Юродивый с калькулятором

Или о кругах Александра Солженицына

Бывший СССР  Новости Москвы  100 лет со дня рождения Александра Солженицына 
0
5332
Время на чтение 10 минут
Сейчас, когда приближается столетний юбилей Александра Солженицына, многие авторы вновь пытаются оценить роль его в отечественной литературе, да и в судьбе нашей страны в целом.

И оттого, вероятно, что такова магия круглых дат – часто звучат мнения сродни тостам дружеских застолий – пророк, через которого Сам Господь открыл нам оголенную правду о нас и о нашей истории. Или юродивый – он всю жизнь, вопреки любым обстоятельствам, отстаивал истину, готовый страдать и идти на плаху. 

На другом конце этого чинного застолья как бы возникает недоуменный ропот: да, что вы, ребята, раскройте глаза – это же от начала до конца проект западных спецслужб. Но стол этот так огромен, что первые не слышат вторых, а вторые на них уже и внимания не обращают. А где же истина? Скажут – посередине. Но «посередине», как сказал один мудрец, не сама истина, а лишь проблема. Так попытаемся, по мере сил, разобраться в ней – в этой проблеме. С помощью самого Солженицына, оставившего нам обширный материал для размышлений.

Когда с ним знакомишься пристально, крепнет мнение – мало кто из хвалящих, да и нередко спорящих, читал многие вещи самого ВПЗР – великого писателя земли русской – а если и читал, так уже изрядно подзабыл. Так что ближе к делу.

Как никто, вероятно, Александр Исаевич по мере вхождения своего в литературу, создавал собственное жизнеописание, где, не упуская подробностей ему нужных, как бы хронометрировал и сам свой творческий процесс, так и то влияние, что он оказывал на окружающих. При этом, словно говоря будущим историкам, - толковать надобно именно так, в таком только ключе! Сам отклонений ни влево, ни вправо не признавал.

Пожалуй, наиболее четко проявилось это в книге «Бодался теленок с дубом», написанной в конце 60-ых годов, а изданной на Западе в 1975-ом. Для немалого числа людей, знавших автора многие годы, она имела эффект удара молотом по голове – столько неожиданных откровений о себе и авторе обнаружили они в ней.

Вот подходит А.Солженицын к предварению своего литературного  дебюта в «Новом мире». Во всех подробностях описывает, какие жесточайшие меры конспирации приходилось соблюдать, как и куда прятать всё сочиненное им, ожидая бессонными ночами обыска и неминуемого задержания. И сам при этом толкует, что прошел уже ХХ съезд КПСС 1956 года, разоблачивший сталинские репрессии, состоялась массовая реабилитация политических заключенных, коснувшаяся и его самого. Не слишком ли глубоко зарывается начинающий и пока никому неведомый литературный подпольщик, как сам же он себя и охарактеризовал? 

Если читатель хочет знать, что чувствует, как существует какой-нибудь агент глубокого залегания в чуждой ему среде, пусть обратится он к таким строкам из солженицынского творения: 

- Безопасность приходилось усилить всем образом жизни, в Рязани, куда я недавно переехал, не иметь вовсе никаких знакомых, приятелей, не принимать дома гостей и не ходить в гости — потому что нельзя же никому объяснить, что ни в месяц, ни в год, ни на праздники, ни в отпуск у человека не бывает свободного часа; нельзя дать вырваться из квартиры ни атому скрытому, нельзя впустить на миг ничьего внимательного взгляда, — жена строго выдерживала этот режим, и я это очень ценил. На работе среди сослуживцев никогда не проявлять широты интересов, но всегда выказывать свою чужесть литературе (литературная «враждебная» деятельность ставилась мне в вину уже по следственному делу — и по этому особому вопросу, остыл я или не остыл, могли за мной агенты наблюдать); наконец, на каждом жизненном шагу сталкиваясь с чванством, грубостью, дуростью и корыстью начальства всех ступеней и всех учреждений и иногда имея возможность меткой жалобой, решительным возражением что-то очистить или чего-то добиться — никогда себе этого не разрешать, не выделяться ни на плечо в сторону бунта, борьбы, быть образцовым советским гражданином, то есть всегда послушным любому помыканию, всегда довольным любою глупостью. Понурая свинка глубок корень роет.

