Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Братья и сестры! Позвольте, я сразу - «во первых строках моего письма» - испрошу у вас прощения за то, что сегодня мне придётся довольно много говорить о самом себе. Как-то это не по-христиански, нескромно получается. Однако, похоже, что мои статьи, помимо собственного моего желания, стали для некоторых читателей этаким удобным символом и наглядным примером. Для одних - символом злонамеренного «предательства и отступничества», для других - примером здравого отношения к церковным соблазнам и происходящим вокруг нас политическим переменам.
Кого из них больше, не мне судить. Да и не в этом вовсе дело, а в том, что возникшая в умах смута требует спокойного и вдумчивого врачевания. А вместо этого получается площадный хамёж и мордобитие. Увы нам, грешным!..
Заметки огорченного наблюдателя. Лет пятнадцать тому назад я написал статью под названием «Исповедь жидоеда, маргинала и экстремиста». Теперь думаю: может, стоит продолжить серию? И в добавок к той «исповеди» - которую я и ныне, кстати, готов повторить слово в слово - написать ещё одну, созвучную нынешним злободневным проблемам?
Попробую. Помоги, Господи!
Начну с того, что реакция православной общественности на встречу патриарха с папой для меня лично была и ожидаемой, и одновременно - неожиданной. Ожидаемым был тот факт, что она вызовет яростные споры и разногласия. А неожиданным стало практически мгновенное вырождение «братской дискуссии» в площадную брань. Мгновенное вычленение среди противников патриарха шумной и скандальной группы безудержных хулителей, которые вместо обсуждения проблем сразу же перешли к огульным обвинениям и оскорблениям, ругательствам и проклятьям в адрес оппонентов, пытаясь выдать своё хамство за признак «ревности» и «благочестия».
Что ж - «по плодам их узнаете их», поучает нас Священное Писание. Мятежный дух, владеющий умами и сердцами «друзей апокалипсиса», очевиден.
Кроме того, читая некоторые комментарии под моей статьёй, я не переставал поражаться яростному нежеланию «друзей апокалипсиса» хоть как-то считаться с реальностью. Ну, для начала хотя бы просто сравнить те страшилки, которыми они пугают друг друга, с реальными событиями. С фактической стороной вопроса. С тем, что произошло в жизни, а не в их воспаленном воображении: кто что сделал, сказал, заявил, подписал... Где, как и когда... То есть даже с тем, что можно запросто установить, нажав несколько кнопок на клавиатуре компьютера и проанализировав первоисточники. Оценив события собственными глазами, услышав пояснения из первых уст, прочитав документы, не довольствуясь их тенденциозными пересказами.
Нет, не хотят. Два волшебных словосочетания - «встреча папы и патриарха» и «восьмой вселенский собор» - будучи только раз произнесенными, лишают «зилотов» малейших проблесков самостоятельного мышления, ввергая «друзей апокалипсиса» в какой-то «священный» транс, в котором они становятся живыми ретрансляторами пяти-шести нехитрых «обличительных» формул.
Второе печальное наблюдение: ты им про Фому, а они тебе - про Ярёму. И тут, хоть ты лоб себе разбей, не сдвинешь ни в какую! Говорят о чём угодно, только не о том, о чём ты их спросил. Просишь оппонента привести какие-нибудь канонические аргументы, подтверждающие его велегласные стенания о «патриархе - слуге антихриста», а тебе в ответ - сто цитат из Святых Отцов о том, что вступать в евхаристическое общение с католиками нельзя. Точно, брат мой возлюбленный, нельзя! Но, позволь: а кто спорит-то? Разве патриарх Кирилл на встрече с папой этот непреложный факт оспаривал? Или, не дай Бог, нарушил этот святоотеческий запрет?
Ещё: спрашиваешь о том, как можно было бы преодолеть этот вольно или невольно возникший соблазн, чтобы не повредить драгоценное церковное единство. Вежливо интересуешься: что именно, по мнению уважаемого оппонента, для этого нужно сделать? И получаешь в ответ целую охапку пафосных рассуждений о «злохитром антихристе», «торжествующем беззаконии» и «малом стаде верных»... Как тут прикажете вести «братскую дискуссию», а?
