Рассказывают, вскоре после войны, когда Сталин назначил министром вооруженных сил СССР Булганина – политика, никогда прежде не служившего в войсках, тот перед очередным парадом стал тренироваться навыкам верховой езды. Вся страна тогда видела в кинохронике, как лихо гарцевали по брусчатке Красной площади Буденный, Жуков, Рокосовский и другие военачальники. Пришлось вот и Булганину срочно овладевать этим искусством. Но получалось не очень. Однажды, вроде бы, Сталин, увидев его за этим занятием, усмехнувшись, изрек:
– Ты сидишь на коне, как директор военторга.
Не могло вождю и во сне привидеться, что спустя шестьдесят лет вся российская армия превратится в один большой военторг. Сегодня, когда сняли коммерц-министра Анатолия Сердюкова, только ленивый не комментирует это событие в чисто гротесковом ключе. Скандалы преследовали министра - бывшего мебелеторговца - практически на протяжении всей его карьеры: здесь и отказ от сапог с портянками в пользу ботинок, переход на аутсорсинг тылового обеспечения войск, запрет на готовку традиционной для российской армии калорийной перловой каши и отказ же от закупок автоматов Калашникова. Вместо них стали закупать импортное стрелковое оружие, которое, как утверждают, заклинивает на морозе. То же и с израильскими беспилотниками, испытания которых в условиях Сибири показали неприспособленность этой техники к нашим суровым климатическим условиям.
А венцом министерской карьеры Сердюкова стало внедрение в войсках бадминтона – почти что женского вида спорта. На женщинах, наводнивших при нем центральный аппарат министерства, он к конце концов и погорел, вернее, на одной из них, когда оказался в центре криминально-имущественного скандала. 25 октября следователи СКР столкнулись с ним нос к носу, когда нагрянули с обыском к его бывшей сотруднице 33-летней Евгении Васильевой, занимавшей ряд ключевых должностей в Минобороны. Позже выяснилось, что активные следственные действия проходят в военном ведомстве и его структурах уже ни один день: внимание оперативников привлекли мошеннические операции с объектами недвижимости Минобороны, в которых, возможно, принимала участие Васильева.
У подследственной подруги министра при обыске изъяли, как сообщает пресс-служба СКР, массу ценностей, в том числе 120 золотых колец с брильянтами. Это получается – ровно по дюжине на каждый палец обеих рук прекрасной дамы. По сему поводу приходит на ум вовсе не строевая «Мурка», которая, тем не менее, здесь к самому месту:
Кольца и браслеты,
Шляпки и жакеты
Разве я тебе не приносил?
Впрочем, шутки шутками, а ситуация, если говорить серьезно, аховая. Утешает, вернее, объясняет многое бессмертное утверждение гениального Суворова о том, что любого интенданта можно через год службы спокойно вешать за воровство и растраты, мол, грешному человеку не устоять перед великими соблазнами. И все же в армии происходили еще и реформы. Приведем о них такме диаметрально противоположные мнения. Первое принадлежит широко цитируемому в нашей и зарубежной прессе либеральному эксперту Александру Гольцу:
– Сердюков провел самую радикальную реорганизацию вооруженных сил за последние полтора века. Он кардинальным образом изменил основную концепцию обороны страны, отказавшись от концепции массовой мобилизационной армии. Это очень важный шаг в организации, в реорганизации, модернизации российских вооруженных сил. Никто не знает сейчас, как повернется дело. Конечно, всей этой истории постараются воспользоваться те, кому эта реформа поперек горла. Таких людей немало.
А вот суждение бывшего пресс-секретаря Министерства обороны, военного обозревателя «Комсомольской правды» Виктора Баранца:
– Перестановки в руководстве армия встречает, аплодируя и шутя. После того, что пережила армия, она сейчас аплодирует. Со стороны Арбата раздаются выстрелы: это летят пробки шампанского и там шутят, что Сердюков довел армию до такого развала, что вынуждены вызывать на подмогу МЧС.
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов выразился еще жестче:
– Необходимо продолжить уголовные дела, и не только о «Оборонсервисе». Главная военная прокуратура сделала около 130 представлений Министерству обороны о незаконной деятельности, а реакции – ноль. Сердюков по сути создал у себя коммерческие структуры. Последствия этого очень тяжелые. Они стали ремонтировать самолеты – участились аварии и катастрофы. Занялись продовольственным обеспечением – солдаты стали хуже питаться. В общем, Сердюков запомнится тем, что сделал армию небоеготовной.
Отметим, генерал делает акцент на главном – боеспособности армии. Об этом либерал-реформаторы как раз предпочитают сознательно умалчивать, сосредоточив весь свой пафос на иных понятиях: гуманизации воинской службы, стандартах, принятых в войсках НАТО и США, контроле гражданского общества над вооруженными силами, прозрачности по всем статьям оборонного бюджета. И вовсе, конечно, неслучайна такая их забывчивость по поводу главного вопроса: а для чего, собственно, нам нужна столь дорогая и хлопотная структура, эта самая армия? Можно подумать, лишь ради престижа, фасона. Но, не дай Бог, по их суждению, для обороны и даже сокрушения любого (подчеркнем это слово особо), посягнувшего на нас противника. Но, коль скоро не сможет армия решать такую главнейшую и самую сложную свою задачу – не нужна ни форма от Юдашкина, ни бадминтон от Шахрая (президента федерации этого вида спорта, готовившего документы для Беловежских соглашений по развалу СССР), ни контракты по закупке «Мистралей». О последних, кстати, так никто и не объяснил внятно, ради чего и где мы собираемся высаживать свой десант с этих дорогостоящих вертолетоносцев.