Как бы то ни было, но перед нами человек, если так можно выразиться, глубоко ушибленный судьбой и обстоятельствами. Ведь уже прошла беда, началась новая жизнь, а он по-прежнему в схроне, ждет новых кар. Что там ни говори, а налицо синдром мании преследования. Тем более, некоторые из знавших его в те годы, утверждают – ох, как сгустил краски Александр Исаевич. Для чего? Да, для нас потомков, а прежде того для западного потребления, именно таких подробностей ужасной советской жизни и ждавшего. 

Правда, стиль тяжеловат, мягко говоря. Так в переводах, несомненно, сгладили. Сам же я с немалым трудом осилил неудобоваримый многословный и путанный этот абзац. Писать так можно, обладая явной графоманской манией величия.

Попутно возникает законный вопрос: насколько невинной жертвой был сам Солженицын, капитан-артиллерист действующей армии, решивший вдруг разоткровенничаться в подцензурной на фронте переписке в начале 1945 года с другом о «пахане» Сталине, планах по созданию некой мифической подпольной организации после войны? С чего бы это, да еще накануне жесточайших боев в самой укрепленной германской цитадели – Восточной Пруссии? Сам же он приоткрывает завесу неизвестности по ходу своего повествования: 

- Арест был смягчён тем, что взяли меня с фронта, из боя; что было мне 26 лет; что кроме меня никакие мои сделанные работы при этом не  гибли (их не было просто); что   затевалось со мной  что-то интересное, даже увлекательное; и совсем уже смутным (по прозорливости) предчувствием - что именно через этот арест я сумею как-то повлиять  на судьбу моей страны, (фантазии, это представлялось наивно: что в Москве очень заинтересуются моими мыслями о выпрямлении того, что Сталин накривил).

Еще бы! Вечерами на хуторе близ Лубянки куда как интересней вести беседы, чем почти вероятно получить, как писал великий поэт Твардовский, с мелкой надписью фанерку, что занесет сырым снежком. Так что пусть читатель делает выводы сам – как опять же о стиле, так и сути дела с «невинно-пострадавшим». И опять же о симптомах мании величия – на Лубянке, конечно же, ждали «великого пророка» для «выпрямления» того, что Сталин «накривил».

Общими усилиями они всенепременно обязаны были изменить ход истории. Но почему-то не изменили. У Высоцкого про такое сказано грубо, но прямо:

- Ну, сумасшедший – что возьмешь!  

Однако не будем спешить с выводами. Не так прост Александр Исаевич. В своем «Дубе…» он подробнейшим образом описывает чуть ли детективную историю, как рукопись его повести «Один день Ивана Денисовича» в ноябре 1961 года, после окончательного разгрома Сталина на ХХII съезде КПСС и выноса его тела из Мавзолея, с помощью друга по заключению и литератора Льва Копелева попала в журнал «Новый мир» к его главному редактору, самому признанному в то время поэту Александру Трифоновичу Твардовскому. Как выяснилось, после выхода «Бодался теленок с дубом», детектив изрядно был присочинен. Всё было проще – никакие кары небесные не угрожали рукописи новоявленного автора с лагерным прошлым: и его самого, и его творение встретили с любовью и даже с восторгом.