Ну, а вопрос о том, почему другие, реальные, а не вымышленные беззакония и нарушения святых церковных канонов годами (!) проходили мимо внимания нынешних «зилотов», вызывает в ответ просто поток немотивированных личных оскорблений...
А ведь, казалось бы: тут-то и должно быть раздолье для «непримиримых», для их священной ревности, но куда там! Реально имеющие место быть братания с раввинами-талмудистами и совместные богослужения с еретиками-папистами годами свистели мимо благочестивого внимания «друзей апокалипсиса», раздражённо отбрасывавших эти «мелочи»... И вот теперь они, наконец, нашли тему, достойную их высокого внимания: «главное церковное преступление тысячелетия» - встречу патриарха Кирилла с папой Франциском в гаванском аэропорту!
Третье наблюдение - удручающая безграмотность значительной части комментаторов, берущихся судить и рядить о вещах и событиях - исторических, канонических, богословских - в которых они ровным счетом ничего не понимают. Ну, о чём можно спорить с людьми, которые в ответ на бесспорный тезис о том, что встреча в Гаване, сама по себе, ничего не нарушает, что нет никаких канонических запретов на встречу православного епископа (даже если он «первый среди равных» в России) с представителем/предводителем какого бы то ни было человеческого заблуждения (католического зловерия в том числе), покуда она происходит не в храме и на ней не возносятся совместные молитвы, не предаются поруганию святыни веры - тебе, ничтоже сумняшеся, отвечают такой вот цитатой из митрополита Иоанна: «Настоящее христианство, исполненное живой веры, бесконечно далеко от смутных «гуманистических» верований околоцерковных интеллигентов, составляющих ныне главную опору экуменизма в России».
И добавляют - типа, последний гвоздь в гроб оппонента - цитату из Соборного послания патриархов 1948-го года: «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконие».
Один «полемист» так и вовсе, на полном серьезе заявил, что пока я сидел в тюрьме, мне в мозг внедрили чип, и я теперь не человек уже вовсе, но биоробот. У-ф-ф-ф... Тяжко, ой тяжко в таком ключе «дискутировать»... Помилуй нас, Господи!
Перемены без перемен. Статья «Смертельная ревность ″друзей апокалипсиса″», в которой я попытался изложить свою точку зрения на последние события, довольно широко разошлась по сети и собрала множество комментариев - по большей части критических и принадлежащих тем самым «друзьям», которых я пытался предостеречь от вырождения в душепагубную апокалиптическую секту.
В этих комментариях, несмотря на обилие грубостей и оскорблений, есть и вполне себе здравые вопросы от христиан, искренне сомневающихся и ищущих для себя в нынешней смуте единственного правильного, богоугодного решения. Большинство этих вопросов можно свести к трём:
1. Почему ваши нынешние взгляды отличаются от прежних? От тех, которые вы высказывали 10-15-20 лет назад? Вы были обличителем, а превратились в охранителя, почему?
2. Почему вы поддерживаете президента Путина и его нынешний политический курс, несмотря на его либеральное прошлое «убеждённого западника» и сомнительное мировоззрение «патриота-интернационалиста», от которого президент не собирается отказываться? Какими рациональными и религиозными соображениями вы руководствуетесь при этом?
3. Почему вы защищаете патриарха Кирилла от атак «зилотов», несмотря на то, что всем памятны его былые экуменические пристрастия и либеральные воззрения? Ведь соблазн и от встречи патриарха с папой, и от грядущего т.н. «Всеправославного собора» - налицо! Какие церковные аргументы вы можете предложить в защиту своей позиции?
Такие вопросы требуют искренних ответов. И для тех, кто их искренне задавал, кто готов меня спокойно выслушать, не отвергая с порога любую попытку оппонента обосновать свой взгляд - я готов, в меру сил, эти ответы изложить и представить читателям.
Итак, начнём по порядку.
«Вот-де, Душенов двадцать лет назад был таким, а стал этаким». Ну, да: был-стал. Таким-этаким. А вы что, друзья, сами-то за двадцать лет не изменились ничуть? Нет? Может быть, может быть... Вопрос, однако в том, хорошо ли это? Людям вообще свойственно меняться, это все Святые Отцы отмечают единогласно. Говорят: неизменность есть свойство вечности, а в нашем суетном, мятущемся мiре перемены в человеке, в его душевном устроении и мировоззрении неизбежны. Важно лишь, чтобы происходили они в правильном, спасительном направлении. Я, кстати, в последней своей статье именно об этом пытался ненавязчиво намекнуть «друзьям апокалипсиса». Повторю ещё раз: братья, вы застряли в «лихих 90-х»! Впрочем, они и тогда пропустили это мимо ушей, вряд-ли и сейчас услышат...
