Социализм или социальное государство?

Стратегические ресурсы и предприятия должны быть национализированы, но остальная собственность вполне может оставаться человеческой под контролем закона

Бывший СССР  Православный социализм 
0
1470
Время на чтение 7 минут
Как сообщалось, главный редактор Русской народной линии в рубрике «Беседы о главном с Анатолием Степановым» беседовал с доктором философских наук, профессором, директором Российского института истории искусств РАН и Министерства культуры Александром Казиным. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей РНЛ статью Александра Леонидовича Казина на эту же тему.
 
Это снова небесные битвы
Отразились на русской земле
Ю.Кузнецов

Надо отдать должное Андрею Карпову - он умеет ставить вопросы ясно и принципиально. Вот и его статья «Социальное государство или социализм» (РНЛ) отличается указанными качествами. Чего вы хотите, господа-товарищи, спрашивает автор - более-менее разумного распределения рыночного продукта в нашей стране или черного передела? Сравнительно мирного и постепенного усовершенствования (социализации) нынешнего режима или быстрого и жестокого переворота вроде Октября 1917 года? Эволюции или революции в России вы желаете, тем более, что близится октябрьский юбилей?

Я называю вещи своими именами, потому что проблема эта трудная и судьбоносная, особенно для христиан, которым заповедано «Не убий!». Им же сказано: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны изгнанные за правду. И, как продолжение -  «Горе вам, богатые, ибо уже имеете награду свою!» На Руси до сих пор человек определялся не количеством денег у него  в кошельке, а чем-то другим. При царской власти, например – отношением к Вере, Царю и Отечеству. При советской власти - отношением к обществу, к партии, к своей социальной роли. Даже сейчас, при  навязанном нам олигархическом капитализме, русский человек в глубине души мерит себя некоей иной мерой, несмотря на весь напор  рыночной пропаганды, от ежедневной информации про курс доллара до «общенародных» телепередач вроде «Кто хочет стать миллионером». И хотя - признайся, читатель - ты не отказался бы от миллиона, если бы тебе его предложили, всё же ты чувствовал бы себя при этом не в своей тарелке, проще говоря - грешником. Ибо, действительно, в православно-русской цивилизации для всякого важного  дела нужен,  в конечном итоге, выход в иное измерение, хотя бы символический. Иначе у него  - у этого дела и связанных с ним людей -- не будет шансов на успех. В этом и сила России, и её слабость.

У заявленной проблемы есть две стороны – духовно-нравственная и практическая. Нравственная состоит в том, что для любой революции надо «кровь по совести разрешить». Как заметил читатель, я цитирую тут Родиона Романовича Раскольникова, который ведь тоже мировой справедливости захотел и во имя её старушку «экспроприировал». Ограбил награбленное, как бы предвидя знаменитый лозунг Ленина, и даже статью про это написал. А ехидный следователь ему заметил, что нынче без статьи не убивают. Да что там статья – уже целые тома Маркса и Энгельса к тому времени были написаны. О том, что оружие критики должно перейти в критику оружием, и что буржуазию необходимо уничтожить как класс, со всеми её чадам и домочадцами. А те, кто не желает кровь проливать, суть «буржуазные социалисты», оппортунисты и соглашатели, изменники интересов рабочего класса. Впоследствии – уже при советской власти – их стали называть социал-предателями и даже социал-фашистами. И уничтожали «своих» буржуев, священников, казаков, крестьян, интеллигенцию и вообще всех, кто попадется под горячую руку и холодную голову ЧК – тысячами. В том числе царскую семью с четырьмя девочками и наследником. Короче говоря, объявили народу классовую войну. В одной Гражданской около 10 миллионов полегло.

Желаем ли мы в ХХ1 веке повторения подобных событий? Уверен, что абсолютное большинство населения России этого не хочет. Причем не только из опасений за собственную жизнь. Просто всё это уже было - и революции, и военный коммунизм, и НЭП, и коллективизация, и целина, и «догнать и перегнать США», и развитой социализм, и много чего ещё. Вторую сверхдержаву на планете построили, Гитлера победили и японцев походя «щелкнули». Атомной бомбой завладели и в космос первыми вышли. И в конце 1991 году с грохотом рухнули.

Причина тут не только в предательстве Горбачева-Ельцина и их команд. Причина – точнее, две причины – как все главное в жизни, восходят к области небесных битв. Первая из них заключается в том, что иссякла духовная, религиозная энергия, которая в превращенной форме «единственно верного учения» советской власти выстроила громаду под именем СССР и поддерживала её, вопреки всем военным и экономическим трудностям, вплоть до смерти Сталина и даже лет тридцать после неё. Вторая причина связана с отсутствием в СССР пространства личной свободы, необходимого каждому человеку (и особенно христианину) для самоопределения себя, с кем он – с буржуями или пролетариями, с богатыми или с бедными, с Богом или с чертом. В тот социально-исторический момент, когда обе эти причины/силы наложились друг на друга и были общественно осознаны -- СССР рухнул, обладая второй по объему экономикой и едва ли не первой по силе армией в мире. В России (в том числе и в советской России) идея всегда первична, а материя вторична. Этого нельзя забывать, размышляя о православно-русской цивилизации.

Теперь к вопросу о том, что делать. В статье Андрея Карпова недвусмысленно сделан выбор в пользу постепенной, бескровной эволюции нынешнего «миллиардерского» (100 долларовых миллиардеров – второе место после США) капитализма в сторону умеренного и разумного «социального государства», распределяющего доходы относительно справедливо. Надо отметить, что подобное национальное устройство давно существует в виде, например, «шведского социализма», «норвежского социализма», некоторых исламских монархий и др. Даже во Франции не так давно левый президент-социалист ввел такие налоги на сверхбогатых (свыше 50%), что тамошние миллионеры ужаснулись, а отдельные их представители (Жерар Депардье, к примеру) кинулись просить российского гражданства по принципу «родина там, где кошелек тяжелее».    

Чего-то похожего, на первый взгляд, хочет и президент Путин. Несмотря на либеральные провалы внутренней политики правительства Медведева (надеюсь, его экономический блок будет, наконец, заменен), всё же в целом Владимиру Владимировичу свойственна та мера социальной ответственности, которая позволяет надеяться на более равномерное разделение «национального пирога», увеличение зарплат и пособий, финансирования образования и культуры и т.п.

Вопрос в том, что этого для России как страны-цивилизации мало. «Буржуазный социализм» западного типа – продукт уже остывающей (и частью даже совсем остывшей) постхристианской истории, продолжающейся почти исключительно ради комфорта, удовольствия и безопасности «золотого миллиарда». Норма такого существования – status quo. Это и есть, собственно, конец истории (о котором со своей, либеральной точки зрения с одобрением писал Ф.Фукуяма), а точнее, внутриисторический апокалипсис, когда конец света уже произошел, только не все это заметили. Грубо говоря, на Западе уже невозможен спор смысле жизни: он достигнут в государстве «всеобщего благоденствия» - ценой отказа от Христа и водружения на его место самодостаточного постчеловека с его трансгуманизмом, гомосексуализмом и эвтаназией. Россия пока не совершила этой роковой подмены, в том числе на уровне общественно-экономической практики. Отсюда искомая правда (ключевое слово нашей цивилизации со времен Ярослава Мудрого) социальных отношений на Руси, заведомо превышающая по своей ценностной мощи понятия комфорта и удовольствия. Либо «общее дело», либо наглый капитализм: третьего пока не дано.

Как разрешить эту антиномию – не знает пока в России никто. Либералы предлагают европейский путь, как будто не понимая, что Россия не Европа, никогда ею не была и не будет (и слава Богу!). Есть сторонники «баррикадных» решений, как справа, так и слева. Православным христианам, в отличие от марксистов-ленинцев, запрещена кровь, но и наслаждение «постжизнью», в стиле либерального «человейника» (выражение А.Зиновьева) для людей-животных - им тоже запрещено. Поэтому постмодернистский мир их гонит, да и всегда гнал. Наряду с этим, наша страна-цивилизация ещё хранит в себе энергетику классической духовной вертикали, на которую может опереться верховная власть при поддержке народа для относительно мирного движения к православному социализму. В самом общем виде православный социализм предполагает иерархию духовных, государственных и экономических уровней национального бытия – от первого к последнему, а не наоборот (обратное устроение жизни и есть, собственно, буржуазность, то есть тотальный рынок, для России гибельный), Развал 1990-х годов ещё у всех на памяти. Частная собственность имеет право на существование, рынок народу и государству необходим – но они не должны доминировать ни в качестве социальных институтов, ни, тем более, в качестве квазирелигиозных ценностей и экзистенциальных целей людей.

