11 сентября 2017 года в столице Татарстана состоялся Осенний Праздник трезвости, в рамках которого прошли Восьмые традиционные чтения, посвященные возрождению и укоренению трезвеннических традиций в Казани, сообщает наш корреспондент. Мероприятие прошло в здании Музея Е.А.Боратынского.
Когда в 2010 году председатель Международной независимой ассоциации трезвости, тогда еще доцент, а сейчас профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, доктор исторических наук Владимир Ловчев решил проводить в этот день (11 сентября) научно-практические чтения, никто не предполагал, что это превратиться в добрую традицию. Но эта традиция успешно прижилась в городе: каждый год ученые, вузовские преподаватели, музейные работники, активисты трезвеннических объединений города, практикующие врачи-наркологи собираются на традиционные чтения, где выступают с докладами, своими наработками, исследованиями по истории и современному состоянию движения за трезвость.
Несколько слов необходимо сказать и о самой Международной независимой ассоциации трезвости. Организация появилась по причине практически полного бездействия Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость (ВДОБТ), созданного 25 сентября 1985 года в рамках государственной кампании по противодействию алкоголизму в СССР, инициированной тогдашний генеральным секретарем КПСС Михаилом Горбачевым. В первые годы своего функционирования ВДОБТ играла важную роль в профилактической работе, однако к моменту окончательного провала политики Перестройки все больше напоминала, несмотря на свой общественный статус, бюрократическое учреждение со всеми недостатками, свойственным ему. Нарастал конфликт между искренними трезвенниками, которые объединялись вокруг журнала «Трезвость и культура», и теми, кто относится формалистски к трезвенническому движению и тем идеалам, которые оно отстаивает, как это имело место быть в 1990 году в структуре ВДОБТ. В итоге первые решили создать свою собственную организацию: 27 января 1991 года собрался организационный комитет организации в Москве, на котором было решено создать Независимую ассоциацию трезвости (НАТ). Учредительная конференция НАТ прошла8-9 июля 1991 года в г. Юрмале (Латвия). Сопредседателями МНАТ тогда стали Харий Зильбертс (Юрмала), Генрих Лихтанский (Житомирская область), Юрий Пронкин (Москва), Юрий Прядухин (Томск), Владимир Ловчев (Казань). После распада СССР трезвенники, хоть и оказались теперь в разных странах, связь между собой не потеряли и сохранили организацию, переименовав ее в международную - Международную независимую ассоциацию трезвости, отделения которой появились в разных городах СНГ: в Казани, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Пскове, Северске, Киеве, Фурманове, Аскизе, Запорожье, Нижнекамске, Краснокаменске, Нефтеюганске, Череповце.
В 1993-1995 гг. председателем МНАТ был Константин Красовский (Киев), а с конца 1995 года и по настоящее время - Владимир Ловчев.
В марте 1993 года МНАТ вступила в Интернациональную организацию гуманизма и трезвости (ИОГТ) - старейшую международную трезвенническую организацию, созданную в 1851 году.
Казанское отделение МНАТ с 1995 года стало проводить Осенние праздники трезвости (11 сентября), а с 1999 года Весенние праздники трезвости (28 апреля), заложив их традицию. И вот в рамках Осенних праздников трезвости с 2010 года проводятся традиционные чтения, посвященные казанскому трезвенническому движению.
После открытия работы Восьмых чтений с приветственным словом выступил заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета, доктор политических наук Сергей Сергеев, который подчеркнул устойчивый характер проекта чтений: «Восьмой раз проходит такая конференция, восьмой раз издается сборник ее материалов, и эти чтения - очень хорошая школа для социальных конфликтологов. Все студенты-конфликтологи, которые участвуют в чтениях с научными докладами, потом успешно завершают магистратуру».
Владимир Ловчев сообщил, что в среде научной, музейной и вузовской интеллигенции Казани сегодня стал реализоватьсяобширный мемориальный проект - увековечивание памяти о знаменитых казанских трезвенниках. Речь идет об Александре Николаевиче Боратынском и Александре Титовиче Соловьеве.
Заведующая музеем Е.А. Боратынского Ирина Завьялова рассказала о проекте «Последний адрес», который рассчитывают реализовать в Казани в память об Александре Николаевиче Боратынском (1867-1918).Проект «Последний адрес» представляет собой гражданскую инициативу, которая направлена на увековечивание памяти о людях, подвергшихся политическим репрессиям в годы советской власти: на стене того дома, где жил перед расстрелом человек, устанавливается мемориальная табличка.