Вообще, надо сказать, что «друзья апокалипсиса», увы, видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать. В том числе и тогда, когда бросают упрёки в отказе от прежних убеждений. Я ведь «р-р-рэволюционэром» никогда не был, ребята! Так что не надо меня корить за «отказ от идеалов». Мне это ваше, церковно-большевицкое - «до основанья всё разрушим» (и государство, и Церковь, ибо «кругом предательство») - всегда было совершенно чуждым.
Ещё в самом первом фильме сериала «Россия с ножом в спине», который вышел в 2005-м году под названием «Еврейский фашизм и геноцид русского народа», я обращался к представителям Российского государства со словами о необходимости взаимодействия и сотрудничества: «Мы должны сказать официальным представителям нашей исполнительной, законодательной и судебной власти; сказать военным, работникам правоохранительных органов - всем чиновникам, обеспечивающим функционирование государственного механизма России: мы - не враги. Вы ведь тоже в большинстве своем - обычные русские люди. Мы, повторяю, не враги - мы братья, связанные тысячелетием общей исторической судьбы, общей национальной традиции, общей культуры и веры.
Неужели мы опять позволим врагам Русского народа развести нас - народ и власть - по разные стороны баррикад? Разделить на враждующие партии, по живому разрезать народное тело, противопоставить друг другу, столкнуть друг с другом? Неужели опять начнем бороться друг с другом, опять запустим маховик политических репрессий и станем проливать братскую русскую кровь за чуждые нам интересы, на потеху этой жадной и бессовестной своре негодяев, русоненавистников и богоборцев?».
Но «друзья апокалипсиса» этого призыва, конечно, не заметили... Он просто не вписывается в их революционное мировоззрение, и они сочли его «яко не бывшим». Ну, что ж: вольному - воля... Тогда могли бы заметить другие слова, сказанные через два года, в 2007-м, уже в третьей части фильма «Россия с ножом в спине», которая называлась «Чёрная сотня Святой Руси». Тогда уже вовсю шло следствие по уголовному делу, возбуждённому против меня «за разжигание».
Но это не помешало мне, грешному, признать очевидное: «За это время многое изменилось. Так, например, стало очевидным, что нынешняя власть далее уже неспособна продолжать свой прежний, оголтело антирусский курс. Более того, в самой власти уже нет прежнего единства в этом вопросе, нет прежнего тотального доминирования русофобской группировки, осуществлявшей последние пятнадцать лет под прикрытием лживых демократических лозунгов широкомасштабный геноцид русского народа.
На внешнеполитической арене Россия заговорила увереннее и громче, языком, гораздо более приличным великой державе. В области внутренней политики тоже произошли существенные перемены. Так, был публично признан требующим первоочередного решения целый ряд важнейших стратегических проблем, например - проблема демографической катастрофы (т.е. по сути, вымирания русского народа) и проблема неконтролируемой миграции (или, если называть вещи своими именами - агрессии инородцев против коренного населения России). А партия власти «Единая Россия» даже объявила о создании в своих недрах специального «Русского проекта» и о своём намерении стать «выразительницей интересов русского народа».
Так что никаких «внезапных» перемен в моём политическом мировоззрении не случилось. Они накапливались на протяжении многих лет по мере того, как менялся политический ландшафт России и стратегический курс Кремля. А переломным моментом для меня стало «третье пришествие» Путина в Кремль и присоединение Крыма. Ну, а когда за Крымом последовала поддержка ополченцев в Донбассе и военная операция в Сирии, последние мои сомнения отпали сами собой.
То же и с церковными проблемами. Как я 10-15-20 лет назад считал католиков еретиками, так и сейчас считаю. Как считал «Всеправославное совещание» (которое в глазах значительной части народа Божия грозит превратиться в беззаконное сборище, в волчий «восьмой Вселенский собор») делом бессмысленным и вредным, так и сейчас считаю. Только эти свои убеждения я не собираюсь превращать в повод для раскола или в инструмент для создания внутри Церкви зловредной апокалиптической секты...
Так что, по большому счету, для меня мало что изменилось за последние 20 лет. Сперва меня травили «левые», теперь травят «правые»... Сперва «жидовствующие», теперь «зилотствующие»... Какая разница?
Впрочем, некоторая разница всё же есть... У тех была власть, и они, пользуясь ею, посадили меня в тюрьму. У «друзей апокалипсиса» власти нет. Но если б власть у них была, думаю, они б меня в тюрьму сажать не стали. Судя по накалу страстей и тональности публичных оскорблений - пристрелили бы просто, да и всё тут... За «измену Православию»...
От сих до сих... А моя лояльность к президенту и патриарху вовсе не безгранична. «Кредит доверия» - как принято сейчас говорить - выданный им в моём сердце, не так уж и велик.
Что касается Путина, то я буду всеми силами поддерживать его до тех - но только до тех - пор, пока проводимая им политика будет, с моей точки зрения, соответствовать интересам русского народа - военным, геополитическим, национальным, культурным, религиозным. На данный момент, оценивая его «третий срок» и учитывая всё, произошедшее и происходящее в Крыму, Донбассе и Сирии, это не вызывает у меня серьёзных сомнений.
А вот расхожие доводы непримиримых караул-патриотов и записных всепропальщиков - типа, «путинвсёслил», «коррупциярулит» и «экономикамертва» - напротив, кажутся мне надуманными, непрофессиональными, продиктованными по большей части личной неприязнью и лишёнными объективных оснований. При этом для меня неважно, какими личными мотивами руководствуется Путин, проводя такую политику - это не моё дело, Бог ему судья.
Для меня не имеет значения, насколько конъюнктурны/бескорыстны его поступки, насколько вынужденным/искренним является нынешний политический курс Кремля. Важно, что результаты этой политики идут на пользу России и Русскому возрождению. В остальном же безоговорочно принимаю совет апостола «смириться под крепкую руку Божию, все печали возложив на Него, ибо Он печется о нас...».
Ну, сами посудите: в 1999-м году, когда Путин пришёл к власти, Россия была при смерти. Государство находилась на грани развала и окончательного уничтожения, а русский народ - накануне величайшей трагедии, масштабы которой могли превзойти богоборческую революцию 1917-го года и крушение СССР...
Сегодня Россия выглядит совсем иначе: государство укрепилось и стало значительно более эффективным, военная мощь восстановлена, «русский вопрос» в его национальной и геполитической ипостаси внесен в центр общественного внимания. Наш народ наконец вступил на путь истрезвления от столетнего богоборческого морока коммунистической и либеральной бесовщины. На мой взгляд - это бесспорно. И мне этого вполне достаточно для того, чтобы при всех недостатках и язвах нынешней российской действительности, поддержать президента и проводимый им курс.
Способствует злое благому... Несколько иными соображениями я руководствуюсь в своём отношениик патриарху Кириллу. Он, в отличие от президента, пока не увенчал своё пребывание в сане Русского Патриарха столь же значимыми, очевидными и бесспорными достижениями. Но до тех пор, пока его деятельность не создаёт угрозы того, что благодать Господа Бога и Спасителя моего Иисуса Христа покинет Русскую Православную Церковь, и все её чада, вследствие этого, потеряют надежду на спасение души и блаженную вечную жизнь в Царствии Небесном - я буду сохранять по отношению к нему полную лояльность. Правда, если моя совесть скажет мне, что такая угроза действительно есть, ничто не сможет заставить меня промолчать и смириться с происходящим!
И с этой точки зрения - скажу честно - деятельность патриарха Кирилла как Предстоятеля Русской Церкви вызывает у меня гораздо меньше тревог, чем, например, вызывали дела его предшественника - патриарха Алексия II.
Патриарх Кирилл хотя бы не ездит в Париж с представительной делегацией архиереев и клириков, со специально подобранным церковным хором, чтобы там, в католическом соборе Нотр-Дам де Пари сослужить с латинскими кардиналами, прикрывая это желанием поклониться хранящемуся там (хотя точнее будет сказать - томящемуся в плену у еретиков-папистов) Терновому Венцу Христову. Не постеснявшись при этом поставить православную икону Пресвятой Богородицы прямо на пол, бросив Её святой лик прямо под ноги папистам, не потрудившись соорудить хоть какую-то подходящую подставку!
