«Добрый человек будет вечно живым, и добрые дела будут вечно живыми» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Добрый человек будет вечно живым, и добрые дела будут вечно живыми»

Русское Собрание
Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 11.07.2014


«Русское Собрание города Казани» и представители общественности провели на Арском кладбище столицы Татарстана первую «акцию памяти» …

Фото 1
10 июля в Казани, на Арском кладбище, по инициативе созданного недавно Казанского отделения «Русского Собрания» – «Русского Собрания города Казани» (РСК), прошла первая «акция памяти», в которой приняли участие представители различных общественных организаций патриотической и трезвеннической направленности, священники, историки, медики и журналисты, сообщают нам из столицы Татарстана.

Ещё на учредительном собрании организации, прошедшем 18 июня под председательством руководителя «Русского Собрания», главного редактора «Русской народной линии» А.Д.Степанова, было признано необходимым принять меры по увековечению памяти председателя Совета дореволюционного Казанского отдела «Русского Собрания» (1905 – 1917 гг.) и Комитета «Казанского Общества Трезвости» (1892 – 1917 гг.) (КОТ), известного общественного деятеля, редактора и издателя журнала «Деятель» Александра Титовича Соловьёва (1853–1918). В связи с этим было принято решение провести на Арском кладбище Казани, где он обрёл своё последнее земное упокоение, «акцию памяти», посетив также могилы других известных государственных, общественных и религиозных деятелей.

Впервые вопрос об увековечении памяти А.Т.Соловьёва был поставлен Казанским отделением «Международной независимой ассоциации трезвости» (МНАТ), которое в 2005–2006 гг. начало сбор подписей за присвоение его имени одной из казанских улиц.

В датированном 28 апреля 2006 г. обращении Казанского отделения МНАТ и Центра профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор» МПУ «Подросток» к Главе муниципального образования (мэру) города Казани И.Р.Метшину содержалась благодарность «за возвращение Школьному переулку его народного имени – Николая Фёдоровича Катанова» (выдающегося российского учёного востоковеда хакасского происхождения, соратника А.Т.Соловьёва, состоявшего секретарём КОТ и товарищем /заместителем/ председателя Совета Казанского отдела «Русского Собрания»).

«Просим Вас продолжить данную социально ценную политику в области топонимики, – подчёркивалось в обращении. – Выдающуюся роль в защите общественного здоровья сыграл член и сотрудник ряда московских и санкт-петербургских благотворительных, научных и просветительских обществ, известный казанский коллекционер археологических ценностей, монет, книг и рукописей, директор университетской типографии Александр Титович Соловьёв. […]

Предлагаем назвать именем А.Т.Соловьёва одну из новых улиц Казани. В этом случае присвоение имени улице даже не будет означать дополнительных расходов (как это было в случае с Катановским, бывшим Школьным переулком)».

Данная инициатива нашла широкую поддержку у казанской общественности, научных и медицинских работников, в результате чего на протяжении нескольких лет проводился сбор подписей в её поддержку, направлявшихся мэру Казани И.Р.Метшину.

26 июня 2007 г. – в Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков – активисты ряда казанских общественных организаций, представители Казанской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) и местных муниципальных структур почтили на Арском кладбище память А.Т.Соловьёва возложением на его могилу цветов и венка с лентой, на которой было написано: «Руководителю Казанского общества трезвости от благодарных последователей». Особое значение этому событию придало участие в нём внука Александра Титовича – известного учёного-эндокринолога, члена-корреспондента Академии наук Татарстана В.В.Талантова (род. в 1929 г.). Весьма показательно, что некоторые его участники (например, руководитель Центра профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор» Г.А.Ананьева) сочли своим долгом посетить и нынешнюю «акцию памяти».

Незадолго до первого посещения Арского кладбища в овраге, недалеко от общего семейного захоронения Талантовых и Соловьёвых (которое в отношении последних, возможно, является кенотафом) было обнаружено старое, плохо сохранившееся каменное надгробие с именами и датами смерти А.Т.Соловьёва, его жены Л.Л.Соловьёвой и их внука Александра. Именно по нему и удалось установить точную дату кончины бессменного руководителя Казанского отдела «Русского Собрания» и КОТ. Причём, надписи, выбитые на надгробии, были намеренно повреждены (исцарапаны), что, скорее всего, имело целью скрыть истинное место захоронения А.Т.Соловьёва.

На 2007/2008 «трезвеннический год» Казанским отделением МНАТ были выпущены настольный и карманный календари с фотографиями А.Т.Соловьёва, Л.Н.Толстого (с которым он состоял в переписке), а также изображением медали, полученной Александром Титовичем на Всемирной промышленной выставке в Турине (Итальянское Королевство) в 1911 г.

Дело получило настолько широкий резонанс, что 26 июня 2007 г. президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву представителями научной и творческой интеллигенции было передано коллективное обращение, в котором содержалась просьба оказать содействие в деле увековечения памяти А.Т.Соловьёва. В нём, в частности, подчёркивалось, что Александр Титович не только внёс огромный вклад в оздоровление Казани и Казанской губернии, но и прославил их на весь мир, так как в 1911 г. на Всемирной промышленной выставке в Турине КОТ получило большую премию, а его руководитель – именную серебряную медаль. Особо указывалось также на то, что общество открывало благотворительные чайно-столовые, народные библиотеки-читальни и больницы (в частности, организовало в Казани первую в России специализированную больницу для алкоголиков).

Представители интеллигенции высказывали мнение, что появление в 2007 г. в Казани улицы, названной в честь А.Т. Соловьёва, было бы весьма символично в рамках проводившегося тогда в республике Года благотворительности. Помимо прочего, по мнению авторов обращения, это способствовало бы развитию туристического бизнеса в Казани: например, за счёт появления новых маршрутов, пропагандирующих здоровый образ жизни и местные трезвеннические (в том числе, традиционные татаро-мусульманские) традиции. Одновременно выдвигалось предложение создать в Казани Музей трезвости, который в перспективе стал бы центром притяжения сторонников и пропагандистов здорового образа жизни как из самой республики, так и из других регионов России.

Обращение интеллигенции нашло поддержку у высшего руководства республики, вследствие чего по линии руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан Ю.З.Камалтынова И.Р.Метшину было дано контрольное поручение о его рассмотрении. Затем по поручению казанского мэра вопрос о присвоении одной из улиц Казани имени А.Т.Соловьёва был рассмотрен комиссией по топонимике муниципального образования (МО) города Казани, которая дала на это своё одобрение.

10 июля 2007 г. главе администрации Приволжского района Р.К.Каримову было направлено официальное предписание за подписью заместителя главы МО города Казани, председателя комиссии по топонимике МО города Казани Л.Н.Андреевой. Наряду с прочими предложениями, в нём указывалось: «Кроме того, в связи с обращением в комиссию по топонимике муниципального образования г. Казани группы творческой интеллигенции об увековечении памяти создателя и бессменного руководителя одного из наиболее известных добровольческих благотворительных учреждений в истории города Казани “Казанского общества трезвости” Александра Титовича Соловьёва, прошу Вас согласовать предложение по наименованию его именем вновь формируемой улицы в жилом массиве Вишнёвка».

При этом содержавшиеся в предписании предложения о наименовании в указанном жилом массиве двух улиц «улица Таубуе – Таубуе урамы» («Пригорная») и «улица Балачак – Балачак урамы» («Детство») было выполнено, а улицы, названной именем А.Т.Соловьёва, несмотря на все обращения и поручения, в Казани так и не появилось.

В связи с этим, собравшись по прошествии ровно семи лет после принятия данного решения, представители общественности сочли нужным напомнить городским властям о необходимости его выполнения.

На могилу А.Т.Соловьёва был возложен венок с надписью на ленте «Александру Титовичу Соловьёву от Казанского отделения “Русского Собрания” и отделения МНАТ». Вслед за этим координатором РСК, членом Совета Р.Р.Сулеймановым была произнесена речь, в которой отмечались большой, многогранный масштаб деятельности А.Т.Соловьёва, а также плодотворное влияние возглавлявшихся им организаций на развитие государственно-патриотических основ местного русского общества, трезвеннической и просветительной работы с населением.

Оратор подробно ознакомил собравшихся с историей движения за увековечение памяти А.Т.Соловьёва, предложив поддержать подготовленное РСК и согласованное с Казанским отделением МНАТ обращение к мэру города Казани И.Р.Метшину, в котором обращается внимание на то, что «до сих пор остаётся не выполненным принятое ещё в 2007 г. решение о присвоении его имени одной из улиц города Казани».

«В связи с этим, уважаемый Ильсур Раисович, – подчёркивается в нём, – по прошествии семи лет просим Вас разобраться в данном вопросе и проинформировать общественность о мерах по выполнению ранее принятого решения о присвоении одной из улиц Казани имени А.Т.Соловьёва. За прошедшее время имя этого выдающегося общественника и деятельность возглавлявшихся им организаций получили широкую известность в трезвеннических и научных кругах, а не утративший и по сей день свою актуальность опыт деятельности КОТ всё больше привлекает к себе внимание специалистов-практиков в области борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Считаем, что в этой связи было бы неверным игнорировать набирающий силу общероссийский резонанс и лишать казанцев возможности гордиться одним из своих знаменитых сограждан.

Одновременно с этим просим Вас вернуться к рассмотрению вопроса о создании в Казани Музея трезвости, который, наравне с появившимися недавно Музеем социалистического быта и Домом-музеем В.П.Аксёнова, может стать одним из уникальных культурно-просветительных учреждений города.

При этом лучше всего было бы подобрать для него помещение в районе улицы Подлужной, где до 1917 г. сосредотачивались многочисленные трезвеннические, благотворительные и медицинские учреждения, открытые КОТ. Первыми экспонатами Музея трезвости могут стать награды А.Т.Соловьёва (в том числе, полученная на Всемирной промышленной выставке в Турине медаль) и издания КОТ, находящиеся в настоящее время в личном собрании В.В.Талантова».

После выступления Р.Р.Сулейманова член Совета РСК, председатель «Братства святителя Гурия» о. О.М.Соколов совершил панихиду по А.Т.Соловьёву и его родным. При этом собравшиеся стали свидетелем того, как в это время с неба пролился небольшой освежающий дождь, который закончился после завершения панихиды.

В сказанном затем прочувственном слове о. О.М.Соколов особо отметил, что любовь и доброта нужны не только живущим, окружающим нас людям, но и тем, кто ушёл в иной мир. «Россия для нас – высшая ценность, – подчеркнул он. – Мы любим и принимаем наше Отечество, нашу Россию такой, какая она есть. Мы гордимся её замечательными свойствами и переживаем, грустим, видя нестроения, ущербность. Но эти невзгоды российские не отталкивают, естественно, нас, а вызывают только сопереживание, ибо ущербность, невзгоды у государства, как и у страны, это болезнь, и от больного не надо отворачиваться, а надо его лечить. Вот и мы должны стараться уврачевать те раны, которые сейчас видны на теле нашего общества. Мы должны это постараться сделать с помощью Бога. Русь святая, храни веру православную! Боже, храни Россию»!

Р.Р.Сулейманов добавил также, что РСК, придерживающееся консервативной идеологии и отстаивающее традиционные основы государственного строя России, ставит своей задачей в известной степени возродить и переосмыслить тот опыт, который был накоплен предшественниками. При этом он напомнил, что идея возрождения Казанского отдела «Русского Собрания» была реализована в 1990 г. доцентом Казанского государственного университета Сергеем Петровичем Гавриловым (1946 – 2003), и «на протяжении девяностых годов, когда здесь была политическая нестабильность, “Русское Собрание” пыталось как раз играть роль такой пророссийской организации». Теперь же – 18 июня 2014 г. – было решено «фактически возродить Казанское отделение “Русского Собрания”, которое было до революции, которое было в девяностые годы».

