itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мусульманские реабилитационные центры по борьбе с алкоголизмом и наркоманией: специфика и особенности

Доклад на Восьмых традиционных чтениях, посвященных казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2017 года, Казань)

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
2641
Время на чтение 13 минут

Алкогольная и наркотическая зависимость широких слоев населения в России сегодня остается одной из актуальных и злободневных проблем для нашей страны. Нет необходимости объяснять насколько огромен масштаб этого национального бедствия, которое охватило многие регионы России. Численность наркоманов и алкоголиков пока имеет печальную тенденцию к увеличению в нашей стране. Поэтому лечение от данных заболеваний и пороков нашего общества является трудной, но остро необходимой и благородной работой.

Методы лечения наркомании и алкоголизма имеют два основных этапа: дезинтоксикационно-стабилизационный, когда пациенту, находящемуся в длительной зависимости от алкоголя или наркотиков, оказывается медицинская помощь через фармакотерапевтические процедуры, и реабилитационно-противорецедивный, когда необходимо предотвратить возврат к активному злоупотреблению алкоголем и наркотикам. Если на первом этапе пациент находится в государственных медицинских учреждениях на лечении, то на втором этапе он проходит реабилитацию в реабилитационных центрах. Вот тут наряду с государственными реабилитационными учреждениями для алкоголе- и наркозависимых существует на сегодняшний день и частные центры, которые специализируются в этой сфере деятельности. В их числе имеются такие, которые в основе своей реабилитационной деятельности стремятся использовать религию как путь для излечения и выздоровления алкоголика или наркомана. Ведь реабилитация такого человека - это не только избавление его от физического заболевания, но и переосмысление своей жизни, духовный поиск, нравственное оздоровление личности и обретение смысла жизни. Организаторы религиозных реабилитационных центров считают, что подобное выздоровление возможно с помощью религии, которая также поставит человека на новый духовный путь его развития.

Несмотря на то, что мусульманскими врачами (в Татарстане действует Ассоциация исламских врачей «Шифа») декларируется, что употребление алкоголя запрещено исламом и не распространено среди мусульманских народов России, причем для этого приводятся исторические свидетельства[1], тем не менее н практике это не означает, что этнические мусульмане не подвержены этим порокам. Остановимся подробнее на деятельности мусульманских реабилитационных центров, которые появились в России в последние годы, чтобы понять глубже специфику их деятельности.

Мусульманское духовенство, курирующее социальную работу, которая включает также вопросы противодействия и профилактики алкоголизма и наркомании, признает, что на реабилитационно-противорецедивном этапе «необходимо подключаться к работе представителям мусульманского духовенства и просто мусульманам, которые могут и знают, как помочь человеку никогда не задумываться о наркотиках [и алкоголе] и обрести смысл жизни» [2]. Об этом пишет имам казанской мечети «Ярдам» Ильдар Баязитов, курирующий в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан работу с инвалидами, алкоголе- и наркозависимыми: «Одна из самых больших проблем бывших наркоманов - это риск рецидива и возврата к прежнему образу жизни. По нашему глубокому убеждению, если человека удастся приобщить к духовно-нравственной основе Ислама, почувствовать, что такое религия Пророка (с.а.в.) [3], узнать не только о букве Ислама, но и о духе нашей религии, то шансы его возврата к наркотикам самые минимальные» [4], - убежден он.

Проблема в том, что благородное дело помощи в выздоровлении и ресоциализации наркоманам и алкоголикам нередко подключаются псевдореабилитационные центры, под которыми порой скрываются новые религиозные движения, которые используют попавших в трудное положение людей (наркоманов, алкоголиков) для индоктринации (вовлечения) в ряды своей религиозной группы. Надо сказать, что на подобную проблему обратили внимание еще в начале 2000-х годов в Татарстане. Так, 10 сентября 2002 года было принято решение Межведомственной комиссии Совета безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту за №6 «О взаимодействии государственных и религиозных организаций в противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами», в котором отмечалась данная проблема: «Популярный лозунг борьбы с наркоманией используется рядом религиозных организаций деструктивного толка для вовлечения оступившихся людей в свои ряды. Отказавшись от наркотиков, они попадают в не менее опасную зависимость от их лидеров. Разного рода миссии проводят откровенную пропаганду своего учения, используя при этом самые современные методы и средства воздействия на людей» [5].

Постепенно эта обозначенная проблема стала особенно актуальной ближе к 2010-м годам, когда об этом стали все чаще и громче говорить специалисты. Поток публикаций и работ на тему использование новыми религиозными движениями реабилитационных центров для нарко- и алкоголезависимых для вовлечения в свои ряды их пациентов стал настолько велик, что проблему уже невозможно не замечать. Наличие шарлатанства и мошенничества в деятельности реабилитационных центров, прикрывающихся нередко маской той или иной религии, признают и исследователи. Специалисты указывают, что «отсутствие контроля со стороны государственных надзорных служб в то время (имеется в виду рубеж 1990-х - 2000-е годы. - прим.) обусловило уже в наши дни резкий всплеск создания псевдореабилитационных структур, являющихся на самом деле вербовочными пунктами адептов многотысячной армии нетрадиционных религиозных движений, которая с каждым днем все больше и больше расширяет границы своего влияния» [6].

Такая же обеспокоенность от функционирования некоторых негосударственных реабилитационных центров стала вызывать у профессиональных врачей. Рынок услуг реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости сегодня весьма широк. И нередко на ниве помощи алкоголикам и наркоманам работают те, кто воспринимает это просто как бизнес, а методы лечения, применяемые в таких частных реабилитационных центрах, далеки от того, чтобы их считать медицинскими. Эта проблема поднималась в феврале 2017 года на пресс-конференции Республиканского наркодиспансера Татарстана, где заместитель главного врача этого медучреждения Резеда Хаева сообщила, что в регионе только 13 частных реабилитационных центров прошли экспертизу Совета при Антинаркотической комиссии Республики Татарстан (они входят в соответствующий реестр), а 38 центров не смогли пройти ее, поскольку хоть и позиционируют себя как медицинские, таковыми не являются. В них нередко работают не профессиональные врачи, а бывшие пациенты, которые часто применяют насильственные и антигуманные методы лечения и используют программы, которые критически оцениваются профессионалами («12 шагов») [7].

Так, известны факты, что организация неопятидесятников-харизматов «Церковь Бога» активно занимается подобной формы прозелитизма через создание реабилитационных центров, о чем писалось в СМИ. «Церковь Бога»ведет свою религиозно-миссионерскую деятельность через аффилированного с ней фонд «Центр здоровой молодежи». Через такую схему «Центр здоровой молодежи» стал проникать в российские регионы компактного проживания мусульман, действуя посредством фонда по формированию духовно-нравственного и физически здорового молодого поколения «Аль-Амин» (официальную регистрацию получил в Москве в 2014 году). Через «Центр здоровой молодежи»были открыты филиалы «Аль-Амина» в Пятигорске (в 2012 году), в Казани (в 2013 году) и Крыму (в 2014 году). При этом организация стремится действовать, заручившись поддержкой официального мусульманского духовенства, не видящего ничего плохого в их деятельности, тем более, что они стараются позиционировать себя как мусульманские реабилитационные центры. Так, удалось в Пятигорске (Ставропольский край) заручиться поддержкой местного муфтия Мухаммада Рахимова, выступившего публично с одобрением их деятельности (соответствующее видео есть в Интернете). В Татарстане они вошли в доверие к известному в Казани имаму мечети «Ярдам» Ильдару Баязитову, занимавшему в 2013-2017 гг. пост заместителя муфтия Татарстана, который принял представителей «Центра здоровья молодежи» [8] и пригласил их на круглый стол «Взаимодействие общественных и религиозных организаций с государственными структурами в работе реабилитации наркозависимых» (31 марта 2015 года) [9] с участием православного духовенства. «Суть цинизма этой идеи в том, что эти люди, адепты нетрадиционной христианской религиозной организации «Царство Бога», заручившись поддержкой некоторых региональных муфтиев, начали по Северному Кавказу активно пропихивать этот «суррогат веры», а на реабилитацию в Пятигорск и чуть позже в Казань, отправлять всех мусульман со всех регионов, назвав это исламоориентированной реабилитацией. Особо уточнять, какими мусульманами могут быть представители уже неоднократно изобличённой неопятидесятнической харизматической христианской секты, смысла особо не имеет» [10], - пишет о фонде «Аль-Амин» и «Центре здоровья молодежи» изучавший деятельность скрывающихся под видом реабилитационных центров новых религиозных движений Николай Каклюгин, сам профессиональный нарколог, кандидат медицинских наук.Участие официального мусульманского духовенства в проектах этого «исламского» фонда (на его сайте указано, что партнером в Татарстане стал благотворительный фонд «Ярдам», принадлежащий Ильдару Баязитову) можно объяснить то ли неразборчивостью и неосведомленностью имамов, которые поддержали адептов харизматической «Церкви Бога», умело прикрывающих свою сущность тем, что хотят помочь этническим мусульманам, ставшими алкоголиками и наркоманами, либо тем, что пока мусульманских реабилитационных центров не так много, а в условиях их дефицита любой, кто позиционирует себя как «исламский центр» или «исламский фонд» будет автоматически вызывать комплиментарность у мусульманского духовенства. Собственно, на это и рассчитано.