И все же Солженицын упорно описывает, как общался он с Твардовским и членам редколлегии журнала будто зэк с кумом – оперуполномоченным в лагере. Главное – не сказать всей правды, что у него есть из написанного, не выдать своих истинных взглядов – перед ним хоть и талантливые, но партийные и советские, а я тертый лагерник со своей правдой и верить никому не могу. Вдруг опять ЧКГБ (так постоянно в книге) нагрянет.
Но Твардовский окрылен и готов пойти на всё, чтобы первая повесть об узнике лагеря увидела свет. Судьбу произведения решает глава партии и правительства Н.С.Хрущев. И с появлением в ноябре 1962 года «Одного дня…» в журнале – Солженицын в одночасье становится всесоюзно и даже всемирно знаменит. 

И всё же у него обида на Твардовского – надо было пробить печатание повести быстрее. Тогда удалось бы на послесъездовской волне полностью разгромить врагов-сталинистов и окончательно изменить ход развития страны. Вновь, отметим, эта самовыявленная связь - я и ход истории страны, а, может, и всего мира.

Но вслух, конечно, Твардовскому ни слова. И об остальных своих вещах, что в схронах пока - молчок. Объяснение Солженицын такой линии поведения находит для себя убедительное:

- Как Троя своим существованием всё-таки не обязана Шлиману, так и наша лагерная  залегающая культура имеет свои заветы. Потому, вернувшись из мира, не возвращающего мертвецов, я не смел клясться в верности ни «Новому миру», ни Твардовскому, не смел  принимать в расчёт, поверят ли они, что голова моя нисколько не вскружена славой, а это я плацдармы захватываю с холодным расчётом.

Но как бы себя же и не перехитрить. Вот новую звезду приглашают вскоре на торжественный прием в Кремль, а он почему-то решает, будто его там хотят принимать  в ненавистную ему (о чем молчком!) коммунистическую партию. Надо сорвать такую гнусность. Но как?

- И я нарочно поехал в своём школьном костюме, купленном в «Рабочей одежде», в чиненных перечиненных ботинках с латками из красной кожи по чёрной, и сильно нестриженным. Так легче было мне отпираться и придуряться.

Последнее замечание в самую точку, Александр Исаевич. Но кроме немалой доли «придурения» всегда у него присутствовал очень рациональный расчет и попытка просчитать всё на несколько ходов вперед:

- Моя несчастная слава начинала втягивать меня в придворно-партийный круг. Это уже порочило мою биографию.

Так что можно было, как видно, бороться не только за чистоту рядов партийных, но и антипартийных, антисоветских, с прицелом на тех, кто ряды такие поддержит и возвысит, оценив биографии. 

А пока надо было всё «выжать» из положения легального и обласканного советского писателя, вновь задействовав Твардовского, у которого к Солженицыну особо теплое отношение, сродни отцовскому. И вот приглашение редактору «Нового мира» приехать в Рязань, чтобы в тиши домашней обстановки, без суеты почитал он новый роман – «В круге первом». Эти страницы, я думаю, можно отнести едва ли не к самым позорным в нашей отечественной литературе. Солженицын, зная слабость поэта, изрядно того подпаивает, просит при сём не отвлекаться от чтения. Так продолжается день, второй, третий. Александр Трифонович, что называется, входит в штопор, забывается, а Солженицын всё увиденное живописует в подробностях и деталях, не упуская ночные кошмары Твардовского и похмельные его муки. Подчеркивая при этом, что сам я, дескать, вообще человек непьющий. Хорош хозяин, по сути, глумящийся над своим гостем. Чувствуется рука не столько большого писателя, как мастера доносов. 

И как же по-иезуитски Солженицын себя оправдывает:

- Все эти подробности по личной бережности, может быть, не следовало бы освещать. Но тогда не будет и представления, какими непостоянными, периодически-слабеющими руками вёлся «Новый мир» - и с каким вбирающим огромным сердцем.

Вот, оказывается, как можно обернуть свой хамский грех.

Но проходит время, снимают Хрущева, политическая обстановка в стране меняется и Солженицын принимает принципиальное решение – через «самиздат» найти опору в либеральной интеллигенции, а через нее – выход на Запад, нарушая тем самым слово, данное Твардовскому:

- Я написал  - я и раздаю! Провалитесь все ваши издательства - мою книгу хватают из рук, читают  и печатают ночами, она станет литературным фактом прежде, чем вы рот свой раззявите! Пусть ваши ленинские лауреаты попробуют так распространить свои рукописи!

Совсем уж в стиле базарных торговок.

Однако самого Солженицына в 1964 году выдвигали на Ленинскую премию, и он как соискатель дошел до финала, ни разу нигде не намекнув, что подобная награда ему чужда и ни к чему она. Говорил в то время критику Владимиру Лакшину:

- Дадут или нет, всё равно я в выигрыше.

Сам того не замечая, он проявляет еще одну свою черту – если не сам он, а кто-то иной в центре внимания, ему становится как-то не по себе. Вот побывал на одном из вечеров в ЦДЛ, где в президиуме был маршал Жуков, вышедший на публику после долгой опалы, и все, конечно, обращали внимание на него:

- Несостоявшийся наш де Голль сидел в гражданском чёрном костюме и мило улыбался. Мило-мило, а холоп, как  все маршалы и все генералы. До чего же пала наша национальность: даже в военачальниках - ни единой личности.

К моменту выхода «Бодался теленок с дубом», Солженицын стал уже лауреатом Нобелевской премии, всё написанное им издавалось на многих языках, а сам он, лишенный советского гражданства, оказался сперва в Европе, а затем в США. Круг его близостей и связнй с советской литературой был им использован полностью. И использовал он круг либеральной диссидентствующей интеллигенции. Позже обозвав ее «образованцами» и гнилыми «плюралистами». Предстояло теперь показать всю свою лояльность США, громогласно призвать власти Америки к непримиримой борьбе с коммунизмом и СССР – смертельной, как он утверждал, угрозой всему цивилизованному миру. Чего Запад до конца не осознает, доверчиво относясь к лукавым миролюбивым речам коварных советских лидеров. Еще через несколько лет, капитально обустроившись в Вермонте, отринет он совершенно спокойно и западные ценности, объявив их чуждыми и бездуховными. Совсем уже далеко были посланы даже те, с кем делил когда-то тюремный хлеб и кто ввел его в литературу. Недаром Лев Копелев, теперь глубоко больной, продиктовал ему последнее письмо:

- В твоих сочинениях, которые я прочитал уже после твоей высылки, иные страницы вызывали у меня боль, горечь, гнев, стыд за тебя и жалость к тебе.

Особую, личную боль причинило мне признание о «Ветрове». В лагерях и на шарашке я привык, что друзья, которых вербовал кум, немедленно рассказывали мне об этом.

Речь идет о Солженицыне-осведомителе, которому был присвоен псевдоним «Ветров», что Александр Исаевич, как видно, решил не раскрывать, тайно используя положение стукача.

Да и вернувшись в 1994 году на Родину и воочию увидев Россию «в обвале», что и следовало ожидать после крушения ненавистного ему СССР, он сумел здесь использовать власть страны полностью. Ему предоставили постоянную трибуну на ТВ, где он выступал часто и довольно нудно – говорил снова и снова о народных стонах, земском самоуправлении (это при крушении всей экономики), сбережении народа, когда люди сидели без зарплат и пенсий и лавинообразно нарастали алкоголизм и наркомания. Предлагал предоставить независимость Чечне и Дагестану. И опять учил «жить не по лжи». При этом ему предоставили особняк, был организован фонд его имени. Однако в год своего восьмидесятилетия он публично отказался от высокой награды из рук Ельцина, авторитета у которого уже не было, а сама его политическая судьба приближалась к финишу. Зачем же «портить биографию».

Так чей же это проект - Солженицын? Это, конечно, во многом проект самого Александра Исаевича. Хотя его использовали многие, но и он сам всех использовал на полную катушку, до выедания до самой, что называется, сердцевины. И все же главное, к чему хочется призвать: если хотите о нем судить основательно – почитайте его внимательно. Сделайте такое усилие. 

Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

57. Ответ на 55., Vladislav:

Хоть пуп надорвите - Солженицына будут читать и верить ему. Вам застит глаза ненависть к Советскому Союзу. Не к строю даже, а ко всей стране, это очень горько. Ведь Солженицын приложил руку не к свержению строя коммунистического, а ко всем тем жертвам перестройки, которые случились после . Думаете их было меньше, чем в его "шедеврах"? Ничуть. Кабы не больше! Ежели он пророк, как тут его поклонники утверждают, как же не предвидел? А читать его не будут, зря Вы выдаете желаемое за действительное, да, впрочем, и не читают уже. Я говорю о большинстве читающего населения, а не о тех, кто озабочен своими антисоветскими комплексами. Эти читать будут, и детей своих по этим "учебникам" учить будут, как жили в СССР. Но тут уж что сделаешь, одна надежда - вырастут , разберутся с Божией Помощью.Именно, за критику либеральной жидовской идеологии, а конкретно марксизма его и полощут, он же не только доперестроечный марксизм критиковал, но и послеперестроечный и даже дореволюционный - поэтому он заказан трижды - и сталинистами и троцкистами и той частью жидовства, которая видит антисемитизм в его критике на традиционные русофобские взгляды либерального жидовства до революции, а так эта публика богата до безобразия, его будут гнобить до бесконечности, именно за его русский взгляд.Я тут писала комментарий, собственно состоящий только из двух цитат из Чубайса. О Солженицыне и о Ф.М Достоевском. Такая лакмусовая бумажечка. Редакция посчитала нужным его не пропустить.( Для меня загадка:почему?). Ну, если желаете, погуглите сами. Дифирамбы одному ( Солженицыну, разумеется) и лютая ненависть к другому. Это я к Вашему высказыванию о какой-то там критике Солженицыным либеральной жидовской идеологии. Именно ее-то мы в полной мере и получили, в том числе и стараниями АИС. С его "русским взглядом".Как говорил Достоевский: Русский человек - это православный человек,русский народ -это православный народ -вот и весь русский взгляд любого нормального русского человека, поэтому когда пришла перестройка, Солженицын быстро понял, что это эволюция той же деструктивной секты, которая захватила власть 100 лет назад, в его книге Россия в обвале это написано достаточно прозрачноПочему Чубайс хулил Достоевского? По той же причине, что и Ленин - ненавидел Православие. Почему хвалил Солженицына? Солженицын справедливо критиковал богоборческий режим как и многие православные, но согласно марксисткой идеологии, вслед за гибелью православной государственности, "отомрёт" некогда и государство богоборческое, оставив мировой истории уникальный мировой порядок, который и будет "тысячелетним царством" - царством Антихриста, сталинская, а на самом деле масонская придумка мимикрии марксизма к национальным особенностям народа сейчас особенно в модеКогда человек не может прямо и просто выразить свои мысли, а пытается затуманить их до предела, то в споре это означает его полное безсилие, уж простите.Тоталитарная оккультно-талмудическая секта, основанная на масонстве не может быть простой, она сложная и представление о революции о ней сложное - туда только попасть очень просто, а вот выпутаться обратно на свет Божий - очень сложно!Я не про секту. Я про Вас.Я-русский, я про Чубайса выразил своё мнение, простите, если не достаточно просто, а про туман, может это прояснит:http://aquarium.kroo...man-Nad-Yantszy.html

А, благодарю, ссылочка и вправду все прояснила. Теперь понятно, откуда такая взвесь.

56. Ответ на 54., Алёша:

петуха пустила.

А вот тут Вы злого духа пустили.
Lucia / 28.11.2018, 18:12

55. Ответ на 50., Галина Старикова:

Хоть пуп надорвите - Солженицына будут читать и верить ему. Вам застит глаза ненависть к Советскому Союзу. Не к строю даже, а ко всей стране, это очень горько. Ведь Солженицын приложил руку не к свержению строя коммунистического, а ко всем тем жертвам перестройки, которые случились после . Думаете их было меньше, чем в его "шедеврах"? Ничуть. Кабы не больше! Ежели он пророк, как тут его поклонники утверждают, как же не предвидел? А читать его не будут, зря Вы выдаете желаемое за действительное, да, впрочем, и не читают уже. Я говорю о большинстве читающего населения, а не о тех, кто озабочен своими антисоветскими комплексами. Эти читать будут, и детей своих по этим "учебникам" учить будут, как жили в СССР. Но тут уж что сделаешь, одна надежда - вырастут , разберутся с Божией Помощью.Именно, за критику либеральной жидовской идеологии, а конкретно марксизма его и полощут, он же не только доперестроечный марксизм критиковал, но и послеперестроечный и даже дореволюционный - поэтому он заказан трижды - и сталинистами и троцкистами и той частью жидовства, которая видит антисемитизм в его критике на традиционные русофобские взгляды либерального жидовства до революции, а так эта публика богата до безобразия, его будут гнобить до бесконечности, именно за его русский взгляд.Я тут писала комментарий, собственно состоящий только из двух цитат из Чубайса. О Солженицыне и о Ф.М Достоевском. Такая лакмусовая бумажечка. Редакция посчитала нужным его не пропустить.( Для меня загадка:почему?). Ну, если желаете, погуглите сами. Дифирамбы одному ( Солженицыну, разумеется) и лютая ненависть к другому. Это я к Вашему высказыванию о какой-то там критике Солженицыным либеральной жидовской идеологии. Именно ее-то мы в полной мере и получили, в том числе и стараниями АИС. С его "русским взглядом".Как говорил Достоевский: Русский человек - это православный человек,русский народ -это православный народ -вот и весь русский взгляд любого нормального русского человека, поэтому когда пришла перестройка, Солженицын быстро понял, что это эволюция той же деструктивной секты, которая захватила власть 100 лет назад, в его книге Россия в обвале это написано достаточно прозрачноПочему Чубайс хулил Достоевского? По той же причине, что и Ленин - ненавидел Православие. Почему хвалил Солженицына? Солженицын справедливо критиковал богоборческий режим как и многие православные, но согласно марксисткой идеологии, вслед за гибелью православной государственности, "отомрёт" некогда и государство богоборческое, оставив мировой истории уникальный мировой порядок, который и будет "тысячелетним царством" - царством Антихриста, сталинская, а на самом деле масонская придумка мимикрии марксизма к национальным особенностям народа сейчас особенно в модеКогда человек не может прямо и просто выразить свои мысли, а пытается затуманить их до предела, то в споре это означает его полное безсилие, уж простите.Тоталитарная оккультно-талмудическая секта, основанная на масонстве не может быть простой, она сложная и представление о революции о ней сложное - туда только попасть очень просто, а вот выпутаться обратно на свет Божий - очень сложно!Я не про секту. Я про Вас.

Я-русский, я про Чубайса выразил своё мнение, простите, если не достаточно просто, а про туман, может это прояснит:http://aquarium.kroogi.com/en/content/3457533-Tuman-Nad-Yantszy.html
Vladislav / 28.11.2018, 18:00

54. Ответ на 17., Наталия 2016:

Хоть пуп надорвите - Солженицына будут читать и верить ему.Кто?

Люся права в том плане, что будут читать. Как минимум, школьники ибо его произведения есть в школьной программе. А вот насчёт верить это она, конечно, петуха пустила. Кто-то будет, а кто-то и не будет. Детишки-то все разные, не на конвейере сделанные с люсиной матрицы. Так что будут у них совершенно разные мнения о творчестве Александр Исаича, заслуживает оно веры или нет.
Алёша / 28.11.2018, 16:59

53. Галина Старикова

Ньютон вот тоже алхимией занимался, так и его нужно из школьной программы выкинуть за оккультизм. Так такую школу уже проще закрыть, а чему там детей учить? Достоевскому? Солженицын впервую очередь за права человека боролся, чтобы людей не держали как скот во всяких ГУЛАГах. Жертвы перестройки? Только в Кремниевой долине в США работает 350 000 российских специалистов. Вот такие жертвы. А пьяницы так и так бы погибли.
СТРОИТЕЛЬ / 28.11.2018, 16:31

52. Ответ на 50., Lucia:

Но вопрос остался открытым.Знаете, есть такие люди, ходят, открыв рот и ничего не понимают.

Есть, знаю таких.

51. Ответ на 48., Галина Старикова:

Но вопрос остался открытым.

Знаете, есть такие люди, ходят, открыв рот и ничего не понимают.
Lucia / 28.11.2018, 14:34

50. Ответ на 47., Vladislav:

Хоть пуп надорвите - Солженицына будут читать и верить ему. Вам застит глаза ненависть к Советскому Союзу. Не к строю даже, а ко всей стране, это очень горько. Ведь Солженицын приложил руку не к свержению строя коммунистического, а ко всем тем жертвам перестройки, которые случились после . Думаете их было меньше, чем в его "шедеврах"? Ничуть. Кабы не больше! Ежели он пророк, как тут его поклонники утверждают, как же не предвидел? А читать его не будут, зря Вы выдаете желаемое за действительное, да, впрочем, и не читают уже. Я говорю о большинстве читающего населения, а не о тех, кто озабочен своими антисоветскими комплексами. Эти читать будут, и детей своих по этим "учебникам" учить будут, как жили в СССР. Но тут уж что сделаешь, одна надежда - вырастут , разберутся с Божией Помощью.Именно, за критику либеральной жидовской идеологии, а конкретно марксизма его и полощут, он же не только доперестроечный марксизм критиковал, но и послеперестроечный и даже дореволюционный - поэтому он заказан трижды - и сталинистами и троцкистами и той частью жидовства, которая видит антисемитизм в его критике на традиционные русофобские взгляды либерального жидовства до революции, а так эта публика богата до безобразия, его будут гнобить до бесконечности, именно за его русский взгляд.Я тут писала комментарий, собственно состоящий только из двух цитат из Чубайса. О Солженицыне и о Ф.М Достоевском. Такая лакмусовая бумажечка. Редакция посчитала нужным его не пропустить.( Для меня загадка:почему?). Ну, если желаете, погуглите сами. Дифирамбы одному ( Солженицыну, разумеется) и лютая ненависть к другому. Это я к Вашему высказыванию о какой-то там критике Солженицыным либеральной жидовской идеологии. Именно ее-то мы в полной мере и получили, в том числе и стараниями АИС. С его "русским взглядом".Как говорил Достоевский: Русский человек - это православный человек,русский народ -это православный народ -вот и весь русский взгляд любого нормального русского человека, поэтому когда пришла перестройка, Солженицын быстро понял, что это эволюция той же деструктивной секты, которая захватила власть 100 лет назад, в его книге Россия в обвале это написано достаточно прозрачноПочему Чубайс хулил Достоевского? По той же причине, что и Ленин - ненавидел Православие. Почему хвалил Солженицына? Солженицын справедливо критиковал богоборческий режим как и многие православные, но согласно марксисткой идеологии, вслед за гибелью православной государственности, "отомрёт" некогда и государство богоборческое, оставив мировой истории уникальный мировой порядок, который и будет "тысячелетним царством" - царством Антихриста, сталинская, а на самом деле масонская придумка мимикрии марксизма к национальным особенностям народа сейчас особенно в модеКогда человек не может прямо и просто выразить свои мысли, а пытается затуманить их до предела, то в споре это означает его полное безсилие, уж простите.Тоталитарная оккультно-талмудическая секта, основанная на масонстве не может быть простой, она сложная и представление о революции о ней сложное - туда только попасть очень просто, а вот выпутаться обратно на свет Божий - очень сложно!

Я не про секту. Я про Вас.

49. Ответ на 46., Lucia:

О Солженицыне и о Ф.М Достоевском. Такая лакмусовая бумажечка.Чубайс - мера всех вещей? Круто.Я писала не о мере всех вещей, а о лакмусовой бумажечке. Бросьте Вы эти литературные штучки все преувеличивать и передергивать, когда ответа не находится. Хотя, пожалуй, в данном конкретном случае и соглашусь, что именно чубайсовкое мнение и определяет меру вещей. Кто есть кто. И кто есть с кем.Очень глупо, что Вы так считаете. Говорят, Чубайс любит Моцарта. Я в отчаянии - как же быть теперь.

Да просто. Вы же умная, чего ж не воспользуетесь своим преимуществом? Только по существу вопроса желательно ответить, а не по-жидовски. По-жидовски - это не умно, это лукаво. Впрочем, если Вы в затруднении, то давайте на этом и остановимся.

48. Ответ на 45., Lucia:

Не к строю даже, а ко всей стране, это очень горькоНе врите. Что за глупое поведение. Лучше свои глаза протрите.А по существу есть что-нибудь? А у Вас?Ну, конечно, только для того, чтобы это увидеть, надо прочитать весь комментарий, а не только ту фразу, которая задела лично Вас за живое. Я этого, впрочем, не хотела, простите. Хотела услышать Ваше мнение по поводу причастности Вашего кумира к жертвам перестройки. Ведь не станете же Вы отрицать, что человек, подкладывая бомбу под здание не отвечает за погибших в нем людей? Или станете?Социализм повинен в гибели людей, это точно. но вы их не любите. Люди, которые были уничтожены ради торжества социализма, не заслуживают жалости и не рассматриваются.Как это не рассматриваются?! С чего Вы это взяли? Новомучеников, исповедников почитаю глубоко, прошу их молитв о себе , грешной. За всех от безбожных властей пострадавших, в том числе и своих сродников молюсь о упокоении. А вот Вы не ответили прямо на мой вопрос : считаете ли Вы Солженицына ответственным за жертвы перестройки к коей он приложил свой писательский труд немало? жертвы перестройки - те же жертвы СССР.

Вот ловко! И, как с гуся вода. Я в восхищении от Вашей изворотливости. Но вопрос остался открытым.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Андреевич Горбатов
Анатомия бюрократического идиотизма и чиновного бездушия
Какие уроки следует извлечь нам из поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов
31.01.2019
В угаре информационного блуда
Штурманы будущей смуты и некоторые представители власти готовят почву для недовольства народа
16.01.2019
Не поздно ли причитать и возмущаться?
Единственное, о чем можно вести речь, - о резком, однозначном, не подлежащем никакой реабилитации, осуждении бандеровщины
25.12.2018
Как имена ссорят
О ляпах и провалах конкурса «Великие имена России»
10.12.2018
Цирк, фарс и подвиг
На наших глазах вершится история с украинской автокефалией: одних ждет бесславный конец шутов и имитаторов, а других - стояние за веру
15.11.2018
Все статьи Александр Андреевич Горбатов
Бывший СССР
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
100 лет со дня рождения Александра Солженицына
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
«Осеменяли наших воинов большим количеством антисоветской литературы»
О пребывании во время службы в ВМФ в 1971 году в Копенгагене
27.02.2024
Жить не по лжи
Как я рассказывал сыну-десятикласснику о причинах краха Советского проекта
26.04.2023
Не пора ли успокоиться?
О Солженицыне, власти и отношении к прошлому
23.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31