет Его "поправить".
6. Сергей Абачиев : Ответ на 3., Лия1:
2016-12-11 в 15:01

Мне хватает этих слов Господа (и двухлетнего обучения в воскресной школе), чтобы ответить на Ваши вопросы: НЕ СПАСЛИ. Здесь и обсуждать нечего. Читайте Евангелие и святых отцов, а не еретика А.И.Осипова.



Очаровательно: двух лет воскресной школы хватает, чтобы дерзать вершить то, на что полномочен только Спаситель на Своём Страшном суде! И со Священным Писанием сами разберётесь - безо всяких там высокоучёных богословов типа проф. Осипова. Это же протестантизм, а не православие! А может быть, Вам и священническое посредничество между Вами и Богом не требуется?
5. Андрей Карпов : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-11 в 09:09

Когда помрем, все узнаем достоверно, а какой смысл сейчас гадать?
Чтобы ответить на вопрос, надо ли молиться за умерших в утробе? Думаю, такой вопрос имеет право задать тот, кто действительно умеет молиться, а много ли таковых?

В остальном данная постановка вопроса выглядит наукоподобным любопытством...

Ну да,есть ещё теодицея. То есть тот, кто поднимает такой вопрос, нуждается в дополнительных аргументах, чтобы лично оправдать Бога.
4. Русский Сталинист : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-11 в 00:52

Не понимаю смысла написания таких статей.
Люди, неужели Вам правда больше нечем заняться?
3. Лия1 : Ответ на 2., Сергей Абачиев:
2016-12-10 в 23:02

не спасли свои бессмертные души, например, герои Великой Отечественной войны? Или героические пожарные Чернобыльской АЭС?



Профессор Абачиев Сергей Константинович. Верите ли вы Богу, если задаёте такие вопросы? Господь сказал: "Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие" (Ин. 3:5). «…кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9).
Мне хватает этих слов Господа (и двухлетнего обучения в воскресной школе), чтобы ответить на Ваши вопросы: НЕ СПАСЛИ.
Здесь и обсуждать нечего. Читайте Евангелие и святых отцов, а не еретика А.И.Осипова.

Апостол Павел: «если законом оправдание, то Христос напрасно умер».

СвятительТихон Задонский : «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа…»

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!»

Святитель Иоанн Златоуст «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака»

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”
Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…
Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства»
2. Сергей Абачиев : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-10 в 13:23

По моему разумению, вопрос о спасении или неспасении вне Церкви Христовой надо ставить так: это ВИНА неправославных и нецерковных в том, что они таковые, или их БЕДА? При этом вопрос о спасении некрещённых младенцев отпадает сам собой и в первую очередь.

Относительно иноверцев, включая атеистов, вопрос тоже надо ставить так. И первым делом – долой всякие там схоластические «рассуждизмы» с позиций нашей хилой человеческой логики, которая и впрямь тяготеет к логике «по-компьютерному» двузначной, «чёрно-белой без тонов и полутонов даже серого». Исходить надо из общеизвестного, в каждой семье данного ФАКТА: к отроческому возрасту человек, в основном, сформировался под влиянием, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, начиная с семейной. Если он воспитан в лоне, скажем, мусульманской культуры и в мусульманской семье, то это – не вина его, а его беда, что он не познал полноты православного Богооткровения, находится вне Церкви Христовой с её уникальными Таинствами. То же надо сказать и о специфическом советском воспитании двух-трёх поколений. Каких-то 10 лет – и всё: новое поколение сформировано. А уж в условиях воздействия электронных и прочих СМИ на его родителей и на него самого́ – тем более. Юное «свидомое» поколение на Украине – новейшее тому опытное свидетельство.

Крайне непопулярной в этом ключевом богословском вопросе остаётся тема исторических падений земной части Церкви Христовой как первопричины исторического возникновения неправославных иноверчеств, включая атеистическое. Несколько лет назад на «Радонеже» один батюшка рассказывал о том, как он пытался услышать от представителей иудаистского духовенства чёткий ответ на вопрос о том, за какой такой грех еврейский народ в Новую эру понёс такие страдания, с каковыми не сравнятся все Божии кары дохристианской эры. Его собеседники горячо развивали идею и Божиих карах дохристианской эры по грехам еврейского народа, но как только не уходили от ответа на поставленный вопрос! Не смог я тогда попасть в прямой эфир и спросить его, а за какой же тягчайший грех земная РПЦ понесла исторически беспрецедентные гонения после 1917-го года? Всем советую в качестве ответа на этот вопрос скачать из архива «Радонежа» и прослушать материал от 9.12.2016 в 22 часа: К 100-летию большевистской смуты в России и к переосмыслению событий 1917 года: «Время богоборчества». Радиоочерк О. Р. Вербицкой.

И если говорить о советских поколениях соотечественников, включая и моё – первое послевоенное, то это тоже была не их вина, и их беда, что они оказались вне Церкви Христовой. И что же – не спасли свои бессмертные души, например, герои Великой Отечественной войны? Или героические пожарные Чернобыльской АЭС, которые ценой своих жизней предотвратили разрастание экологической катастрофы до общеевропейской с неизбежным при этом переходом в катастрофу социально-экономическую и военно-политическую? И, опять-таки, долой все схоластизированные «рассуждизмы» на тему спасения душ этих явно нецерковных в своей основной массе советских людей. Требуется чёткий и однозначный ответ на этот чёткий, само́й историей поставленный вопрос. Неуж-то Господь, который есть беззаветная Любовь Отеческая к каждому человеку, не смилостивился до духовных бед этих иноверцев?
1. Александр Ан : Re: Есть ли надежда? К дискуссии о возможности спасения некрещеным
2016-12-10 в 12:26

Не думаю, что нужно возрождать древнюю ересь апокатастасиса
.

А почему бы и не попытаться не то, чтобы возродить, а хотя бы разобраться, тем более, что древность её не превосходит древности текстов Святого Писания. И часто авторы статей на такие непростые темы безапелляционно и лихо выносят свои чисто субъективные (человеческие) вердикты в качестве "непреложной истины" на том лишь основании, что, дескать, базируются они на учении Церкви. Но, простите, за учением Церкви стоят, конечно, солидные авторитеты, однако же, они всё-таки принадлежали к роду человеческому. А человеку, как известно, свойственно ошибаться! Никто из плотских не прошёл этот грешный мир, не совершив в нём ошибок! И если в полной мере доверяться в вопросах духовных исканий (а вопрос о спасении, несомненно, принадлежит к таковым!) батюшкам, то можно и, пардон, влипнуть! Все они, как правило, начитаны, неплохо знают строки Писания, умело ориентируются в воистину безбрежном море святоотечественного наследия. Но при этом могут нести такую ахинею и отсебятину, что, простите, ни в тын, ни в ворота!
Но, впрочем, вернёмся к самой оригеновской ереси! Мне вот, к примеру, неясно почему это самое учение об апокатастасисе вызывает столь яростное неприятие? Почему столько неприязни и даже злобы исторгнуто в его адрес со стороны "благочестивых"? Ведь, по сути, в нём выражена квинтэссенция милостивого и милосердного Духа Божьего! Какая вам - обращаюсь прежде всего к яростным противникам этого учения - убыль от того, что НЕ ВСЕ будут гореть в аду и мучиться, а, наоборот, ВСЕ СПАСУТСЯ?! Ведь среди них - мучимых - могут вполне оказаться ваши близкие – родители, дети ваши, братья и сёстры! Неужто вы все последователи неистового "святого" Фомы Аквината? Неужто недостойные ветхие начала - "человеческие, слишком человеческие" – мстительности и злорадства застят вам глаза? Не вспомнить ли вам, в этом случае вполне уместные, слова Спасителя о любви к врагам, если все некрещённые и инакомыслящие являются для вас такими! Но есть ещё более весомые и грозные Его слова, которые не лишне было бы помнить всем, кто самонадеянно причисляет себя к спасшимся, - "человекам это (спасение) НЕВОЗМОЖНО"!
А крещённый ты или некрещённый, просветлённый в вере или неверующий – всё это имеет вес и значение только в факте приближенности к спасению, приближения к вратам Царствия Небесного! И все те, кто в силу разных обстоятельств находятся на окольных дорогах, а не на прямом пути, лишь отдаляют от себя факт спасения, но не лишены его в принципе!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме