5 лет воссоединения

Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)  Епископ Савва (Тутунов)  Протоиерей Николай Балашов 
0
18.05.2012 320
17 мая 2012 года отмечается пятилетие воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, которое состоялось в 2007 году. Журнал «Фома» попросил участников тех торжественных событий поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями.

Архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии

Это должно было случиться

В дни подписания Акта о каноническом общении я состоял в оргкомитете и постоянно сопровождал делегацию Русской Зарубежной Церкви. Поэтому трудно говорить о впечатлениях от тех дней: это был период крайнего напряжения сил, за суетой было непросто анализировать. Сейчас же ретроспективно глядя на это могу сказать лишь одно: это должно было произойти и произошло. И слава Богу.

Думаю, главным положительным итогом объединения стала сама возможность вместе причащаться, служить, общаться, вместе участвовать в церковных таинствах и мероприятиях, не задумываясь, «А можно ли?», «А какой тайный замысел моего соседа?» Замечательно и то, что на территории России уже больше нет «параллельных» юрисдикций.

Сегодня в первую очередь, стоит продолжать развивать взаимодействие между приходами и епархиями в Дальнем Зарубежье: теми, которые неизменно находились под омофором Патриарха Московского и всея Руси и теми, которые под ним не находились начиная с 1920-х годов.

Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Русской Православной Церкви

Порою казалось, что до нашего единства я не доживу...

До того как в 2003 году начался интенсивный диалог о воссоединении, у меня порой были опасения, что до нашего единства я не доживу. Еще лет пятнадцать назад, происшедшее в 2007 году, казалось почти невозможным, так как накал взаимных обвинений был чересчур высок, а пропасть между нами казалась такой глубокой. Трудности, конечно же, были, после семидесяти-то лет жизни врозь...

В нашем разделении было нечто мучительное, а как порой казалось и абсурдное: одна вера, одно наследие, одни и те же дорогие нам истоки - и не можем вместе совершить Божественную Литургию, не можем рядом стоять у престола. И во всяком разговоре, несмотря на искреннюю, поверх всех барьеров, симпатию сквозит неизбежное разделение - «мы» и «они». И вот это все, наконец, позади. Слава Богу! И еще, в нашу Церковь влились люди с несколько иным личным и историческим опытом, и это хорошо. Таким образом, наш опыт, наша жизнь в Церкви стали богаче.

В настоящий момент, главное просто жить - нашей общей теперь церковной жизнью. Может быть, иногда поправляя отдельные шероховатости. В церковно-административном отношении жизнь нашего русского Зарубежья иногда представляется довольно странно устроенной, если на минуту забыть о потрясениях, пережитых Церковью в XX веке - епархии одной и той же Церкви, перекрывающие друг друга, на общем пространстве, иногда, даже возглавляемые архиереями с идентичными титулами. Странно? Да. И Слава Богу, что мы решили воссоединиться прежде, чем будет приведено в полное соответствие с законами канонического права эта, исторически сложившаяся местами, кривизна. Никаких особенных страданий, в отличие от факта разделения, эти неправильности людям не доставляют. Быть чуткими к воле Божией, слышать, что Дух говорит Церквам намного важнее, чем привести жизнь в соответствие с учебником.

Мое личное переживание - это счастье, ведь вообще-то работа на поле церковной дипломатии редко бывает связана с чувствами глубокого удовлетворения. Ведь ее основная задача - просто поддержание текущей жизни Церкви и, очень часто, отражение определенных вызовов или угроз. В ней много рутинного и немало разочарований. Пожалуй, это был самый солнечный день за весь период моей церковно-бюрократической деятельности.

Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Московской епархии.

Былые страхи не оправдались

Разделение Церквей мне пришлось пережить на личностном уровне, и я помню, как много было переживаний о том, что процесс воссоединения может сорваться. Тогда, на этапе переговоров, было видно, что между представителями Церквей - большая пропасть именно в личностных неприятиях. Споры о сергианстве, об экуменизме... Когда я видел это, мне было действительно страшно, что мы можем погрязнуть в спорах. Слава Богу, вырулили. Господь смирил сердца людей по обе стороны. Ведь при изучении документов Зарубежной Церкви и Московского Патриархата было очевидно, что вероучительной разницы между ними нет.

