31 марта в Санкт-Петербурге в магазине «Буквоед» Издательский дом «Питер» представил новую книгу Армена Гаспаряна «Операция "Трест". Шпионский маршрут Москва - Берлин - Париж». В рамках презентации с политологом, писателем и телеведущим встретилась специальный корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова. Беседа была посвящена оппозиционным митингам, прошедшим 26 марта.
Оппозиционные митинги, прошедшие в разных городах России 26 марта, вызвали оживленную дискуссию в экспертном сообществе. Что, по Вашему мнению, произошло? Как бы Вы охарактеризовали эти события?
Произошла профанация политики. Если вы хотите бороться против коррупции, то вам надо идти в министерство юстиции или в профильный комитет Государственной Думы. Когда люди просто выходят на улицы - это не политика. Толпа - это не субъект политики, а объект - большая разница. К сожалению, подавляющее большинство людей, которые вышли 26 марта на митинги, не отдавали себе отчет, во-первых, в чем они принимают участие?, во-вторых, против чего они выступают?, в-третьих, на чью мельницу они льют воду?
В оппозиционных акциях участвовало небывало большое число несовершеннолетних. Этот факт интерпретировался различным образом. Одни эксперты склоняются к тому, что подростки и дети были подкуплены. Либералы говорят о самовольном вовлечении молодежи в политический процесс. А какова Ваша точка зрения?
Молодежь исторически самый пассионарный кластер в России. Молодежь готова выступать «за все хорошее против всего плохого», но в данном случае ее развели. Им сказали, мол, есть материал, обличающий коррупцию, естественно, никто его не смотрел, доклад не читал. Если бы читали, то знали, что речь в нем идет не о премьер-министре Российской Федерации, а о других людях.
В юности, в 1980-1990 годах, я тоже участвовал в акциях протеста, но в те годы молодежь старалась быть субъектом политики, а в нынешнее время она почему-то хочет быть объектом политики. Она считает, что есть господин Навальный, который будет тщательно защищать чьи-то права - это абсурд. Простой пример: на митинг против коррупции, против обогащения, г-н Навальный выходит в кроссовках стоимостью 16 тысяч рублей. Ему кто-нибудь задал вопрос по этому поводу? Кто-нибудь задал ему вопрос, на какие средства существует Фонд борьбы с коррупцией? На какие средства существует сам Навальный, его квартира, его машина, его охрана?
С коррупцией в России борются всегда, но, когда человек призывает бороться с коррупцией, он сам должен быть святее Папы римского, а господин Навальный уличен в коррупции с 2008 года, когда он был советником губернатора Кировской области, ныне отбывающего срок в заключении. Молодежи стоит, если она хочет играть в политику, узнавать о политике больше, чтобы не попасть на приманку.
Молодежь безграмотна в общественно-политической сфере, и я не знаю, к кому обращать этот вопрос. Обвинить в непатриотичности молодежь нельзя, потому что примерно такой же процент этих подростков 9 мая выйдет на Бессмертный полк. А Навальный пользуется их активностью, полагая, наверное, что они являются ядром электората. Когда большая часть электората - несовершеннолетние, не имеющие права голосовать на выборах, о какой предвыборной программе 2018 года может идти речь? Мы умолчим о том, что Навальный в принципе не имеет права участвовать в выборах как дважды условно осужденный.
Можем ли мы провести параллели между событиями начала 1917 года, повлекшими октябрьский переворот, и событиями марта 2017 года?
Думаю, этих параллелей три. Во-первых, в 1917 году к власти пришли те же деструктивные силы, но по интеллектуальной составляющей Милюков, Родзянко, Гучков, Керенский не шли ни в какое сравнение с господином Навальным. Это все равно что сравнивать профессора университета и первоклассника. По уровню осознания политических процессов, происходящих в стране, господин Навальный оставляет желать лучшего.
Вторая параллель: в части народа есть неудовлетворенность происходящими процессами. Но на этом параллель заканчивается, потому что тогда, в 1917 году, страна, измученная Первой мировой войной, при невнятно сформулированной позиции Церкви, позволила себя втянуть в маховик войны. Сегодня позиция Русской Православной Церкви очень серьезна, и руководство страны совершенно другое, чем в начале прошлого века.
Третья параллель: в той или иной степени русская интеллигенция, особенно творческая, настроена, как и 100 лет назад, на деструкцию. Но если тогда это было массовым явлением и превышало 90 %, то сегодня это 10%. Тогда эта интеллигенция была кумиром народных масс, а сегодня те, кто выступает за демонтаж существующей государственной конструкции, являются, скорее, представителями маргинального слоя.
То, что отголоски 1917 дошли до 2017, говорит о том, что у нас почти никто не может определить для себя точно, что произошло в феврале-марте 1917. В Советском Союзе, согласно с политикой партии, февраль 1917 года рассматривался как прелюдия к октябрю и занимал одну страницу в учебнике. Нынешнее поколение почти ничего о нем не знает. Поэтому, когда мы сегодня проводим параллели, многие вообще не понимают, о чем речь. Отсюда проблема - невыученный урок истории.