«Сегодня на русском общественно-политическом пространстве Республики Татарстан, – отметил Р.Р.Сулейманова, – у нас три такие организации: Русское национально-культурное общество, Общество русской культуры Республики Татарстан и, вот, “Русское Собрание”».

В качестве одного из конкретных шагов по возрождению традиций дореволюционного Казанского отдела «Русского Собрания» координатор РСК обозначил идею возобновления издания общественно-литературного журнала «Деятель», выходившего в Казани с 1896 по 1917 гг.

Выступивший вслед за этим член Совета РСК, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского В.А.Юферов особо отметил, что: «У Бога все живы! И здорово, что именно эта жизнь через трезвение, через духовное трезвение, возрождается и идёт даже сейчас». Он подчеркнул, что А.Т.Соловьёв с соратниками создал в Казани трезвенническое движение, в которое «входили многие правящие архиереи, священники, входили губернаторы, градоначальники, представители власти», что это движение было очень сильным как в российском, так и даже в мировом масштабе.

В.А.Юферов сказал, что об А.Т.Соловьёве сам он узнал в 2009 г. «в далёком городе Ангарске», и сложилось так, что через сорок лет по возвращении сюда, ему с соратниками удалось возродить православное трезвенное движение в лице Казанского епархиального общества «Трезвение». До этого, как отметил оратор, «знамя трезвости и трезвения» уже поднимали Центр профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор» и Казанское отделение МНАТ. «Сегодня на территории Татарстана, – подчеркнул В.А.Юферов, – у нас уже пятнадцать приходских общин трезвости». В целом же по России, по его словам, действуют свыше ста пятидесяти общин в РПЦ, «есть общины трезвости в Украине, в Белоруссии, в Казахстане и даже есть в Нью-Йорке, в США».

В.А.Юферов напомнил, что самым первым трезвенником в христианской традиции считается Иоанн Предтеча, который был и убит «на пьяной пирушке», а почётным членом КОТ являлся святой праведный Иоанн Кронштадтский. Там, где были святые Божие угодники – святой Андроник на Урале, святой Иннокентий в Иркутске, святой Сильвестр в Омске – сейчас возрождается трезвенническое движение, то есть «все святые молятся о нас». «Добрый человек будет вечно живым, и добрые дела будут вечно живыми, – резюмировал своё выступление В.А.Юферов. – И дай Бог, чтобы мы не забывали его память, продолжали эти дела. А трезвение – это не просто телесная трезвость, а духовное трезвение. И “Русское Собрание” – это сила русского духа, это сила духа справедливости, это мощь русская, в целом – российская, всех наций, которые живут на Руси, именно в России».

Вслед за В.А.Юферовым выступил ещё один член РСК, доцент Казанской духовной семинарии, председатель Казанского общества историков-краеведов А.М.Елдашев. При этом он напомнил, что «мы сегодня собрались и в печальную дату» – именно в ночь с 10 на 11 июля сто десять лет назад (по старому стилю – с 28 на 29 июня 1904 г.) «мерзавцем Чайкиным была украдена и уничтожена Казанская икона Божией Матери». В связи с этим А.М.Елдашев пригласил всех участников «акции памяти» на конференцию, посвящённую 435-летию явления Казанской иконы Божией Матери, которая пройдёт в Казанском Кремле 15 июля сего года.

То же, что в этот день представители общественности собрались на могиле А.Т.Соловьёва, оратор назвал «знаком», «символом». «Я всегда с трепетом отношусь к тем людям, – отметил А.М.Елдашев, – которые ищут места захоронения». Одновременно с этим он указал, что занимается сейчас систематизацией данных о том, сколько с 1552 г. в Казани было храмов, домовых церквей и часовен. Причём, А.М.Елдашев установил, что в годы советской власти, особенно с 1928 по 1936 гг., «было разрушено и уничтожено около ста пятидесяти церквей». В связи с этим он указал на необходимость установить точные места, где находились уничтоженные храмы, в том числе, и храм Во Имя Всемилостивого Спаса, действовавший при КОТ на улице Подлужной в Казани. «Мы являемся тем звеном в обшей цепи воспоминаний, в общей цепи памяти, и если мы есть, если вы есть, то Русь святая никогда не пропадёт, и дух наш будет крепчать. Слава Богу за всё!», – закончил своё выступление А.М.Елдашев.

Затем участники «акции памяти» посетили также место, где находится старое надгробие А.Т.Соловьёва и его близких, обратив внимание на необходимость уборки данной территории от накопившегося мусора. Одновременно высказывались предположения о том, что в данном районе могут находится захоронения и надгробные памятники других известных общественных деятелей, умерших и похороненных здесь в период гражданской войны, в связи с чем возникает необходимость проведения комплексных исследовательских работ.

При этом принимавший участие в «акции памяти» глава Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия А.Е.Хрычёв указал на то, что в ещё более плачевном состоянии оказалась старообрядческая часть Арского кладбища, где находятся захоронения многих известных городских и общественных деятелей, купцов и благотворителей. Сейчас силами старообрядцев и представителей общественности там проводятся работы по уборке территории и восстановлению уничтоженных захоронений. На уровне Аппарата Президента Республики Татарстан поставлен вопрос о возвращении старообрядческим общинам двух старых полуразрушенных часовен, использующихся в качестве подсобных помещений. Однако на уровне муниципальных служб процесс их передачи под разными предлогами тормозится, что заметно снижает уровень общественного доверия не только к городским, но и к республиканским властям.

После того, как члены РСК и представители общественности отдали дань памяти А.Т.Соловьёву, они посетили в центральной исторической части Арского кладбища могилу ещё одного известного общественного и государственного деятеля – депутата Государственной Думы четвёртого созыва от Казанской губернии Фёдора Ниловича Казина (1857-1915).

Будучи человеком консервативных взглядов, Ф.Н.Казин в 1912 г. вошёл в Государственной Думе в состав фракции правых, а в следующем – 1913 г. – стал членом «Русского Собрания». До нашего времени на могиле Ф.Н.Казина сохранился первоначальный памятник – большой чёрный каменный крест, в основании которого высечена лаконичная надпись: «Ѳеодоръ Ниловичъ Казинъ родился 14 Iюля 1857 г. скончался 2 Марта 1915 г.». К сожалению, находившийся посередине креста встроенный фрагмент (которым, возможно, являлся святой образ или иное изображение) утерян. Вместе с тем, надпись на надгробии позволяет пересмотреть принятую в настоящее время дату рождения этого известного казанского правого деятеля – 14 июля 1858 г., «удлинив» время его жизни на год. Недалеко от могилы Ф.Н.Казина находятся также могилы его брата Бориса Ниловича Казина (5 января 1859 г. – 15(28) февраля 1918 г.) и сестры Марии Ниловны Казиной (26 декабря 1864 г. – 20 сентября (3 октября) 1938 г.), датой рождения которой было принято считать 26 декабря 1863 г. (7 января 1864 г.).

На могилу Н.Ф.Казина также был возложен венок от РСК. Выступивший по этому поводу Р.Р.Сулейманов указал на заслуги перед Россией и Казанской губернией Фёдора Ниловича и всего дворянского рода Казиных, связанного родственными узами со многими известными русскими родами (в частности, Лобачевских, Лихачёвых и Горталовых) и снискавшего славу в Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе русской армии 1813-1814 гг. (участником которой был его дед – Дмитрий Нилович Казин, скончавшийся в 1852 г. в должности директора Канцелярии Капитула Орденов).

При этом оратор отметил, что заслуги Ф.Н.Казина перед государством и обществом на первый взгляд малозаметны, так как он предпочитал не делать громких политических заявлений, а занимался «рутинной» работой в различных думских комиссиях. Однако именно на таких «незаметных» тружениках всегда и держалась Россия.

Затем Фёдору Ниловичу была пропета «вечная память».