До сих пор так в России и было. Исключения только подтверждают правило. Именно это делает её сегодня альтернативой всемирному спекулятивному интернационалу (держателям мировых денег и коммуникаций). Можно сказать, что Россия в ХХ1 веке чревата православным социализмом. Верховная власть по-своему сознает это, выстраивая церковно-государственную вертикаль, управляя основными финансово-информационными потоками и проводя независимую внешнюю политику. Стратегические ресурсы и предприятия должны быть национализированы, но остальная собственность вполне может оставаться человеческой под контролем закона. Остается надеяться, что государству хватит мужества и ума совершенствовать и мирно развивать эту линию с опорой на «большой народ». Существует, конечно, опасность срыва в диктатуру. Однако на фоне грядущих суровых событий – в том числе военных действия или внутренних мятежей – «большой народ» примет и диктатуру, если почувствует за ней потребную ему общенациональную правду. Ту, за которую стояли лучшие русские люди всех времен.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

60. Ответ на 59., Коротков А. В.:

Просто взгляните в ретроспективе на всю эту партийную возню.Что они сделали положительного для России, все эти партии? Ноль.

Что интересно, у меня даже есть награда (знак или орден) от Избирательной комиссии за активное участие в каких-то за какой-то год выборах. За что? Со мной даже в преддверии выборов проводили "профилактические" беседы (кстати, слащавые и осторожные, видимо, зная мой характер) маститые протоиреи. А Васька слушает, да ест...

59. Ответ на 58., г-н Инспектор:

Если распишите подробнее, попытаюсь ответить.

Просто взгляните в ретроспективе на всю эту партийную возню. Что они сделали положительного для России, все эти партии? Ноль. Какие имеются успехи и в чём, достигнутые благодаря их существованию в политической системе? Вы можете их назвать? Зато нас всех можно поздравить с тем, что благодаря им у нас строится тоталитарное государство со всеми этими ЭП, ювеналкой, с законами об уничтожении здоровья граждан, об оскотинивании и т.д. и т.п. Ну а если учесть текущее международное положение, текущее экономическое положение, то продолжение всей этой партийной вакханалии тем более не сулит нам ничего хорошего.
Коротков А. В. / 03.09.2016, 11:15

58. Ответ на 57., Коротков А. В.:

это перпетуум мобиле даже не с нулевым, а отрицательным результатом, учитывая все текущие обстоятельства. Выход в никуда.

Если распишите подробнее, попытаюсь ответить.
г-н Инспектор / 02.09.2016, 10:55

57. Ответ на 56., г-н Инспектор:

Я бы назвал Ваши предложения необоснованным оптимизмом.

Вы ошибаетесь, если думаете, что я считаю проведение референдума легко достижимой задачей. Разумеется, его проведению будут всячески препятствовать те, кто удобно устроился черпать задаром ковшами из государственной кормушки всевозможные блага, а также те, кто пока там не прописался, но сильно первым завидуют и желают попасть туда же. Но другого пути у нас нет. Учитывая Ваше нежелание находить реальные выходы из ситуации, я бы назвал Ваш прогноз, скорее, необоснованным пессимизмом.

Вы опять ошибаетесь, как я полагаю. Ваши "реальные выходы" - это перпетуум мобиле даже не с нулевым, а отрицательным результатом, учитывая все текущие обстоятельства. Выход в никуда. Так что это всё же не пессимизм, а реализм.
Коротков А. В. / 02.09.2016, 06:13

56. Ответ на 52., Коротков А. В.:

Нет, разумеется. Для того чтобы избавиться от паразитов, не надо никакой крови, для этого достаточно провести референдум по отмене не самих партий - пусть варятся в собственном соку, но не паразитируют на нашем многострадальном народе, уставшем от их экспериментов - а просто отмене партийного подхода в системе формирования органов власти. Этого вполне достаточно для первого этапа.

А напомните мне, пожалуйста, когда и по какому поводу у нас был последний референдум? А сколько у нас сидельцев, пытавшихся провести какой-нибудь общероссийский референдум за последнее время? Я бы назвал Ваши предложения необоснованным оптимизмом. Реализм - это понимание того, что сейчас мы имеем путь в тупик.

Учитывая Ваше нежелание находить реальные выходы из ситуации, я бы назвал Ваш прогноз, скорее, необоснованным пессимизмом.
г-н Инспектор / 01.09.2016, 20:49

55. Ответ на 54., Сергей Абачиев:

Возлюби ближнего своего, как самогО себя. А кто себя ни в грош не ставит, тот и других не способен любить.

Абачиев, Вы просто восхитительны. Очередная логическая ошибка - путаница в Вашей голове просто невообразимая. Я Вас поздравляю, Вы перепутали необходимые и достаточные условия. То, что Вы любите себя самого, тут у меня сомнений никаких нет. Но для Вас остальные люди - стадо. Вот в таком отношении к людям и проявляется Ваша к ним "любовь".
Коротков А. В. / 01.09.2016, 19:43

54. Ответ на 47., Коротков А. В.:

Себя, любимого, к стаду, понятное дело, не относите?

Хоть и язвительно сказали, но сказали правильно. И себя любить тоже не грех. Помните вторую заповедь Христову? Возлюби ближнего своего, как самогО себя. А кто себя ни в грош не ставит, тот и других не способен любить.
Сергей Абачиев / 01.09.2016, 16:35

53. Ответ на 41., Сергей Абачиев:

Апатичное и аполитичное обывательское стадо, живущее только интересами личной жизни и легко управляемое с помощью СМИ

Вы сильно упрощаете систему управления государством сводя всё к сми. СМИ это результат, что-бы заставить человека слушаться СМИ проводится колоссальная работа. 1! это заставить человека выбрать власть, затем эта власть крутит человеком как хочет. Изобретает всякие хитрости, ваучеры, идентификационные кода, карточку москвича и очень много всяких вещей, отравляет еду. Короче говоря, делает всё, что-бы человека покинула Благодать. А потом, человек смотрит телевизор как зомби. Человеку невдомёк, если он проголосовал значит несёт ответственность за всё то, что делает власть, за самые безбожные поступки, человек думает что за всё отвечают виртуальные люди, в любом случае виновным себя никто не считает....
eka / 01.09.2016, 16:02

52. Ответ на 51., г-н Инспектор:

Вы сторонник большой крови?

Нет, разумеется. Для того чтобы избавиться от паразитов, не надо никакой крови, для этого достаточно провести референдум по отмене не самих партий - пусть варятся в собственном соку, но не паразитируют на нашем многострадальном народе, уставшем от их экспериментов - а просто отмене партийного подхода в системе формирования органов власти. Этого вполне достаточно для первого этапа. Поэтому остаётся быть реалистами.

Реализм - это понимание того, что сейчас мы имеем путь в тупик.
Коротков А. В. / 01.09.2016, 15:50

51. Ответ на 47., Коротков А. В.:

Безусловно одно: чтобы перейти от партийной традиции к традиции беспартийной нужны правильные партии с правильной политикой. Это тупиковый путь, бесконечная карусель лжи и паразитизма.

Вы сторонник большой крови? Думаю, что нет. Поэтому остаётся быть реалистами.
г-н Инспектор / 01.09.2016, 14:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
«Не в бытии пребываем, а в бывании»
Истину нельзя знать, в истине можно только быть
02.12.2024
Велика тайна избрания
Отчего один родится святым, а другой — негодяем?
25.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Бывший СССР
День памяти священномученика Иоанна Владимирского
Также сегодня мы вспоминаем священника Павла Флоренского, академиков В.Н. Челомея, А.П. Ершова
08.12.2024
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Реформа языка в начале ХХ века стала диверсией против Великорусской культуры
Стоит ставить вопрос о законодательной охране Церковнославянского языка
07.12.2024
День памяти священника-героя Василия Васильковского
Сегодня мы также вспоминаем архитектора И.С.Богомолова, академика Н.Н.Аничкова, писателя А.А.Ананьева
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Все статьи темы
Православный социализм
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Сторонники Трампа выставляют Харрис «красной»
03.09.2024
Русская научно-философская революция как путь спасения России
Отклик на статью Г.Г.Малинецкого «Реабилитируйте науку!»
23.08.2024
Путин добивает мировую систему, основанную на правилах
В новой реальности наши союзники – левые режимы, значит, пора прекращать православный антисоветизм
19.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Русский танкист
07.12.2024 20:18
О договорах и «договорняках»
Новый комментарий от Константин В.
07.12.2024 20:05
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Константин В.
07.12.2024 19:58
Февраль 1917 года: причины и следствия
Новый комментарий от Русский Иван
07.12.2024 19:50
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
07.12.2024 19:48
Кощунство будет продолжаться?!
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2024 17:42
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
07.12.2024 16:30