Источник: Русский вестник
Международная обстановка скатывается в хаос. Время не ждет. В воздухе все явственнее пахнет порохом. Неудивительно, что на таком фоне в России форсировано ведутся разработка и внедрение перспективной автоматизированной системы управления противовоздушной обороной. Главным ее элементом станут новейшие русские истребители пятого поколения Су-57. Эти машины только начали поступать на вооружение наших Воздушно-космических сил, а производители уже подготовили их модернизированный вариант с повышенными боевыми возможностями.
Недавно заместитель министра обороны А. Криворучко заявил, что к началу 2025 года войска получат 22 модернизированных самолета Су-57. А в целом подписанный в 2019 году контракт предусматривает поставку Министерству обороны до конца 2028 года серии из 76 истребителей. И вот теперь стало известно, что параллельно с налаживанием серийного выпуска Су-57 уже идет разработка его модернизированного варианта. Опытно-конструкторской работе по созданию этого так называемого «истребителя второго этапа» присвоено обозначение «Мегаполис».
Модернизированные «сушки» получат возможность выдавать целеуказание наземным ракетам и в реальном масштабе времени обмениваться информацией с передовыми системами противовоздушной обороны, такими как С-400. Истребители в автоматическом режиме смогут пересылать зенитным расчетам всю информацию об обнаруженных ими воздушных объектах. В свою очередь, сами они смогут получать данные о воздушных целях от всех наземных радаров. Такое взаимодействие радикально увеличит боевую мощь российской противовоздушной обороны.
Новая система позволит связать вместе различные пункты и комплексы ПВО – от дальнобойных воздушно-космических С-500 «Прометей» до ЗРК сухопутных войск средней и малой дальности, таких как «Бук-М3» и «Тор-М2». Вся информация будет сводиться воедино в командном пункте, образуя общее для всех сил и средств противовоздушной обороны информационное поле.
Раньше, например, командир дивизии, у которого в подчинении были как авиационные, так и зенитно-ракетные полки, можно сказать, «вручную» обеспечивал порядок взаимодействия между ними. В частности, важнейшей его задачей было не допустить поражения собственными системами ПВО своей же авиации. А для этого использовать истребители и наземные зенитные комплексы приходилось последовательно, что, несомненно, ослабляло боевую эффективность всей дивизии. ЗРК могли вступать в бой только после того, как авиация уже отработала на дальнем рубеже, реализовала там свои боевые возможности и вернулась на базы. Если при этом воздушный противник не был уничтожен и продолжал наступать, вот только тогда ЗРК всех типов могли показать, на что они способны.
Сегодня для координации сложных воздушных операций применяются огромные и дорогостоящие самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 на базе военно-транспортных гигантов Ил-76. Каждый из них несет до 20 тонн специальной аппаратуры, а в составе экипажа 15 человек. Понятно, что таких специализированных самолетов не может быть много. Но теперь наряду с ними функции координатора воздушного боя сумеет дополнительно взять на себя каждый модернизированный «пятьдесят седьмой».
Впрочем, только этим улучшения серийной версии Су-57 не ограничатся. Помимо дополнительных информационных возможностей, важнейшим отличием модернизированного «суперсухого» станет новый двигатель, известный как «изделие 30». Он создавался «с нуля» специально для пятого поколения самолетов-невидимок. У «изделия 30» серьезно повышена тяговооруженность. С новым двигателем истребитель получит возможность без форсажа выходить на сверхзвуковую скорость и продолжительное время поддерживать ее без лишнего расхода драгоценного топлива.
Планируется также заменить гидравлические приводы управляющих аэродинамических поверхностей самолета на электромоторы. Это должно сделать боевую машину легче и повысить ее живучесть в воздушном бою. Серьезно обновят и кабину летчиков. Ее оснастят новыми многофункциональными экранами и широкоугольным коллиматорным прицелом, а также панорамными индикаторами. Вдобавок на модернизированном Су-57 проведут работы по дальнейшему снижению его заметности для радаров и расширят арсенал высокоточного оружия.
Мы русские! С нами Бог! Господи, благослови!