Здесь же – недалеко от могилы Ф.Н.Казина – находится могила выдающегося кряшенского просветителя, ученика и соратника «апостола кряшен» Н.И.Ильминского Василия Тимофеевича Тимофеева (1836-1895). В преддверии 150-летия его главного духовного детища – Центральной крещёно-татарской школы (ЦКТШ), отмечаемого в этом году, члены РСК и представители общественности сочли своим долгом поклониться этому замечательному подвижнику, возложив также венок и к его могиле.

В основании общего памятника В.Т.Тимофеева и его близких, представляющего собой белый каменный крест, высечены надписи на русском и кряшенском языках: «Священникъ из крещеныхъ татаръ Василiй Тимоѳеевичъ Тимоѳеевъ сотрудникъ Н.И.Ильминскаго 1836 – 2 дек. 1895 г. Кряшеннярне жактыртыучы Васылiйἅтей», «Жена его Матрона Алексѣевна и сынъ Василiй Васильевичъ», а также – «Блажени умирающiй о Господѣ. Кем дя кем Алла бойорокларын ӳзе кылыб, бютяннярне дя őйрятся, ул кюк падшалыгында олога саналыр. (Матѳ. V, 19).». Рядом – в одной ограде – находятся кресты с именами Марии Тимофеевны Тимофеевой и Екатерины Степановны Ильминской – жены Н.И.Ильминского (похороненного рядом с кладбищенской церковью святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев).

В.Т.Тимофеев, скончавшийся в Казани 2 (14) декабря 1895 г., был погребён при большом стечении народа прямо напротив ЦКТШ, первым заведующим и учителем которой он являлся с 1864 г. С этого времени могила Василия Тимофеевича стала местом паломничества кряшенской интеллигенции, священников и простых людей, каковым продолжает оставаться и по сей день.

Сейчас место последнего земного упокоения В.Т.Тимофеева отдалено от здания бывшей ЦКТШ многочисленными могилами, каменной стеной, газонами и оживлённой дорогой. Однако благодарная историческая память способна преодолеть все видимые и невидимые границы.

Выступивший на могиле кряшенского просветителя научный сотрудник Приволжского (Казанского) регионального центра этнорелигиозный исследований «Российского института стратегических исследований» В.В.Иванов подчеркнул высокое значение трудов и самой личности В.Т.Тимофеева для кряшенского народа, указав на его тесную духовную связь с Н.И.Ильминским. По словам оратора, В.Т.Тимофеев учил, что кряшенам нужно оставаться верными православию и сохранять единство с русским народом.

Кроме того, В.В.Иванов озвучил инициативу установить к 180-летию В.Т.Тимофеева, которое будет отмечаться в 2016 г., в сквере у здания бывшей ЦКТШ памятник этому выдающемуся кряшенскому просветителю или его бюст. Данная инициатива была поддержана членами РСК и представителями общественности. Скорее всего, она также будет оформлена в качестве обращения к представителям властей, Татарстанской митрополии РПЦ и кряшенских организаций.

В заключении В.Т.Тимофееву и его близким также была пропета «вечная память».

Подводя итоги первой «акции памяти», проведённой РСК, координатор организации Р.Р.Сулейманов отметил, что в дальнейшем планируется сделать их регулярными.
 
Фото 2 
 
 Возложение венка на могилу А.Т.Соловьёва
 
Фото 3 
 
 Панихида на могиле А.Т.Соловьева 
 
 Фото 4
 
 Панихида на могиле А.Т.Соловьева
 
Фото 5 
 
 Выступление В.А.Юферова
 
Фото 6 
 
 Выступление А.М.Елдашева
 
Фото 7 
 
 Венок, возложенный на могилу А.Т.Соловьева
 
Фото 8 
 
 Участники "акции памяти" около старого надгробия А.Т.Соловьева
 
Фото 9 
 
 Священник О.М.Соколов у могилы Ф.Н.Казина
 
Фото 10 
 
 Выступление В.В.Иванова на могиле В.Т.Тимофеева
 
Фото 11 
 
 Участники "акции памяти" на могиле В.Т.Тимофеева
 
 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме