Сегодня, 14 апреля, исполняется 40 лет видному русскому историку, доктору исторических наук, доценту Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Андрею Александровичу Иванову. Юбиляр долгие годы сотрудничал с «Русской народной линией».
Редакция РНЛ поздравляет Андрея Александровича с годовщиной, благодарит за многолетнее плодотворное сотрудничество, желает здоровья, благополучия и помощи Божией в его научной, просветительской, преподавательской деятельности.
Вне всякого сомнения, на сегодняшний день Вы являетесь одним из самых известных исследователей политической истории России конца XIX - начала XX веков. Почему Вас заинтересовал именно этот исторический период?
Так сложилось как-то само собой. В студенческие годы на меня произвел сильное впечатление известный исследователь революции профессор В.И.Старцев, который предложил мне разрабатывать отдельные сюжеты из биографии
Ленина. Так что первые мои самостоятельные изыскания были связаны с ленинской темой. Когда Старцев ушел из Герценовского университета, меня «передали» новой заведующей кафедрой И.В. Алексеевой, занимавшейся историей думской монархии. Она-то и предложила мне при поступлении в магистратуру сменить тему, взяв что-нибудь, как раньше говорили, из «истории российского империализма». Пролистывая вузовский учебник, я остановился на тогда еще довольно слабо изученном и интригующем сюжете ‒ черносотенном движении. А поскольку общие работы об этом явлении уже были опубликованы, мне было предложено сосредоточить свое внимание на страницах думской деятельности русских правых. Углубляясь в изучение истории монархического движения дореволюционной России, я постепенно расширял сферу своих научных интересов, стал обращаться к истории русского консерватизма в целом, русского национализма, парламентаризма, эмиграции и других сюжетов отечественной истории второй половины XIX ‒ первой четверти XX веков.
Ваша книга «Владимир Пуришкевич: опыт биографии правого политика» является наиболее полным исследованием жизни и деятельности этого исторического персонажа, имя которого до сих пор связано со многими мифами. Чем примечателен этот исторический деятель и действительно ли Жириновский в некоторой степени похож на него?
Примечателен он, наверное, прежде всего тем, что был первым российским политиком, который превратил практику скандала в инструмент зарабатывания политического имиджа. Как отмечал один из первых биографов Пуришкевича, написавший о нем брошюру еще в 1924 году, это был первый русский политик, реализовавший «право на бесчестие», осознавший, что скандал и эпатаж могут приносить ощутимый политический капитал. Уже одно это не могло не заинтриговать. А тот факт, что ни одной сколько-нибудь подробной научной биографии Пуришкевича на тот момент не существовало, подвигло меня хотя бы отчасти закрыть эту «лакуну». Кроме того, Пуришкевич, несмотря на все свои минусы, был еще и, безусловно, очень талантливым человеком, выдающимся политиком и прекрасным организатором. Однако в итоге его деятельность принесла России скорее больше вреда, чем блага...
Что касается сравнения Владимира Митрофановича с Владимиром Вольфовичем, то я более, чем убежден, что в свое время Жириновский обращался к биографии Пуришкевича, и, возможно, осознанно копировал некоторые его приемы. Ведь одна из первых подробных статей о Пуришкевиче, вышедшая в постсоветское время и написанная в сугубо апологетическом духе, была опубликована в партийном альманахе ЛДПР. И едва ли это было просто совпадением.
Помимо научной деятельности, Вы еще занимаетесь популяризаторством исторического знания, публицистикой, участвуете в кинофестивалях. Какое значение Вы придаете этой сфере своей деятельности?
Так уже получается, что эта сфера деятельности является для меня вторичной, исследовательская работа стоит на первом месте. Множество научных обязательств и желание реализовать какие-то свои творческие задумки оставляют очень мало времени на популяризаторскую деятельность. Но по мере сил я принимаю участие и в публичных лекциях для широкой аудитории, в работе молодежных лагерей, сотрудничаю с «Ленфильмом» в рамках кинофестиваля фильмов о войне «Сталинградская сирень». Да и сотрудничая с РНЛ, я уделял этому направлению немало вниманиями в рамках ряда исторических проектов. Иначе говоря, эта сфера деятельности мне тоже интересна, но в последнее время свободного времени на нее не хватает.
Нередко так происходит, что наука и общество живут независимо друг от друга. Профессиональные историки делают новые открытия, уточняя наше представление об истории, и в то же самое время на общество оказывается колоссальное влияние со стороны всевозможных популяризаторов и фальсификаторов, среди которых ярких ораторов больше, чем экспертов. Как Вы считаете, имеют ли профессиональные историки некое моральное обязательство популяризировать добытые ими научные знания с тем, чтобы общество получало неискаженную информацию?
Эта проблема была всегда. Параллельно существовали те, кто добывал новые знания и те, кто доносил эти знания до широкой общественности. Согласен, что потребность в квалифицированных популяризаторах истории сегодня очень высока, потому как трактовать события русской истории сегодня кто только не берется и, к сожалению, некоторые из этих популяризаторов являются в лучшем случае пропагандистами, а в худшем ‒ откровенными дезинформаторами. Хороших историков-популяризаторов не так много, но связано это, наверное, с тем, что специалисту, увлеченному разработкой своей темой, гораздо интереснее двигаться в ней дальше, чем пересказывать и доносить до широких общественных кругов то, что ему давным-давно хорошо известно.
Некоторые время назад Вы неожиданно для знающих Вас людей увлеклись орнитологией. С чего началось это увлечение?
Я бы не назвал свое увлечением орнитологией, поскольку орнитология ‒ это сфера специального научного знания, в котором я не силен. Биологического образования у меня нет, тут я дилетант и вторгаться в этот раздел зоологии не стремлюсь. Для меня это лишь форма активного отдыха, позволяющая отвлечься от компьютера, архивов и библиотек. Стараясь хотя бы раз в неделю-две выбираться на природу, гулять в тиши парков, учиться наблюдать за окружающей природой и красотой Божьего мира, вслушиваться в нее, распознавать голоса птиц и узнавать их повадки. Это позволяет восстановиться и душой и телом, собраться с мыслями. А фотоохота за пернатыми делает это занятие не менее азартным, чем сбор грибов или рыбалка. В итоге, такая форма отдыха стала для меня уже привычкой.
Участвуете ли Вы в специальных конкурсах, посвященных фотографиям живой природы?
Нет, в таких конкурсах я никогда не участвовал и, наверное, не буду участвовать, поскольку, во-первых, существует немало профессиональных фотографов-анималистов, которые это делают гораздо лучше, чем я, во-вторых, мне хватает конкурсов в моей профессиональной деятельности. Так что самоутверждение в этой сфере не является для меня приоритетным. Достаточно того, что я испытываю радость от общения с природой и иногда получаю эстетическое удовольствие от получившихся фотоснимков. Хотя, признаюсь, пару раз мои снимки, которыми я делился с такими же заинтересованными любителями природы в социальных сетях, признавались одним из орнитологических сообществ лучшими любительскими фотографиями года.
Вы более 10 лет сотрудничали с «Русской народной линией» в качестве выпускающего редактора, затем как автор ряда рубрик. Нашими читателями была востребована Ваша историческая рубрика «Могильщики Русского царства». Вы один из создателей серии исторический миниатюр «Русские герои», изданных «Русской народной линией». Какое значение Вы придете этому периоду своей жизни?
Я получил очень ценный опыт, который во многом помог мне двигаться дальше. Благодаря редакторской работе я стал строже относиться к качеству собственных текстов; подготовка исторических рубрик научила меня основам популяризаторской деятельности; необходимость работать с большим количеством текстов, посвященных вопросам религии и политики, а также всегда интересное и полезное общение с Анатолием Дмитриевичем Степановым и коллективом РНЛ заметно поспособствовали выработке собственных политических взглядов.
Над чем Вы сейчас работаете в научном плане? Какие темы прорабатываете, какие у Вас планы?
Работа идет пока все в том же направлении. В 2016-м году вышла моя монография, посвященная истории лозунга «Россия для русских» ‒ «Вызов национализма», в 2017-м ‒ антология «Национализм: pro et contra», одним из составителей которой я являюсь. В этом году, надеюсь, увидит свет моя новая книга «"Дело чести": депутаты Государственной думы и дуэльные скандалы (1906‒1917)», которая, несмотря на свое несколько легкомысленное название, посвящена теме, как мне представляется, достаточно важной, позволяющей взглянуть на общественно-политическую жизнь России начала XX века и российского парламентаризма несколько с другой стороны. Кроме того, как мне кажется, эта работа добавит немало новых штрихов к биографиям таких известных политических деятелей, как П.Н.Милюков, А.И.Гучков, Н.Е.Марков, В.М.Пуришкевич, В.Д.Набоков, А.Ф.Керенский, Ф.И.Родичев и многих других. Надеюсь, что в 2018-м году выйдет и несколько важных для меня статей, посвященных проблемам консерватизма и русского национализма.
Клест-еловик
Лазоревка
Снегирь
Усатая синица
Ушастая сова
Щегол