Александр Боратынский приходится внуком известному поэту Евгению Боратынскому (1800-1844). Фигура Александра Николаевича весьма известна в истории Казани начала ХХ века. Он был предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов Казанской губернии в 1899-1917 гг., гласным Казанской городской думы в 1905-1917 гг., был депутатом III Государственной Думы (1907-1912), где работал в составе комиссий по народному образованию, судебным реформам и местному самоуправлению. Также Александр Боратынский был членом Казанского общества трезвости. Большую роль Боратынский сыграл в развитии образования в Казанской губернии: он был преподавателем Учительской семинарии, состоял в губернском Училищном совете и Попечительском совете Мариинской гимназии. Однако судьба Александра Николаевича Боратынского оказалась трагично: имея такую биографию, при большевиках его ждала печальная участь. В ночь с 18 на 19 сентября 1918 года после того, как Казань была взята Красной армией по приказу председателя ЧК и Военного трибунала 5-й армии Восточного фронтаРечь идет об увековечивании памяти об Александре Николаевич Мартына Лациса Боратынский был расстрелян как «бывшего предводителя дворянства». В 1991 году Верховным судом Республики Татарстан дело Боратынского было пересмотрено, и он был посмертно реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления».
Дом-усадьба Боратынских (Казань, улица Большая Лядская (сейчас это улица Горького, д.25/28), где сейчас располагается музей Е.А. Боратынского, таким образом является последним адресом Александра Боратынского. Заведующая музеем Ирина Завьялова высказала намерение, чтобы в рамках проекта «Последний адрес» была увековечена память об Александре Николаевиче Боратынском в виде прикрепления мемориальной таблички.
Координатор проекта «Последний адрес» (начал осуществляться с 2015 года) в Казани Равиль Урманчеев поподробнее рассказал о сути этого проекта. По его словам, «Последний адрес» является акцией национального покаяния России. Чтобы эта общественная инициатива осуществилась, необходима поддержка со стороны всей общественности: это и сбор данных в архиве, это и согласование этого вопроса с жильцами дома, это и разрешение со стороны собственников зданий, это и одобрение на установку мемориальной таблички со стороны городских властей. Сама табличка стоит 4 тыс. рублей.
В продолжении темы мемориализации памяти об известных трезвенниках Казани выступил эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, который рассказал про нелегкую историю увековечивания имени председателя Казанского общества трезвости Александра Титовича Соловьева (1853-1918). История начинается с 2005 года, когда казанская общественность стала добиваться назвать одну из улиц Казани в честь Соловьева. Инициатива поначалу встречала поддержку со стороны городских властей, тем более, что предыдущий опыт по увековечиванию памяти видного члена Казанского общества трезвости, профессора Казанского университета и Казанской духовной академии Николая Катанова (1862-1922), завершился положительным результатом: в Казани улица Школьный переулок была в 2005 году переименована в Катановский переулок, тем более, что сам Николай Федорович жил в одном из домов на этой улице. Городские власти в лице мэра Казани ИльсураМетшина поначалу пошли на встречу общественности: было вынесено постановление о наименовании одной из вновь формируемых улиц в городском поселке Вишневка в честь Александра Соловьева. Казалось бы, лед тронулся, и в городе появится улица Александра Соловьева. Однако в итоге этого по неизвестной причине не произошло. Началась длительная череда обращений общественности к властям города и республики. Общественность навещала могилу Александра Титовича на Арском кладбище Казани (так было в 2007, 2014 и 2017 гг.), там проводили службу, а после подписывали коллективное обращение. Затем приходила отписка за подписью заместителя мэра Людмилы Андреевой, которая возглавляет комиссию по топонимике, которая отвечала, что в базе данных комиссии имя Соловьева значится, однако члены комиссии воздерживаются от поддержки такой инициативы общественности о наименовании одной из улиц города. В последнем таком письме пришел аналогичный ответ, но к нему было добавлено, что власти не против увековечить память об Александре Соловьеве установкой мемориальной доски на стене здания, которые могут иметь отношение к Казанскому обществу трезвости, которое возглавлял Соловьев.