Нынешние вожди «друзей апокалипсиса» об этом вопиющем случае, конечно, знают. Но делают вид, что забыли. Хоть и было это совсем недавно, в 2007-м году. Впрочем, немудрено: им будет сложно объяснить своим же сторонникам, почему они тогда стыдливо промолчали, а теперь подняли такой хай из-за встречи патриарха с папой, не имевшей даже намёка на какие бы то ни было совместные молитвы... (Да, на всякий случай - чтобы меня не обвиняли в передергиваниях и тенденциозности - каждый желающий проверить мои слова может это сделать здесь: Вести.ру: Началась служба в соборе Парижской Богоматери с участием Алексия II и здесь: Пресвятую Богородицу бросили под ноги папистам и здесь: Полная запись совместного богослужения в Париже)
По сравнению парижским визитом Алексия II встреча патриарха Кирилла и папы Франциска - просто венец благочестия! Но тогда нынешние вожди «зилотов» молча проглотили беззаконие. А вот наша газета «Русь Православная», последний бумажный номер которой в тот момент уже был арестован следственным комитетом - не проглотила и не промолчала, а в своей электронной рассылке назвала вещи своими именами.
Но даже тогда у редакции «РП» не возникло мысли охаять патриарха Алексия II «еретиком», «вероотступником» и «слугой антихриста». Несмотря на то, что сердцу, поверьте, было очень больно и страшно: и за личное своё спасение, и за наше общее будущее, за судьбу нашей Святой Матери-Церкви. Мы выступили тогда очень резко, но воздержались от оскорбительных крайностей, ибо боялись своей наглостью и грубостью уничижить и оплевать даже не человека - Алексея Михайловича Ридигера (хотя и это недостойно христиан) - но бесценные дары благодати Божией, почивающие на каждом Русском Патриархе в силу его апостольского преемства и особенного смотрения Божия о богоизбранном Русском народе. Ей, так!
Знаю я и о соблазнительных фактах из биографии нынешнего патриарха Кирилла. Помню о том, как он - тогда ещё архиепископ - в Австралии, в Канберре, на Генеральной ассамблее т.н. «Всемирного совета церквей» «служил» с индусскими шаманами общую «литургию», и то, как на пресс-конференции называл это скопище зловерий «колыбелью единой церкви». Но ведь и тогда, в 1991-м году, нынешние непримиримые «зилоты» промолчали! Зато, спустя 25 лет всполошились не на шутку... Или вам, господа, встреча с папой показалась страшнее, чем сослужение с язычниками? Я, грешный, тогда по мере своего разумения высказался, хотя и не хочу повторять сегодня тогдашние резкости (желающие могут в интернете найти).
Всё это я хорошо помню, но патриарху Кириллу в его нынешнем статусе Русского Первоиерарха СТАВИТЬ В ВИНУ НЕ РЕШАЮСЬ. Готов объяснить, почему.
Во-первых, потому, что последние семь лет, будучи уже в патриаршем сане, он проводит совсем иную внутрицерковную политику.
Во-вторых, потому, что с годами пришло ясное понимание: мятежная «ревность» и православное благочестие - совсем не одно и то же.
Но главное - потому, что на собственном опыте многократно испытал бесконечную милосердную готовность Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа покрывать прегрешения и прощать беззакония. А совершённые ошибки и самые тяжкие грехопадения - непостижимым образом обращать нам же, грешникам, во благо, по слову Священного Писания: «способствует злое благому намерением неблагим».
Короче, кто без греха, пусть первый бросит камень. Я сегодня не дерзну...
Тако верую, на том стою! Помоги, Господи! Аминь.
Константин Душенов, директор Агентства аналитической информации «Русь Православная»
204. Ответ на 120., Алекс:
203. Ответ на 202., Потомок подданных Императора Николая II:
202. Ответ на 195., Lucia:
201. Ответ на 197., Русский Сталинист :
200. Ответ на 197., Русский Сталинист :
199. Ответ на 196., Lucia :
198. Ответ на 190., грек:
197. Ответ на 183., lexa:
196. Ответ на 193., lexa:
195. Ответ на 192., Потомок подданных Императора Николая II: