5 лет воссоединения

Новости Москвы 
0
619
Время на чтение 6 минут
17 мая 2012 года отмечается пятилетие воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, которое состоялось в 2007 году. Журнал «Фома» попросил участников тех торжественных событий поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями.

 

 

 

Архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии

 Это должно было случиться

 В дни подписания Акта о каноническом общении я состоял в оргкомитете и постоянно сопровождал делегацию Русской Зарубежной Церкви. Поэтому трудно говорить о впечатлениях от тех дней: это был период крайнего напряжения сил, за суетой было непросто анализировать. Сейчас же ретроспективно глядя на это могу сказать лишь одно: это должно было произойти и произошло. И слава Богу.

Думаю, главным положительным итогом объединения стала сама возможность вместе причащаться, служить, общаться, вместе участвовать в церковных таинствах и мероприятиях, не задумываясь, «А можно ли?», «А какой тайный замысел моего соседа?» Замечательно и то, что на территории России уже больше нет «параллельных» юрисдикций.

Сегодня в первую очередь, стоит продолжать развивать взаимодействие между приходами и епархиями в Дальнем Зарубежье: теми, которые неизменно находились под омофором Патриарха Московского и всея Руси и теми, которые под ним не находились начиная с 1920-х годов. 

Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Русской Православной Церкви

 Порою казалось, что до нашего единства я не доживу...

До того как в 2003 году начался интенсивный диалог о воссоединении, у меня порой были опасения, что до нашего единства я не доживу. Еще лет пятнадцать назад, происшедшее в 2007 году, казалось почти невозможным, так как накал взаимных обвинений был чересчур высок, а пропасть между нами казалась такой глубокой. Трудности, конечно же, были, после семидесяти-то лет жизни врозь...

В нашем разделении было нечто мучительное, а как порой казалось и абсурдное: одна вера, одно наследие, одни и те же дорогие нам истоки - и не можем вместе совершить Божественную Литургию, не можем рядом стоять у престола. И во всяком разговоре, несмотря на искреннюю, поверх всех барьеров, симпатию сквозит неизбежное разделение - «мы» и «они». И вот это все, наконец, позади. Слава Богу! И еще, в нашу Церковь влились люди с несколько иным личным и историческим опытом, и это хорошо. Таким образом, наш опыт, наша жизнь в Церкви стали богаче.

В настоящий момент, главное просто жить - нашей общей теперь церковной жизнью. Может быть, иногда поправляя отдельные шероховатости. В церковно-административном отношении жизнь нашего русского Зарубежья иногда представляется довольно странно устроенной, если на минуту забыть о потрясениях, пережитых Церковью в XX веке - епархии одной и той же Церкви, перекрывающие друг друга, на общем пространстве, иногда, даже возглавляемые архиереями с идентичными титулами. Странно? Да. И Слава Богу, что мы решили воссоединиться прежде, чем будет приведено в полное соответствие с законами канонического права эта, исторически сложившаяся местами, кривизна. Никаких особенных страданий, в отличие от факта разделения, эти неправильности людям не доставляют. Быть чуткими к воле Божией, слышать, что Дух говорит Церквам намного важнее, чем привести жизнь в соответствие с учебником.

Мое личное переживание - это счастье, ведь вообще-то работа на поле церковной дипломатии редко бывает связана с чувствами глубокого удовлетворения. Ведь ее основная задача - просто поддержание текущей жизни Церкви и, очень часто, отражение определенных вызовов или угроз. В ней много рутинного и немало разочарований. Пожалуй, это был самый солнечный день за весь период моей церковно-бюрократической деятельности.  

 Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Московской епархии.

 Былые страхи не оправдались

 Разделение Церквей мне пришлось пережить на личностном уровне, и я помню, как много было переживаний о том, что процесс воссоединения может сорваться. Тогда, на этапе переговоров, было видно, что между представителями Церквей - большая пропасть именно в личностных неприятиях. Споры о сергианстве, об экуменизме... Когда я видел это, мне было действительно страшно, что мы можем погрязнуть в спорах. Слава Богу, вырулили. Господь смирил сердца людей по обе стороны. Ведь при изучении документов Зарубежной Церкви и Московского Патриархата было очевидно, что вероучительной разницы между ними нет.

Конечно, многие переживания, в том числе и личные, продолжаются до сегодняшнего дня. Было неожиданно и немного боязно, когда меня титуловали епископом Домодедовским и викарием Святейшего Патриарха. Был испуг, что придется бросить родной город, приход, ехать сюда. Но все образовалось, и эти 5 лет я служил у себя в родном городе, на приходе в восстановленном храме.

А еще есть великая скорбь за тех, кто не поддержал воссоединение. Среди них есть и те, кого я рукополагал, на кого возлагал пастырские надежды. Сам будучи в Зарубежной Церкви, я доказывал, что Зарубежная Церковь - это не раскол. Это то разделение, которое нам устроила советская власть. И продолжать поддерживать его - все равно, что укреплять «достижения» советской власти в отношении борьбы с Церковью.

То, что пугали, стращали: вот, Патриархии только б зацепиться - и сразу же «снимут» всех священников на территории России и за рубежом, закроют приходы, принадлежавшие Зарубежной Церкви, все храмы поотбирают, - ничего подобного нигде не произошло.

Процесс объединения безболезненно и естественно начал развиваться, став за пять лет просто фактом нашей церковной жизни, ее реальностью. В моем родном городе Ишиме (Тюменская область) с 1945 года существовало два прихода. Это было чудо для Сибири. Когда я перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей, в городе открыли еще один, Богоявленский собор. После объединения храмы поменялись паствой: люди стали ходить в тот храм, в которой им удобнее по месту жительства. У нас  храм большой, поэтому паства увеличилась. Пришлось в чем-то менять порядок приходской жизни, но никто не пенял новым прихожанам, утверждая, что они «пришли со своими привычками».

Для меня восстановление единства Церкви - это то, что должно было произойти. Разделение было противоестественным. Если разложить по полочкам, в разъединении - корень антихристианства. И потому я считаю самым удивительным в моей жизни, что я какой-то малой частью поспособствовал тому, что исполнилась заповедь Христа, заповедь единства Церкви на земле. Недаром апостол Павел назвал Церковь Невестой Христовой. Ни у кого не может быть права создавать новую Невесту...

Поэтому всем нам нужно искать вместе пути, чтобы в нашей общей церковной ограде было меньше соблазна для внешних, чтобы было больше взаимопонимания между паствой и духовенством. То есть - продолжать созидательную церковную жизнь.

Справка

Разделение Русской Православной Церкви произошло после революционных событий 1917 и Гражданской войны 1920-ых годов. После этого на долгие десятилетия Русская Православная Церковь по сути была разделена на две независимые части с параллельной юрисдикцией. Только в конце 80-ых годов XX века стали появляться первые реальные попытки воссоединения. Однако предстоял еще долгий подготовительный период. Подписание Акта о воссоединении двух ветвей Русской Православной Церкви состоялось в храме Христа Спасителя в Москве 17 мая 2007 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром. В результате подписания этого документа произошло окончательное воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Зарубежом. 

Фото с сайта Патриархия.ру


http://www.foma.ru/article/index.php?news=7522
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Все статьи Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин)
Епископ Савва (Тутунов)
Все статьи Епископ Савва (Тутунов)
Протоиерей Николай Балашов
РПЦ: Святые Лавры принадлежат законной Украинской церкви, ее имя - тоже
Напряженную религиозную ситуацию на Украине и заявления главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко о лишении законной православной церкви на Украине ее собственного имени "РГ" комментирует заместитель главы отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов
26.10.2018
Все статьи Протоиерей Николай Балашов
Новости Москвы
«Кузькина мать» в Прокшино
Очередная массовая драка «тожероссиян» в Москве: мигранты вновь показали москвичам, что готовы «отжать» улицы
31.10.2025
«Такие люди рождаются раз в сто лет»
Светлой памяти В.М.Клыкова (19.10.1939 — 2.06.2006)
19.10.2025
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 12:01
Золото передай, а не медные монеты
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 11:41
«Бред сумасшедшего», реализуемый официальной доктриной
Новый комментарий от Человек
25.12.2025 11:22
О детской литературе в России
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2025 08:50
Новый год и пляски на гробах
Новый комментарий от учитель
25.12.2025 07:32
О ценностно-смысловых линиях
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.12.2025 06:31