Общественность решила, что от идеи наименовать одну из улиц Казани в честь Соловьева отказываться не стоит, но и предложенный чиновниками вариант увековечивания памяти председателя Казанского общества трезвости следует использовать. Проконсультировавшись с известным в Казани краеведом Сергеем Саначиным (он отметил, что зданий учреждений, созданных Казанским обществом трезвости, уже, к сожалению, в городе не сохранилось, но есть дом по ул. Дзержинского, 3-а, где располагалась типография Императорского Казанского университета, в которой длительные годы работал Соловьев, выпускал в ней знаменитый журнал «Деятель»), общественность на этот раз обратилась к президенту Татарстана Рустаму Минниханову, премьер-министру Татарстана Алексею Песошину и мэру Казани Ильсуру Метшину с просьбой установить мемориальную доску в память об Александре Соловьеве на стену этого дома.
Участники чтений поддержали эту инициативу.
Следующим выступил кандидат исторических наук Игорь Алексеев подготовил, который подготовил обстоятельный доклад о пребывании в 1912 году в Казанской губернии Первой передвижной Самарской противоалкогольной выставки. Историк указал, что для начала ХХ века передвижные выставки были самым распространенной формой популяризации знаний среди населения, причем эффект восприятия публикой был достаточно глубокий. Алексеев посоветовал использовать эту форму, которая сегодня уступила другим формам (лекциям, видеофильмам и т.д.), однако значимость передвижных выставок, полагает историк, не стоит преуменьшать и следует сегодня трезвенникам в своей профилактической работе использовать также.
Генеральный директор группы медицинских центров «Эра» Эльдар Мубаракшин и психолог Алексей Чистяков рассказали об опыте литературных прогулок и профилактических библиотек, организуемых среди пациентов, которые излечиваются от алкоголизма и наркомании. В 2016 году был запущен проект литературных прогулок: пациенты посещали казанские музеи - музей Василия Аксенова, музейизобразительного искусства Республики Татарстан, музею Е.А. Боратынского, музей академиков Арбузовых. Что же касается профилактической библиотеки, то докладчики этим термином называют серию встреч с реабилитируемыми бывшими алкоголиками и наркоманами по книгам писателей с просмотром экранизированных по их сюжету фильмам и коллективным обсуждением. «Пока, правда, об успехах судить рано, но позитив от них ощущается», - заметил Чистяков.
Присутствующая на чтенияхзаместитель главного врача по медицинской части Республиканского наркологического диспансера Резеда Хаева в своем коротком выступлении отметила, что очень рада тому, что проходят такие чтения по истории и современному состоянию трезвеннических движений. Она видит в них очень важную социально-культурную и профилактическую функцию.
Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов выступил с докладом «Мусульманские реабилитационные центры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией: специфика и особенности». Выступающий обратил внимание на то, что сегодня многие религиозные группы создают реабилитационные центры. И имеются примеры создание исламских реабилитационных центров. На примере некоторых из них Сулейманов показал особенность их функционирования. В то же время эксперт подчеркнул, что существует практика, когда под видом таких реабилитационных центров, действуют и те, что выступают в роли аффилированных структур новых религиозных движений, а традиционные религиозные общины порой либо не занимаются подобной деятельностью у себя в регионах, либо осваивают ее значительно позднее. «Объективно пока, к сожалению, мы не можем утверждать о том, что накоплен большой позитивный опыт в деятельности именно мусульманских реабилитационных центров, который позволил бы оценить эффективность их работы. Их просто физически не так много, при этом есть опасность функционирования под прикрытием исламских реабилитационных центров новых религиозных движений, которые ставят собой цель увеличить численность своей паствы таким вот образом, и их совершенно не смущает, что они работают с мусульманами и как бы под видом исламских реабилитационных центров. Один из возможных способов предотвратить подобное негативное явление - создание исламских реабилитационных центров самими Духовными управлениями мусульман или их приходами, которые могли бы специализироваться на этой реабилитационной работе и могли нести должную ответственность, и под контролем государственных органов», - считает Раис Сулейманов.
Магистр кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета Анастасия Юдина рассказала о десятилетнем опыте оригинального профилактического проекта в Казани - год культуры. Год культуры - это серия профилактических мероприятий (4 встречи в год), уделяющих особое внимание проблеме алкоголизма и тому, как эта проблема освещается в искусстве, литературе, живописи той или иной страны, которой посвящен этот год. Так, к примеру, 2008 год был годом Франции, 2009 год - годом Англии, 2010-й - годом Германии и т.д. Нынешний 2017 год - это год античной культуры, а следующий 2018 год - год Индии. Данные встречи (на них собираются от 8 до 20 человек) проходят в дружественной, семейной обстановке. Проходят в форме семинара, где обсуждается творчество какого-нибудь национального писателя, архитектора или деятеля другой сферы той страны, в честь которой проходит этот год. Причем выбирается для обсуждения тот деятель, чья деятельность была связана с борьбой за трезвость.
Секретарь Казанского отделения Международной независимой ассоциации трезвости, специалист по работе с молодежью Центра профилактики зависимостей «Выбор» Комплексного центра социального обслуживания детей и молодежи «Доверие» Раиля Шарафутдинова, активно участвующая в организации праздников трезвости в Казани (они проходят в виде конкурсов, игр, фестиваля на тему трезвости),провела анализ представлений волонтеров об этом мероприятии. «Мы провели опрос после весеннего праздника трезвости 2017 года, чтобы лучше понимать волонтеров, с которыми работаешь, а также улучшить организацию и качество самого мероприятия. И мы выяснили, что каждый волонтер получает то, что ему нужно, Праздники трезвости позволяют создавать благоприятную и дружелюбную среду, получить обратную связь от волонтера о своей деятельности», - рассказала Шарафутдинова. По ее словам, Праздник трезвости воспринимается как нечто позитивное:«Я бы даже сказала с морем позитива». «Необходимо разорвать эту связь, что, дескать, праздник трезвости - это что-то правильное, но заунывное и даже скучное. А должна быть радость», - уверена специалист.
Среди пожеланий - нужна реклама Праздника трезвости, а также усовершенствование технологии его проведения. Но постепенно благодаря Празднику трезвости вырабатывается устойчивый ассоциативный ряд: Праздник трезвости - это праздник без алкоголя и позитив.
Научный сотрудник Республиканского ресурсного центра Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Михаил Соловьев рассказал об отношении к безалкогольному пиву среди работников социального обслуживания. Был проведен социологический опрос социальных работников Казани (опросили 49 человек) об отношении к рекламе пива: 58% опрошенных считает, что преимущества от запрета безалкогольного пива имеется. 30,4% преимуществ не замечают,4,4% не знают о преимуществах. Остальные (6,5%) - затруднились ответить.
По мнению респондентов, ограничение рекламы пива позволило снизить употребление крепких напитков. Также в запрете рекламы пива есть нравственный аспект. Опрошенные респонденты убеждены, что реклама безалкогольного пива - это подспудно и косвенно все же популяризация алкогольного пива, поскольку через рекламу безалкогольного пива зритель все равно подсознательно видит в ней популяризацию алкогольных напитков.
Специалист по работе с молодежью Центра профилактики зависимостей «Выбор» Комплексного центра социального обслуживания детей и молодежи «Доверие» Луиза Хакимова рассказала о том, какие механизмы гражданского общества в противодействии алкоголизации населения можно использовать на примере г. Казани. В законе «О рекламе» следует внести поправку и запретить рекламу пива и ниже 0,5%. 26 июня 2017 года был проведен круглый стол в Общественной палате Татарстана по этой проблеме, на котором его участники признали, что реклама безалкогольного пива влияет на население, что сами производители алкогольного пива финансируют рекламу безалкогольного пива, понимая, что действуют механизмы скрытой рекламы на сознание зрителя. Голос трезвенников уже был услышан и нашел понимание: заместитель председателя Комитета по охране здоровья Государственной Думы России Сергей Фургал предложил внести пункт в закон «О рекламе» о запрете рекламы безалкогольного пива.
В конце чтений выступили правнучки председателя Казанского общества трезвости Александра Соловьева Мария Всеволодовна Лукина и Ольга Александровна Широкова, которые искренне поблагодарили всех участников конференции и казанских общественников, которые добиваются увековечивания памяти их известного прадеда, и выразили полную поддержку этой благородной инициативе. Для потомков Соловьева это дело очень трогательно и ценно.
В нижнем ряду в центре - правнучки А.Т.Соловьева Мария Лукина и Ольга Широкова