Конечно, многие переживания, в том числе и личные, продолжаются до сегодняшнего дня. Было неожиданно и немного боязно, когда меня титуловали епископом Домодедовским и викарием Святейшего Патриарха. Был испуг, что придется бросить родной город, приход, ехать сюда. Но все образовалось, и эти 5 лет я служил у себя в родном городе, на приходе в восстановленном храме.

А еще есть великая скорбь за тех, кто не поддержал воссоединение. Среди них есть и те, кого я рукополагал, на кого возлагал пастырские надежды. Сам будучи в Зарубежной Церкви, я доказывал, что Зарубежная Церковь - это не раскол. Это то разделение, которое нам устроила советская власть. И продолжать поддерживать его - все равно, что укреплять «достижения» советской власти в отношении борьбы с Церковью.

То, что пугали, стращали: вот, Патриархии только б зацепиться - и сразу же «снимут» всех священников на территории России и за рубежом, закроют приходы, принадлежавшие Зарубежной Церкви, все храмы поотбирают, - ничего подобного нигде не произошло.

Процесс объединения безболезненно и естественно начал развиваться, став за пять лет просто фактом нашей церковной жизни, ее реальностью. В моем родном городе Ишиме (Тюменская область) с 1945 года существовало два прихода. Это было чудо для Сибири. Когда я перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей, в городе открыли еще один, Богоявленский собор. После объединения храмы поменялись паствой: люди стали ходить в тот храм, в которой им удобнее по месту жительства. У нас храм большой, поэтому паства увеличилась. Пришлось в чем-то менять порядок приходской жизни, но никто не пенял новым прихожанам, утверждая, что они «пришли со своими привычками».

Для меня восстановление единства Церкви - это то, что должно было произойти. Разделение было противоестественным. Если разложить по полочкам, в разъединении - корень антихристианства. И потому я считаю самым удивительным в моей жизни, что я какой-то малой частью поспособствовал тому, что исполнилась заповедь Христа, заповедь единства Церкви на земле. Недаром апостол Павел назвал Церковь Невестой Христовой. Ни у кого не может быть права создавать новую Невесту...

Поэтому всем нам нужно искать вместе пути, чтобы в нашей общей церковной ограде было меньше соблазна для внешних, чтобы было больше взаимопонимания между паствой и духовенством. То есть - продолжать созидательную церковную жизнь.

Справка

Разделение Русской Православной Церкви произошло после революционных событий 1917 и Гражданской войны 1920-ых годов. После этого на долгие десятилетия Русская Православная Церковь по сути была разделена на две независимые части с параллельной юрисдикцией. Только в конце 80-ых годов XX века стали появляться первые реальные попытки воссоединения. Однако предстоял еще долгий подготовительный период. Подписание Акта о воссоединении двух ветвей Русской Православной Церкви состоялось в храме Христа Спасителя в Москве 17 мая 2007 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. В результате подписания этого документа произошло окончательное воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом.

Фото с сайта Патриархия.ру

Автор: МИЛОВ Сергей, ГОЛОВКО Оксана

http://www.foma.ru/article/index.php?news=7522
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Все статьи Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Епископ Савва (Тутунов)
Все статьи Епископ Савва (Тутунов)
Протоиерей Николай Балашов
РПЦ: Святые Лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов
26.10.2018
Все статьи Протоиерей Николай Балашов
Последние комментарии
«В России разум начал побеждать маразм»
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 00:59
Кто защитит человека?
Новый комментарий от Наталия 2016
25.11.2021 22:51
Пора реабилитировать Императора Петра Великого
Новый комментарий от С. Югов
25.11.2021 21:28
Вспоминая украденный праздник
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2021 20:57