В субботу, 12 июня, завершила свою работу выставка актуального искусства «Двоесловие/Диалог», сообщает сайт газеты "Татьянин день". Выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог» проходила с 31 мая по 13 июня 2010 года в актовом зале храма святой Татианы при Московском университете. В ней приняли участие девять художников, представившие разноплановые работы - инсталляции, фотопроекты, шрифтовые и живописные композиции.
«Целью проведения выставки было начало конструктивного диалога между Церковью и современными художниками», - говорится в сообщении "Татьянина дня". Портал отмечает, что о выставке высказались глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион, руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, протодиакон Андрей Кураев, проректор Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), игумен Сергий (Рыбко), протоиерей Александр Шаргунов. Показательно, что в сообщении не упоминается о тех многочисленных священнослужителях и общественных деятелях, которые подвергли критике выставку (помимо отцов Тихона (Шевкунова) и Александра Шаргунова). Их мнение было представлено общественности радио "Радонеж" и "Русской народной линией".
Любопытно, что выставка была закрыта ранее запланированного срока. По предположению интернет-портала «Кредо.ру», это сделано из-за «протестов в церковной среде». «Экспонаты выставки современного искусства "Двоесловие/Диалог" в притворе храма св. мученицы Татианы РПЦ МП при Московском государственном университете были неожиданно демонтированы 12 июня, за два дня до официального окончания выставки, анонсированного ее организаторами. Об этом случайно узнали корреспонденты "Портала-Credo.Ru", пришедшие на выставку в воскресенье, 13 июня. Референт настоятеля храма св. Татианы протоиерея Максима Козлова Александра Сопова сообщила корреспонденту Портала, что выставку "свернули по техническим причинам". В храме, окончательно переданном РПЦ МП 15 лет назад, начались реставрационные работы, и по графику именно 13 июня они должны были переместиться в притвор», - сообщает интернет-портал «Кредо.ру».
Между тем, "Татьянин день" ничего не сообщает о протестах, вызванных выставкой «Двоесловие/Диалог». Конечно, если о проблеме не писать, ее как бы и не существует. Однако, православные хорошо знают и по другим изданиям, что экспозиция сразу после своего открытия стала объектом критики со стороны многих священнослужителей и общественных деятелей.
«То направление искусства, которое показано на выставке, является противоположностью того, к чему искусство призвано, оно не уводит человека ввысь, напоминая ему о Боге, о красоте, о смысле бытия, а, наоборот, оно пытается увести его от настоящей жизни и сосредоточить на низменном и пошлом», - заявил, к примеру, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин. По его мнению, «Церкви не следует совместно проводить выставки, вызывающие неоднозначную реакцию в обществе, тем более, недопустимо проводить подобные выставки в храме».
«Когда-то в XIX веке великая святая русская литература перетянула центр духовности из храма в литературные салоны. Именно там, в салонном, великосветском «духовном трёпе» о Боге терялась духовность русского человека. Литературный вечер был важнее Всенощного бдения. Чем все закончилось в 1917 году, помним. Неужели опять на те же грабли и с благими, как всегда, намерениями? Побойтесь Бога, уважаемые организаторы выставки, неужели св. Иоанн Кронштадтский вас ничему не научил?!» - обращается руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов к организаторам кощунственной выставки.
«Просмотрев фотогалерею выставки «Двоесловие» на сайте «Татьянин День», я увидел кощунство в чистом виде», - заявил протоиерей Владимир Переслегин, добавляя, что «необходима четкая квалификация содеянного».
«Когда я в работе «Модернистский соблазн» (вошла в книгу «Как разрушают Церковь») впервые сформулировал мысль о чисто постмодернистском характере проекта «новой миссии», многие стали упрекать меня в «преувеличениях». «Зачем Вы отцеживаете комара, зачем выискиваете несуразности в текстах Кураева?» - говорили критики. Теперь постмодернистское искусство прямо вписывается в храмовое пространство, что доказывает, что никакого «перебора» в моих построениях не было. Если что и было, то как раз «недобор», излишняя осторожность», - пишет старший научный сотрудник ИРСИ РАН, член Центрального совета Союза православных граждан Владимир Семенко.
«Перед нами мерзкая харя нового большевизма, более замаскированного и изощренного, чем в 20-е и 30-е годы, выступающего под видом "свободы без границ". В печати все наглее и откровеннее появляются насмешки и клеветы на Церковь. Все чаще совершаются убийства священников и монахов. Сейчас сатанисты еще не имеют прямой власти делать то, что они хотят. Подобными акциями они стремятся все дальше расширить границы дозволенного. Подобно наглым хулиганам, которые при отсутствии отпора терроризируют целые районы и города. Пока они еще не взяли в свои руки все рычаги, им еще можно противодействовать», - предостерег протоиерей Александр Шаргунов.
«После таких инсталляций можно легально проводить любые самые чудовищные кощуны и богохульства, сопровождая евангельскими цитатами - их уже оправдала университетская выставка и подала пример преступникам. Сказать «позор» - ничего не сказать. Произошли несоизмеримые степени беды в нашей Церкви», - считает клирик храма свт. Николая в Пыжах (Москва) диакон Михаил Люкшин.
«Я не вижу здесь никакой победы, а, наоборот, вижу поражение. Художники остались при своём непонимании Церкви, при своей нечистоте смыслов, при своем попрании канонов красоты, а Церковь гостеприимно приняла всё это в свой притвор. Не дай Бог, если далее будет осквернено основное пространство храма, а затем и алтарь», - предостерег историк Церкви, доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик. «Я уже высказывался относительно, так сказать, художественного уровня этой выставки. Беседы с представителями Санкт-Петербургского Союза художников Константином Кирилловичем Ивановым, Борисом Михайловичем Сергеевым, Юрием Георгиевичем Джебраиловым только укрепили меня, что это не искусство, что это издевательство и пародия на искусство, что это кощунство над Святой Православной Верой и издевательство над Россией, которую авторы силятся представить именно таковой, и создается впечатление, что авторы, носители в части своей нерусских фамилий, ведут себя, как лермонтовский герой», - заявил отец Владимир.
«Что же касается выставки современного искусства в притворе храма святой Татианы «Двоесловие/Диалог», то как можно было в храме, святом для нас месте, где отпевали Гоголя, через который прошло много ученых и студентов, экспонировать работы людей, которые некогда участвовали в кощунственной, похабной выставке против Христа, Православия и России?» - недоумевал секретарь Правления Союза писателей России Владимир Крупин.
"Я сам по профессии искусствовед и глубоко убежден, что так называемое актуальное искусство - следующая ступень постмодернизма - глубоко антихристианское. Это новая ступень дехристианизации искусства, а, следовательно, его деградации", - считает известный русский поэт и искусствовед Юрий Кублановский.
Со своей стороны, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН д. филолог. наук, профессор Всеволод Троицкий отметил, что «в храме не место даже истинному мирскому искусству». Ученый считает неуместным в притворе храма «подобного устроения: в сущности, это осквернение храма, покушение на святыни».
«Когда я услышал о выставке в притворе храма мч. Татианы, а затем увидел т.н. «произведения искусства» созданные современными «актуальными» художниками, то испытал чувство омерзения и невероятной печали. Признаюсь, одно время даже на грани уныния», - признался обозреватель радио "Радонеж", иконописец Виктор Саулкин.
Другой сотрудник радио "Радонеж" Николай Бульчук обратил внимание на то, что «о. Максим никогда с «новыми миссионерами» не давал себя повода сравнивать. Потому и были мы так неприятно удивлены этой выставкой. Сегодня под предлогом миссии в церковную жизнь пытаются протащить порой такое, что диву даешься».
Теперь, по прошествии времени, становится понятным, что эта выставка была своего рода проверкой православной общественности – есть ли она, способна ли дать отпор подобным провокационным действиям. Проверили, убедились, что еще существует и не утратила способности к консолидации. И в этом смысле можно уверенно констатировать, что выставка провалилась. Все увидели консолидированный отпор проискам церковных и светских неформалов со стороны духовенства и авторитетных мирян Русской Православной Церкви. Площадку для выступлений, как и в прежние времена, им предоставили радио «Радонеж» и «Русская народная линия». В итоге организаторы выставки и их группа поддержки вынуждены была оправдываться, объяснять чистоту своих намерений и пр. А это – верное свидетельство их поражения, хотя они и пытаются изображать хорошую мину. Ну что ж, очередная атака на Церковь отражена. И слава Богу.