Если же в целом оценивать случившееся 6 ноября – малую революцию в связи с отставкой Сердюкова и утверждением Шойгу, то надо отметить, замена министров обороны всегда становилась в нашей стране поворотными пунктами внутренней и внешней политики государства. Так, назначение Тимошенко вместо Ворошилова в мае 1940 года означало форсированную подготовку к войне с Германией. А первая фаза реформирования Красной Армии для ведения современной войны началась тремя годами ранее с трагического события – в мае 1937 года был разоблачен «заговор генералов». Даже Троцкий, которого в СССР официально называли главой заговорщиков, отмечал в своем «Бюллетени оппозиции»: в обстановке тоталитарного режима воинская каста неизбежно стремится освободиться от опеки гражданской бюрократии, а «Сталин воспользовался счастливым случаем, чтобы дать офицерству кровавый урок». Конечно, почти стопроцентно – ни Тухачевский, ни Якир, ни Уборевич, ни многие другие уничтоженные военачальники никакими немецкими агентами не были. Но по поводу возникновения военной хунты, - у некоторых серьезных историков в наши дни есть основания в пользу такой версии. В любом случае, те судебные процессы привели к активизации приготовлений к будущей войне, обезопасив руководство страны от возможного путча в самый критический момент.
Снятие в 1958 году Жукова, вскоре после решающей роли, сыгранной им в поддержке Хрущева на пленуме ЦК КПСС против «антипартийной группировки» Молотова, Кагановича, Малинкова и других тоже свидетельство страха перед усилением главы оборонного ведомства, продемонстрировавшего, что танки в Москве могут стать решающим аргументом в политическом споре за власть. А с другой стороны, с уходом Жукова быстрыми темпами пошло перевооружение армии ракетно-ядерным оружием, омоложение комсостава, начало космической эры и т.д. Что вовсе не гарантировало от головотяпства и волюнтаризма. Но это другая тема.
Наконец, в мае 1987 года маленький самолетик юного немецкого летчика Руста «сбил» министра обороны СССР маршала Соколова и многих других генералов, а в кресле руководителя ведомства оказался маршал Язов. Смысл замены полностью прояснился через четыре года: под руководством Горбачева, Яковлева и Шеварнадзе этому министру предстояло привести Советскую армию к бесславному концу.
Да, была страна, была и могучая грозная армия. А кого мог напугать и победить запутавшийся в юбках Табуреткин, как называли офицеры своего министра.
Но что означает назначение Шойгу? Либералы встревожены, они, как видим, утверждают, что реформа армии под угрозой. Патриоты, наоборот, надеются на завершение наконец-то «коммерческого» периода в российской армии и начало столь долгожданного ее возрождения.
О Шойгу, казалось бы, все знают многое, как, может быть, ни о ком другом из руководителей - и по словам, и по делам. Однако, отметим, кроме воли и умения достигать намеченное мы видим на посту министра обороны, возможно, самого горячего сторонника Путина в его евразийской миссии. И дело тут не только в том, что Сергей Кужугетович родился в Туве – географическом центре Азии. Его евразийство естественное, не раз доказанное. Закупать, во всяком случае, вооружение лишь только по причине его западного производства он не станет. Кроме того, в отличие от Сердюкова, возможен прочный и плодотворный союз Путина, Рогозина (с которым у Сердюкова дело доходило до скандалов) и Шойгу. Это будет, безусловно, на пользу обороне страны.
Говоря о Шойгу, нельзя не отметить, что он уже несколько лет возглавляет Русское географическое общество, одно из старейших как в нашей стране, так и в мире, председателем попечительского совета которого является опять же Владимир Путин. Конспирологи утверждают, что это своеобразный элитный клуб, куда входят и представители европейской аристократии. Именно поэтому, говорят они, С. Шойгу не так давно стал кавалером высокой награды Мальтийского ордена. Но в любом случае, в каких-то антироссийских делах и высказываниях новый главный военный России замечен не был.
Польская газета “Polityka Wschodnia” поместила 7 ноября комментарий под заголовком «Новый министр обороны России: тувинец, буддист и не петербуржец». Все верно, за исключением одного – крестили Шойгу, о чем он сам рассказывал в одном из интервью несколько лет назад, еще в пятилетнем возрасте на Украине. И по поводу его назначения уже есть положительные отзывы и от патриарха Кирилла, и от многих священнослужителей. Последние откровенно высказали недовольство политикой Сердюкова, который препятствовал появлению войсковых священников, хотя больше еще три года назад по этому поводу было принято решение президента страны. Сердюков его практически заблокировал.
Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами сказал в интервью электронной газете «Взгляд», что на данный момент из 240 штатных должностей священников заполнено 22. А из источников внутри военного ведомства просачивались сведения, что бывший министр намеревался сократить число штатных единиц с 240 до 70.
Словом, и у военных, и у штатских патриотов, и у православных священнослужителей есть надежда по поводу нового назначения. Так что, Бог в помощь, Сергей Кужугетович!
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
5. Ответ на 4., Андрей Карпов:
4. Ответ на 3., А. Краев :
3. Андрею Карпову: Почему на всю армию не нашлось православного человек
2. Re: Военторг закрыт, пока на переучет
1. Re: Военторг закрыт, пока на переучет