Помимо «Аль-Амина» существуют и другие примеры исламских реабилитационных центров. Например, региональная общественная организация «Первый исламский реабилитационный центр «Насихат» Республики Башкортостан» была создана в 2009 году в Уфе, которая даже сумела прошедшим у нее реабилитацию мусульман (9 мужчин и 1 женщину) помочь поступить на учебу в Российский исламский университет в Уфе [11]. Об идее открыть исламский реабилитационный центр в Грозном стали говорить в 2015 году, поскольку проблема наркомании и алкоголизма, несмотря на сильную степень религиозной активности местного населения, имеется [12].

Впрочем, у подобных реабилитационных центров не все так однозначно и успешно, если посмотреть внимательно на их деятельность. Так, к примеру центр «Насихат», созданный в 2009 году в Уфена территории поселка Максимовка и возглавляемый имамом Нурмухаметом Нуриевым, вначале был известен как медресе «Китап» [13]. Затем этот центр был через два года в 2011 году лишен арендованного им помещения, и вынужден был в итоге свернуть деятельность в столице Башкортостана и перебазироваться на территорию Салаватского и Караидельского районов Башкортостана, где открыл свои филиалы, а в 2017 году неожиданно сменить название - теперь он именуется как мусульманский центр «Шифа»: причин подобного ребрендинга нигде не сообщается, что лишний раз порождает вопросы и домыслы.

Отметим, что одна из причин появления реабилитационных центров, аффилированных с нетрадиционными религиозными движениями, в отсутствии аналогичных центров у традиционных религиозных организаций. То, что разного рода новые религиозные движения успели освоить и занять свое место на рынке предоставления услуг по профилактике и лечению от наркомании и алкоголизма, больше свидетельствует о недостаточной работе в этом направлении РПЦ и ДУМ. Спрашивается: что мешало последним создать самим реабилитационные центры ранее?

Пока применительно к Татарстану духовные реабилитационные центры по противодействию наркомании и алкоголизму со стороны традиционных доминирующих религиозных общин не получили своего организационного оформления. В свое время была попытка создать даже объединенный православно-исламский центр в Казани, где попавших под алкогольную и наркотическую зависимость этнических православных и мусульман будут реабилитировать. Однако из идеи ничего не вышло: ее просто не реализовали.

У мусульман Татарстана вопрос о создании реабилитационного центра для профилактики наркомании и алкоголизма поднимался еще в 2002 году [14]. Однако кроме высказывания намерения тогда дело не сдвинулось. В 2015 году муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным было анонсировано открытие соответствующего реабилитационного центра [15]. Правда, пока о его опыте работы говорить рано: к сожалению, открытой информации об этом нет, как и неизвестно действительно ли он был открыт.

В среде православных Татарстана тоже пришли к осознанию необходимости создавать свои реабилитационные центры для лечения и профилактики наркомании и алкоголизма. В апреле 2017 годаприход Храма святителя Варсонофия в Казани выиграл грант Международного благотворительного фонда «Православная инициатива» на реализацию проекта по профилактике зависимого поведения среди населения Республики Татарстан. По этому проекту будет создан Православный ресурсный центр комплексной профилактики зависимостей, в котором будет внедрена новая оригинальная методика профилактики зависимостей, представляющая собой авторский метод профессора психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, доктора медицинский наук Анатолия Карпова [16]. Каков будет результат у этого начинания, каковы будут его успехи, покажет время.

Итак, постараемся пока оценить опыт функционирования мусульманских реабилитационных центровпо избавлению от наркотической и алкогольной зависимости. Их отличительными признаками являются:

1) упор на пробуждение религиозного сознания пациента;

2) обучение его основам исламского вероучения;

3) укрепление духовного фундамента внутреннего психологического перерождения человека через отказ от употребления наркотиков и алкоголя в будущем;

4) начало выполнения религиозных обрядов ислама, совершение регулярной молитвенной практики;

5) ресоциализация реабилитантов и возвращение их в ряды исламской уммы.

Объективно пока, к сожалению, мы не можем утверждать о том, что накоплен большой позитивный опыт в деятельности именно мусульманских реабилитационных центров, который позволил бы оценить эффективность их работы. Их просто физически не так много, при этом есть опасность функционирования под прикрытием исламских реабилитационных центров новых религиозных движений, которые ставят собой цель увеличить численность своей паствы таким вот образом, и их совершенно не смущает, что они работают с мусульманами и как бы под видом исламских реабилитационных центров. Один из возможных способов предотвратить подобное негативное явление - создание исламских реабилитационных центровсамими Духовными управлениями мусульман или их приходами, которые могли бы специализироваться на этой реабилитационной работе и могли нести должную ответственность (например, приход казанской мечети «Ярдам» успешно создал Реабилитационный центр помощи слепым), и под контролем государственных органов. В настоящий момент в Совете Федерации России прорабатывается вопрос о том, чтобы обязать негосударственные центры по лечению наркозависимости получать лицензию на медицинскую деятельность.

Примечания:

1. Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье. На примере татарского народа. - Казань: Шифа: Таткнигоиздат, 2005. - С.32-36

2. Баязитов И. Социальное служение в Исламе. - Казань: Зур Казан, 2014. - С.113

3. С.а.в. - «Саляллаху алейхи вэссаллям» («Да благословит его Аллах и приветствует») - эпитет, используемый мусульманами при упоминании пророка Мухаммеда.

4. Баязитов И. Социальное служение в Исламе. - Казань: Зур Казан, 2014. - С.113-114

5. Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни: Тезисы научно-практической конференции. - Казань, 2002. - С.50

6. Каклюгин Н.В. От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к эстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой? // «Наркология». - 2015. - №6. - С.89

7. «Пациенты домов для наркозависимых сами нам говорят, что их и на мороз выставляли, и холодной водой обливали» // "Реальное время", 14 февраля 2017 года.

8. Заммуфтия Татарстана встретился с представителем БФ «Центр Здоровой Молодежи» // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 29 ноября 2013 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_2282.html

9. Мусульмане и православные будут совместно заниматься реабилитацией наркозависимых // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 1 апреля 2015 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_9656.html

10. Каклюгин Н.В. Они пытаются взорвать мусульманство изнутри, или Новое дитя сектантского тандема «Царство Бога» - «Центр здоровой молодёжи» // "Русская народная линия", 26 января 2015 года.

11. 10 бывших пациентов Исламского реабилитационного центра для нарко- и алкозависимых поступили в РИУ // "Ансар", 14 октября 2010 года.

12. Магомадова С. «Лишь вера помогает мне держаться». В Чечне будут бороться с наркоманией с помощью религии // "Кавказская политика", 2 ноября 2015 года. URL: http://kavpolit.com/articles/lish_vera_pomogaet_mne_derzhatsja-21065/

13. Болезни общества лечатся исламом // "Ислам в Республике Башкортостан", 18 октября 2010 года. URL: http://islamrb.ru/bolezni-obshchestva-lechatsya-islamom/

14. Коран - лечит! В Татарстане создается Исламский реабилитационный центр для наркоманов // "ЦентрАзия", 14 ноября 2002 года. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1031983140

15. Реабилитационный центр для людей с алкогольной и наркотической зависимостью планирует создать ДУМ РТ // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 14 января 2015 года. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_8995.html

16. Отдел Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму выиграл грант // "Православие в Татарстане", 26 апреля 2017 года. URL: http://www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=64725

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21